• Преподавателю
  • Физика
  • Проект Влияние энергетики и автотранспорта на окружающую среду и методы уменьшения этого влияния

Проект Влияние энергетики и автотранспорта на окружающую среду и методы уменьшения этого влияния

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г.Тихвина Ленинградской области






Учебный проект


Влияние энергетики и автотранспорта на окружающую среду и методы уменьшения этого влияния



Творческое название

«Энергетика вчера, сегодня и всегда»

Автор Балобанова Ольга Анатольевна,

учитель физики







Тихвин

2008

Содержание



Пояснительная записка к проекту «Энергетика вчера,

сегодня и всегда»…………………………………………………………………3

Целевая взаимосвязь образовательной программы и проекта

«Энергетика вчера, сегодня и всегда»…………………………………………..5

Проект

«Влияние энергетики и автотранспорта на окружающую среду

и методы уменьшения этого влияния»………………………………………….6

"Визитная карточка" проекта……………………………………………………10

Лист планирования содержания учебного проекта

и этапов его проведения…………………………………………………………17

План работы по проекту в школе……………………………………………….21

Использованные методики……………………………………………………...23

Критерии оценки проекта……………………………………………………….24

Литература……………………………………………………………………….29

Приложения……………………………………………………………………...30





Пояснительная записка к проекту «Энергетика вчера, сегодня и всегда»

Проект с творческим названием «Энергетика вчера, сегодня и всегда» разработан и осуществлен в 2005-2006 учебном году.

Участники проекта - межвозрастная группа учащихся 7 и 11 классов. Проект является исследовательским по доминирующей деятельности; межпредметным (физика, экология, география) по предметно-содержательному признаку; групповым по количеству участников; внутришкольным по характеру контактов; продолжительным по продолжительности выполнения.

Этот проект «не вписывается в урок», выходит за его рамки и перемещается во внеурочную деятельность.

Работу над проектом осуществлялась в следующей последоватеьлности следующим образом.:

определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение способов оформления конечных результатов, сбор, систематизация и анализ, полученных данных, подведение итогов, оформление результатов, их презентация, выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Содержание и этапы проведения учебного проекта были тщательно спланированы: продумана тема проекта, выбрана возрастная категория учащихся,сформулированы дидактические цели и методические задачи проекта, определено с учащимися творческое название проекта, сформированы группы для проведения исследований, проведен «мозговой штурм» для выбора темы самостоятельных исследований учащимися, обсуждены с учащимися возможные источники информации и вопросы защиты авторских прав, оказана помощь в организации обсуждения заданий каждого в группе, проведены консультации учащихся во время выполнения самостоятельной работы, проведены консультации учащихся во время подготовки презентации по отчету о проделанной работе, разработаны для учащихся оценочные листы с критериями оценивания работы, оценена работа учащихся.

Над проектом работали несколько групп учащихся. Одни собирали теоретический материал, другие осуществляли связь со специалистами МУП «Теплосеть», собирали практический материал, третьи обрабатывали материалы исследований, делали выводы, разрабатывали рекомендации, все вместе посещали предприятия теплоснабжения, автопредприятия, ГЭС, музей воды и т.д. Семиклассники работали над темой «Энергосбережение».

Учебные исследования, проведенные учащимися в ходе работы над проектом во внеурочное время, позволили осуществить свободный поиск нужной информации; регулярные наблюдения и измерения сформировали умения учащихся самостоятельно работать.

Говоря о методе проектов, имеют в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Результаты работы над данным проектом учащиеся представили в виде презентации, буклетов, бюллетеней, листовок. Причем каждая группа создала свою презентацию, которые мы объединили в одну большую. Материалы, созданные в ходе работы над проектом, хранятся в школьной библиотеке и могут использоваться учителями и учащимися при подготовке классных часов и внеклассных мероприятий по темам, соответствующим темам проекта.

Самостоятельные исследования учащихся завершились защитой проекта в школе, которая показала, что цели проекта в основном достигнуты, а поставленные задачи выполнены.

Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть интегрирован в рамках учебного процесса. Деятельность в рамках проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Все материалы созданы с соблюдением авторских прав. Проект характеризуется исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам.

В основе проекта лежит технология обучения в сотрудничестве, работу в равной мере осуществляли все члены межвозрастной группы учащихся.

В материалах проекта широко представлены элементы мультимедиа, и их использование педагогически оправдано. Элементы дизайна и содержания презентации дополняют и усиливают друг друга.

Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования. Данный проект легко модифицировать и реализовывать в разноуровневом обучении.
















Целевая взаимосвязь образовательной программы и проекта «Энергетика вчера, сегодня и всегда»

Экологическое проектирование на уроках и во внеклассной работе по физике используется для формирования ключевых компетентностей и коммуникативных умений в экологическом воспитании.

Цель проводимой работы: создать условия для формирования личности с целостным восприятием мира, с высоким уровнем экологической культуры и стремлением к практической деятельности по изучению и сохранению природного окружения.

Задачи:

  1. Показывать роль физики в решении экологических проблем.

  2. Способствовать формированию познавательного интереса к физике и экологии.

  3. Формировать экологическую компетенцию на основе интеграции урочной и внеурочной экологоориентированной деятельности.

  4. Развивать способность к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

  5. Развивать самообразовательную активность, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

  6. Формировать исследовательские умения и навыки.

  7. Развивать коммуникативные умения и навыки: навыки работы в группе, умение сотрудничать, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми.

  8. Формировать навыки информационной культуры - прием и сбор информации, обработка, преобразование, передача, обратная связь.

Для реализации задач используется проектный метод в сочетании с

исследовательским методом и применением информационных технологий.

В ходе работы над проектом «Энергетика вчера, сегодня и всегда»и достигаются цели физического образования: у учащихся формируется представления о физической картине мира, они овладевают умениями проводить наблюдения, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений и измерений при помощи таблиц, графиков и выявлять закономерности, применять полученные знания для объяснения явлений и процессов. У них развивается способность критически осмысливать, преобразовывать и усваивать информацию, оценивать качество научной информации на основе ее источника и метода получения, соотносить теоретические модели с действительностью, делать на этой основе выводы и принимать решения, взвешивая все положительные и отрицательные аспекты каждого решения, думая об их последствиях; формируется и поддерживается познавательный интерес к физике, раскрывается роль физики в современной цивилизации, развиваются творческие способности.

Экологическая направленность проектов позволяет добиться, чтобы учащиеся глубже, полнее и правильнее понимали всё более усложняющееся взаимодействия общества и природы, знали об опасности непродуманного вмешательства человека в её жизнь, умели ориентироваться в информации об охране и использовании природных ресурсов, которую они получают из научно-популярной литературы, радио и телепередач, могли оценить экологические последствия некоторых технических решений и использовать свои физические знания для активной защиты окружающей среды

Проект

«Влияние энергетики и автотранспорта на окружающую среду и методы уменьшения этого влияния»

Творческое название проекта «Энергетика вчера, сегодня и всегда».

Цель:

  1. Формировать экологическую грамотность учащихся.

  2. Формировать компетентности: в сфере самостоятельной деятельности, в сфере гражданско-общественной деятельности, усвоения способов приобретения новых знаний из различных источников информации, в бытовой сфере.

  3. Показать роль физики в решении экологических проблем.

Методические задачи:

Обучающие:

  • Научить пользоваться ресурсами Интернета, библиотеки, справочной и энциклопедической литературой.

  • Учить обобщать и обрабатывать полученную в результате исследований информацию.

  • Научить пользоваться компьютерными программами Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Microsoft Exсel для оформления результатов работы.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные умения и навыки.

  • Развивать навыки самостоятельной работы.

  • Развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • Формировать активную позицию в вопросе защиты окружающей среды.

  • Воспитывать эстетический вкус.

  • Воспитывать информационную культуру личности.

Виды исследовательской деятельности учащихся:

  • Возможности использования альтернативных источников энергии в Ленинградской области.

  • Оценка уровня загрязнения атмосферы автотранспортом.

  • Оценка уровня загрязнения окружающей среды котельными г. Тихвина и Тихвинского района.

  • Расчет тепловых потерь из квартир и здания школы.

  • Составление энергетических паспортов квартир и школы.

  • Составление карт-схем основных источников загрязнений в

г. Тихвине и Тихвинском районе.

  • Разработка рекомендаций по энергосбережению.

  • Выпуск бюллетеней, буклетов, листовок по энергосбережению.

Проект соответствует следующим темам тематического плана:

  1. класс

    • Введение

Что изучает физика. Физические явления. Физика и техника.

  • Первоначальные сведения о строении вещества.

Строение вещества. Молекулы. Движение молекул. Диффузия в газах и жидкостях. Три состояния вещества.

  • Взаимодействие тел

Механическое движение. Неравномерное и равномерное движение. Скорость. Явление всемирного тяготения. Передача давления жидкостями и газами. Давление в жидкости и газе. Вес воздуха. Атмосферное давление. Плавание тел. Плавание судов.

  • Работа и мощность. Энергия. Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергия.

8 класс

  • Тепловые явления

Тепловое движение. Внутренняя энергия. Способы

изменения внутренней энергии. Способы теплопередачи.

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Сгорание топлива. Закон сохранения и превращения энергии. Агрегатные состояния вещества. Испарение и конденсация. Влажность воздуха.

  • Электрические явления.

  • Электрический ток. Действия электрического тока. Источники электрического тока.

Лампы накаливания. Электронагревательные приборы.

  • Электромагнитные явления.

Электрический двигатель

  • Световые явления.

Законы отражения и преломления света.

9 класс

Законы взаимодействия и движения тел.

Скорость. Закон всемирного тяготения.

  • Электромагнитное поле.

  • Строение атома и атомного ядра

Радиоактивность. Биологическое действие радиации. Ядерный реактор.

Атомная энергетика. Термоядерная реакция.

10 класс

  • Механика

Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.

  • Молекулярная физика.

Тепловые явления. Температура и тепловое равновесие. Влажность воздуха.

Принцип действия теплового двигателя. КПД теплового двигателя.

  • Основы электродинамики.

Электрический ток. Сопротивление. Работа и мощность тока. Электрический ток в полупроводниках.

11 класс

  • Электромагнитные колебания и волны

Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. Трансформатор. Производство, передача и применение электрической энергии.

  • Оптика

Законы преломления и отражения света.

  • Атомная физика.

Радиоактивность. Цепная ядерная реакция. Атомный реактор. Термоядерная реакция. Применение атомной энергии. Действие радиоактивных излучений на организм человека.

Этапы проведения проекта:

Подготовительный этап

  • Формирование творческой группы учителей для работы над проектом.

  • Составление плана работы над проектом.

  • Создание межвозрастной творческой группы учащихся 11б и 7а классов.

  • Проведение собрания родителей учащихся участников проекта.

  • Разработка критериев оценки работы по проекту.

Этап обучения

  • Обучение работе с компьютерными программами, необходимыми для оформления результатов работы.

  • Обучение работе в Интернете.

  • Ознакомление с принципами добросовестного использования авторского права, библиографическими правилами цитирования источников.

    • Ознакомление учащихся с критериями оценивания итоговых работ.

Этапы исследований

  • Сбор теоретического материала с использованием ресурсов библиотеки и Интернета.

  • Сбор фактического материала.

  • Связь со специалистами МУП «Теплосеть».

  • Организация и проведение экскурсий на Волховскую ГЭС, котельные г. Тихвина и Тихвинского района, электросети, водоканал, грузовое автопредприятие, музей воды и музей железнодорожного транспорта в С-Петербурге.

  • Обработка материалов исследования.

  • Выпуск бюллетеней, буклетов, листовок по теме проекта.

  • Создание компьютерной презентации проекта.

Заключительный этап

Презентация и защита творческих отчетов учащихся.

Подведение итогов работы и награждение активных участников.

Участие в международной олимпиаде «Созвездие».



















"Визитная карточка" проекта



Автор проекта

Фамилия, имя, отчество автора

Балобанова Ольга Анатольевна

Регион, в котором находится школа

Ленинградская область

Город, в котором находится школа

Тихвин

Номер и/или название школы

ИОУ «СОШ №3»


Какова тема Вашего учебного проекта?

Влияние энергетики и автотранспорта на окружающую среду

Какие дидактические цели преследует Ваш проект?

1.Формировать экологическую грамотность учащихся.

2.Формировать компетентности: в сфере самостоятельной деятельности, в сфере гражданско-общественной деятельности, усвоения способов приобретения новых знаний из различных источников информации, в бытовой сфере.

3.Показать роль физики в решении экологических проблем.

Какие компетентности формирует Ваш проект?

В сфере самостоятельной деятельности, в сфере гражданско-общественной деятельности, усвоения способов приобретения новых знаний из различных источников информации, в бытовой сфере.


Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте? Обучающие:

  • Научить пользоваться ресурсами Интернета, библиотеки, справочной и энциклопедической литературой.

  • Учить обобщать и обрабатывать полученную в результате исследований информацию.

  • Научить пользоваться компьютерными программами Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Microsoft Exсel для оформления результатов работы.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные умения и навыки.

  • Развивать навыки самостоятельной работы.

  • Развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • Формировать активную позицию в вопросе защиты окружающей среды.

  • Воспитывать эстетический вкус.

  • Воспитывать информационную культуру личности.

Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися?

Основополагающий: Возможно ли развитие цивилизации без развития энергетики?

Проблемные: Существует ли хотя бы один источник энергии, который бы не наносил вреда окружающей среде.

Возможно ли уменьшить негативное влияние энергетики на окружающую среду?

Так ли безвредны для природы альтернативные источники энергии?

Можно ли назвать «Энергосбережение» самым дешевым и экологически чистым «источником» энергии ?

Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта?

Энергетика вчера, сегодня и всегда













Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?

  • Возможности использования альтернативных источников энергии в Ленинградской области.

  • Оценка уровня загрязнения атмосферы автотранспортом.

  • Оценка уровня загрязнения окружающей среды котельными г. Тихвина и Тихвинского района.

  • Расчет тепловых потерь из квартир и здания школы.

  • Составление энергетических паспортов квартир и школы.

  • Составление карт-схем основных источников загрязнений в

г. Тихвине и Тихвинском районе.

  • Разработка рекомендаций по энергосбережению.

  • Выпуск бюллетеней, буклетов, листовок по энергосбережению.

Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?

7 класс

  • Введение

Что изучает физика. Физические явления. Физика и техника.

  • Первоначальные сведения о строении вещества.

Строение вещества. Молекулы. Движение молекул. Диффузия в газах и жидкостях. Три состояния вещества.

  • Взаимодействие тел

Механическое движение. Неравномерное и равномерное движение. Скорость. Явление всемирного тяготения. Передача давления жидкостями и газами. Давление в жидкости и газе. Вес воздуха. Атмосферное давление. Плавание тел. Плавание судов.

Работа и мощность. Энергия. Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергия

11 класс

  • Электромагнитные колебания и волны

Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. Трансформатор. Производство, передача и применение электрической энергии.

  • Оптика

Законы преломления и отражения света.

  • Атомная физика.

Радиоактивность. Цепная ядерная реакция. Атомный реактор. Термоядерная реакция. Применение атомной энергии. Действие радиоактивных излучений на организм человека.

Предметные области

Физика, экология, география, информатика.

Возраст учащихся

Разновозрастная группа


Оформление результатов проекта

Видеоклип, презентация, листовка, энергетические паспорта, информационный бюллетень.

Краткая аннотация проекта

В ходе работы над проектом изучается литература по вопросам антропогенного воздействия энергетики на окружающую среду и методам уменьшения этого воздействия.

Дается анализ состояния экологической обстановки в Ленинградской области и влиянию на него предприятий топливно-энергетического комплекса и транспорта.

Проводится оценка количества выбросов вредных веществ воздух от автотранспорта, поступающих в атмосферу от автотранспорта. Количество вредных выбросов было оценивается расчетным методом (С.В.Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г. Муравьев, Э.В. Гущина Практикум по экологии, Москва, АО МДС, 1996г. стр.105-109).

Проводится исследование видов и количества вредных выбросов от предприятий теплоснабжения г. Тихвина и Тихвинского района, выполняется компьютерная обработка результатов исследований.

По итогам исследований составляются карты-схемы основных источников загрязнений от предприятий теплоснабжения г. Тихвина и Тихвинского района. Выявляются экологически «чистые» котельные и котельные, наносящие наибольший ущерб окружающей среде.

В ходе работы разрабатываются рекомендации по уменьшению воздействия предприятий теплоснабжения и автомобильного транспорта на окружающую среду.

В рамках работы над проектом составляются энергетические паспорта квартир учащихся и школы, производится расчет тепловых потерь из квартир учащихся и здания школы, разрабатываются рекомендации по энергосбережению в школе и дома, которые публикуются в школьной газете «Экос» и бюллетене «Энергосбережение». Выпускаются бюллетени, буклеты, листовки по энергосбережению. Создается компьютерная презентация проекта.

Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?

6 месяцев

Техническое оснащение

Компьютеры, проекционная система,

CD-проигрыватель,

Видеокамера,

сканер, доступ к Интернету,

принтер

Программное обеспечение

Издательские программы

Программы обработки изображений

Программы электронной почты

Программы работы с мультимедиа

Мультимедийные энциклопедии

Программы разработки веб-сайтов

Текстовые процессоры

Материалы на печатной основе:

1. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. Аспект пресс. М. 2000.

2. Кириллин. Энергетика. Главные проблемы. Изд. «Знание» Москва. 1990

3. Кондратьев К. Я. И др. Экология. Экономика. Политика. С-Пб. 1996.

4. Никитин Д. П, Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек. М. 1986.

5. Проценко А. Энергия будущего. Издательство «Молодая гвардия» 1980.

6. Проценко А. Энергетика сегодня и завтра. Издательство «Молодая гвардия». 1987 г.

  1. Региональная экономика под ред. Степанова М.В. М. Информ М. 2001.

8. Рыженков А.П. Физика и окружающая среда 9. М. «Просвещение» 1999.

9. Рыженков А.П. Физика окружающей среды. М. «Просвещение» 1998.

10. Тельдеши Ю.. Мир ищет энергию. М. Издательство «Мир». 1981.

11. Умаский С. П. Космонавтика сегодня и завтра. М. 1986.

  1. Харченко Н.В. Индивидуальные солнечные установки. М. Энергоиздат.1991

13. Чирков Ю. Занимательно об энергетике. Изд. «Молодая гвардия» 1981.

14. Экологическая обстановка в С-Петербурге. и Ленинградской области в 1993-1995. ( Аналитический обзор ) С-Пб 1995.

15. Энергетика сегодня и завтра под ред. Дьякова А.Ф. Энергоатомиздат. М. 1998г.

16. Энциклопедия для детей. Т. 14. Изд. «Аванта» 1999.

17. Эрустамов Э.А. Природопользование. Изд. Дом «Дашков и Ко». М. 1999.

18. С.В.Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г. Муравьев, Э.В. Гущина Экологический практикум школьника., Москва, АО МДС, 1996г.

19. В.П. Мартыненко, Н.М. Полетаева Экология в физических задачах. Санкт-Петербург. 1999г.

Другие принадлежности : дискеты, СД RW- диски, бумага для принтера А4,

Цветная бумага А;, наборы бумаги для черчения А3, катриджи для принтера hp

Интернет, ресурсы :

forum.ixbt.com/topic.cgiid - «Традиционная и альтернативная энергетика и их влияние на окружающую среду»,

eco-projects.ru/seps/docs/seps355/sust_design.doc - Методическое пособие,

portal.krsnet.ru/razdels/uchitelja/rmo/metod/geog/priroda.htm - «Оценка влияния на окружающую среду топливной энергетики»,

tumanov.nm.ru - «Альтернативная энергетика»,

inno-expert.ru/projects - «Инновационные проекты «Энергетика, альтернативные источники энергии, энергоносители»,

duma.gov.ru/cnature/publiks/torf/home.htm - «Состояние и перспективы использования альтернативных источников энергии в России»,

bestreferat.ru/referat-61732.html - «Альтернативные источники энергии»,

electrical.agroserver.ru/b.pl?id - «Альтернативные источники энергии»,

ioffe.ru/RT/IWRFRI2005/first_r.html - «Альтернативные источники энергии и проблемы энергосбережения»,

teploeffekt.ru/ensave.html - «Энергосбережение и учет энергоресурсов»,

cit.vvsu.ru/schools/om/Rodina.htm - «Загрязнение атмосферы автомобильным транспортом»,

ucheba.ru/referats/15782.html - «Загрязнение городской атмосферы автотранспортом и ...»,

5ballov.ru/referats/preview/20759/2 - «Значение атмосферы для человека»

В skonline.ru/doc/44226.html - «Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов ...»,

svobodanews.ru/Transcript/2007/07/20/20070720120024073.html - «Экологические проблемы Санкт-Петербурга и Ленинградской области»,

regions.ru/news/1977534/ - «REGIONS.RU - новости Федерации | Экологические проблемы Ленинградской ...»,

bestreferat.ru/referat-88707.html - «Авторский материал: Некоторые проблемы экологической безопасности, связанные с ...»

villag.ru/content/view/72/207/ - «Энергосбережение дома»,

novosti.mk.ua/news/business/2006/03/23/548.html - «Новый проект энергосбережения позволит сэкономить 40% затрат на отопление домов»,

bellona.ru/reports/Energy_Kola_Peninsula/ - «Направления использования ветровой энергии»,

7energy.ru - «Солнечная энергия»,

bookline.ru/book2581233.htm - «Концепция использования ветровой энергии в России»

ru.wikipedia.org/wiki/ - «Солнечная_энергия»

energy-bio.ru - «Альтернативные источники энергии. Биоэнергия, Солнечная энергия, Ветряная ...»,

ng.ru/science/2004-02-25/15_energy.html - «Паровой котел под названием Земля»,

tmn.fio.ru/works/50x/304/d10_2.htm - «Энергия воды»,

ust-razvitie.narod.ru/Energy_5.htm - «Геотермальная энергия»,

bellona.ru/subjects/Bioenergy - «Биоэнергия»,

vikris.ru/bioenergy.htm - «Биоэнергия»,

nezachetov.net/i2a1a2.asp?id - «Энергия океанов. Виды, перспективы и недостатки развития»,

science.compulenta.ru/188799/ - «Российские электростанции будут использовать энергию приливов»,

biospace.nw.ru/cgi-bin/nonflash - «Human Earth Ecology Project»

gpcps.ru/classes/podclass742.htm - «Расчет выбросов вредных веществ от котельных малой мощности».

Другое: Организовать экскурсии в МУП «Теплосеть», «Водоканал», Музей воды в СПб, Музей железнодорожного транспорта в СПб.

Как будет оцениваться деятельность учащихся?

Критерии оценки работы по проекту, критерии оценки публикаций. Критерии оценки презентаций

Ключевые слова

Энергетика, экологические проблемы энергетики, возможности использования альтернативных источников энергии, транспорт и окружающая среда, оценка уровня загрязнения атмосферы автотранспортом, энергетика и теплоснабжение оценка видов и массы выбросов в окружающую среду загрязняющих веществ

котельными г. Тихвина и Тихвинского района, энергосбережение.

____________________________________________________


















Лист планирования содержания учебного проекта

и этапов его проведения


Продумывание учителем темы проекта

Влияние энергетики и автотранспорта на окружающую среду

(Время проведения: при планировании проекта.)

Выбор возрастной категории учащихся

Разновозрастная группа: учащиеся 7а и 11б классов

(Время проведения: при планировании проекта)

Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

Возможно ли развитие цивилизации без развития энергетики?

(Формулирует учитель. Время проведения: при планировании проекта.)

Формулирование дидактических целей проекта

  1. Формировать экологической грамотности учащихся.

  2. Формировать компетентностей: в сфере самостоятельной деятельности, в сфере гражданско-общественной деятельности, усвоения способов приобретения новых знаний из различных источников информации, в бытовой сфере.

  3. Показать роль физики в решении экологических проблем.

(Формулирует учитель. Время проведения: при планировании проекта)

Формулирование методических задач

Обучающие:

  • Научить пользоваться ресурсами Интернета, библиотеки, справочной и энциклопедической литературой.

  • Учить обобщать и обрабатывать полученную в результате исследований информацию.

  • Научить пользоваться компьютерными программами Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Microsoft Exсel для оформления результатов работы.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные умения и навыки.

  • Развивать навыки самостоятельной работы.

  • Развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • Формировать активную позицию в вопросе защиты окружающей среды.

  • Воспитывать эстетический вкус.

  • Воспитывать информационную культуру личности.

(Формулирует учитель. Время проведения: при планировании проекта.)

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

  • Плюсы и минусы разных типов электростанций.

  • Какие обстоятельства определяют экологическую обстановку в Ленинградской области?

  • Каковы возможности использования альтернативных источников энергии в Ленинградской области.

  • Какие предприятия Тихвина являются основными загрязнителями воздуха?

  • Нужна ли г.Тихвину электростанция? Какая?

  • Как оценить уровень загрязнения атмосферы автотранспортом?

  • Как тепло попадает в наш дом?

  • Как оценить тепловые потери в нашей квартире, школе? Как их уменьшить?

  • Как оценить уровень загрязнения окружающей среды котельными г. Тихвина и Тихвинского района?

  • Как решить проблему загрязнения атмосферы автотранспортом?

  • Как решить проблему загрязнения воздуха предприятиями энергетики?

  • Что такое энергосбережение и где оно возможно?

(Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований. Время проведения 1 классный час 15 минут )

Выдвижение гипотез решения проблем Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.

Например, есть проблема исследования: «Что такое энергосбережение и где оно возможно?» Гипотезой может служить размышления: «Энергосбережение - это сбережение энергии. А значит, уменьшение потребления энергии. Энергосбережение возможно повсюду. Усилия по энергосбережению могут быть предприняты каждым человеком.

(Формулируются учащимися. Время проведения: 1 занятие 20 минут)

Определение творческого названия проекта

Энергетика вчера, сегодня и всегда.

(Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта. Время проведения: 1занятие, 10 минут.)

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

(Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов - в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов. Время проведения: 2 занятие , 20 минут)

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

(Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования. Время проведения: 2 занятие, 20 минут.)

Например, группа, исследующая проблему «Энергосбережение» планирует

1.Ознакомиться с методикой расчета тепловых потерь.

2.Произвести расчет тепловых потерь из здания школы и своих квартир.

3. Составить энергетические паспорта квартир.

4. Разработать рекомендации по энергосбережению дома и в школе.

5. Выпустить бюллетень, листовки и буклеты по энергосбережению.

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.

(Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования - в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии (например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Время проведения: 3 занятие, 20 минут.)

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

(Результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения. Учитель консультирует, обходя группы, внимательно следит за ходом обсуждения. Для младших возможно планирование ролей в группе учителем заранее. Время проведения 3 и 4 занятие 60 минут)

Например: группа 6 - «Оценка уровня загрязнения атмосферы автотранспортом».

Шорохов Е. - сбор теоретического материала об автотранспорте как об одном из основных загрязнителей воздуха в городе.

Зайцев И. - оценка уровня загрязнения атмосферы транспортом на примере МУП «Теплосеть».

Бойцев И. - расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта, движущегося по участку ул. К. Маркса около школы. (По С.В.Алексееву).

Алексеевцева М.- проведение социологический опрос на тему движения автотранспорта.

Пряхин С. - разработка рекомендаций по уменьшению загрязнения атмосферы автотранспортом.

Задания каждого участника должны привести к ответу на вопрос: «Верно ли, что быстрое увеличение числа машин приводит к резкому ухудшению экологической обстановки?»

Самостоятельная работа групп

(Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло . Время проведения 3 месяца)

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя - консультирование, помощь.

Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3-4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований Время проведения 1 месяц.)

Защита полученных результатов и выводов

(Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 3 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе Критериев оценивания. Время проведения: 1 час.)

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

(Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта. Время проведения: 15 минут.)


План работы по проекту в школе

Подготовительный этап

Что необходимо

Кто отвечает

Сроки

выполнения

Создать творческую группу учителей для работы над проектом

Балобанова

О.А.

Сентябрь

2 неделя

Обсудить с родителями учащихся вопросов, связанных с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету, составление списка родителей, желающих помочь.

Кл.рук.

Пряхина

З.В.

Сентябрь

2 неделя род.собрание

Составить список необходимого оборудования

Балобанова

О.А.

Сентябрь

2 неделя

Составить план - график использования компьютерного класса

Куратор по расписанию

Сентябрь

2 неделя

Подготовить необходимые книги и электронные материалы

Давыдовская Ю.М.

Сентябрь 2 неделя

Провести подготовительные занятия со школьниками - участниками проекта.

Балобанова О.А.

Сентябрь

2 неделя

Найти спонсоров для приобретения призов участникам проекта

Балобанова О.А.

Сентябрь- декабрь

Купить или получить необходимые принадлежности для практических занятий

Балобанова О.А.

Сентябрь

Определить порядок хранения файлов учащихся в школьных компьютерах

Докусова Е.А.

Сентябрь

2 неделя

Поместить заметку о проекте в школьной газете

Быстрова А.Г.

Октябрь

Процесс обучения

Что необходимо

Кто отвечает

Сроки

выполнения

Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ

Алексеевцева М.

Сентябрь 3 неделя

Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований

Балобанова О.А.

Октябрь-декабрь

Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе.

Балобанова О.А.

1 раз в неделю в течение 3 мес.

Обсудить с учащимися формы представления результатов самостоятельной деятельности

Балобанова О.А.,

Докусова Е.А.

4 неделя октября

Сфотографировать учащихся во время работы по проекту

Пряхин С.

Октябрь - декабрь

Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся, опрос родителей

Балобанова О.А.,

Пряхина З.В,

Конец января

Выставить оценки по результатам учебной работы

Балобанова О.А.

Конец января

Заключительный этап

Что необходимо

Кто отвечает

Сроки

выполнения

Разослать благодарности всем, кто помогал в проведении проекта

Балобанова О.А.,

Пряхина З.В.

1 неделя февраля

Удалить ненужные файлы из школьных компьютеров

Докусова Е.А.

1 неделя февраля

Вернуть оборудование и книги

Балобанова О.А.

Организовать презентацию проекта в школе

Балобанова О.А.,

Пряхина З.В.

1 неделя февраля

Наградить отличившихся учеников грамотами

Балобанова О.А.

Презентация

Подготовиться к олимпиаде «Созвездие»

Балобанова О.А.,

Пряхина З.В.

Февраль - март

Принять участие во Всероссийской олимпиаде «Созвездие»

Балобанова О.А.

Конец апреля

Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт

Балобанова О.А.







Использованные методики


Проект «Энергетика вчера, сегодня и всегда» разработан и осуществлен по методике, разработанной в Программе Intel «Обучение для будущего» при поддержке Microsoft. (1)

Работа учащихся оценивалась по методике М.Ступницкой (9 стр.14) и критериям, предложенным в Программе Intel «Обучение для будущего» при поддержке Microsoft. (1)

В исследовательской части работы учащиеся использовали

1. методики С.В. Алексеева (13):

Оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта, движущегося по участку ул. К. Маркса около школы производилась расчетным методом (13 стр.226)

Оценка содержания загрязнителей в воздухе производилась методом колориметрии. (13 стр.70)

2. Оценка видов и массы выбросов в окружающую среду загрязняющих веществ котельными г. Тихвина и Тихвинского района производилась расчетным методом по данным, полученным в ходе интервью, проведенного учащимися с представителем МУП «Теплосеть». Результаты расчетов представлены в виде диаграмм (см. Приложение. Фрагменты письменной части работы), выполненных в программе Microsoft Office Excel 2003.

3. Тепловые потери из здания школы и своих квартир определялись расчетным методом, описанным в учебном пособии ШПИРЭ «Энергосбережение».



Проект Влияние энергетики и автотранспорта на окружающую среду и методы уменьшения этого влиянияПроект Влияние энергетики и автотранспорта на окружающую среду и методы уменьшения этого влияния









Учащиеся 7а класса определяют тепловые потери из здания школы


Критерии оценки проекта


Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы.

В ходе проектной деятельности учащийся должен освоить целый ряд специфических проектных умений, общеучебных навыков и предметных знаний, а также сформировать универсальные компетентности. В школах Международного Бакалавриата разработана четкая система критериев оценки проектов учащихся. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы.

Критерии:

  • Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения.

  • Постановка и обоснование проблемы проекта.

  • Глубина раскрытия темы проекта

  • Полнота использованной информации, разнообразие ее источников.

  • Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.

  • Творческий и аналитический подход к работе.

  • Соответствие требованиям оформления письменной части работы.

  • Анализ процесса и результата работы.

  • Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями

  • Коллективный характер принимаемых решений.

  • Качество проведения презентации.

  • Качество проектного продукта.

Для оценки презентаций проектов, бюллетеней, буклетов использовались критерии, разработанные в Программе Intel Обучение для будущего.

Из названий критериев видно, чему должен научиться школьник, работая над проектом.

Содержание каждого критерия раскрывается с помощью дескрипторов. Дескрипторы - описание уровней достижения учащегося по каждому критерию. Критерии и дескрипторы приведены в газете «Школьный психолог» №23 от 1-15 декабря 2007 в статье Марии Ступницкой «Учимся работать над проектами».

Например:

Критерий 1

Постановка цели, планирование путей достижения

(максимум 3 балла)

Баллы

Цель не сформулирована

0

Цель сформулирована, но

План ее достижения отсутствует

1

Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения

2

Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения

3

Этот критерий соответствует дидактическим целям проектной деятельности.

С помощью критериев оценивается не только общеучебные умения и навыки, но и предметные знания, что является методической задачей.

Например:

Критерий 2

Глубина раскрытия темы проекта

(максимум 3 балла)

Баллы

Тема не раскрыта

0

Тема раскрыта фрагментарно

1

Тема раскрыта, но автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы.

3

Оценка педагогической эффективности проектной деятельности - это определение, насколько достигнутые результаты отвечают дидактическим целям и методическим задачам, то есть соответствуют ли новые приращении, возникшие в знаниях, умениях и навыках учащихся запланированным компетенциям, знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Например:

Анализ результатов защиты проектов 11 классе

Освоение общеучебных и проектных умений и навыков

Учащиеся, показавшие

отличные и хорошие

результаты (в%)

Целеполагание

100

Достижение поставленной цели

100

Поиск и отбор информации

91

Презентация работы, привлечение интереса аудитории

81

Творческий подход к работе

85

Последовательный обзор своей работы по достижению поставленных целей

78

Самостоятельная заинтересованная работа над проблемой

75

Создание качественного проектного продукта

75

Точное оформление письменной части

71

Планирование

52

Выбор оптимального способа достижения цели

51

Точная реализация плана

27

Оригинальное решение проблемы

25

Анализ процесса и результатов собственной деятельности

24

Видя по каким критериям учащиеся получают максимальные или минимальные баллы, можно оценить возможность эффективность применяемой технологии и, соответственно, увидеть, чего удалось достичь в обучении детей и над чем еще надо работать.

Из таблицы видно, что дальнейшая работа должна быть направлена на развитие умения анализировать свою деятельность, умения оригинальным образом подойти к решению проблемы, навыков работы в соответствии с планом.

Заключение

В ходе работы над проектом учащимися

  1. Изучена литература по вопросам антропогенного воздействия энергетики на окружающую среду и методам уменьшения этого воздействия.

  2. Дан анализ состояния экологической обстановки в Ленинградской области и влиянию на него предприятий топливно-энергетического комплекса и транспорта.

  3. Проведено исследование видов и количества вредных выбросов, поступающих в атмосферу от автотранспорта и предприятий теплоснабжения г. Тихвина и Тихвинского района.

  4. По итогам исследований составлены карты-схемы основных источников загрязнений от предприятий теплоснабжения г. Тихвина и Тихвинского района. Выявлены экологически «чистые» котельные и котельные, наносящие наибольший ущерб окружающей среде.

  5. В школе создана творческая группа из учащихся 7а класса, которая в течение учебного года работала над проектом «Энергосбережение».

  6. В рамках работы над проектом «Энергосбережение» собран большой теоретический материал по данной теме, проведены экскурсии на Волховскую ГЭС, на предприятия теплоснабжения (МУП «Теплосеть», котельную п.Сарка, котельную ЗАО «Весна»), ЗАО «Тихвинспецтранс»,Тихвинские электросети с посещением подстанции, МУП «Водоканал», музей железнодорожного транспорта в С.-Петербурге.

  7. Составлены энергетические паспорта квартир учащихся и школы.

  8. Произведен расчет тепловых потерь из квартир учащихся и здания школы. Разработаны рекомендации по энергосбережению в школе и дома, которые опубликованы в школьной газете «Экос» и бюллетене «Энергосбережение». Выпущены бюллетени, буклеты, листовки по энергосбережению.

  9. При оформлении работы «Влияние энергетики и автомобильного транспорта на окружающую среду» использованы компьютерные программы Microsoft Word, Fine Reader 6.0. Professional, Internet Explorer, Microsoft Excel, Power Point; при оформлении бюллетеней, буклетов, листовок - программа Publisher-2003.

Учащиеся

Научились

  • пользоваться ресурсами Интернета, библиотеки, справочной и энциклопедической литературой.

  • обобщать и обрабатывать полученную в результате исследований информацию.

  • пользоваться компьютерными программами Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Microsoft Exсel для оформления результатов работы.

В основе проекта лежит технология обучения в сотрудничестве, работу в равной мере осуществляли все члены межвозрастной группы учащихся.

В ходе работы у них развивались

  • коммуникативные умения и навыки: навыки работы в группе, принятия коллективных решений,

  • исследовательские умения и навыки.

Каждый участник проекта был активен в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Учебные исследования, проведенные учащимися в ходе работы над проектом во внеурочное время, позволили осуществить свободный поиск нужной информации; регулярные наблюдения и измерения сформировали умения учащихся самостоятельно работать.

Творческие способности учащихся развивались при создании буклетов, листовок, презентаций. бюллетеней.

Формировалась активная позиция в вопросе защиты окружающей среды .

В процессе работы по оформлению продуктов проекта воспитывался

эстетический вкус, в процессе работы с различными источниками информации воспитывалась информационная культура личности.

Результаты работы над данным проектом учащиеся представили в виде презентации, буклетов, бюллетеней, листовок. Причем каждая группа создала свою презентацию, которые объединены в одну большую. Материалы, созданные в ходе работы над проектом, хранятся в школьной библиотеке и могут использоваться учителями и учащимися при подготовке классных часов и внеклассных мероприятий по темам, соответствующим темам проекта.

Проводя исследования по проблеме «как уменьшить негативного влияния энергетики и автотранспорта на окружающую среду?», учащиеся убедились в

том, насколько огромна роль физических знаний для активной защиты окружающей среды.

Самостоятельные исследования учащихся завершились защитой проекта в школе, которая показала, что цели проекта в основном достигнуты, а поставленные задачи выполнены.

Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть интегрирован в рамках учебного процесса. Деятельность в рамках проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Все материалы созданы с соблюдением авторских прав. Проект характеризуется исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам.

В материалах проекта широко представлены элементы мультимедиа, и их использование педагогически оправдано. Элементы дизайна и содержания презентации дополняют и усиливают друг друга.

Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования. Данный проект легко модифицировать и реализовывать в разноуровневом обучении.


Литература:

  1. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебное пособие.- 2 изд.,перераб. -М.: «Русская редакция», 2003. - 268с.

  2. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Электронное приложение к учебному пособию. IntelCorporation, 2003-2005.

  3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. - Самара: Изд. «Учебная литература», 2006.-304с.

    1. Куценко-Барскова Л.Б. Практикум по экспертизе инновационной деятельности в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие - СПб.: ЛОИРО, 2006. - 115с.

  4. Модернизация общего образования: Технологии образовательной деятельности: Книга для учителя / Под ред. Проф. В.В. Лаптева и проф. А.П. Тряпицыной. - СПб.: ООО «Береста», 2002. - 96 с.

  5. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: Рекомендации для опытно-экспериментальной работы шк. / А. Г. Каспржак, Л. Ф. Иванова, К. Г. Митрофанов и др.; Под ред. А. Г. Каспржака, Л. Ф. Ивановой; Нац. Фонд подгот. Кадров; Ин-т новых технологий образования. - М.: Просвещение, 2004. - 416с.

  6. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2003г. - 96 с.

  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

  8. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288с.

  9. Чечель И. Д., Новикова Т. Г.Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». - М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. - 160 с.

  10. Школьный психолог. Методическая газета для педагогов-психологов №23 2007.

  11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат - М., 2000

















Приложения



































Шаблоны и бланки


(использованы материалы из электронного приложения Intel Corporation, 2003-2005

к Учебному пособию Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft)






















Планирование содержания презентации учащегося

Общая цель проведения самостоятельных исследований учащихся в рамках проекта: _____________________________________________________________

Проблема, обозначенная учащимся для проведения самостоятельного исследования: ________________________________________________________

На какие вопросы учебной темы даст ответы учащийся в своем исследовании: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие этапы и результаты исследования могут быть представлены в презентации учащегося: _________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Как могут быть представлены в презентации методики (анализ или оценка, интерпретация, сравнение, развитие и др.), на основе которого производится исследование учащегося: _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень дополнительных ресурсов, которые можно использовать при создании презентации (Интернет-ресурсы, мультимедийные энциклопедии, учебники и др.): _________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Для достижения задач, поставленных в учебном проекте, презентация ученика будет в себя включать следующее:


  • Название презентации (в рамках основополагающего вопроса) индивидуального исследования ученика (или группы учеников): _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Имя и фамилия автора (авторов) презентации: ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Краткое описание целей и задач исследования, которые решает конкретный участник (группа учеников) в рамках проекта: _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Гипотеза, которая была положена в начало самостоятельного исследования: __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Цитата по теме исследования: _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Основные результаты, полученные данным участником (группы учеников) в итоге работы в проекте: _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Анализ или оценка:__ ________________________ _____________________________________________________________









Лист планирования презентации проекта

Общая цель создания представления проекта: ________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Название презентации проекта: __________________________________________________________________

Основные проблемы проекта, рассматриваемые в презентации: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Темы и список материалов, которые необходимо найти в Интернете: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень дополнительных ресурсов, которые Вы будете использовать при создании презентации (мультимедийные энциклопедии, учебники и др.): __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Для достижения поставленных задач презентация проекта может включать следующие слайды:


  • Название проекта: _____________________________________________________________

  • Список основных исполнителей: _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Список коллег, преподающих другие предметы, которых желательно привлечь к работе над проектом: _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

  • Краткое описание дидактических и методических целей проекта: _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Проблема, предлагаемая к разрешению в данном проекте: _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

  • Возможные темы самостоятельных исследований учащихся:____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Этапы и ход работы по проекту:______________________________________________________

  • Анализ эффективности предлагаемой методики работы: _____________________________________________________________

  • Планируемые результаты: _____________________________________________________________

  • Ссылки на информационные ресурсы и описание необходимых в работе веб-сайтов: __________________________________________________________________________________________________________________________

  • Используемая литература: _____________________________________________________________

  • Другое: __________________________________________________________________________________________________________________________








Сценарий презентации

Слайд 1 Титульная страница

Название:

Включает:

Слайд 2

Название:

Включает:

Слайд 3

Название:

Включает:

Слайд 4

Название:

Включает:

Слайд 5

Название:

Включает:

Слайд 6

Название:

Включает:







Лист оценивания презентации ученика

Критерии оценивания

Параметры

Комментарии

Использование технологий

Тематика исследования, отраженного в презентации, на какой возраст учащихся рассчитано обучение, требуются ли навыки работы с компьютером?

Как использование современных технологий помогает учащимся выполнять работу быстрее, качественнее, на более высоком уровне?

Насколько эффективна интеграция технологий в решении задач Вашего проекта?

Целесообразно ли использование такой технологии для получения необходимых знаний, умений и навыков по конкретному предмету школьной педагогики?

Оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, дизайн не противоречит содержанию презентации?

Изображения в презентации привлекательны, интересны и соответствуют содержанию, не накладываются на текст (если это не специальные эффекты)?

Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами?

Списки, таблицы, диаграммы и графики в презентации выстроены и размещены корректно?

Все ссылки работают?

Процесс обучения

Каким образом созданная презентация демонстрирует способность учащегося к анализу и/или синтезу различных видов информации над учебной темой или учебным разделом проекта (например, умение интерпретировать, оценивать, теоретизировать и т. п.)?

Каким образом созданная презентация демонстрирует понимание учащимися поставленных задач?

Соответствует ли содержание презентации утвержденному Минимуму знаний по предмету и Стандартам обучения?

Каким образом данная методика обучения учитывает индивидуально-личностные качества учащегося?



Лист контроля презентации учащегося

Параметры

Комментарии

На основе разработанных Критериев оценивания попробуйте оценить созданную презентацию

Достигли ли учащиеся поставленных Вами целей в процессе создания данной презентации?

Содержат ли разработанные Вами Критерии оценивания специальные тематические критерии, позволяющие точно и корректно оценивать работу учеников?












Лист планирования информационного

бюллетеня учащегося

Общая цель создания информационного бюллетеня: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Название: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие вопросы (или темы) учебной программы затрагиваются в информационном бюллетене: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Темы и список материалов, которые нужно найти в Интернете: _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень дополнительных ресурсов, которые вы можете использовать при создании бюллетеня (мультимедийные энциклопедии, учебники и др.): __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Для достижения поставленных задач информационный бюллетень будет включать в себя следующее:


  • Название: ________________________________________________________________

  • Список основных исполнителей: ________________________________________________________________

  • В рамках какого учебного проекта создается публикация: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Краткое описание учебной темы проекта: ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Объяснение целей самостоятельной работы учащегося: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • План работы: ______________________________________________________________

  • Оценка и анализ результатов, полученных в ходе работы: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Ссылки на информационные ресурсы: ________________________________________________________________

  • Список необходимой литературы: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Перечь иллюстраций (собственных, отсканированных и изображений из Интернета):

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Таблицы: ________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтобы достичь целей обучения, информационный бюллетень должен включать в себя (выберите необходимое для решения задач, поставленных Вами в учебном проекте):


  • передовицу главного редактора по основной теме бюллетеня;

  • опрос общественного мнения по изучаемому вопросу;

  • обзор литературы, мультимедийных и Интернет-ресурсов;

  • интервью;

  • статьи, отражающие глобальные проблемы и текущие вопросы;

  • планируемые объявления;

  • рекламные объявления;

  • информацию развлекательного характера;

  • информацию о спорте;

  • прогноз погоды;

  • заметки о путешествиях - колонка консультанта;

  • комиксы и сатирические произведения;

  • фотография, собственные иллюстрации и компьютерную графику;

  • диаграммы и графики;

  • цитаты, список использованных материалов;

  • а также: ________________________________________________________________

__________________________________________________________________








































Лист планирования буклета учащегося

Общая цель создания буклета: __________________________________________________________________

Название: __________________________________________________________________

Какие вопросы (или темы) учебной программы затрагиваются в буклете: _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Темы и список материалов, которые нужно найти в Интернете: __________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень дополнительных ресурсов, которые вы можете использовать при создании буклета (мультимедийные энциклопедии, учебники и др.): __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Для достижения поставленных задач буклет будет включать в себя следующее:


  • Название: ________________________________________________________________

  • Список основных исполнителей: ______________________________________________

  • В рамках какого учебного проекта создается публикация: ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Краткое описание учебной темы проекта:

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Объяснение целей самостоятельной работы учащегося: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • План работы: ______________________________________________________________

  • Оценка и анализ результатов, полученных в ходе работы: _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Ссылки на информационные ресурсы: ________________________________________________________________

  • Список необходимой литературы: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Перечь иллюстраций (собственных, отсканированных и изображений из Интернета):

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Таблицы: ________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтобы достичь целей обучения, буклет должен включать в себя (выберите необходимое для решения задач, стоящих перед Вашим проектом):


  • программу действий;

  • тезисы;

  • анализ.















Описание разработки структуры бюллетеня


Название бюллетеня:


Заголовок основной статьи:

Содержание:


Заголовок дополнительной статьи:

Содержание:


Заголовки внутренних статей:

Содержание:





Описание буклета

Название буклета: _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Заголовок задней панели: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Главный внутренний заголовок: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дополнительные заголовки колонок внутреннего разворота буклета: ____

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________























Лист оценивания публикации ученика

Критерии оценивания

Параметры

Комментарии

Использование технологий

Тематика публикации, на какой возраст учащихся рассчитано обучение, требуются ли навыки работы с компьютером?

Как использование современных технологий помогает учащимся выполнять работу быстрее, качественнее, на более высоком уровне?

Насколько эффективна интеграция технологий в решении задач Вашего проекта?

Целесообразно ли использование такой технологии для получения необходимых знаний, умений и навыков по конкретному предмету школьной педагогики?

Процесс обучения

Каким образом созданная публикация демонстрирует способность учащегося к анализу и/или синтезу различных видов информации (например, умение интерпретировать, оценивать, теоретизировать и т. п.)?

Каким образом созданная публикация демонстрирует понимание поставленных задач?

Соответствует ли содержание публикации утвержденному Минимуму знаний по предмету и Стандартам обучения?

Каким образом данная методика обучения учитывает индивидуально-личностные качества учащегося?



Лист контроля


Критерии оценивания

Параметры

Комментарий

Оценивание учащихся

На основе разработанных Критериев оценивания определите, достигли ли учащиеся в процессе обучения поставленных целей?

Содержат ли созданные Критерии оценивания параметры, позволяющие работу? корректно оценивать



Лист планирования публикации проекта

Общая цель: ___________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Название публикации: ____________________________________________________________

Темы и справочные материалы, которые необходимо найти в Интернете: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Перечень дополнительных ресурсов, которые можно использовать при создании публикации (мультимедийные энциклопедии, учебники и др.): __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Публикация будет включать:


  • вступление;

  • план изучения темы;

  • календарно-тематическое планирование;

  • полезные ресурсы;

  • различные идеи для успешного изучения темы;

  • критерии оценивания;

  • перечень домашних заданий;

  • ресурсы для помощи в домашней работе и адреса поисковых серверов;

  • статьи и фотографии об экскурсиях, проектах учеников или общественно-полезных мероприятиях;

  • обзор новой концепции или мнений по вопросам темы;

  • общее описание работы: цель, ресурсы, ход работы и результаты;

  • работы учеников;

  • графические изображения;

  • цитаты, список использованных материалов;

  • другое: _____________________________________________________________






Оценочная таблица проекта


Критерии оценивания

1

плохо

2

слабо

3

хорошо

4

отлично

Связь с программой и учебным планом


Содержание проекта


Соблюдение авторских прав


Оригинальность


Мультимедийные средства


Использование педагогических технологий


Работа в группе


Графический дизайн


Оценивание успеваемости учащихся


Организация применения проекта в школе


Итоговое количество баллов



Лист планирования самостоятельной деятельности

учащихся (индивидуально или в группе) по проекту


Имя (имена): ________________________________________________________________

Тема проекта: _______________________________________________________________


Основополагающий вопрос: _________________________________________________________________

Вопросы учебной темы (проблемные): __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности учащихся





Источники информации:

Источник информации/ресурс

Вид информации











Список использованных материалов при создании проекта

(Название,Фамилия, Имя, Отчество)


Текстовые материалы

Название документа:



Графические изображения

Название изображения:



Видеофрагменты

Название фрагмента:



Звуковые ресурсы

Название фонограммы:



Электронная энциклопедия

Название энциклопедии:

Название фирмы-производителя:

Год выпуска:

URL страницы сайта энциклопедии:


Аннотации материалов, найденных в Интернете


Аннотация тематического веб-сайта

Адрес сайта в Интернете: _________________________________________________________

Название сайта: _________________________________________________________________

Кто поддерживает сайт (имена авторов, названия организаций, проектов, в рамках которых создавался сайт и т.д.): ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Аннотация содержания сайта (не более 3-4 предложений): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Аннотация текстового документа

Название документа: _____________________________________________________________

Имя автора (авторов): ____________________________________________________________

Дата публикации (если возможно определить): _______________________________________

Название сайта: __________________________________________________________________

Адрес страницы сайта, на которой опубликован данный документ:_______________________

Комментарии по содержанию текстового материала: _________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Аннотация графического файла

Название графического файла:_____________________________________________________

Имя автора (авторов): ____________________________________________________________

Дата публикации (если возможно определить): _______________________________________

Название сайта: __________________________________________________________________

Адрес страницы сайта, на которой опубликован данный файл:

Комментарии по формату файла: __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________


Аннотация мультимедийной энциклопедии

Название энциклопедии: _________________________________________________________________

Название фирмы-производителя: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Год публикации (выпуска): ________________________________________________________

Для каких уроков, тем, предметов может быть рекомендована: __________________________________________________________________

Краткая аннотация содержания (какие сведения можно почерпнуть из данной энциклопедии): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие материалы из данной энциклопедии можно посоветовать учащимся для выполнения проекта по выбранной Вами теме: _________________________________________________________________

________________________________________________________________













Публикации учащихся









© 2010-2022