Испарение

Цель урока:          Образовательная: Изучить явление – испарение. Выяснить от каких факторов зависит. Объяснить это явление на основе учений о строении вещества. Научить делать самостоятельные выводы на основе проделанных экспериментов.          Развивающая: Развитие речевых навыков, логического мышления ,умений применять знания на практике, умений исследовать.          Воспитательная: 1) Побуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям.   2)Развитие умения работать  в группе,  сотрудничества, умения выслушивать товарища и уважать мнение одноклассников. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация учителя для учащихся:  1 группа - 3 стеклянные пластины, сосуды с жидкостями: вода, спирт, эфир, пипетка 2 группа - 2 стеклянные пластины, сосуд с водой, пипетка, электрическая лампа 3 группа – 2 стеклянные пластины, сосуд с ацетоном, пипетка 4 группа - 2 стеклянные пластины, сосуд со спиртом, веер 5 группа – термометр, шарик которого обёрнут ватой, ацетон
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИспарениеИспарениеИспарениеИспарениеИспарениеИспарениеИспарениеИспарениеТема урока: Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.


Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока:

Образовательная: Изучить явление - испарение. Выяснить от каких факторов зависит. Объяснить это явление на основе учений о строении вещества. Научить делать самостоятельные выводы на основе проделанных экспериментов.

Развивающая: Развитие речевых навыков, логического мышления ,умений применять знания на практике, умений исследовать.

Воспитательная: 1) Побуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям.

2)Развитие умения работать в группе, сотрудничества, умения выслушивать товарища и уважать мнение одноклассников.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация учителя

для учащихся:

  • 1 группа - 3 стеклянные пластины, сосуды с жидкостями: вода, спирт, эфир, пипетка

  • 2 группа - 2 стеклянные пластины, сосуд с водой, пипетка, электрическая лампа

  • 3 группа - 2 стеклянные пластины, сосуд с ацетоном, пипетка

  • 4 группа - 2 стеклянные пластины, сосуд со спиртом, веер

  • 5 группа - термометр, шарик которого обёрнут ватой, ацетон

План урока.

1. Организационный момент 1 минута

2. Актуализация опорных знаний 3 минуты

3. Формулировка темы урока 3 минуты

4. Освоение нового материала 24 минуты

5. Первичная проверка полученных знаний 5 минут

6. Домашнее задание 1 минута

7. Подведение итогов урока (рефлексия) 3 минуты

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель. Добрый день. Я очень рада вас видеть на уроке. Думаю, что он покажется интересным для всех. Давайте поработаем сегодня вместе. Итак, мы будем продолжать изучать тепловые явления, которые имеют огромное значение в жизни человека.


  1. Повторение. (слайд 2)

1. Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?

2.Какая существует связь между скоростью движения молекул и температурой тела?

3.Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия?

4.Какую энергию называют внутренней?

5.Какими способами можно изменить внутреннюю энергию?

6. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

7.Может ли вещество одновременно находиться в трех агрегатных состояниях?

8.Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?

9.. Как называется переход вещества из твердого состояния в жидкое?

4. При каких условиях происходит плавление?

5. Какой процесс называют отвердеванием?

Что будет происходить если температуру воды будем увеличивать выше 80 градусов до 100 гр?

Ученик-вода закипит, количество воды будет уменьшаться если жидкость находится в открытом сосуде , образуется пар


  1. Формулировка темы урокаИспарение

Сегодня наша задача рассмотреть процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное (Слайд 2)Вспомните, где в природе, или в жизни вы встречались с этимипроцессами.

Действительно. Мокрое белье сохнет; вода, разлитая на пол, высыхает. и т.д.

Ваши примеры являются фактами, полученными из наблюдений в природе,

Учитель: Ребята! Я предлагаю вам посмотреть на рисунок и описать явление природы изображенное на нем? (слайды 5, 6)

Выслушиваются рассказы учащихся

Учитель: Да, это явление - круговорот воды в природе. В круговорот вовлечены различные физические процессы: передача тепла, испарение, конденсация, кристаллизация, таяние-плавление, образование осадочных пород. Сегодня мы обсудим физическую суть процессов, которые лежат в основе круговорота воды в природе. Очень часто, наблюдая за привычными для нас явлениями, мы открываем для себя что-то новое. Сегодня мы обсудим вопросы «Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар».

  1. Изучение нового материала

Какой же процесс называется испарением?

Физическая сущность процесса испарения жидкости ( рассказ об этом процессе на молекулярном уровне)

Нарисуем сосуд, который «наполним» жидкостью. Изобразим молекулы этой жидкости в виде шариков. Это молекулярная модель жидкости. Учтем, что молекулы жидкости расположены довольно плотно. Молекулы обладают кинетической и потенциальной энергией. Одинакова ли кинетическая энергия молекул?

- Выясним, каким молекулам легче всего покинуть жидкость?

- Да, тем молекулам, чьи кинетические энергии движения намного больше потенциальных энергий притяжения соседних молекул.

Обобщим: жидкость могут покинуть молекулы, во-первых, находящиеся вблизи поверхности, и во-вторых, кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии притяжения соседних молекул.

Над поверхностью жидкости образуется пар.

Парообразование - явление превращения жидкости в пар.

Испарение - это парообразование, происходящее с поверхности жидкости

Вследствие теплового движения молекул испарение возможно при любой температуре

От каких факторов зависит скорость испарение?

Класс разбить на группы, каждая группа получает задание и отвечает на поставленные вопросы.

1группа: Зависит ли испарение от рода жидкости?

Оборудование: вода, спирт, ацетон, масло, пипетка, салфетка.

Выполнение работы:

1.Капнуть по 1 капле жидкости на салфетку.

2.Пронаблюдайте как происходит испарение.

Вопрос: Какая жидкость испарится быстрее? Почему?

Задачи:1) Почему нельзя хранить бензин ,ацетон в открытых сосудах?

2) В двух одинаковых тарелках поровну налили жирные и постные щи. Какие щи быстрее

остынут? Почему?

2группа: Зависит ли скорость испарения от площади испаряющейся жидкости.

Оборудование: спирт, 2 матовых стекла, пипетка.

Выполнение работы:

1.Возмите 2 матовых стекла, капните по капле спирта.

2.На одном из стекол каплю размажьте.

Вопрос: На каком стекле жидкость испаряется быстрее? Почему?

Задачи: 1) Какие листья растений испаряют больше - крупные или мелкие?

2) Какое явление мы используем при сушке сухофруктов?

3группа:Зависит ли скорость испарения жидкости от температуры?

Оборудование: вода, 2стекла, держатель, спиртовка, спички, пипетка.

Выполнение работы:

1.Возьмите 2 матовых стекла.

2.Капните по капле воды на каждое стекло.

3.Одно стекло с помощью держателя подержите над пламенем спиртовки.

Вопрос: На каком стекле вода испарится быстрее? Почему?

Задачи:1) Почему лужи в солнечный день высыхают быстрее?

2) Почему после покраски автомашины помещают в хорошо прогретое помещение?

4группа: Зависит ли испарение от движения воздуха над ней?

Оборудование: спирт , пипетка, 2салфетки, веер.

Выполнение работы:

1.Возьмите 2 салфетки, капните по капле жидкости.

2.Бумажным веером создайте около одной из салфеток воздушный поток.

Вопрос: На какой из салфеток спирт испарится быстрее? Почему?

Задачи: 1) Почему скошенная трава высохнет быстрее в ветреную погоду, чем в тихую?

2) Почему горячий чай остывает быстрее, если на него дуют?

Работа в группах.

Учащиеся обсуждают поставленные перед ними вопросы, проводят эксперимент, выдвигают свои гипотезы, делают выводы. После проведенных исследований представители групп выступают с отчетом.

Учитель: Записываем выводы: Скорость испарения зависит от рода жидкости, увеличивается с возрастанием температуры жидкости, площади ее свободной поверхности и при наличии ветра (который уносит вылетевшие из жидкости молекулы, не давая им возвращаться в жидкость, поэтому количество жидкости уменьшается).

Испаряются ли твердые тела? Завернуть мыло в бумагу и дать понюхать?

Испаряются твердые тела данный процесс называется сублиминацией.

Теперь рассмотрим процесс испарения в закрытом сосуде:

Насыщенный пар - пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью. Под динамическим равновесием жидкости и пара понимают такое их состояние, когда число молекул, покидающих поверхность жидкости, равно числу молекул пара, возвращающихся за то же время в жидкость. Название «насыщенный» подчеркивает, что в данном объеме при данной температуре не может находиться большее количество пара

Ненасыщенный пар - это пар, не достигший динамического равновесия со своей жидкостью. При данной температуре давление ненасыщенного пара всегда меньше давления насыщенного пара. При наличии над поверхностью жидкости ненасыщенного пара процесс парообразования преобладает над процессом конденсации, и потому жидкости в сосуде с течением времени становится все меньше и меньше (слайд 17)

Первичная проверка знаний. (слайды 19,20)

Вариант 1

  1. Испарение происходит…

А. при любой температуре

Б. при температуре кипения

В. при определенной температуре для каждой жидкости

  1. При увеличении температуры жидкости скорость испарения…

А. уменьшается

Б. увеличивается

В. не изменяется

  1. При наличии ветра испарение происходит...

А. быстрее

Б. медленнее

В. с такой же скоростью, как и при его отсутствии

4. Внутренняя энергия при испарении жидкости...

А. не изменяется

Б. увеличивается

В. уменьшается

5. Какое явление называют конденсацией? Это явление, при котором происходит...

А. испарение не только с поверхности, но и изнутри жидкости

Б. перехода молекул из жидкости в пар

В. перехода молекул из пара в жидкость

Вариант 2

  1. Испарением называют явление...

А. перехода молекул в пар с поверхности и изнутри жидкости

Б. перехода молекул из жидкости в пар

В. перехода молекул из пара в жидкость

  1. Если нет притока энергии к жидкости извне, испарение сопровождается…температуры жидкости.

А. понижением

Б. повышением

  1. При увеличении площади свободной поверхности жидкости скорость испарения…

А. не изменяется

Б. увеличивается

В. уменьшается

  1. При конденсации жидкости происходит…энергии.

А. поглощение

Б. выделение

5. Насыщенный пар - это:

А. максимальное количество пара, которое может содержаться в данном объеме при данных условиях
Б. пар, находящийся в равновесии со своей жидкостью

В. и то, и другое верно

Взаимопроверка результатов.

Проверочный тест.

1. Какие из процессов, при которых происходят агрегатные превращения вещества, названы ошибочно?

А) плавление, кристаллизация В) парообразование, конденсация Б) сублимация, десублимация Г) нагревание, охлаждение

2. Из какого сосуда быстрее испаряется жидкость ( температура жидкости в обоих сосудах одинакова)



1 2

А) Из 1-го Б) Из 2-го В) Из 1-го и 2-го одинаково одинаково

3. При испарении вода охлаждается. Это объясняется тем, что воду покидают частицы…

А) самые медленные В) самые быстрые

Б) самые мелкие Г) самые крупные

4. Что вызовет более тяжелый ожог: стоградусная вода или стоградусный пар?

А. Пар

Б. Вода

В. Различий нет

5. Как изменяется скорость испарения жидкости при повышении температуры?

А. Остается неизменной

Б. Увеличивается

В. Уменьшается

Г. Иногда увеличивается, иногда уменьшается

Д. Не знаю

Ответы

1. Г

2. А

3. В

4. А

5. Б

7. Домашнее задание (слайд 21)

§16

Найти дополнительную информацию о том, какую пользу и вред приносит человеку явления испарение

Для желающих

- Подготовить доклад «О практическом использовании процесса испарения в быту и технике»

- Подготовить презентацию «Роль испарения в мире животных»

6. Итог урока (рефлексия).

Рефлексия  Слайд-34

Учитель. На листах выставьте оценку нашему уроку.

Учитель.

Ребята! Благодарю вас за работу на уроке. До свидания.

Слайд- 35



Анализ урока.

Тема урока : «Испарение. Конденсация.»

Цель урока:

1)Изучить явление - испарение и конденсация. Выяснить от каких факторов они зависят. Объяснить эти явления на основе учений о строении вещества. Научить делать самостоятельные выводы на основе проделанных экспериментов.

2) Развитие умения работать в группе, сотрудничества, умения выслушивать товарища и уважать мнение одноклассников.

3) Развитие речевых навыков, умений применять знания на практике, умений исследовать.

1.Место урока в учебной программе.

Данный урок я проводила в 8 классе при изучении темы «Изменение агрегатных состояний вещества». Он следует за уроками на которых уже вспомнили и повторили :

-Чем отличается то или иное агрегатное состояние вещества.

-Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел.

А так же изучили особенности процессов плавления и отвердевания.

2. Тип урока.

Урок усвоения новых знаний. Основное назначение этого урока - формирование знаний учеников. Центральным звеном этого урока является самостоятельное усвоение знаний под руководством педагога.

3. Метод обучения.

Я использовала технологии проблемно-исследовательского обучения.

Учащиеся были поставлены в позицию исследователя, первооткрывателя. Перед ними стояла задача -провести эксперимент , анализ данных, формулирование выводов, примененить новые знания к широкому кругу явлений.

4.Форма обучения.

На данном уроке использовалась групповая форма организации познавательной деятельности.

Класс разбивается на группы , каждая получает индивидуальное задание и экспериментально определяет от каких факторов зависит испарение? Каждая группа проводит эксперимент, обсуждает полученный результат, делает вывод (используя книги) , применяет новые знания для решения качественных задач.

5. Проверка достигнутого.

Составление индивидуального отчёта о проделанной работе по примерному плану.

Коллективное обсуждение полученных результатов и значение испарения в жизни людей, животных, и т.д.

Заполнение пропущенных мест в логической схеме.

6. Рефлексия групповая о затруднениях при выполнении действий, о возможных рациональных предложениях при выполнении экспериментов и т.д.

7.Подведение итогов. Домашнее задание.


© 2010-2022