- Преподавателю
- Физика
- Урок-игра «Восхождение на пик Механика»
Урок-игра «Восхождение на пик Механика»
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Сиднева В.А. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок-игра «Восхождение на пик Механика».
Цели урока:
В интересной игровой форме обобщить и закрепить знания, полученные при изучении раздела, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.
Эпиграфы:
Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.
Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камушек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной.
Исаак Ньютон (1643-1727гг)
Оформление: портрет Ньютона, выставка литературы плакат с надписью:
Мы, играем, проверяем,
Что умеем и что знаем!
Подготовка к уроку:
-
Ребята делятся на команды, равные по силам (можно по рядам).
-
Выбираются капитаны команд.
-
Команды изучают литературу по истории жизни и деятельности Ньютона и приносят книги на урок.
По мнению Ньютона, свои законы он открыл играючи, просто необходимо более внимательно отнестись к окружающему миру, полному неизведанного. Поэтому и урок, посвященный механики и законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем вашим способностям, расширит ваш кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.
Перед вами игровое поле, на котором изображен горный пейзаж с нанесенными на него маршрутом восхождения и привалами. Привалы пронумерованы - их 10, старт обозначен флажками. Сбоку на планшете находятся карманы, в которых помещении карточки с заданиями для каждого привала.
Приглашаются капитаны команд, которые по очереди бросают игровой кубик. Капитаны выполняют задание, оказавшиеся на верхней грани кубика и получают число. Кто быстрее и правильнее получит результат, тот первым восхождение.
Привал № 1. «Кроссворд» (для болельщиков).
Командам выдаются листы с сеткой кроссворда и вопросами, в которых зашифрованы понятия из раздела «Механика».
Привал № 2. «Доверяй, но проверяй!»
Команды выбирают по два лучших экспериментатора, которые получают экспериментальные задания и приступают к их выполнению. Через три минуты они должны будут представить всему классу сам опыт, анализ своих результатов.
Привал № 3. «Колесо истории».
В нем участвует все участники игры. Здесь задаются вопросы, касающиеся жизни и деятельности Ньютона. Верный ответ приносит командам дополнительные 0,5 балла за каждый правильный ответ. на три привала поднимается та команда у которой число баллов будет наибольшее, на два - проигравшая.
Привал № 4. «Туман, снегопад, команде вернуться на базу».
Привал №5. «Физическая эстафета А» (для болельщиков).
Эта эстафета посвящена основным формулам «Кинематики». Участники команды поочередно записывают пропущенные величины в формулах, связанные в общую цепочку.
Привал №6. «Головоломка».
Участвуют капитаны команд. Они получают задания и приступают к их выполнению. Через минуту они должны предоставить решение головоломки. команды поднимаются на два перевала вверх.
Привал №7. «Ожидается сход лавин, срочно спуститься на один переход».
Привал №8. «Кто кого!»
Работая в своих рабочих тетрадях, командам предлагаются однотипные задачи. Первый выполнивший задание поднимает руку и вслух называет ответ. Если ответ верен, он быстро фиксирует решение на доске.
Привал №9. «Интересные вопросы».
Команды задают друг другу интересные вопросы, подготовленные заранее. За правильный ответ команде дается 1 балл.
Привал №10.
примите наши поздравления! Вы первыми оказались на пике Механика.
Побеждает команда первая, вошедшая на пик. Все члены группы связки получают удостоверение Альпиниста первой категории.
Колесо истории.
-
Назовите дату рождения Исаака ньютона.
25 декабря 1642г по старому стилю, 4 января 1643г по новому стилю.
-
В каком университете (и колледже) учился Ньютон с 1661?
Кембриджский университет, колледж святой Троицы (Тринити - колледж)
-
Студенты колледжа по происхождению и имущественному положению делились на группы. Высшую составляли «коммонеры», платившие наиболее высшую плату и получавшие право обедать вместе с членами колледжа. Основную массу студентов составляли «пенсионеры», платившие полную плату, но не имевшие особых привилегий; за ними следовали «сайзеры», платившие меньше «пенсионеров» и, обязанные за это прислуживать членам колледжа, и, наконец, «супсайзеры», освобожденные от платы, но зато, обязанные обслуживать бакалавров, магистров и более обеспеченных студентов. К какой группе принадлежал Ньютон? Ньютон был принят в Тринити - колледж субсайзерами, его самолюбие очень страдало от унизительного положения слуги, в которое он был поставлен, вследствие скромного имущественного положения своей семьи.
-
Сколько лет было Ньютону, когда он стал профессором Кембриджского университета? 27 лет. С тех пор Кембридж стал славиться не богословием, а физикой и математикой, получение же кафедры, на которой работал Ньютон, стало делом чести для английских ученых.
-
В какой области физики работал Ньютон в первые годы профессиональной деятельности? Оптика. Он усовершенствовал модель нового типа телескопа- рефлектора, открыл явление дисперсии.
-
В 1696г министр финансов Англии Монтегю вспомнил о своем великом друге Ньютоне и решил привлечь его к делу оздоровления финансов страны. Какое предложение получил от него Ньютон?
15 мата 1696г он получил официальное извещение от Ментегю о назначении его, Ньютона, хранителем монетного двора. Кембриджский период жизни Ньютона закончился, начался последний, лондонский период- период общественного признания заслуг Ньютона и его прижизненная слава.
-
В какой работе Ньютона изложены его знаменитые законы?
«Математические начала натуральной философии» в 1687г. Эта книга оказала огромное влияние на развитее науки и научное мышление. В ней Ньютон дает образец научного подхода к явлениям природы и техники, вооружает науку точным методом, определяет развитие физики на целых два столетия вперед.
-
От единичного факта падения яблока - Ньютон приходит к грандиозному обобщению. Какому? В 1667г Ньютон формулирует закон всемирного тяготения, лежащего в основе небесной механики.
-
Достиг ли Ньютон вершин славы и признания при жизни?
1705г королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. В Королевском обществе он пользовался непререкаемым авторитетом, он был богат и окружен вниманием своей племянницы.
-
Где похоронен Ньютон?
Ньютон скончался в ночь с 20 на 21 марта 1727г. Его похоронили с большими почестями в Вестминстерском аббатстве, английском национальном пантеона. Надпись на памятнике над его могилой заканчивается словами: «пусть смертные радуются, что существовало такое украшение человеческого рода». На статуе Ньютона в Кембридже высечен стих из Лукреция: «Разумом он превосходит род человеческий».
Головоломка.
Прочитайте изречение И.Ньютона,
двигаясь по часовой стрелке,
пропуская определенное
количество кружков.
Вырежьте затемненные клеточки
в данном квадрате,
наложите его на второй.
Поворачивая его 4 раза,
прочитайте слова Рене Декарта.
Д
О
И
С
А
Т
А
Ж
Т
Й
Е
Е
Т
Р
Р
Н
Е
И
О
И
М
Ю
Ю
Е
Н
М
И
И
Е
Р
И
Я
Д
М
В
П
Интересные вопросы.
-
Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар, но с точно такой же силой и яблоко притягивает к себе нашу планету. Почему мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?
Яблоко и земля действительно падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение18 м/c2, а земному шару - во столько же раз меньше, во сколько раз масса земного шара превышает массу яблока, и поэтому Земля получает перемещение настолько ничтожное, что практически его модно считать равным нулю.
-
Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет» лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. Почему и телега и лошадь движутся вперед?
Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны, но так как телега свободно перемещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади.
Домашнее задание.
У меня тоже ко всему классу есть вопрос:
История о том, как «лебедь, рак, да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет?
Напомню:
Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад,
А щука тянет в воду
Вот это и будет вашим домашним заданием.
Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю. Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направлена против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю.
Блиц турнир.
На обсуждение вопроса дается 5 с. Кто быстрее и правильнее отвечает на вопрос, тот и опбедил. за победу команде присуждается балл.
-
Как движется тело, если на него не действуют другие тела?
-
Тело движется равномерно и прямолинейно. Меняется ли при этом его скорость?
-
Как читается 1 закон Ньютона?
-
Инерциальна ли система отсчета, движущаяся с ускорением относительно какой- либо инерциальной системы?
-
Что является причиной ускоренного движения тела?
-
Как читается 2 закон Ньютона?
-
Как читается 3 закон Ньютона?
-
Какие системы называются инерциальными?
-
Какие системы называются неинерциальными?
-
Выразите единицу силы через единицы массы и ускорения.
Подведение итогов. Награждение.
Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды обидел его лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика - отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.
Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.