• Преподавателю
  • Физика
  • Рабочая программа по предмету физика для специальности Механообработка, КИП и автоматика в машиностроении

Рабочая программа по предмету физика для специальности Механообработка, КИП и автоматика в машиностроении

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі

Министерство образования и науки Республики Казахстан


Павлодар облысы әкімдігі, Павлодар облысы білім беру басқармасының

«Павлодар түсті металлургия колледжі»

коммуналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпорны


Коммунальное государственное казённое предприятие

«Павлодарский колледж цветной металлургии»

Управления образования Павлодарской области,

акимата Павлодарской области


БЕКIТЕМIН/ УТВЕРЖДАЮ:

Басшының орынбасары/

Заместитель руководителя

__________Агеева Н. В.

«__» _______ 2015 ж/г.

ЖҰМЫС БАҒДАРЛАМАСЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Пәні бойынша «Физика және астрономия»

по предмету «Физика и астрономия»

Пәнге арналған сағат саны/общее количество часов на предмет 158

Мамандық коды: 1013000 «Механикалық өңдеу, өлшеу - бақылау құралдары және машинажасауда автоматика»

Код специальности: 1013000 «Механообработка, контрольно-измерительные приборы и автоматика в машиностроении»

Қазақстан Республикасының мемлекеттік жалпы міндетті білім беру стандарттарына сәйкес жасалды

Составлена в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования РК

Әзірлеген/разработал: Исенова Мадина Жаксылыковна_/____________

(Тегі, аты, әкесінің/ФИО) (колы/подпись)

П Циклдік әдістемелік комиссияның

отырысында қарастырылған

« «___» _____20__ ж.

__ ___ № хаттама

К ________________төрағасы

Рассмотрено цикловой методической комиссией

«__» _________20__ г.

Протокол №______

Председатель ______________


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данна рабочая программа разработана в соотвествии с типовой учебной программой по предмету «Физика и астрономия» на базе основного среднего образования разработанной в соответсвии с Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования (ПП РК № 1080 от 23.08.2012 г.)

Физика и астрономия изучает относительно простые и в то же время наиболее общие виды материи (вещество, поле) и физические формы движения материи, входящие в состав более сложных форм. Физическая наука, имеющая дело с наиболее общими, фундаментальными структурными образованиями и свойствами материи, достигла высокой степени организации знания и обладает достаточно развитыми математическими и экспериментальными средствами исследования. Ее представления, результаты, методы исследования и стиль мышления оказывают определяющее воздействие на весь стиль естественнонаучного мышления. Физическая картина мира, представленная как целостная система фундаментальных физических теорий, является доминирующей моделью в формировании мировоззрения и представления учащихся о целостной естественно-научной картине мира.

Физика и астрономия как учебный предмет рассматривает закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего мира, имеет научный, технический и гуманитарный потенциал, является важнейшим компонентом человеческой культуры.

Профильный уровень содержания обеспечивает расширение и углубление общеобразовательной подготовки обучающихся по физике в рамках некоторых профилей на естественно-математическом направлении обучения, а также преемственность со следующим уровнем образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении и области специализации.

Целью курса физики является:

-систематизированное изучение основных физических теорий;

-создание теоретической базы для профессиональных компетенций;

-формирование научного мировоззрения на основе физической картины мира;

- развитие логического мышления и творческих способностей обучающихся.

Задачи учебного предмета:

-формирование знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях и их практических приложениях;

-формирование умений самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять физические явления, а также умений осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников.

С учетом современных воззрений программа предусматривает изу­чение основ физических теорий - ньютоновской и релятивисткой механики, молекулярно-кинетической теории и термодинамики, электро­динамики и электронной теории, волновой, геометрической и квантовой оптики, квантовой механики, физики атома, атомного ядра и элементарных частиц.

В программе представлены астрофизические вопросы. Эти вопросы, играющие большую мировоззренческую роль должны быть изучены в курсе физики. При изучении вопросов астрофизики необходимо обратить внимание на следующие вопросы: использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований, солнечная система, звезды и источники их энергии, современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд, Галактика, пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной, применимость законов физики для объяснения природы космических объектов, красное смещение в спектрах Галактик, современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной, наблюдение и описание движения небесных тел, компьютерное моделирование движения небесных тел.

Содержание учебной программы помогает педагогу вырабатывать у обучающихся умение решать практические задачи на основе физических законов и закономерностей.

Сознательное отношение к изучению физики и астрономии поможет в становлении творческой личности, т.к. этот предмет развивает логическое мышление, формирует у обучающихся эстетическую избирательность, чувство прекрасного, позволяет почувствовать неограниченные возможности человеческого мышления, усиливает познавательную деятельность.

В учебной программе особое место отводится креативным способам и формам работы, рекомендуются разнообразные формы проведения коллективной работы с обсуждением проблемных вопросов, совместные и индивидуальные решения практических задач, разные формы развивающих творческих заданий и проектов, нацеливающих обучающихся на самостоятельную творческую работу и выполнение совместных и индивидуальных оригинальных заданий.

В процессе преподавания важно научить обучающихся применять основные положения науки для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов и установок. Выделение основного материала в каждом разделе курса физики и астрономии помогает педагогу обратить внимание обучающихся на те вопросы, которые они должны глубоко и прочно усвоить. Физический эксперимент является органической частью учебного курса физики и астрономии, важным методом обучения.

Решение основных учебно-воспитательных задач достигается на уроках сочетанием разнообразных форм и методов обучения. Большое значение придается самостоятельной работе обучающихся: самостоятельному повторению и закреплению основного теоретического материала, выполнению лабораторных работ и работ физического практикума, изучению некоторых практических приложений физики и астрономии, когда теория вопроса уже изучена, применению знаний в процессе решения задач, обобщению и систематизации знаний. Следует уделять больше внимания на уроке работе обучающихся с книгой: учебником, справочной литературой и т. п.

Рекомендуется проведение семинаров обобщающего характера, например по таким темам: законы сохранения импульса и энергии и их применение; применение электрического тока в промышленности и сельском хозяйстве; поле и вещество-два вида материи и др.

Решение физических задач должно проводиться в оптимальном сочетании с другими методами обучения. Важное значение придается самостоятельному выполнению обучающимися учебного эксперимента. Число указанных в программе лабораторных работ, как и демонстраций, является обязательным. Проводя физический эксперимент, педагог обязан соблюдать правила техники безопасности.

Важным фактором, способствующим реализации профильного обучения, является возможность применение инновационных средств и методов обучения. Одной из таких методов является метод проектов. Метод проектов предусматривает обязательно наличие проблемы, требующей исследования. Эта определённым образом организованная поисковая, исследовательская, творческая, познавательная деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, предусматривающая не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата определёнными методами, приёмами.

Метод проектов ориентирован на развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения по поводу направления и методов поиска решения проблемы, развитие критического мышления. Метод проектов может использоваться как на уроке (серии уроков) по какой-то наиболее значимой теме, разделу программы, так и во внеклассной деятельности. Исследовательские и творческие работы обучающихся могут быть представлены на исследовательских научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ и т.п.

Современные информационные технологии предоставляют обучающимся широкие возможности для исследовательской и творческой работы в таких областях, как программирование, компьютерное моделирование, компьютерная графика и анимация, Web-дизайн.

Концепция полиязычия реализуется на каждом занятии посредством визуального и вербального компонентов - глоссария основных понятий по теме и при изучении основных разделов предмета - проговаривание терминов.

В соответствии с базисным учебным планом ГОСО РК количество часов в неделю по предмету «Физика и астрономия» составляет:

На 1 курсе - в 1 полугодии 3 часа в неделю, во 2 полугодии 4 часа в неделю, в учебном году 124 часов, из них: аудиторных - 102, лабораторно-практических - 22 часа.

На 2 курсе - в 1 полугодие 34 часа, из них теоретических 26 часов, лабораторных работ - 8 часов.

2. Оқу уақыттың бөлінуі/ Распределение учебного времени

Курс

Сағат саны

Всего часов

Теориялық сабақ/

Теоретич. занятия

Зертханалық сабақ/

Лаборат. занятия

Тәжірибелік сабақ /Практич. занятия

Курстық жобалау

Курсовое проектир.

Бақылау жұмыстың саны

Кол-во контрол. работ

Емтихан/ Экзамены

1сем

2сем

1сем

2сем

1сем

2сем

1сем

2сем

1сем

2сем

1 сем

2 сем

1

124

50

52

6

16



0

0

0

1



2

34

26


8






















3. Пәнді оқыту тақырыптық жоспары/

Тематический план изучения предмета

тарау, тақырып №

№ раздела, темы

Болiмдер мен тақырыптардың атауы

Наименование разделов и тем

МЖББС бойынша сағат саны/

количество часов по ГОСО

Сағат бөлу/

распределение часов

теоретические

лабораторные

практические

1

Механика

8

8

2

Основы молекулярно-кинетической теории

6

4

2

3

Свойство паров

6

4

2

4

Свойство жидкостей

4

4

5

Свойство твёрдых тел

6

6

6

Основы термодинамики

6

6

7

Электростатика

10

10

8

Постоянный электрический ток

18

8

10

9

Электрический ток в различных средах

10

10

10

Электромагнитные явления

12

12

11

Механические колебания и волны. Звук и ультразвук

6

4

2

12

Переменный ток

8

6

2

13

Электромагнитные колебания и волны

6

6

14

Оптика. Основы теории относительности

14

10

4

15

Излучение и спектры. Рентгеновские лучи

4

4

Итого за 1 курс

124

102

22

2 курс


15

Излучение и спектры. Рентгеновские лучи

8

4

4

16

Квантовая физика

12

10

2

17

Физика атомного ядра

6

6

18

Обобщающие сведения по астрономии

8

6

2

2 курс

34

26

8

ВСЕГО

158

128

30


4. Результаты, запланированные в типовой учебной программе

Знать: физическую картину мира; о физических явлениях, понятиях и величинах; смысл физических законов; методы научного познания ; способы получения, хранения, переработки информации; способы взаимодействия с окружающими людьми; основные законы физики; границы их применимости; вклад отечественных и зарубежных учёных; фундаментальные физические опыты и их роль в развитии науки; назначение и принцип действия физических приборов; формулировать проблему; выдвигать гипотезу; смысл понятий: материя, пространство, время, взаимодействие; роль и ответственность человека в сохранении природы;

Уметь: Использовать законы физики при объяснении различных явлений в природе и технике; применять полученные знания для решения задач; приводить примеры практического использования физических явлений; наблюдать природные явления; выдвигать гипотезу; проводить эксперимент; делать выводы на основе экспериментальных данных; поиска информации в интернете; оформлять отчёты о проделанной работе;

Компетентны: работать с приборами и оборудованием современной физической лаборатории; понимать сущность и значение информации; в отборе необходимой информации; видеть проблемы и строить гипотезы; предлагать различные результаты решения проблемы; аргументировано критиковать свои и чужие идеи; в понимании роли естественных наук в современном мире.

5.Компетенции, запланированные в стандарте и образовательной программе

Базовые компетентности

Профессиональные компетенции

1.Формировать основы научного мировоззрения

1.Обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, уметь использовать их на соответствующем уровне.

2.Использовать для понимания окружающего мира методы научного познания.

2.Развивать исследовательскую деятельность.

3.Владеть информационными технологиями, уметь работать со всеми видами информации.

3.понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники.

4.Уметь вступать в коммуникацию.


6. Содержание программы

(всего 158 часов)

Объем учебной нагрузки по предмету «Физика и астрономия» в группе составляет:

1 курс: в 1 семестре - 56 часов по 3 часа в неделю;

во 2 семестре - 68 часов по 4 часа в неделю.

2 курс: в 1 семестре - 34 часа

№ п\п

Наименование разделов и содержание тем

Формируемые знания,умения и навыки

Компетенции

Раздел 1. Механика (8 часов)

Кинематика. Характеристики механического движения. Виды движения. Динамика. законы классической механики. Силы в природе. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая энергия и её виды. Закон сохранения механической энергии. Статика. Момент силы. Условия равновесия твёрдого тела.

Знать:

1. Понятия (модель, гипотеза, принцип, постулат, закон, теория, пространство и время, инерциальная система отсчета, взаимодействие).

2. Величины (перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия);

3. Законы, принципы и постулаты (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии и импульса, Закон Бернулли;

Уметь:

1) пользоваться методами научного исследования;

2) проводить эксперименты, представлять результаты измерений;

3) оценивать погрешности;

4) описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела;

5) применять теоретические знания по физике на практике, решать качественные, графические и расчетные задачи различного уровня сложности;

6) использовать полученные знания, умения и навыки при решении бытовых проблем и в чрезвычайных ситуациях.

БК

ПК

Раздел 2. Основы молекулярно-кинетической теории (4 часа)

Масса и размеры молекул. Основные положения Молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ . межзвёздный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Газовые законы. Изопроцессы и их графики.


Знать:

1. Понятия (вещество, макроскопическая система, молярная масса, идеальный газ).

2. Величины (внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты);

3. Законы, принципы и постулаты: основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики;

Уметь:

1) пользоваться методами научного исследования;

2) проводить эксперименты, представлять результаты измерений;

3) оценивать погрешности;

4) описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение;

5) применять теоретические знания по физике на практике, решать качественные, графические и расчетные задачи различного уровня сложности;

6) использовать полученные знания, умения и навыки при решении бытовых проблем и в чрезвычайных ситуациях.

БК

ПК

Свойства паров (4 часа)

Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Приборы для определения влажности воздуха. Кипение . критическая температура. Критическое состояние вещества.

Знать:

1. Понятия (испарение, конденсация, насыщенный пар, влажность воздуха, кипение, критическая температура).

2. Величины (давление насыщенного пара, относительная влажность воздуха, критическая температура;

3 Уметь:

1) пользоваться методами научного исследования;

2) проводить эксперименты, представлять результаты измерений;

3) оценивать погрешности;

4) описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: определение влажности воздуха в аудитории.

БК

ПК

Свойства жидкостей (4 часа)

Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность. капиллярные явления в быту, природе и технике.

Знать:

1. Понятия (поверхностное натяжение, капиллярность, смачивание).

2. Величины (поверхностное натяжение жидкости) ;

3 Уметь:

1) пользоваться методами научного исследования;

2) проводить эксперименты, представлять результаты измерений;

БК

ПК

Свойства твёрдых тел (6)

Характеристика твёрдых тел. Кристаллы. Анизотропия кристаллов. Механические свойства твёрдых тел. Виды деформаций. упругость, прочность, пластичность, хрупкость. Закон Гука. Плавление и кристаллизация. Внутренне строение Земли и планет.

Знать:

1. Понятия (твёрдое тело, кристаллы, анизотропия, деформация, упругость, прочность, пластичность, хрупкость. Закон Гука. Плавление и кристаллизация.).

2. Величины (сила упругости, коэффициент жёсткости, удлинение) ;

3 Уметь:

применять полученные знания для решения задач; делать выводы на основе экспериментальных данных; поиска информации в интернете.

БК

ПК

Основы термодинамики

(6 часов)

Внутренняя энергия идеального газа. Изменение внутренней энергии. Первое начало термодинамики. Применение первого начала термодинамики к различным тепловым процессам. Адиабатный процесс. Необратимость процессов в природе. Понятие о втором начале термодинамики. Тепловые двигатели.

Знать:

1. Понятия (внутренняя энергия. первое начало термодинамики, изопроцессы, адиабатный процесс, необратимость процессов, тепловые двигатели).

2. Величины (внутренняя энергия, количество теплоты, работа газа и внешних сил, давление, объём,

температура) ;

3 Уметь:

применять полученные знания для решения задач; делать выводы на основе экспериментальных данных; поиска информации в интернете.


Электростатика (10 часов).

Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжённость. Работа, совершаемая силами электрического поля. Потенциал. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроёмкость. Конденсатор. Энергия электрического поля.

Знать:

1. Понятия (точечный заряд, проводники и диэлектрики).

2. Величины (элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила);

3. Законы, принципы и постулаты: закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца;

Уметь:

1) описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; зависимость сопротивления проводников от температуры;

2) применять теоретические знания по физике на практике, решать качественные, графические и расчетные задачи различного уровня сложности;

3) использовать полученные знания, умения и навыки при решении бытовых проблем и в чрезвычайных ситуациях.

Знать:

1. Понятия (электрический ток, проводники и диэлектрики).

2. Величины (сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление);

3. Законы, принципы и постулаты: закон Фарадея (электролиза).

Уметь:

1) пользоваться методами научного исследования;

2) проводить эксперименты, представлять результаты измерений;

3) оценивать погрешности;

4) описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: взаимодействие проводников с током.

БК 1-4

ПК1-3

Постоянный электрический ток (8 часов)

Постоянный электрический ток, сила тока. Электродвижущая сила. Закон Ома. Сопротивление проводника. Электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников. Разветвление цепи. Правила Кирхгофа. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие электрического тока.

Электрический ток в различных средах (10 часов)

Электронная проводимость металлов. электропроводность электролитов. Закон электролиза. Электропроводность газов. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Электрический ток в вакууме. термоэлектронная эмиссия. Электропроводность полупроводников и её зависимость от температуры.

Электромагнитные явления (10 часов).

Магнитное поле. Магнитная индукция. Напряжённость магнитного поля. Магнитная проницаемость среды. Пара-. диа-, ферромагнитные вещества. Магнитные поля прямолинейного тока, кругового тока и соленоида. Магнитный поток. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. действие магнитного поля на движущийся заряд. Закон электромагнитной индукции. самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Знать:

1. Понятия (электрическое и магнитное поле, проводники и диэлектрики).

2. Величины (магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля);

3. Законы, принципы и постулаты: закон электромагнитной индукции;

Уметь:

1) пользоваться методами научного исследования;

2) проводить эксперименты, представлять результаты измерений;

3) оценивать погрешности;

4) описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: действие магнитного поля на проводник с током; электромагнитная индукция.

БК 1-4

ПК-1-3

Механические колебания и волны. Звук и ультразвук (4 часа)

Колебательное движение. Математический маятник. Поперечные и продольные волны. Интерференция и дифракция волн. Природа. Звука. Скорость распространения звука в различных средах. Ультразвук, его природа и свойства.

Знать:

1. Понятия (колебательное движение, математический маятник, поперечные и продольные воны, интерференция и дифракция волн, ультразвук).

2. Величины (период, частота, амплитуда, циклическая частота колебаний, длина волны);

Уметь:

1) пользоваться методами научного исследования;

2) проводить эксперименты, представлять результаты измерений;

3) оценивать погрешности;

4) описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: взаимодействие проводников с током.

БК 1-4

ПК 1-3

Переменный ток ( 6 часов).

Получение переменного тока при равномерном вращении катушки в однородном магнитном поле. Период и частота колебаний. Понятие о генераторах тока. Мгновенное, максимальное и действующее значение ЭДС, напряжение, силы тока. Индуктивность и ёмкость в цепи переменного тока. Трансформаторы. производство, передача и потребление электроэнергии.

Знать:

1. Понятия (переменный ток, генератор тока, ЭДС, напряжение, транформатор);

3. Величины (период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, ЭДС, напряжение, сила тока);

Уметь:

1) пользоваться методами научного исследования;

2) проводить эксперименты, представлять результаты измерений;

3) оценивать погрешности;

4) описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: распространение электромагнитных волн;

5) применять теоретические знания по физике на практике, решать качественные, графические и расчетные задачи различного уровня сложности;

6) использовать полученные знания, умения и навыки при решении бытовых проблем и в чрезвычайных ситуациях.

БК 1-4

ПК1-3

Электромагнитные колебания и волны (6 часов)

Превращение энергии в закрытом колебательном контуре. Токи высокой частоты. Электромагнитное поле и его изменение в пространстве. Энергия электромагнитного поля. Принцип радиосвязи. Современные средства связи.

Знать:

1. Понятия (колебательный контур, электромагнитное поле, энергия электромагнитного поля).

2. Величины (частота, энергия) ;

3 Уметь: применять полученные знания для решения задач; делать выводы на основе экспериментальных данных; поиска информации в интернете.


Оптика. Основы теории относительности (10 часов)

Природа света. распространение света. Законы отражения света. Законы преломления света. Линза и её оптические параметры. Построение изображения в линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Интерференция света. Дифракция света. дифракционная решётка. Понятие о поляризации. Экспериментальные основы теории относительности. Постулаты Эйнштейна.

Знать:

Понятия (корпускулярно-волновой дуализм);

Величины (показатель преломления, оптическая сила линзы);

Законы, принципы и постулаты: законы волновой и геометрической оптики;

Теорию относительности;

Понятия (пространство и время);

Величины (скорость света);

Законы, принципы и постулаты: постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии;

Уметь:

1) пользоваться методами научного исследования;

2) проводить эксперименты, представлять результаты измерений;

3) оценивать погрешности;

4) описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: распространение электромагнитных волн;

5) применять теоретические знания по физике на практике, решать качественные, графические и расчетные задачи различного уровня сложности.

БК 1-7

Излучение и спектры. Рентгеновские лучи (4 часа)

Дисперсия света. Спектры испускания и поглощения. Ультрафиолетовая и инфракрасное части спектра. Рентгеновские лучи, их природа и свойства, применение в науке и технике. Тепловое излучение.



Знать:

1. Понятия (дисперсия света, рентгеновские лучи. Тепловое излучение);

3. Величины (период, частота, амплитуда колебаний, длина волны,);

Уметь:

1) пользоваться методами научного исследования;

2) проводить эксперименты, представлять результаты измерений;

3) оценивать погрешности;

4) описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: распространение электромагнитных волн;

5) применять теоретические знания по физике на практике, решать качественные, графические и расчетные задачи различного уровня сложности.

БК 1-4

2 курс

Излучение и спектры. Рентгеновские лучи (4 часа)

Дисперсия света. Спектры испускания и поглощения. Ультрафиолетовая и инфракрасное части спектра. Рентгеновские лучи, их природа и свойства, применение в науке и технике. Тепловое излучение.

16

Квантовая физика (10 часов).

Давление света. Тепловое действие света. Химическое действие света. Внешний фотоэлектрический эффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Строение атома водорода. Постулаты Бора. Излучение и поглощение энергии атома. Явление люминесценции. Понятие о квантовых генераторах.

Знать:

1. Теории (элементы квантовой физики);

2. Понятия (фотоэффект, Постоянная Планка, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение);

3. Величины (период полураспада);

4. Законы, принципы и постулаты: законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;

Уметь: 1) пользоваться методами научного исследования;

2) описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: фотоэффект; радиоактивность;

3) применять теоретические знания по физике на практике, решать качественные, графические и расчетные задачи различного уровня сложности.

БК 1-4

ПК1-4

17

Физика атомного ядра (6 часов)

Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Состав атомных ядер. Ядерные реакции. Понятие о ядерных силах. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез и условия его существования.

18

Обобщающие сведения по астрономии (6 часов)

Строение вселенной. Образование Солнечной системы. Эволюция и энергия горения звёзд.

Фиксированная контрольная работа

Освоение космоса и космические перспективы

1. Теорию создания вселенной (Большой взрыв);

2. Понятия (планета, явление разбегания планет, звезда, галактика, Вселенная, световой год);

3. Величины (период, частота, амплитуда колебаний, длина волны);

4. Законы, принципы и постулаты: закон Хаббла;

Уметь:

1) использовать полученные знания, умения и навыки при решении задач ориентирования на местности по звездам.

БК 1-4

ПК1-4

7. Перечень лабораторных работ (30 часов).

Лаб. работа №1 «Определение массы воздуха в аудитории» (2 часа)

Лаб. работа № 2 «Измерение влажности воздуха» (2 часа).

Лаб. работа № 3 «Изучение замкнутой электрической цепи» (2 часа)

Лаб. работа № 4 «Определение внутреннего сопротивления электрической цепи» (2 часа).

Лабораторная работа № 5 «Определение удельного сопротивления проводника» (2 часа)

Лабораторная работа № 6. «Проверка законов последовательного и параллельного соединения проводников» (2 часа)

Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости мощности, потребляемой лампой накаливания, от напряжения на её зажимах» (2 часа)

Лабораторная работа № 8. «Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника» (2 часа).

Лабораторная работа № 9. «Изучение устройства и работы трансформатора» (2 часа)

Лаб. работа № 10 «Определение показателя преломления стекла» (2 часа).

Лаб. работа № 11 «Определение длины световой волны с помощью дифракционной решётки» (2 часа).

Лабораторная работа № 12. «Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза»

Лабораторная работа № 13 «Наблюдение спектра испускания различных веществ с помощью спектроскопа»

Лабораторная работа № 14 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Лаб. работа № 15 «Изучение звёздного неба с помощью звёздной карты» (2 часа).

Әдебиет /Литература

1. Типовая учебная программа «Физика и астрономия»/ Алматы, 2015 г.

2. Физика: учебник для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ\ Б. Кронгарт, В. Кем, Н. Койшыбаев. - Алматы: Мектеп, 2014.

3. Физика: учебник для 11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ\ Б. Кронгарт, В. Кем, Н. Койшыбаев. - Алматы: Мектеп, 2011.

4. Гладкова Р.А. Задачи по физике. -М.: М

5. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике



© 2010-2022