Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образования

Контроль – это проверка процесса и результата труда. Он позволяет проникнуть в существо учебно – воспитательного процесса. Контроль в педагогическом труде – это система наблюдения и проверки соответствия педагогического труда, выявление достигнутых успехов учащихся, допущенных ошибок и отклонений. Основными видами проверки и оценки знаний являются: а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий; б) четвертная оценка и проверка знаний; в) годовая оценка знаний...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Значение контроля и оценки знаний обучающихся в условиях модернизации образования.



Учитель физики и географии Сиротина Г.В.



Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я вспомню, вовлеки меня в процесс, и я пойму, отойди, и я буду действовать!

Аннотация:

Контроль - это проверка процесса и результата труда. Он позволяет проникнуть в существо учебно - воспитательного процесса. Контроль в педагогическом труде - это система наблюдения и проверки соответствия педагогического труда, выявление достигнутых успехов учащихся, допущенных ошибок и отклонений. Основными видами проверки и оценки знаний являются: а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий; б) четвертная оценка и проверка знаний; в) годовая оценка знаний; г) выпускные и переводные экзамены. При проверке и оценке качества успеваемости важно выявлять в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, важное значение имеет также то, как относится школьник к учению. Все это обусловливает необходимость применения различных методов проверки и оценки знаний. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какова у них память, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Не меньшее значение имеет изучение домашних условий жизни и учебной работы школьников, степень их усидчивости и регулярность в овладении знаниями. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся Существующий в дидактике принцип прочности обучения требует, чтобы у учащихся были закреплены и долго сохранялись осознанные, систематизированные знания, умения и навыки . Отсюда вытекает необходимость постоянного системного контроля за результатами обучения . И учитель и ученик не могут успешно двигаться вперед , не зная качественных результатов своих усилий , учитель получает эти знания систематически наблюдая учащимися в ходе обучения , анализируя их действия , ответы , выполненные работы и критически сверяя с этими результатами собственную деятельность. В подобном знании нуждаются и учащиеся, чтобы повышать качество своего учебного труда. Известно , что успех обучения в значительной мере определяется единством в нем двух видов связи между учителем и учеником : прямой - от учителя к ученику и обратный - от учащегося к учителю. Контроль за ходом и результатами учения и обеспечивает эту обратную связь, информирует учителя обо всех плюсах и минусах.

Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остаётся одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней эта деятельность, тем сложнее оценить её результат.

Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:

- получения объективной информации о достигнутых уч-ся результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов.

-установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.

В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений уч-ся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования.

В процессе модернизации систем контроля целесообразно сохранить и распространить все то положительное, что было накоплено в школах ( мониторинги учебных достижений в рамках уровневой дифференциации в обучении; использование различных форм контроля; введение компьютерного тестирования и др.)

И изменить то, что тормозит развитию системы образования ( субъективизм оценок, преимущественная ориентация на проверку фактологического материала,

Недостаточное использование средств контроля формирующих заинтересованность каждого ученика в результате своей познавательной деятельности;

Недостаточная подготовленность учителей к использованию современных средств измерения уровня образовательных достижений).

Одной из причин отставания уч-ся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. В настоящее время четко проявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности уч-ся.

Основными условиями модернизации системы контроля и оценки учебных достижений, обозначенных в Концепции образования являются:

- открытость требований к уровню подготовки обущающихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов;

- создание системы оценки достижений требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля;

- введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения уч-ся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а так же учитывать индивидуальные способности уч-ся.

Результаты исследования показали необходимость изменения не только системы оценивания учебных достижений уч-ся, но оцениваться должно и умение ученика решать проблемы, которая ставит перед ним школьная жизнь. Важна переориентация контроля на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях.

Система контроля и оценки знаний в школе имеет широкие возможности при организации учебно - воспитательного процесса в условиях личностно - ориентированного обучения, реализации концепции профильного обучения, которые направлены на развитие личности обучающегося.

В уровне усвоения выделили знаниевую и личностную составляющую. Под знаниевой составляющей понимаются те знания, умения, навыки, которые заложены в образовательных стандартах. Под личностной составляющей понимаются личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах многообразных жизненных и учебных ситуаций, то есть качества личности, которые важны для осуществления деятельности в обществе.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Уровень усвоения

Виды контроля

Критерии оценки

баллы

Репродуктивный
Коэффициент -1

*Сообщение

*Устный ответ

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияТочность воспроизведения.

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияВладение терминами и понятиями.

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияУверенность в себе.

0 - 1 - 2

0 - 1 - 2

0 - 1 - 2

макс. 6 х 1 = 6

Применение знаний по образцу
Коэффициент - 2

*Лабораторная работ

*Домашнее задание

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияТочность выполнения

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияУмение пользоваться лабораторным оборудованием, приборами

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияСамостоятельность

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияСтремление к качественной работе

0 - 1 - 2

0 - 1 - 2

0 - 1 - 2

0 - 1 - 2

Макс.8 х 2=16 баллов

Применение знаний в новых условиях

Коэффициент -3

*Практическая работа

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияУровень использования мыслительных операций.

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияОформление

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияСамостоятельность и эффективность в решении проблем

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияСпособность к системному мышлению

0 - 1 - 2

0 - 1 - 2

0 - 1 - 2

0 - 1 - 2

макс. 8 х 3=24 балла

Творческое применение знаний

*творческое задание

*научно-исследовательский проект

*олимпиада

*конкурс

*конференция

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияумение планировать

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияиспользование дополнительной литературы

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияоригинальность выполнения

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияпрактическое применение

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияуровень дивергентного мышления

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияумение работать в группе

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияНаправленность на конкретные достижения и успех в работе

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образованияГотовность к постоянному личностному росту и приобретению новых знаний

0 - 1 - 2

0 - 1 - 2

0 - 1 - 2

0 - 1 - 2

0 - 1 - 2

0 - 1 - 2

0 - 1 - 2

0 - 1 - 2

Макс.16 х 4=
64 балла

Промежуточный контроль

*текущая проверочная работа

*рубежный тест

10 баллов

90 баллов

Итоговый контроль

Итоговый тест

100 баллов

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образования ЛИЧНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образования ЗНАНИВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Для того чтобы перевести итоговые баллы в пяти бальную систему, используем следующую схему: от 100-80% - «5»; 79-65% - «4»; 64-50% - «3»; менее 50% «2»

В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся учителя школы выявляют и сравнивают на том или ином этапе обучения результаты учебной деятельности учащихся с требованиями программы. В практике работы школы используются отметки и оценки. Отметка - это цифровое (бальное) выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности. Оценка - это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении. Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей чаще наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер, а ведь смысл комментирования отметок заключается во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, а в - третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой. Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.

Оценки в обучении выполняют следующие функции:

*обучающая - эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;

*воспитательная - формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

*ориентирующая - воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний;

*стимулирующая - воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

*диагностическая - непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

*проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя. Контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в свою работу;

*формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;

*мощный мотив учебной деятельности учащихся;

*изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

Посредством оценок учитель воспитывает школьников, влияет на их отношение к учебе, работоспособность и требовательность к себе. Он развивает, если делает это правильно, их внимательность, настойчивость и прилежание, позволяет по-настоящему оценить свою успеваемость и успеваемость других. Воспитывает в должной мере их самосознание, формирует мотивацию школьников. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.

Качество результатов обучения и воспитания зависит не только от организации процесса обучения, но и от социальных отношений между учителем и учащимися. Среди признаков, характеризующих работу учителей школы, которые добились наибольших успехов в обучении, можно выделить следующие: предъявлялись высокие требования, выполнение которых последовательно контролировалось и оценивалось; умело использовались оценки и отметки в целях развития личности учащихся. Сегодня учащиеся ждут от нас ( учителей) прежде всего, чтобы мы понимали их и их проблемы и вместе с тем были строги, последовательны и справедливы. Говоря об оценках и отметках, не следует упускать из виду их связь с уроками в целом:

*Оценки и отметки могут существенно способствовать делу повышения успеваемости, но не совершают «чудес». Если есть недостатки при определении целей и содержания урока, его дидактико-методической организации, то даже самая изощренная методика оценки знаний не поможет повысить успеваемость учащихся.

*Оценки и отметки - важное средство воспитания. Однако если взаимоотношения между учителем и учащимися не на должном уровне, если учитель не обладает авторитетом, учащиеся сомневаются в его справедливости, то оценки и отметки утрачивают свое воспитательное воздействие.

*Оценки и отметки - важный метод стимулирования активности учащихся, однако не единственный и далеко не в каждом случае самый подходящий.

Фактом является то, что нет единого мерила установления знаний учащихся. В то время как в математике выявление знаний во многих случаях приближается к «замеру», в случаях с сочинением, рассказом стихотворений и т. д. возрастает степень « оценочной прикидки». Простое воспроизведение знаний и использование навыков можно при нормальных условиях работы учителя проследить с большей объективностью, чем степень выражения творческих способностей. Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует, а не тормозит развитие школьников. Выставление оценок по предметам способствует развитию ученика:

*если он понял, что от него требуют;

*если он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений;

*если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия.

Если эти условия выполнены, то ставить отметку можно.

Для повышения качества знаний нужно использовать учителям следующее правило:

*проверяй все, что задаешь,

*оценивай достаточно полно,

* ставь отметку только за существенное.

Обычно учителями используются следующие формы оценки:

*многочисленные «малые формы оценки» в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя;

*краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письменных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном дневнике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика;

*отметки, с помощью которых по пятибалльной системе оцениваются успеваемость и определенные аспекты поведения;

*общие характеристики, включающие оценку учебных и трудовых успехов, которые пишутся в конце учебного года

На уроках применяются, когда речь идет об отметках по предметам, присутствуют методы контроля за успеваемостью учащихся:

*письменный контроль за один или несколько уроков,
включая непродолжительную письменную работу на 5-15 минут;

*устный опрос;

*контроль выполнения классных упражнений;

*целенаправленное наблюдение отдельных учащихся, их работы на уроке, из чего затем выводится так называемая отметка за урок;

*проверка выполнения домашних заданий.

Все методы варьируются и комбинируются на уроках. Нет методов, пригодных на все случаи жизни. Чтобы воспитать у учащихся готовность к продуктивной учебе, необходимо вырабатывать у них привычку к систематическому и регулярному контролю.

Педагоги в своей деятельности по оцениванию деятельности уч-ся исходят из своих интуитивных представлений. В результате этого процесс оценивания носит чаще произвольный характер. Такое положение дел ставит ребенка в незащищенную позицию, он не знает своих прав и не может их отстаивать. Выявленные проблемы можно свести к следующему:

- Тенденциозность -отметки зависят от отношения учителя к ученику.

- Жесткость оценки. Учителя занижают оценки уч-ся, у них трудно получить высокие оценки и отметки

- Ошибки великодушия. Педагоги завышают оценки. Они больше говорят о преимуществах и не говорят о недостатках.

- Отсроченность отметки. Отметки в дневник выставляются отсрочено. Такой подход не стимулирует ребенка к занятиям.

- Объявление оценок. Объявление отрицательных отметок перед всем классом унижает достоинство детей, формирует отрицательное отношение как уч-ся к отвечающему, так и самого отвечающего к классу

- Взаимоотношения родителей и уч-ся. Плохие отметки ухудшают отношения родителей с детьми. Дети не сообщают своих отметок, стараясь избежать наказаний

Таким образом, мы должны умело пользоваться, как минимум, четырьмя критериями при выставлении отметок: оббьем, понимание, старательность, оформление работы.

Главная задача оценки (и это её основное отличие от отметки) - определить характер личных усилий уч-ся, установить глубину и объём индивидуальных занятий.

Отметка помогает родителям осуществлять контроль, следить за успехами и видеть пробелы в знаниях своих детей. Большинство родителей считают, что знания важнее отметки, однако мнение об учёбе своего ребенка строят, основываясь на отметки в журнале и дневнике.

Объективная оценка успехов и неудач уч-ся на уроке, несомненно, важный фактор совершенствования знаний и умений уч-ся, развитие их способностей. Из практике известно, что, если учет ведется от случая к случаю, результат оставляют желать лучшего. И наоборот, систематический опрос побуждает школьников к регулярной работе. Случается, что оценка используется как угроза или поощрение для ученика. Это совершенно недопустимо. Оцениваем лишь знания, навыки ученика, а не его поведение.

Одна из задач нашей школы - это создание условий для успешного развития ребенка, поэтому отрицательные отметки, как основной метод устрашения, должны остаться в прошлом. Положительная же оценка, отметка, как поощрение уч-ся с учётом их собственных развивающих критериев, способны создать педагогическую ситуацию успеха для каждого ученика на уроках.

На современном этапе развития системы образования наблюдаются существенные изменения. Происходящие перемены повысили требования к качеству контроля в целом и к проверке и оценке результатов обучения в частности. Иобучая, каждый из нас должен обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, черты его характера, психическое и физическое развитие, его особенности, интересы и такие данные, как уровень усвоения знаний, способности к усвоению.

« Тот, кого я учу - это прежде всего, живой человек, ребёнок, потом ученик.

Оценку, которую я ставлю ему - это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, моё отношение к нему как к человеку»

( В.А.Сухомлинский « Сердце отдаю детям»



© 2010-2022