Планирование Законы физики в астрономии

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс «Законы физики в астрономии»

(18 часов)

Пояснительная записка.

Профильное обучение в старших классах стало требованием времени, но переход к нему для учащихся достаточно труден. Как выбрать нужный профиль и что поможет старшекласснику сделать более осознанный выбор? Это элективные курсы, проводимые в 10-11-х классах, которые призваны помочь им оценить свои способности к обучению по различным профилям, осуществить свой выбор профиля, соответствующего способностям и интересам. Есть профессии, связанные с астрономией, космическим машиностроением..Этот курс для любознательных ребят.

Почти в любой школе найдётся один или несколько учеников, с раннего возраста заинтересовашиеся астрономией, изучившие доступную литературу, задавшие множество вопросов учителям. И если в крупных городах есть возможность, по крайней мере, частично удовлетворить свою любознательность, посещая планетарий, астрономический кружок или клуб, то в других местах это сделать значительно труднее.

В старших классах число любителей астрономии растёт за счёт тех, кто заинтересовался астрономией через физику или математику, через сообщения об удивительных открытиях в космосе в средствах массой информации. Ребята, которые интересуются наукой и знающие о своем предмете много больше своих сверстников, а иногда и учителей - золотой фонд будущего страны.

Цель программы: изучение физических законов геометрической и волновой оптики, законов механики и объяснение с их помощью интересных астрономических явлений.;

Формирование, развитие и расширение знаний у учащихся астрономических представлений; дать учащимся целостное представление о строении Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину 21 века;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

воспитание убежденности в познаваемости окружающего мир;

отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

Курс «Законы физики в астрономии» решает важную задачу:

- обобщить знания, полученные при изучении основ естественных наук и дополняет физико-математическое мышление.

Прогнозирование результатов.

Обучающиеся в результате изучения курса должны знать:

- законы оптики, закон всемирного тяготения, оптические приборы телескопы, законы Кеплера.

-обучающиеся в результате изучения курса должны уметь:

объяснить явление затмений и фаз луны, явление рефракции и продолжительности дня и ночи. С помощью этих законов объяснить работу различных телескопов, и других оптических приборов

Научиться объяснять астрономические явления, привлекая знания, которые дети получили на других предметах, в том числе и на уроках физики.

Обучающиеся в результате изучения курса должны уметь.

- Учащиеся должны решать задачи олимпиадного характера, научиться работать с картой, решать задачи на законы Кеплера

- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;

- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

- получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;

- выработать осознанное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным наукам, постоянно апеллирующим к Космосу.

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений- длительный процесс, он начинается в с курсов «Окружающий мир», «Природоведение», курсов физики и заканчивается в 11 класса курсом «Астрофизика»

В элективном курсе используются различные методы организации учебного процесса: мультимедийная лекция, семинар, практические занятия.

Развитию самостоятельной деятельности способствуют семинары, на которых учащиеся выступают с рефератами и презантациями, эвристические беседы и решения задач. Уроки контроля знаний с тестированием.

Содержание курса.

1. Предмет Астрономии (1 ч).

Цели и задачи элективного курса. Вопросы, рассматриваемые в курсе и его структура. Знакомство с литературой. Требования, предъявляемые к участникам курса.

Что изучает Астрономия.. Этапы развития астрономии.

Роль наблюдений в астрономии. Астрономические обсерватории. Современные телескопы.

Значение астрономии. Связь астрономии с другими науками: физика, география, геофизика, геометрия, биология, химия, медицина, космонавтика, философия.

Законы геометрической оптики. 2ч

Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения. Закон преломления.

Форма

Солнечные и лунные затмения.2часа

. Видимое движение небесных тел их законы .

Видимое движение Солнца по небесной сфере. Смена времен года. Дни весеннего и осеннего равноденствия. Дни летнего и зимнего солнцестояния.

Солнечные затмения: полные, кольцеобразные, частные. Фаза затмения. Причины солнечных затмений. Лунный путь.

Видимое движение Луны.Фазы Луны: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. Сидерический и синодический месяц.

Лунные затмения. Фаза затмения. Полутеневые затмения. Узлы лунной орбиты. Предсказание затмений. Драконический месяц и год. Период повторяемости затмений - сарос.

. ЗВЁЗДНОЕ НЕБО 2 часа.

Звездное небо над нами. Звёздные карты - азбука астрономии. Весеннее, летнее, осеннее и зимнее небо в средних широтах. Что такое созвездие? Границы на небе: деление неба на созвездия.

88 созвездий. Деление их на три группы:

а) созвездия, которые носят имена древнегреческих мифов;

б) созвездия, носящие названия животных;

в) созвездия, носящие названия неодушевлённых предметов

Различные системы координат

Планеты, спутники и их движение 5 часов

Планеты, спутники и их движение. Закон Всемирного тяготения. Происхождение галактик и звёзд .Определение расстояний и размеров небесных тел.Малые тела Солнечной системы

Закономерности в развитии звёзд. 2часа

Галактики . 4часа.

Различные виды галактик. Происхождение галактик. Метагалактика.

Дата

Тема

Теоретические

Практические

работы

1.

Предмет астрномии, методы изучения астрономии.Телескопы.

2.

Законы геометрической оптики. Решение олимпиадных задач.

Презентация.

Длительность дней и ночей на различных широтах

Семинар

Решение задач . 1ч

3.

Солнечные и лунные затмения.

Решение олимпиадных задач. 1ч

4.

Система «Луна -Земля».Решение олимпиадных задач.

1час( Фазы луны)

5.

Созвездия и движение

Солнца

1час( Работа с картой)

Различные системы координат

Работа с картой. 1ч

Время и календарь

1ч. Семинар.

6.

Планеты, спутники и их движение.

Рефераты. 1ч

7.

Закон Всемирного тяготения.

Решение задач.1ч

8.

Определение расстояний и размеров небесных тел.

Семинар

Решение задач. 1ч

9.

Малые тела Солнечной системы.

Рефераты.1ч

11.

Закономерности в развитии звёзд

Солнце

Лекция. 1ч

12.

Галактика

Презентация.1ч

13.

Различные виды галактик.

Рефераты 1ч

17

Достижения в области космонавтики

Презентация 1ч.

18.

Происхождение галактик и звёзд Эволюция галактик и звёзд. Метагалактика.

Презентация. 1ч

Итого

11 часов

7 часов


Литература

1.Бакунин П.И. «Курс общей астрономии», Москва «Наука»1983г.

2.Гуревич Л.Э, А.Д.Чернин «Происхождение галактик и звёзд»Москва «Наука»,1983г

3.Зигель Ф.Ю «Сокровища звёздного неба».Москва «Наука»,1987г

4. Никитин Э.М. «Всероссийская олимпиада школьников по астрономии» Москва 2005г.

5. «Всероссийская олимпиада школьников по астрономии» Москва 2005г.

6.Пёрышкин А.В.Физика 8кл, 11класс.

7.Левитан Е.П.Астрономия 11класс Москва «Просвещение», 2007г

8В.И.Силкин «В мире множества лун»,Москва «Наука»1982г.

9. Маковецкий П.В. «Смотри в корень», Москва «Наука»,1984г

10.. Шкловский И.С «Звёзды: их рождение, жизнь и смерть»,1984г











Пояснительная записка.

Программа курса написана на основе программы «Астрономия» Левитан А.Е.

Необходимость общего астрономического образования обусловлена тем, что знания основ современной астрономической науки дает возможность учащимся:

- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;

- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

- получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;

- выработать осознанное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным наукам, постоянно апеллирующим к Космосу.

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений- длительный процесс, он начинается в с курсов «Окружающий мир», «Природоведение» и заканчивается в 11 класса курсом «Астрофизика»

Главная задача курса - дать учащимся целостное представление о строении Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину 21 века

Изучать задачи олимпиадного характера, научить работать с картой, решать задачи на законы Кеплера







Тематическое планирование курса «Астрофизика»

Тема

Дата

1.

Звёздное небо.

2.

Изменение звёздного неба в течение суток

3.

Способы определения географической широты

4.

Видимое движение планет. Законы Кеплера

5.

Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера

6.

Планеты земной группы и их спутники

7.

Планеты -гиганты

8.

Малые тела Солнечной системы

9.

Общие сведения о солнце. Строение Солнца

10.

Солнце и жизнь земли

11.

Расстояния до звёзд

12.

Физическая природа звёзд

13.

Двойные звёзды.

14.

Физические переменные звёзды, новые и сверхновые звёзды.

15.

Наша галактика

16.

Другие галактики. Метагалактика

17.

Происхождение. И эволюция галактик и звёзд.







Элективный курс «Законы физики в астрономии»

(18 часов)

Пояснительная записка.

Профильное обучение в старших классах стало требованием времени, но переход к нему для учащихся достаточно труден. Как выбрать нужный профиль и что поможет старшекласснику сделать более осознанный выбор? Это элективные курсы, проводимые в 10-11-х классах, которые призваны помочь им оценить свои способности к обучению по различным профилям, осуществить свой выбор профиля, соответствующего способностям и интересам

Почти в любой школе найдётся один или несколько учеников, с раннего возраста заинтересовашиеся астрономией, изучившие доступную литературу, задавшие множество вопросов учителям. И если в крупных городах есть возможность, по крайней мере, частично удовлетворить свою любознательность, посещая планетарий, астрономический кружок или клуб, то в других местах это сделать значительно труднее.

В старших классах число любителей астрономии растёт за счёт тех, кто заинтересовался астрономией через физику или математику, через сообщения об удивительных открытиях в космосе в средствах массой информации. Ребята, которые интересуются наукой и знающие о своем предмете много больше своих сверстников, а иногда и учителей - золотой фонд будущего страны.

Цель программы: изучение физических законов геометрической и волновой оптики, законов механики и объяснение с их помощью интересных астрономических явлений.;

Формирование, развитие и расширение знаний у учащихся астрономических представлений; дать учащимся целостное представление о строении Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину 21 века;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

воспитание убежденности в познаваемости окружающего мир;

отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

Курс «Законы физики в астрономии» решает важную задачу:

- обобщить знания, полученные при изучении основ естественных наук и дополняет физико-математическое мышление.

Прогнозирование результатов.

Обучающиеся в результате изучения курса должны знать:

- законы оптики, закон всемирного тяготения, оптические приборы телескопы, законы Кеплера.

-обучающиеся в результате изучения курса должны уметь:

объяснить явление затмений и фаз луны, явление рефракции и продолжительности дня и ночи. С помощью этих законов объяснить работу различных телескопов, и других оптических приборов

Научиться объяснять астрономические явления, привлекая знания, которые дети получили на других предметах, в том числе и на уроках физики.

Обучающиеся в результате изучения курса должны уметь.

- Учащиеся должны решать задачи олимпиадного характера, научиться работать с картой, решать задачи на законы Кеплера

- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;

- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

- получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;

- выработать осознанное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным наукам, постоянно апеллирующим к Космосу.

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений- длительный процесс, он начинается в с курсов «Окружающий мир», «Природоведение», курсов физики и заканчивается в 11 класса курсом «Астрофизика»

В элективном курсе используются различные методы организации учебного процесса: мультимедийная лекция, семинар, практические занятия.

Развитию самостоятельной деятельности способствуют семинары, на которых учащиеся выступают с рефератами и презантациями, эвристические беседы и решения задач. Уроки контроля знаний с тестированием.

Содержание курса состоит из основных трёх разделов: Звёздное небо, изменение звёзного неба. Солнечная система.Эволюция Вселенной

1. Предмет Астрономии (1 ч).

Цели и задачи элективного курса. Вопросы, рассматриваемые в курсе и его структура. Знакомство с литературой. Требования, предъявляемые к участникам курса.

Что изучает Астрономия.. Этапы развития астрономии.

Роль наблюдений в астрономии. Астрономические обсерватории. Современные телескопы.

Значение астрономии. Связь астрономии с другими науками: физика, география, геофизика, геометрия, биология, химия, медицина, космонавтика, философия.

Законы геометрической оптики. 2ч

Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения. Закон преломления.

Форма

Солнечные и лунные затмения.2часа

. Видимое движение небесных тел их законы .

Видимое движение Солнца по небесной сфере. Смена времен года. Дни весеннего и осеннего равноденствия. Дни летнего и зимнего солнцестояния.

Солнечные затмения: полные, кольцеобразные, частные. Фаза затмения. Причины солнечных затмений. Лунный путь.

Видимое движение Луны.Фазы Луны: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. Сидерический и синодический месяц.

Лунные затмения. Фаза затмения. Полутеневые затмения. Узлы лунной орбиты. Предсказание затмений. Драконический месяц и год. Период повторяемости затмений - сарос.

. ЗВЁЗДНОЕ НЕБО 2 часа.

Звездное небо над нами. Звёздные карты - азбука астрономии. Весеннее, летнее, осеннее и зимнее небо в средних широтах. Что такое созвездие? Границы на небе: деление неба на созвездия.

88 созвездий. Деление их на три группы:

а) созвездия, которые носят имена древнегреческих мифов;

б) созвездия, носящие названия животных;

в) созвездия, носящие названия неодушевлённых предметов

Различные системы координат

Планеты, спутники и их движение 5 часов

Планеты, спутники и их движение. Закон Всемирного тяготения. Происхождение галактик и звёзд .Определение расстояний и размеров небесных тел.Малые тела Солнечной системы

Закономерности в развитии звёзд. 2часа

Галактики . 4часа.

Различные виды галактик. Происхождение галактик. Метагалактика.

Дата

Тема

Теоретические

Практические

работы

1.

Предмет астрномии, методы изучения астрономии.Телескопы.

2.

Законы геометрической оптики. Решение олимпиадных задач.

Презентация.

Длительность дней и ночей на различных широтах

Семинар

Решение задач . 1ч

3.

Солнечные и лунные затмения.

Решение олимпиадных задач. 1ч

4.

Система «Луна -Земля».Решение олимпиадных задач.

1час( Фазы луны)

5.

Созвездия и движение

Солнца

1час( Работа с картой)

Различные системы координат

Работа с картой. 1ч

Время и календарь

1ч. Семинар.

6.

Планеты, спутники и их движение.

Рефераты. 1ч

7.

Закон Всемирного тяготения.

Решение задач.1ч

8.

Определение расстояний и размеров небесных тел.

Семинар

Решение задач. 1ч

9.

Малые тела Солнечной системы.

Рефераты.1ч

11.

Закономерности в развитии звёзд

Солнце

Лекция. 1ч

12.

Галактика

Презентация.1ч

13.

Различные виды галактик.

Рефераты 1ч

17

Достижения в области космонавтики

Презентация 1ч.

18.

Происхождение галактик и звёзд Эволюция галактик и звёзд. Метагалактика.

Презентация. 1ч

Итого

11 часов

7 часов


Литература

1.Бакунин П.И. «Курс общей астрономии», Москва «Наука»1983г.

2.Гуревич Л.Э, А.Д.Чернин «Происхождение галактик и звёзд»Москва «Наука»,1983г

3.Зигель Ф.Ю «Сокровища звёздного неба».Москва «Наука»,1987г

4. Никитин Э.М. «Всероссийская олимпиада школьников по астрономии» Москва 2005г.

5. «Всероссийская олимпиада школьников по астрономии» Москва 2005г.

6.Пёрышкин А.В.Физика 8кл, 11класс.

7.Левитан Е.П.Астрономия 11класс Москва «Просвещение», 2007г

8В.И.Силкин «В мире множества лун»,Москва «Наука»1982г.

9. Маковецкий П.В. «Смотри в корень», Москва «Наука»,1984г

10.. Шкловский И.С «Звёзды: их рождение, жизнь и смерть»,1984г








13

© 2010-2022