Проект интегрированного урока по теме Законы Ньютона

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект интегрированного урока по теме Законы Ньютона.Проект интегрированного урока по теме Законы Ньютона.Министерство образования и науки Республики Казахстан


Филиал АО "Национальный центр повышения квалификации"Өрлеу"

ИПКПР по ВКО







Тема проекта:

«Интегрированный урок: формы и методы его проведения»




Выполнили:

Амельчукова Надежда Ивановна

учитель физики КГУ «Средня школа имени Б. Ахметова» с. Ново-Одесское, Уланского района;

Рязанов Иван Дмитриевич

Учитель физики КГУ «Бель-Агачская средняя школа», с. Бель-Агач, Бородулихинский район

Проверил:

Ахаев А. В., доктор педагогических наук, профессор кафедры ИЦ и МПЕН(Г) Д


г. Усть-Каменогорск, 2015г.

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3

1. МОТИВАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАНИЯ

1.1 Инновации интегрированного урока…………………………. 5

1.2 Формы и методы проведения интегрированного урока ……. 7

2. МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ

2.1 Формы интеграции ……………………………………………... 9

2.2Связи и структура интегрированного урока …………………. 9

3. ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА …………... 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………......18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….. 19








Мысли великих

«Всё что находится во взаимной связи

должно преподаваться в такой же связи»

Ян Амос Коменский


«Приведи в своем сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно, связь в которой они действительно находятся в природе»

И. Г. Песталоцци

ВВЕДЕНИЕ

Интеграция -

сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью [1].

В основе предметно - классно- урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Это деление познания на научные области возникло по немощи человека познать мир целиком во всех его связях и отношениях. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Так возникает потребность на уровне обучения в объедении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е. потребность межпредметных связях учебных дисциплин [1].

Проблема межпредметных связей в процессе обучения многократно поднималась, и история образования описывает так называемые «межпредметные движения» педагогов. Суть этих движений состояло в выдвижении идей согласования учебных предметов в трактовке тех или иных понятий и явлений, в ликвидации дублирования, снятии противоречий. Как только учебные дисциплины в образовательных учреждениях разного уровня достигали крайнего разрыва, а самих дисциплин при этом становилось больше, так в ответ на это с новой силой заявляли о себе «межпредметные движения». Так было и в нашей стране в 70-е годы XX столетия. В движение были вовлечены и ученые, и практики образования [3].

В настоящее время по разным причинам тема интеграции и межпредметных связей учебных дисциплин перестала быть научно актуальна, а решение реально существующей проблемы оказалось переданным учителю. А между тем 70-80-е годы дали оригинальные работы по описанию самих межпредметных связей и технологий их установления практиками в ходе учебной работы. Появились новые типы уроков, в частности, интегрированный урок, называемый также бинарным, синтетическим, совмещенным, что не меняло существа дела.

Цель работы

  • Создание условий для развития положительной мотивации обучающихся к учебной деятельности через целостное восприятие действительности в процессе обучения физике.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме «Интегрированные уроки».

  • Изучить необходимую нормативно-правовую документацию по теме «Модернизация общего образования»

  • Создать и апробировать курс интегрированных уроков старших классах

Провести анализ, и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

гипотеза:

если использовать интеграцию учебных предметов в обучении, то у учащихся сформируется активная учебно-познавательная деятельность, и интегрирование будет способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом

Объект исследования: интегрированный урок по физике, литературе и русскому языку.

Методы исследования: анализ интегрированного урокапо физике, литературе и русскому языку.




1. МОТИВАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАНИЯ

1.1 Инновации интегрированного урока

Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины [1].

Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы типа Основы безопасности жизнедеятельности или Мировая художественная культура, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях [2]:

  • при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;

  • при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;

  • при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;

  • при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;

  • при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;

  • при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.

Конечно, есть и другие случаи мотивации использования интегрированных уроков. Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.

Самое узкое место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя [4].

Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал [1].

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться [1].

Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет [2]:

  • свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;

  • состав интегрирования, т.е. совокупность объединяемых компонентов;

  • ведущий системооообразующих и встомогательных компоненты;

  • форму интегрирования;

  • характер связей между соединяемым материалом;

  • структуру (последовательность) расположения материала;

  • методы и приёмы его предъявления;

  • методы и приёмы переработки учащимися нового материала;

  • способы увеличения наглядности учебного материала;

  • распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;

  • критерии оценивания эффективности урока;

  • форму записи подготовленного урока;

  • формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.

Охарактеризуем некоторые шаги по подготовке интегрованного урока.

Условия интеграции предметов:

  • В интегрированных учебных предметах используются одинаковые методы исследования.

  • Интегрированные учебные предметы строятся на общих теоретических концепциях и общих закономерностях.

  • Объекты исследования должны либо совпадать, либо быть достаточно близкими.

Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации:

  • - конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;

  • - конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;

  • - создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов [3].

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:

  • внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;

  • межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;

  • транспредметная- синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования [3].

1.2 Формы и методы проведения интегрированного урока

Формы проведения интегрированного урока

  • Пластообразная- наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания.

  • Спиралевидная - содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются. Познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом.

  • Контрастная форма - строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности, познании целого через часть, множества и через единичность.

  • Взаимопроникающая форма - строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, просмотр видеосюжетов и др. Эта форма чаще всего реализуется в средней школе.

  • Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма - самая сложная форма организации интегрированного занятия : учащиеся самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство

и общение [3].

Мотивы, побудившие учителя использовать этот тип урока, определяются теми противоречиями, которые обнаружены им в учебном процессе, и осознаваемыми потребностями их разрешения. Ответ на вопрос, зачем этот урок нужен моим детям и мне как их учителю, возможен только при понимании противоречия в организации учебной деятельности учителя и ученика. Практик понимает противоречие как недостаток, проявляющийся в несоответствии, например, узко предметных знаний ученика и отсутствием у него способности применять их при анализе глобальных или просто жизненных явлений; в несоответствии дидактической задачи необходимости использования знания из одного предмета и умений переносить их в другую ситуацию и т.д. Всё это и есть типичные недостатки учебно-воспитательного процесса на предметном уроке.

Противоречия учено- воспитательного процесса в единстве с внутренней потребностью учителя в их снятии и есть содержание мотивов, побуждающих к использованию интегрированного урока. Выявив противоречия и осознав мотивы, учитель ставит цели урока. Их содержание зависит от характера противоречий и мотивов их устранения. В качестве таковых, например, могут быть цели систематизации знаний, их обобщения, выявления причинно- следственных связей, расширения понятий и представлений, научения приёмам и способам переноса знаний из одной предметной области в другую и т.д [1].

Поставив цель, кратко и понятно её сформулировав, учитель отбирает материал для объединения его в одном уроке, т.е. определяет состав интегрирования. Это делается уже вместе с учителем того предмета, который привлекается к созданию интегрированного урока. На этом этапе отбираются лишь учебные темы и их отдельные части, которые составят содержательную основу интеграции. Здесь достигается взаимное согласие участвующих в интеграции учителей.

Далее оба учителя анализируют предварительно отобранный материал и делят его на основной и вспомогательный. Основной материал становится системообразующим компонентом урока. Системообразующей может быть лишь та часть интегрируемого содержания, которая определяется целью задания. Таким компонентом становятся отдельные понятия, законы, идеи, методы или средства обучения. Выделение системообразующего компонента обязательно, именно он определяет, какой материал надо интегрировать в урок, чтобы его полнее отворить, точнее объяснить или найти причины его появления.

2. МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ

2.1 Формы интеграции

Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция. Формы бывают разные:

  • предметно - образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания;

  • понятийная, когда проводится феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается понятийное поле понятия;

  • мировоззренческая, когда производится духовно - нравственное обоснование изучаемого наукой явления или духовно- нравственные постулаты доказываются научными фактами;

  • деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;

  • концептуальная, при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы [2].

Безусловно, что на выбор одной из форм интегрирования значительное влияние оказывает знание учителем самого явления педагогической интеграции, её видов, форм, структур и технологии осуществления. Влияет и уровень развития учащихся, их умение совмещать знания из разных дисциплин. В этом деле тоже нужен практический опыт участия в уроках того рода. Каждый последующий интегрированный урок будет легче проводиться всеми участниками педагогического процесса.

2.2 Связи и структура интегрированного урока

После того как определили цель урока, интегрируемые блоки знания, выделили один из них в качестве системообразующего и, наконец, определились с формой интегрирования, следует заняться очень тонкой работой - рассмотрением связей, которые следует установить между интегрируемыми блоками знаний. Связи - это устанавливаемые или восстанавливаемые последовательные зависимости интегрируемых компонентов между собой [2]. На этом этапе учитель несколько дольше задержится: найти связи и зависимости, определить их характер не так просто. Здесь нет выбора, а есть заданность, определяемая природой и характером изучаемых явлений.

Связи между интегрируемыми компонентами могут быть самые разные. Наиболее часто встречаются в школьной практике следующие:

  • связи происхождения;

  • связи порождения;

  • связи построения (при систематизации и обобщении знаний);

  • связи управления.

Связи происхожденияустанавливаются там, где между компонентами выявляются отношения причины и следствия. Эти связи используются при создании многих межпредметных курсов, например, «Культура в жизни человека», «Основа православной культурой», «Информационные технологии», «Политика права» и многих тем из этих и подобных курсов. На этих же связях строится интегрированный урок по введению экономических знаний в уроке о политике (тема «Нравственность и политика»), знаний химии в урок по биологии (тема «Влияние ядов на организм человека»), знаний по истории в урок литературе (по историко-литературным темам) и др. Как видим, речь идёт не о простом соединении знаний из разных учебных дисциплин, а только тех, которые раскрывают истоки, причины или условия происхождения изучаемого в ведущем уроке предмета знания. Вводимые из другой дисциплины знания выполняют объяснительную функцию. При этих связях учащийся учится выявлять зависимости событий, фактов, явлений [1].

Связи порождения очень похоже на связи происхождения, но имеют ту специфику, что ставят изучаемой системообразующий предмет позицию причины, порождающей следствия, изучаемой в другом учебном предмете. Так, если учитель химии проводит интегрированный урок по ядам, то он привлекает материал из биологии. Условно говоря, его материал служит основанием появления биологических последствий, рассмотрение которых не входит в состав знаний по химии. Интегрированные уроки с такими связями учат учащихся выходить за рамки предмета и видеть последствия своих узких, локально совершаемых действий, влияние открытий на жизнь людей и развития наук и производства.

Связи управления чаще всего имеют место там, где идёт изучение способов умственной и практической деятельности, которые могут быть перенесены из одного предмета в другой. Кроме того, связи управления возникают там, где используется знание одной науки для раскрытия смыслов овладения другой. Фактически речь идёт о функциях изучаемой науки в деятельности человека.

Связи управления проявляются при использовании математических методов приемов контроля знаний учащихся, введении программированного или модульного обучения. Общая направленности и смысл установления этих связей состоит в субъективации позиции ученика на уроке. Функциональные и коммуникативные отношения учителя и ученика при этом меняется [1].

Знание типов используемых и устанавливаемых связей на интегрированных уроках нужно для того, чтобы определять их возможности в развитии мышления и других познавательных процессов, а значит, в достижении конкретных целей обучения. Не зная типов связи и целенаправленно их не отбирая, нельзя построить хороший интегрированный урок. Без этого продуманного аспекта интеграции любой такой урок будет формальным копированием и данью моде на эту технологию. Ядром интеграции как процесса установления взаимодействия объектов интегрирования являются именно связи. Связи выявляются и устанавливаются сначала внутри блоков учебного материала, затем между блоками и уж потом в целом тематическом контексте урока. Последовательность изучения, изложения и освоения материала интегрированного урока определяется типами связей [1].

Процедура интегрирования материала разных уроков и разных тем идет через установление внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей. Эти связи - еще не интеграция, но путь к ней.

Внутрипредметные связи позволяют связывать между собой разные темы внутри самого предмета. С помощью внутрипредметных связей производится укрупнение дидактических единиц (УДЕ), разрабатываемое профессором П. М. Эрдниевым на материале математики.

Известно также, что есть опережающие связи как связи перспективные; предшествующие связи, при которых в урок включается материал, ранее изученный в другой дисциплине; сопутствующие связи, при которых материал из разных дисциплин изучается в одно и тоже время.

Теперь о структуре интегрированного урока. Здесь тоже много вариантов. Можно, конечно, составить один большой урок из мини- уроков, построенных на материале других дисциплин. Можно его сделать целостным с единой методической структурой. Есть вариант построения интегрированного урока как серии модулей (алгоритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, умения, навыки.

Разработка структуры интегрированного урока- совместное дело учителей интегрируемых предметов. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нём действуют несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разнопредметные методы обучения. Всё это требует продуманного управления по сути новым процессом познания.

Все время говорится о совместной работе двух и более учителей при подготовке и проведении интегрированного урока. Однако такие уроки может проводить и один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины. Такие ситуации становятся сегодня нормой.

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционныммонопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами [2].

3. ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА


Интегрированный урок физики, литературы, русского языка. Решение задач по теме: "Законы Ньютона"на литературном материале. Урок развития речи: сочинение - рассказ [3].

Цели:

  • развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы, применять знания в различных областях;

  • обучающая: умение писать сочинение - рассказ, умение решать задачи по теме: Законы Ньютона;

  • коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем;

  • воспитательная: развитие познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2 мин).
II. Разминка (8 мин.).
III. Литературно-физический конкурс (15 мин)
IV. Физический конкурс (15 мин)
V. Сочинение - рассказ (30 мин)
VI. Общий итог (мин). Домашнее задание: написать сочинение-рассказ (5 мин)
VII. Рефлексия (5 мин)

I. Организационный момент.

Учитель физики: Здравствуйте! Сегодня мы проводим интегрированный урок. Урок развития речи: сочинение-рассказ. Решение физических задач по теме "Законы Ньютона" на литературном материале.

Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе.

Б. Слуцкий

С давних пор идет спор о том, кто важнее физики или лирики.

Сегодня мы с вами попробуем разрешить спор между физиками и лириками.

Учитель русского языка и литературы: А может, они решают одну задачу, но каждый по-своему?

Учитель физики: Пусть каждый решит для себя этот вопрос.

II. Разминка

Учитель физики:

В этом конкурсе времени на обдумывание не дается, отвечайте сразу. За каждый правильный ответ - 0,5 балла.

  • Инерция - это…

  • Причиной ускорения тела является …

  • Масса тела - это…

  • Первый закон Ньютона читается так: …

  • Что такое сила?

  • Чем характеризуется сила?

  • Второй закон Ньютона читается так: …

  • Второй закон Ньютона записывается в виде:…

  • Между какими величинами устанавливает связь второй закон Ньютона?

  • Каков физический смысл единицы силы?

  • Как читается третий закон Ньютона?

  • Какова математическая запись третьего закона Ньютона?

Работа экспертной группы

III. Литературно-физический конкурс

Учитель русского языка и литературы:

Каждой команде предлагается отрывок литературного произведения. Прочитав отрывок, команды должны ответить на вопросы:

  1. Кто автор этого произведения? Название произведения.

  2. Какое физическое явление описывается в литературном произведении?

За правильный ответ команде начисляется по 2 балла за вопрос. Обсуждение вопроса проводится 1 мин, под веселую мелодию.

1 КОМАНДА

Ж. Рони-старший. Борьба за огонь.

Эпизод, в котором описан поединок бесстрашного воина Нао со своим соперником Агу. "Агу, уверенный, что теперь победа над противником, которого он приговорил к смерти, обеспечена, взмахнул палицей и с ужасающей силой опустил ее,… Нао еще раз молниеносно отскочил, и Агу, увлеченный силой удара и тяжестью палицы, подался всем телом вперед, едва не упав на колени. В ту секунду палица Нао опустилась на его затылок".

  • Укажите автора и название произведения.

  • Какое физическое явление оказалось роковым для Агу?

2 КОМАНДА

Г. Уэллс. Человек, который умел творить чудеса.

Герой рассказа захотел остановить вращение Земли. Желание мистера Фодерингея исполнилось.

"Страшный вихрь бушевал между небом и землей, не давая мистеру Фодерингею приподнять голову. Некоторое время он был настолько ошеломлен и подавлен, что не мог осознать, где он и что собственно произошло, … откуда взялся этот ветер? Я ведь не приказывал дуть ветру".

"… Фодерингей сквозь пыль и мокрый снег увидел при вспышке молний надвигающуюся на него громадную стену воды".

  • Объясните, откуда взялся ветер, и почему пришла в движение вода?

  • Укажите автора и название произведения.

3 КОМАНДА

М.М. Пришвин. Кладовая солнца.

Эпизод, в котором собака Травка преследует зайца.

"Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась.

Как раз в это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица.

Так вот одновременно сошлось - Травка бросилась, а заяц остановился.

И Травку перенесло через зайца. Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками летел уже по Митрашиной тропе…"

  • Объясните случившееся.

  • Укажите автора и название произведения.

4 КОМАНДА

В.М.Гарин. Лягушка-путешественница.

"Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: "Это я! Я!" И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни".

  • Почему лягушка упала на землю не на то место, над которым она начала падать?

  • Укажите автора и название произведения.

5 КОМАНДА

Из монгольской сказки "Мудрый малыш".

"Чиновник, приехавший за налогами, стал придираться к отцу мальчика, требуя деньги. Тогда мальчик заступился за отца:

- Почтенный гость! Подпругу твоего коня сжевали козы. Вот и заставь их платить.

Промолчал чиновник, потом вскочил на коня и пустил галопом. Но конь провалился ногой в кротовую нору, и седок полетел на землю".

  • Почему "седок полетел на землю"?

  • Укажите автора и название произведения.

Презентациярешения.
Работа экспертной группы.

IV. Физический конкурс

Решение задач

Учитель физики:

Важнейшим умением в физике является умение решать задачи, поэтому максимальная оценка за этот конкурс - 3 балла за решение задачи и 2 балла за ответ на литературный вопрос.

Каждой команде предлагается задача. Обсудив ее решение, команда выдвигает своего представителя для решения задачи у доски.

1 КОМАНДА

Карлсон, считая себя лучшим пылесосчиком в мире, решил сделать уборку в комнате Малыша после того, как мама только что убрала комнату своего сына.

- Не надо, не надо, - просил Малыш.

- Зря упираешься, - сказал Карлсон и потянул пылесос на себя с силой 30 Н. А Малыш тянул на себя - с силой 28 Н.

  • В чью сторону сдвинется пылесос? Чему равна равнодействующая сил Малыша и Карлсона? Сделайте схематический чертеж и изобразите на нем все силы в выбранном масштабе. Укажите автора и название произведения.

2 КОМАНДА

Ф.А. Искандер. Святое озеро.

"Герой рассказа поскользнулся и полетел по крутому склону ледника вниз. Поперек его пути была глубокая траншея, "где клокотала и неслась талая вода. Он подумал, что сейчас погибнет, попав в эту траншею, но перелетел через нее и на пологом склоне затормозился".

  • Укажите автора и название произведения.
    Найдите массу героя рассказа если он двигался с ускорением -1,4 м/с2, равнодействующая сил действующих на него F = -84 Н.

3 КОМАНДА

Посадил дед репку, и выросла репка большая пребольшая…

  • Какую силу надо приложить к репке массой 200г., чтобы вытащить ее из земли с ускорением 0.5 м/с2?
    Укажите автора и название произведения.

4 КОМАНДА

Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена.

"Я стал рядом с огромнейшей пушкой,… и когда из пушки вылетело ядро, я вскочил на него верхом и лихо понесся вперед… мимо меня пролетело встречное ядро, … я пересел на него и как ни в чем не бывало, помчался обратно".

  • С каким ускорением вылетело ядро из пушки, если масса ядра 20 кг, а сила, подействовавшая на ядро, равна 300 Н.?
    Укажите автора и название произведения.

5 КОМАНДА

А. Линдгрен. "Малыш и Карлсон".

1. Малыш и Карлсон взялись за руки. Карлсон толкает Малыша с силой 105 Н. С какой силой толкает Малыш Карлсона? Изобразите графически эти силы.

  • О каком законе идет речь в задаче?

2. Посмотрите на рисунок. Какую басню проиллюстрировали физики?

Проект интегрированного урока по теме Законы Ньютона.

Презентациярешений.
Работа экспертной группы.

V. Сочинение - рассказ

Учитель русского языка и литературы:

Ребята! Перед нами стоит задача: написать рассказ с использованием трех законов Ньютона.

Рассказ - небольшое литературное произведение, повествовательного типа, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии.

Вспомним составляющие части рассказа:

  • завязка (момент, с которого начинается действие);

  • развитие действия;

  • кульминация (наивысшая точка в развитии действия);

  • развязка (результат развития действия).

Композиция рассказа:

I.Вступление
II.Завязка
III.Кульминация
IV.Развязка
V. Заключение

В рассказе может быть обрамление, которое готовит слушателя к изложению события и где может быть указано время и место действия, коротко сказано о действующих лицах. "Рамка" знакомит нас с тем, от кого я услышал рассказ, и при каких обстоятельствах это произошло.

Главное - выделить узловое событие. В рассказ может быть включено и описание и рассуждение.

Хотелось бы обратить ваше внимание на такой тип речи, как повествование.

Повествовать - значит рассказывать, то есть можно рассказать о каких-то последовательных действиях.

Чем отличается повествование от рассказа?

- В рассказе, в отличии от повествования есть кульминация.

Какие рассказы вы знаете?

- Cлучай, произошедший со мной или с кем-то, выдуманная история, рассказ по сюжетным рисунка и т.д.

Написать сочинение - рассказ, где встречаются действия, объясняемые законы Ньютона.

Презентация сочинения-рассказа.

1.Прочтение
2. Элементы анализа рассказа:

  • тема;

  • основная мысль, как она раскрыта;

  • особенности построения;

  • использование художественно - изобразительных средств.

Работа экспертной группы

VI. Общий итог (мин).

Домашнее задание: написать сочинение-рассказ с использованием трех законов Ньютона.

VII. Рефлексия

1. Как вам понравилось сегодня работать в группе?
2. Все ли чувствовали себя комфортно?
3. Создавались ли конфликтные ситуации? Почему?







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования [1].

Предполагаемый результат:

  • обучающийся владеет устойчивой внутренней мотивацией к учебной деятельности;

  • выпускник - человек который может дивергентно мыслить.

Вывод:

Таким образом, данный проект не только должен создать условия для развития положительной мотивации к учебной деятельности, но и может дать возможность комплексно видеть то или иное явление или процесс.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: Физика в художественной литературе: 7-11 класс - М.: Просвещение,1996 г.
2. Усольцев А.П. Задачи по физике на основе литературных сюжетов. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003 г.

3. Ресурсы Интернет:kazedu.kz

4. Ресурсы Интернет:ido.tsu.ru


© 2010-2022