Методика преподавания физики в профильных классах

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О преподавании физики в профильных классах.

В наше время, техническим специальностям уделяется особое внимание в обществе. Одним из направлений современного российского образования является введение в старшей школе профильного обучения. Поэтому, организация профильных классов позволяет обеспечить наилучшую подготовку учащихся по физике. Благодаря данному виду обучения, создаётся возможность для развития творческих способностей учащихся.

Профильное обучение является средством дифференциации и индивидуализации обучения физике. Благодаря ему, возможно наиболее полно учитывать способности, склонности и интересы учащихся, за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса. Профильное обучение создаёт необходимые условия для получения знаний старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжить образование в технических вузах. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении.

Можно выделить следующие цели профильного обучения:

  • изучение физики углубленно;

  • создание условий для дифференциации содержания обучения учащихся;

  • осуществление, в равной мере, полноценного образования разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными особенностями;

  • более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ ВУЗов;

  • качественная подготовка к ЕГЭ и поступлению в ВУЗы;

  • овладение навыками проектно-исследовательской, курсовой работ.

Профильное обучение невозможно без трёх основных компонентов:

  1. дифференциация - заключается в том, что возможно разное содержание обучения для полного развития учащихся;

  2. индивидуализация - учитывает интересы, способности и склонности учащихся, и направлена на познавательные и профессиональные намерения старшеклассников;

  3. социализация - заключается в том, что необходимо учитывать реальные потребности рынка труда.

При преподавании в профильных классах возможно использование следующих технологий и методик:

  1. Проблемное обучение. При проблемном обучении учитель физики, излагая материал и объясняя наиболее сложные понятия, систематически создает на уроке проблемные ситуации и организует учебно-познавательную деятельность школьников так, что они на основе анализа фактов, наблюдения явлений (при демонстрационном или фронтальном эксперименте) самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют правила, понятия, законы, применяют имеющиеся у них знания в новой ситуации.

  2. Личностно-ориентированное обучение. Личностно-ориентированное обучение - обучение, при котором содержание обучения и его цели, приобретают для учащегося личностный характер, развивают мотивы к дальнейшему обучению. С другой стороны, такое обучение даёт возможность учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели и результаты обучения. Личностно-ориентированный подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы.

  3. Парацентрическая технология. Термин «Парацентрическая технология» означает обучение в парах со средствами обучения. Данное обучение осуществляется с помощью методических инструкций. На выходе знания учащихся проверяются, например виде теста, и осуществляется собеседование с учителем. Средствами обучения является все то, что используется педагогом для организации учебного процесса по данной теме занятия.

При данном виде обучения действительно возможно осуществление индивидуализации в процессе обучения, предоставление ученику права выбора метода и способа обучения, благодаря организации различных видов диалогового учения. Пары могут быть следующие: ПК - ученик, ученик - ученик, ученик - средства обучения, ученик - педагог.

Данную технологию лучше осуществлять на спаренных уроках. Она позволяет экономить время, устраняет ненужные формы работы. Учащиеся при такой форме обучения осознанно относятся к планированию своей деятельности, учатся управлять ею и контролировать.

Парацентрическая технология позволяет развивать познавательную, коммуникативную компетентности учащихся.

  1. Проектно-исследовательская технология. Данный вид обучения создаёт условия, при которых учащиеся: самостоятельно из разных источников информации приобретают недостающие знания; учатся пользоваться ими для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения при работе в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают мышление.

  2. Информационная технология. В наш современный век учитель обязан идти в ногу со временем и уметь пользоваться компьютером. Компьютер - это мощное орудие в обучении. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий. На уроках необходимо сочетать традиционные средства и методы обучения со средствами ИКТ. Применение ИКТ даёт возможность более глубоко раскрыть теоретический вопрос, помогает учащимся раскрыть детально сущность физических процессов и явлений. Интернет - технологии, которые быстро осваиваются современными школьниками, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов.

  3. Разноуровневое обучение. Данный вид обучения даёт возможность учителю помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

  4. Лекционно-семинарско-зачетная система. Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Ничто так не активизирует умственное развитие учащихся по физике, как решение физических задач. В.А. Орлов, Н.М. Павлуцкая отмечают: «Познавательная деятельность человека есть непрекращающийся процесс постановки и решения все новых и новых задач. Поэтому очень важно уметь их ставить и решать». А так как в профильных классах находятся ребята, которым предстоит сдача ЕГЭ по физике, то необходимо уделить должное внимание методике решению задач. Обучение методике решения задач позволяет учащимся находить правильный подход к задачам разного уровня, что обеспечивает подготовку к ЕГЭ и вступительным экзаменам в ВУЗы. Существует множество приёмов, которые можно использовать на уроках, чтобы научить школьников решать задачи. Например: решение по готовым алгоритмам, самостоятельное составление алгоритмов решения, составление задач самими учащимися, составление задач-таблиц, графических задач, составление задач с использованием логических цепочек, составление и решение экспериментальных задач. Возможно решение задач и с компьютерной проверкой

Для ребят, стремящихся получить инженерные специальности, необходимы лабораторные работы, на которых они могут получить навыки работы с приборами, умения оценивать погрешности измерений. Как показывает практика, учащиеся с большим интересом подбирают приборы, производят измерения, обрабатывают результаты, составляют отчеты.

По завершению изучения каждого программного раздела необходимо проводить зачеты и контрольные работы. Зачеты, сдаваемые школьниками учителю устно по заранее сформулированным вопросам, позволяют выяснить теоретический уровень усвоения ими того или иного раздела учебной программы. Письменная же контрольная работа, включает, чаще всего вопросы проблемного характера, которые требуют сложных переносов знаний и творческого их осмысления и построена в уровневой форме. Контрольные работы, выполняют не только контролирующую, но и обучающую функцию. В течение года необходимо проводить пробные ЕГЭ, для корректировки и устранения пробелов знаний по темам.

Анализируя имеющийся опыт при обучении в профильных классах, можно найти плюсы и минусы данного вида обучения. К плюсу относится возможность учащимися выбрать свою индивидуальную линию обучения, благодаря чему в полной мере раскрываются способности учащихся и реализовываются их возможности. К минусам относятся: сложность учащихся с определением профиля; выбор профиля за компанию, так как этот профиль выбрали друзья; выбор профиля, несоответствующего способностям и возможностям учащихся. Для решения данных проблем необходимо проводить большую работу педагогам и психологам с учащимися и их родителями. С учащимися необходимо проводить диагностическую работу, социологический опрос по профессиональному самоопределению, начинать обучение с предпрофильной подготовки (введение элективных курсов в 8 классе).

Оценив результаты ЕГЭ по физике и количество учащихся, поступивших в технические ВУЗы на бюджет, следует отметить, что профильное обучение оправдывает себя.

Работать в профильном классе сложно, но интересно, так как интеллектуально развивается не только ученик, но и растет профессиональный уровень учителя.


© 2010-2022