Урок решения задач по теме

Урок разработан для класса с хорошей  математической базой, учащиеся которого умеют анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал.  Для решения задач,  обозначенных в начале урока,  используются разнообразные задания. Каждый этап урока  имеет законченное решение.   Учащиеся сами  планируют свою деятельность, получают знания через действия, исходя из индивидуальных способностей. На данном занятии учащиеся развивали свои способности логически мыслить,  умения работать в парах и группах, а ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

22

Тема урока: Решение задач по теме «Давление твердых тел»

Цели урока

Образовательные:

Для учителя

Обеспечить закрепление теоретических знаний учащихся по теме «Давление твердых тел» и формирование практических умений для решения качественных и расчетных задач.

Для учащихся

Предполагается, что к концу урока учащиеся знают формулу давления, единицу измерения давления, умеют применять данную формулу для решения задач, анализируют способы изменения давления.

Задачи личностного развития:

Создать условия для развития и совершенствования умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации;

Создать условия для формирования самостоятельности, дисциплинированности, ответственного отношения к учебе.





Оборудование к уроку:

1.Эпиграф.

2.Острова «Формул» и «Величин».

3.Прямоугольный брусок

4.Динамометр.

5.Линейка.

6.Иллюстрации к качественным задачам.

7.Раздаточный материал.

8. Презентация.

9. Мультимедийный проектор

Эпиграф.

Деятельность- единственный путь к знанию.

Бернард Шоу.

Не следует ложиться спать прежде, чем не скажешь себе, что за день ты чему-то научился.

Г.Лихтенберг.

Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.

Ход урока

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.(1мин)

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво

Тихо сели, спинки прямо

Вижу: класс наш - хоть куда

Мы начнем урок друзья.

2 . Ориентировочно - мотивационный этап урока.(3 мин)

Цель этапа: создать условия для формулировки темы урока, для самоопределения учащихся на деятельность на уроке.

Прогнозируемый результат: сформулирована тема урока, учащиеся определились с целями и задачами на данный урок

Деятельность учителя: 1. Учащимся предлагается обратить внимание на эпиграф к уроку. Перечислить ассоциации связанные со словом «деятельность». (слайд 1)

2. Предлагает «матрицу затруднений» (см. приложение №1) и просит расставить вопросы по степени сложности. На первое место ставиться самое сложное на их взгляд задание и т.д.

3. Организует беседу по полученным результатам, подводит учеников к объявлению темы урока и постановке задач на урок. (слайд 2)

Деятельность учащихся: 1. Записывают свои ассоциации связанные со словом «деятельность».

2. Учащиеся определяются с предложенными вопросами. Расставляют их по степени сложности.

3. Учащиеся озвучивают свои записи. Из перечисленных ассоциаций выбираем решение задач. Формулируют тему урока, записывают тему в тетрадь, а также задачи на урок.

3. Этап актуализации опорных знаний. (3 мин)

Цель этапа: актуализировать опорные знания учеников.

Прогнозируемый результат: учащиеся готовы к применению полученных знаний и получению новых знаний.

Деятельность учителя: предлагает учащимся заселить острова «Физических величин» и «Формул».(см. приложение №2), (слайд 3)

Деятельность учащихся: заселяют острова «Физических величин» и «Формул», сравнивают свои записи друг с другом, обсуждают, дополняют, уточняют свои записи.

4. Операционно - познавательный этап (25 мин)

Цель этапа: обеспечить целенаправленную деятельность учащихся по достижению поставленных целей; создать условия для продуктивной работы в группах;

Прогнозируемый результат : осмысление учащимися учебного материала.

Деятельность учителя: организует выполнения задания по переводу физических величин; (см. приложение № 3); организует взаимопроверку (слайд 4);

Организует самостоятельную работу по решению качественных задач ( см. приложение №4); осуществляет индивидуальную консультацию;

Приводит интересный факт (см. приложения №5) и предлагает учащимся составить по факту задачи; организует процесс обсуждения составленных задач и плана их решения; (слайд5,6)

Организует работу в группах по решению расчетных задач (см. приложение №6); по необходимости корректирует деятельность в группах; осуществляет консультирование

Организует работу в парах при выполнении экспериментального задания (см. приложение №7); организует процесс обсуждения;

Деятельность учащихся: выполняют задания, осуществляют взаимопроверку;

Из предложенного перечня задач выбирают по две задачи и готовят ответы, которые озвучивают на выбор.

Слушают информацию учителя, составляют задачи, обсуждают и ищут план решения составленных задач;

Работают как индивидуально, так и совместно в группе; обсуждают решения задач; выполняют самопроверку - сравнивают свои решения с предложенным решением задач;

Работают в парах; выполняют экспериментальное задание; участвуют в процессе обсуждения полученных результатов, делают выводы.

5. Динамическая пауза (проводится на 20 минуте урока). (2 мин)

Сейчас мы проведем еще одно наблюдение.

1.выйти из- за парт.

2. встаньте прямо, расправьте плечи, руки на пояс.

3. поднимите руки, опустите.

4. перенесите вес тела на левую ногу.

5. перенесите вес тела на правую ногу.

6. перенесите вес тела на носочки обеих ног.

7. встаньте прямо.

8. закройте глаза и надавите подушечками указательных пальцев слегка на глаза.

9. откройте глаза и посмотрите вдаль.

Вы только что стояли на двух ногах и на одной. Одинаковое ли вы производили давление на пол?

Изменилось ли ваше давление на пол после поднятия рук?

А зачем мы нажимали на глазные яблоки? (Ответ. Надавливанием на веко мы стимулировали кровообращение в глазной мышце и активизировали ее деятельность).

6. Контрольно - коррекционный этап. (6 мин)

Цель этапа: создать условия для самоконтроля и самооценки знаний, установить степень усвоения материала

Прогнозируемый результат: обнаружение учащимися своих пробелов в знаниях, связанных с изучаемым понятием.

Деятельность учителя: 1. Организует работу учащихся по выполнению теста

( см приложение № 8) .

2.Организует работу по развитию навыков самопроверки и анализа допущенных ошибок

3. Подведение итогов.

Предлагается учащимся прокомментировать слова Г. Лихтенберга.(слайд 7)

Деятельность учащихся: 1. Выполнение теста.

2. Самопроверка и анализ ошибок.

3. Оценивают свою работу на уроке и выделяют те вопросы, над которыми будут работать.

7. Этап определения домашнего задания. (2 мин)

Цель этапа: обеспечить самоопределение учащихся в выборе домашнего задания.

Прогнозируемый результат: самостоятельный выбор домашнего задания

Деятельность учителя: 1. Создает условия для определения учащихся на домашнее задания

2.Предлагает варианты домашнего задания и дает инструкцию по его выполнению.

Деятельность учащихся: 1. Определяются с домашним заданием.

2.Записывают домашнее задания в дневники.

Учащимся предлагается перечень расчетных задач или найти интересные факты, по которым могут быть составлены физические задачи.

8. Рефлексия. (2 мин)

Цель этапа: проанализировать и оценить свою работу и работу учащихся. Проанализировать на сколько была успешна деятельность учащихся на уроке, что мешала, что помогало.

Заключительное слово учителя:

Вы все молодцы!
Вы все удальцы!
И пусть на года

Для вас физика станет,
Любимой всегда!

Урок окончен. Спасибо за урок.

Литература

  1. Исаченкова Л.А., Лещинский Ю.Д.Физика, 7 класс /Исаченкова Л.А.Минск: Народная асвета, 2009.

  2. Исаченкова Л.А . Физика в 7 классе. Учебно - методическое пособие для учителей/ Аверсэв, 2007.

  3. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике, 6-7 класс. Москва: Просвещение, 1988

  4. Марон А.Е. Сборник качественных задач по физике , 7-9 классы











Приложение 1

Матрица затруднений

№ п/п

Вопросы

1

Перевод данных в СИ

2

Составление задач по занимательным фактам

3

Решение качественных задач

4

Решение расчетных задач

5

Решение экспериментальных задач













Приложение 2



Остров «Физическая величина»

Урок решения задач по теме









ОУрок решения задач по теместров «Формул»







Приложение 3

Переведите единицы давления и запишите в пустые кружки ответы.

Урок решения задач по темеУрок решения задач по теме

Урок решения задач по темеУрок решения задач по темеУрок решения задач по теме

Урок решения задач по теме

Урок решения задач по темеУрок решения задач по теме

Урок решения задач по теме

Урок решения задач по темеУрок решения задач по теме

Урок решения задач по теме

Урок решения задач по темеУрок решения задач по теме

Урок решения задач по теме



Приложение 4

Качественные задачи:

1. Почему человек, идущий на лыжах, не проваливается в снег?

2. Почему острая кнопка легче входит в дерево, чем тупая?

3. Зачем у сельскохозяйственных машин делают колеса с широкими ободами?

4. Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление?

5. Зачем при бороновании плотных почв на бороны кладут тяжелые предметы?

6. Для чего у рюкзака делают широкие лямки?

7. Тяжелый танк, идущий по асфальтовой дороге, разрушает асфальт. Почему же он раздавливает кирпич, попавший под его гусеницу?

8. Два человека вскапывают землю лопатами разной формы. Какой лопатой легче копать? Лопаты овальной и прямоугольной формы.

9. Одинаковое ли давление оказываем мы на карандаш, затачивая его тупым и острым ножом, если прилагаемое нами усилие одно и то же?

10. Зачем у лопаты верхний край, на который надавливают ногой, изогнут?

11. Зачем для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста, бревен или досок?

12. Для чего у косилки, соломорезки и других сельскохозяйственных машин режущие части должны быть остро отточены?

13. Когда скрепляют болтом деревянные бруски, под гайку и головку болта подкладывают широкие металлические плоские кольца-шайбы. Для чего это делают?

14. В одних случаях давление стараются уменьшить, а в других - увеличить. Приведите примеры, где в технике или в быту уменьшают, а где увеличивают давление.

15. Для чего при вытаскивании гвоздей из доски подкладывают под клещи железную полоску или дощечку?

16. Для чего точат стамески, пилы, шило и другие режущие и колющие инструменты?

17. Тебе по болоту ходить довелось,

Легко тебе было? Вот то- то!

Тогда почему же огромнейший лось

Так просто бежит по болоту.











Приложение 5

Составление задач по интересным фактам

В.А. Солоухин «Трава»

Для постановки задачи воспользуемся отрывком из очерка В.А. Солоухина «Трава», где даётся описание растения «виктория круциана». «…На воде лежали яркие свежей сочной зелёной яркостью листья, размером с обыкновенный круглый обеденный стол…каждый лист был около 2 метров в диаметре. Каждый лист имел по краю строго перпендикулярный заборчик высотой сантиметров около семи…» Сотрудница Ботанического сада поясняет: «…лист выдержит семьдесят килограммов, даже больше. …Но только если груз распределять ровно по всей поверхности, например, насыпать ровным слоем песку. Или положить вот такой фанерный круг, а на него положить уж и груз. Если же ходить по листу ногами, то сами понимаете, он будет проминаться, прогибаться, колыхаться, зачерпнет воды и, скорее всего, порвётся. Прочный-то он прочный, и плавучесть у него великолепная, но всё же это ткань живого листа, а не какая-нибудь деревяшка».

О растении: ВИКТОРИЯ (Victoria), род водных растений семейства кувшинковых. Плавающие листья крупные, округло-щитовидные, с загнутыми вверх в виде бортиков краями, снизу с сетью толстых жилок, снабжённых сильно развитой воздухоносной тканью. 2 южноамериканских вида - от Гайаны до Парагвая и на о. Ямайка. Виктория амазонская (Victoria amazonica, или Victoria regia) обитает в тёплых заводях бассейна реки Амазонка. Листья диаметром до 2 м, способны выдерживать груз свыше 50 кг. Цветки диаметром 25-35 см, издают сильный аромат. Цветёт обычно 2 суток (бутоны распускаются очень быстро), в течение которых окраска лепестков меняется от снежно-белой и розовой до свекольно-красной. Днём цветки закрываются. Увядающие цветки опускаются под воду, где происходит созревание плодов. Виктория Круса (Victoria cruziana), с листьями диаметром до 1,4 м, встречается в бассейне реки Парана. Оба вида культивируют в ботанических садах.

Возможные составленные задачи:

1.Определить площадь цветка и площадь листа виктории круцианы.

2. Определить объем внутренней части листа.

2.Определить вес песка, выдерживаемый данным растением.

3.Определить давление, которое может производить песок.

Приложение 6

Расчетные задачи:

  1. Сила 100 Н действует на площадь 0,02 м2. Определите давление.



  1. Определите давление человека на землю: а) при ходьбе; б) в положении стоя на двух ногах. Сила давления 600 Н, площадь подошвы одного ботинка 200 см2.

  2. Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2.

  3. Лед выдерживает давление 13 кПа. Сможет ли пройти по этому льду рыбак массой 72 кг., площадь каждой подошвы обуви которого 260 см2; а быстро пробежать? Почему?













Приложение 7

Экспериментальное задание:

На рабочих столах учащихся брусок, динамометр, линейка.

  1. Как можно этот брусок положить на стол?

Проанализировав расположения бруска учащимися, предлагается рассчитать давление которое может оказывать брусок в различных его положениях. Задание выполняется по группам. Сравнивая ответы учащихся, делаем вывод о давлении, которое может производить брусок.

Вычисление давления тела на опору

Работа в группах

I ряд -

II ряд -

III ряд -

I

II

III

Урок решения задач по теме

Урок решения задач по теме

Урок решения задач по теме

  1. С помощью динамометра измерьте силу давления бруска на стол:

Fдавления = ____________Н

  1. С помощью линейки измерьте длину, ширину в см, а затем переведите эти значения в метры

a = _____см = ____м

b = _____см =_____м

3. Вычислите площадь заданной грани

S= ab = _____________ м2

Округлите полученные значения

Итак, как зависит давление от площади опоры

р = Урок решения задач по теме= Урок решения задач по теме= ______Па



Сила, Н

Площадь,м2

Давление, Па

1 ряд

2 ряд

3 ряд


Приложение 8

Тест.

1. Что такое давление?

Величина, равная произведению силы, действующей на тело, на площадь опоры тела.

Величина, показывающая, чему равна сила, действующая на единицу площади опоры.

Величина, равная отношению силы, действующей на опору к площади данной опоры.

Величина, равная отношению площади опоры тела к силе, действующей на опору.

2. Какой буквой обозначается давление?

F

V

m

p

P

3. В каких единицах давление измеряется в СИ?

Н/м2

Н/см2

Па

Атмосфера

кПа

4. Укажи способы увеличения давления твёрдых тел.

Увеличить вес тела.

Уменьшить вес тела.

Увеличить площадь опоры тела.

Уменьшить площадь опоры тела.

Уменьшить время действия силы.

5. Даны два одинаковых кирпича. Как следует их расположить, чтобы давление, оказываемое ими на пол, было минимальным?

Урок решения задач по темеУрок решения задач по темеУрок решения задач по теме

6. Нарушится ли равновесие весов? Если да, то как?

Урок решения задач по теме

Правая чаша перетянет.

Левая чаша перетянет.

Весы останутся в равновесии.

7. Станок весом 12000 Н имеет площадь опоры 2,5м2. Определите давление станка на фундамент.

48 Па;

25 000 Па;

4800Па.

8. Ящик весом 960 Н оказывает на опору давление 5 кПа. Какую площадь опоры имеет ящик?

0,192 м2;

19,2 м2;

1,92м2.















































































© 2010-2022