Использование презентаций на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Долгие годы в образовании использовались три основных инструмента : книга как источник информации, тетрадь - место для самостоятельной работы ученика и доска - инструмент для визуальной поддержки выступления. В мире цифровых технологий тетрадь и книгу стремится заменить персональный компьютер. В последние годы предметные кабинеты стали оснащаться компьютерным рабочим местом преподавателя, включающим мультимедиа - проектор с экраном.

В последнее время учителя физики стали активно применять на уроках физики презентации, которые делают сами, используя Power Point. Презентации по физике используются в качестве мультимедийного способа для проведения уроков физики, а также как сопровождение тематических внеклассных мероприятий с группами обучающихся 7 - 11 классов. Разработки являются наглядным способом представления информации, который направлен на аудиальное и визуальное восприятие информации. Лично я использую презентации очень часто на уроках самых различных типов при объяснении и повторении материала, обучении решению расчетных и графических задач, обобщении материала в целях подготовки к проверочным работам, при проведении опроса.

Тенденция увеличения количества уроков, на которых применяются презентации, выполняемые учителями самостоятельно, связана , во-первых с тем, что по сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование презентаций на уроках высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения учебного материала.

Опыт применения презентаций на уроках позволяет мне сделать вывод о том, что это приводит к целому ряду положительных эффектов: облегчается процесс усвоения материала, урок обогащается эмоциональной окрашенностью, возрастает уровень наглядности, повышается интерес к предмету, учащиеся легче усваивают учебный материал. Презентации по физике делают сложную тему урока простой и интересной, запоминающейся и наглядной. Большинство опытов, изучаемых на уроках физики, провести в обычных условиях невозможно, а школьный курс требует знания этих процессов. Показать такие опыты можно с помощью готовых презентаций по физике, а также проверить знания с помощью тестов и викторин, или вывести табличные данные на проектор во время лабораторной работы.

Эти презентации по сути своей являются расширенным планом урока с набором необходимых рисунков, чертежей, схем, формул, выводов, определений - всего, что я считаю необходимым для включения в эту презентацию для того, чтобы урок был насыщенным, интересным, мобильным. Мои презентации бывают разными по продолжительности демонстрации ,и по содержанию. Это зависит от того, как я хочу построить свой урок. Если это урок изучения новой темы , то презентация представляет пошаговый план урока, ориентирующий учеников в том, что на данном этапе они должны делать. Это может быть схема для кластера, вопросы для составления плана ответа, таблица, которую необходимо заполнить, вопросы для самопроверки ,задачи для закрепления, исторические сведения( раньше я такой материал помещала на бумажном раздаточном материале). Если мой урок - лекция, то каждый этап лекции я стараюсь проиллюстрировать рисунками, подтвердить графиками, схемами, стараюсь выписать на слайд презентации важные определения, формулировки, факты, имена учёных, новые термины и т.д. Такая лекция легче воспринимается учащимися, вызывает интерес, запоминается, так как задействуются все виды памяти. Если мой урок состоит из этапов повторения, объяснения новой темы и закрепления, то презентационная модель урока оживляет его, даёт возможность на всех этапах урока работать быстро, интересно, помогает менять виды деятельности. Такой вид работы очень эффективен .Он облегчает и труд учителя, особенно, когда он проводит уроки в 4-6 классах подряд.

Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На школьном уроке целью презентации может быть:

- актуализация знаний;

- сопровождение объяснения учителем нового материала;

- первичное закрепление знаний;

- обобщение и систематизация знаний.

Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком из учебника, требующим комментария и др.

На уроке не обязательно все объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Учитель вполне может включить и эксперимент, и записи на доске (особенно если их могут сделать учащиеся), и показ моделей. При этом на слайде презентации может только остаться название опыта ,название вещества или объекта, модель которого демонстрируется. Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти. Здесь слайды презентации незаменимы.

Много готовых презентаций можно найти в Интернете, но лично я предпочитаю делать презентации для своих уроков сама, учитывая при этом особенности учащихся классов, степень сложности материала. Важным моментом является необходимость соблюдения эргономических норм создания презентаций. К ним относятся:

  • Соответствие последовательности логических ударений оптимальному порядку изучения информации.

  • Наличие только одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение.

  • Оптимальность контраста изображения и текста по отношению к фону

  • Учет цветовой палитры и цветовых переходов. (Нельзя , например, синими буквами писать по фиолетовому фону, зато хорошо воспринимаются черные буквы и цифры на желтом фоне). Вообще хуже воспринимается тёмный фон.

  • Яркость цветов объектов по отношению к фону. Необходимо равномерное распределение яркости, яркостный контраст не менее, чем 60%.

  • Недопустимость вставки движущихся текстов, выскакивающих иллюстраций.

  • Недопустимость применения агрессивной визуальной среды, например, сплошного поля, на котором расположены однотипные объекты.

К частым методическим ошибкам учителей ( и учащихся) можно отнести:

  • Вставку в презентации порой очень большого текста, который полностью проговаривается учителем(учащимся) на уроке и да ещё и не отличается от текста в учебнике.

  • Замену рисования чертежей и схем готовыми рисунками и чертежами (что может приводить к затормаживанию развития мышления).

Учитель, начавший работу по созданию презентаций к своим урокам, обязательно столкнется с нехваткой интересных изображений, видеофрагментов и т.д. Поэтому первым, и самым существенным, этапом в переходе на новый вид работы я считаю создание банка изображений, анимации, видеофрагментов по предмету. Сбор такого банка - процесс довольно трудоемкий, но является основополагающим в систематической работе по созданию и применению электронных презентаций. Этой работой я занимаюсь уже 5 лет.

Самый непродуктивный, утомительный и распространенный способ повторения -традиционно-репродуктивный., когда высшей учебной доблестью становится дословное повторение за учителем или книгой. Но есть и другое повторение - активное и развивающее. Главный принцип такого повторения- переход от репродукции к деятельности по применению полученных знаний в измененных условиях. Повторение можно сделать более интересным и привлекательным, если разнообразить формы его проведения. Одна из таких форм - использование презентаций на заданную учителем тему. Учащиеся, как правило, хорошо владеют приемами создания презентаций( этому их учат на уроках информатики).Использование их делает обычный урок более наглядным, изученный материал еще раз просматривается и обсуждается с учащимися. Создание презентаций является одной из форм домашнего задания. Ученики тоже могут использовать презентации в своих сообщениях перед аудиторией, при работе с домашним заданием или при повторении материала.

К положительным примерам применения презентаций можно отнести примеры, когда они создаются учащимися для подведения итогов собственной научно-исследовательской или проектной работы.

.

Много готовых презентаций можно найти в Интернете, но лично я предпочитаю делать презентации для своих уроков сама, учитывая при этом особенности учащихся классов, степень сложности материала. Важным моментом является необходимость соблюдения эргономических норм создания презентаций. К ним относятся:

  • Соответствие последовательности логических ударений оптимальному порядку изучения информации.

  • Наличие только одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение.

  • Оптимальность контраста изображения и текста по отношению к фону

  • Учет цветовой палитры и цветовых переходов. (Нельзя,например, синими буквами писать по фиолетовому фону, зато хорошо воспринимаются черные буквы и цифры на желтом фоне). Вообще хуже воспринимается тёмный фон.

  • Яркость цветов объектов по отношению к фону. Необходимо равномерное распределение яркости, яркостный контраст не менее, чем 60%.

  • Недопустимость вставки движущихся текстов, выскакивающих иллюстраций.

  • Недопустимость применения агрессивной визуальной среды, например, сплошного поля, на котором расположены однотипные объекты.

К частым методическим ошибкам учителей ( и учащихся) можно отнести:

  • Вставку в презентации порой очень большого текста, который полностью проговаривается учителем(учащимся) на уроке и да ещё и не отличается от текста в учебнике.

  • Замену рисования чертежей и схем готовыми рисунками и чертежами (что может приводить к затормаживанию развития мышления).

Следует учесть, что технические возможности программы Power Point позволяют делать:

  • Гиперссылки на интерактивные модели( а учителя часто прерывают презентацию и переходят к демонстрации интерактивной модели из мультимедийного курса, либо вообще отказываются от демонстрации моделей)

  • Вставку анимаций и моделей, выполненных в Flash.

  • Вставку видеофрагментов и звука.

  • Вставку готовых тестов, например, в параметризованном виде.

Использование ИКТ на уроках физики позволяет повысить интерес к изучению предмета, расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышает интерес к обучению.

© 2010-2022