Рабочая программа по физике 9 класс (для учащихся обучающихся на дому)

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по физике 9 класс (для учащихся обучающихся на дому)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Котельниковская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Л.Д.Чурилова»



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ КСОШ №1

___________ / Н.Л. Астафьева

Приказ от________ 2015г. №___




Рабочая программа

по физике

(надомное обучение)

9-е классы


Составитель: Назарова Ольга Александровна

учитель первой категории





















Котельники городской округ

2015


1. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной образовательной программы образовательного учреждения и авторской программы Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа -2004 г.» с учебником А.В.Перышкин, Е.М.Гутник Физика 9 класс ,«Дрофа» 2014 г., 0,5 часа в неделю - 17 часов в год.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Цели изучения физики:

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.

2. Основное содержание программы

Тема

Часов по программе

Законы взаимодействия и движения тел.

6

Механические колебания и волны. Звук.

3

Электромагнитное поле .

3

Строение атома и атомного ядра.

4

Строение и эволюция вселенной

1

Итого

17

Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации:Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

Лабораторные работы и опыты: Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук.

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации: Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа: Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации: Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы: Изучение явления электромагнитной индукции. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Строение атома и атомного ядра.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации:. Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы: Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Строение и эволюция вселенной. Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.


3. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

смысл понятий: волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения

смысл физических величин: ускорение, импульс

смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии

уметь

описывать и объяснять физические явления: равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, силы тока, напряжения, электрического сопротивления

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях

решать задачи на применение изученных физических законов

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; оценки безопасности радиационного фона








4. Календарно-тематическое планирование 9 класс


№ урока

Наименование раздела и тем

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки прохождения



Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при равномерном прямолинейном движении.

1 неделя сентября


    Равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при равноускоренном движении Перемещение тела при равноускоренном движении без начальной скорости. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

    3 неделя сентября


      Свободное падение тел. Движение тела. Брошенного вертикально вверх.

      1 неделя октября


        Закон всемирного тяготения

        3 неделя октября


          Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Движение тела по окружности.

          5 неделя октября


            Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

            3 неделя ноября


              Реактивное движение. Ракеты.Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник. Величины, характеризующие колебательные движения.

              1 неделя декабря


                Превращение энергии при колебательном движении.Распространение колебаний в среде. Волны.

                2 неделя декабря


                  Длина и скорость волны. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость . Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука.

                  2 неделя января


                    Магнитное поле. Направление поля прямого тока. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.

                    4 неделя января


                      Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Получение переменного магнитного поля.

                      2 неделя февраля


                        Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Электромагнитная природа света.

                        4 неделя февраля


                          Радиоактивность. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

                          1 неделя марта


                            Радиоактивные превращения атомных ядер.Экспериментальные методы исследования частиц.

                            3 неделя марта


                              Открытие протонов и нейтронов. Состав атомного ядра. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана.

                              2 неделя апреля


                                Ядерный реактор. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации Термоядерная реакция.

                                4 неделя апреля


                                  Состав, строение и происхождение Солнечной системы Большие планеты и малые тела Солнечной системы Строение и эволюция Солнца, звезд, Вселенной

                                  2 неделя

                                  мая




                                  5. Перечень учебно-методического обеспечения


                                  Программа

                                  "Физика 7-9 классы" авторов Е. М.Гутник, А. В. Перышкин (Москва, Дрофа -2004 г.)

                                  Учебник

                                  А.В.Перышкин, Е.М.Гутник Физика 9 класс ,«Дрофа» 2014 г.

                                  Дидактические средства для учащихся

                                  1.Сборник задач по физике для 7-9 классов / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова, - М. : Просвещение, 2008.

                                  2. Дидактические материалы «Физика 9 класс» / А. Е. Марон, Е. А. Марон, - М : Просвещение 2007.

                                  3.Сборник качественных задач по физике для 7-9 классов / А. Е. Марон, Е. А. Марон, - М : Просвещение 2006.

                                  Материалы для проведения проверочных работ

                                  1. УМК «Контрольные и самостоятельные работы по физике» к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 9 класс» / О. И. Громцева, - М. : Издательство «Экзамен», 2010.

                                  2. Физика. Контрольные работы в новом формате. 9 класс / И.В. Годова, - М : «Интеллект-Центр», 2011.

                                  3. Физика 9. Контрольно-измерительные материалы./Н.И.Зорин,- М.:ВАКО,2014.

                                  4.УМК «Тесты по физике» 9 класс к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 7 класс» / А. В.Чеботарёва, - М.: Издательство «Экзамен»,2009.

                                  5. Рабочая тетрадь «Физика 9 класс», тестовые задания к основным учебникам / Н. И. Зорин, - М. : Издательство «Эксмо», 2008.

                                  6. Физика. Контрольные работы в новом формате. 9 класс / И.В. Годова, - М : «Интеллект-Центр», 2011.



                                  6.Материально-техническое обеспечение


                                  1. Компьютер

                                  2.Проектор

                                  3.Оборудование и приборы (номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования. Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.)

                                  "СОГЛАСОВАНО"

                                  Протокол заседания ШМО от "______" ______________ 2015г. №______.

                                  _________________________

                                  "СОГЛАСОВАНО"

                                  Зам.директора по УВР

                                  _______________

                                  "_____"_________ 2015г.

                                  © 2010-2022