- Преподавателю
- Физика
- Программа промежуточной аттестации для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплине ОУД. 08. Физика разработан на основе примерной программы учебной дисциплины Физика для профессий для профессий средне
Программа промежуточной аттестации для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплине ОУД. 08. Физика разработан на основе примерной программы учебной дисциплины Физика для профессий для профессий средне
Раздел | Физика |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лойторенко А.Г. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАССМОТРЕНО
на заседании цикловой методической комиссии математических и естественнонаучных дисциплин
Протокол от_______________№_____
Председатель ЦМК ______________Л.В. Шаталова
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
______________ В.В. Станкевская
«_____»__________________ 2015г.
ПРОГРАММа ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по учебной дисциплине
ОДУ. 08. ФИЗИКА
Учебной группы № 14
за 2014/2015 учебный год
Профессия: 23.01.09 Машинист локомотива МЛ
Форма промежуточной аттестации: экзамен
Преподаватель Лойторенко А.Г.
2015г.
Пояснительная записка
Программа промежуточной аттестации для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплине ОУД.08. Физика разработан на основе примерной программы учебной дисциплины Физика для профессий для профессий среднего профессионального образования одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразования России (6.04.2008 г.) и рабочей программы учебной дисциплины Физика (утв. Директором 07.09.2012г.) для профессий 23.01.09 Машинист локомотива МЛ
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся.
Вопросы и задания, выносимые на экзамен, имеют равноценный характер, сформулированы четко, кратко и понятно.
Разработанные критерии оценки позволяют оценить степень подготовленности обучающихся к использованию знаний и умений по учебной дисциплины Физика.
Перечень рекомендованной основной и дополнительной литературы включает общедоступные источники. Все источники соответствуют структуре и содержанию программы учебной дисциплины Физика.
С целью овладения основными общими компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины Физика должен:
уметь:
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
-
отличать гипотезы от научных теорий;
-
делать выводы на основе экспериментальных данных;
-
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
-
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
-
применять полученные знания для решения физических задач*;
-
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;
-
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
-
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
знать/понимать:
-
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
-
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
-
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
-
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
-
Перечень вопросов и заданий к экзамену
Теоретическая часть
-
Механическое движении, его относительность. Траектория. Путь и перемещение, скорость. Способы регулирования скорости локомотива.
-
Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха.
-
Инерциальные и неинерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.
-
Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Роль понижающего трансформатора на электровозах переменного тока.
-
Масса и её измерение. Сила второй закон Ньютона. Силы, действующие на раму тележки, их природа и направление действия.
-
Электрический ток в электролитах. Законы электролиза. Назначение и устройство аккумуляторов в работе электровозов.
-
Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Сила тяги электровоза, сила сопротивления движению поезда.
-
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Частота и период колебаний контура.
-
Третий закон Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение в природе и технике. Образование и движение сцепок.
-
Явление самоиндукции. Индуктивность. Электромагнитное поле.
-
Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механических процессах. Использование потенциальной и кинетической энергии локомотива в целях экономии электроэнергии. Превращение энергии при движении и остановке поезда.
-
Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома.
-
Основные положения молекулярно кинетической теории и их опытное обоснование. Масса и размер молекул.
-
Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомами.
-
Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно - кинетической теории. Роль давления воздуха в управлении пневматическими тормозами.
-
Свободные и вынужденные механические колебания. Резонанс. Влияние резонансных колебаний на сцепление колёс с рельсами. Система рессорного подвешивания на электровозе. Принцип действия и назначение гидравлических амортизаторов в системе рессорного подвешивания.
-
Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы в термодинамике. Изопроцессы в компрессорной установке локомотива.
-
Работа и мощность постоянного тока. ЭДС. Закон Ома для полной цепи. Длительная, часовая и кратковременная мощность тягового двигателя.
-
Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость. Сопротивления в силовой цепи тягового двигателя
-
Кристаллические и аморфные тела. Виды деформации. Деформации, возникающие в колёсной паре при движении электровоза.
-
Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Виды разрядов.
-
Магнитное поле. Магнитная индукция. Сила Лоренца. Использование действия магнитного поля на заряженную частицу. Электроизмерительные приборы на электровозе.
-
Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Электровакуумные приборы.
-
Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Работа компрессоров на электровозе как пример адиабатического сжатия воздуха.
-
Ускорение. Равнопеременное движение. Скорость при равноускоренном прямолинейном движении. Условия возникновения ускоренного движения электровоза.
-
Вещество в магнитном поле. Магнитная проницаемость. Ферромагнетики и их применение в технике.
-
Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. Полупроводниковые выпрямители на электровозах переменного тока. Сигнальные устройства.
-
Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна. Применение фотоэффекта в технике.
-
Электризация тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрических зарядов. Закон Кулона.
-
Электромагнитные колебания и их свойства. Принцип радиосвязи. Развитие средств связи. Радиосвязь на электровозах.
-
Электроёмкость. Конденсатор. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов на ж/д транспорте.
-
Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука. Назначение автосцепного (буферного устройства).
-
Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Физические основы и принцип действия тяговых двигателей.
-
Принцип действия тепловых двигателей коэффициент полезного действия тепловых двигателей. Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве. Охрана окружающей среды.
-
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Связь напряжённости и напряжения.
-
Состав ядра атома. Изотопы. Энергия связи ядра атома. Цепная ядерная реакция. Условия её осуществления.
-
Агрегатные состояния вещества. Удельная теплота плавления и парообразования. Назначение плавких предохранителей.
-
Термоядерная реакция. Перспективы и проблемы ядерной энергетики.
-
Механическая работа и мощность. КПД простых механизмов и их применение.
-
Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений. Биологическое действие ионизирующих излучений.
-
Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Световоды.
-
Методы регистрации ионизирующих частиц.
-
Дисперсия света. Спектральные приборы. Спектральный анализ.
-
Двойственная природа электромагнитных излучений. Шкала электромагнитных излучений. Зависимость свойств электромагнитных волн от их частоты. Применение различных видов излучений. Назначение и работа сигнальных устройств электровоза :сигнальных ламп, датчиков и др.
-
Тепловые свойства твёрдых тел: тепловое расширение, теплопроводность и их учёт в технике. Характеристика материалов, необходимых для изготовления различных деталей электровоза.
-
Практическая работа: «Измерение показателя преломления стекла».
-
Закон Архимеда. Условие плавания тел.
-
Сила тока. Напряжение. Сопротивление проводника. Закон Ома для участка цепи.
Практическая часть
-
Выполнить практическую работу: «Проверка законов последовательного соединения проводников».
-
Выполнить практическую работу: «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».
-
Решить задачу на применение уравнения состояния идеального газа.
-
Выполнить практическую работу: «Проверка параллельного соединения проводников».
-
Решить задачу на применение первого закона термодинамики.
-
Решить задачу на применение закона Джоуля - Ленца.
-
Выполнить практическую работу: «Измерение удельного сопротивления проводника».
-
Решить задачу на применение закона сохранения в ядерных реакциях
-
Решить задачу на определение коэффициента трансформации.
-
Выполнить практическую работу: «Сборка модели простейшего радиоприёмника».
-
Решить задачу на закон сохранения импульса.
-
Решить задачу на применении уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.
-
Решить задачу на определение массы, энергии и импульса фотона.
-
Решить задачу на применение закона Ампера.
-
Решить задачу на применение закона сохранения энергии.
-
Выполнить практическую работу: «Измерение плотности вещества».
-
Решить задачу на определения модуля Юнга.
-
Выполнить практическую работу: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
-
Выполнить практическую работу: «Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра».
-
Выполнить практическую работу: «Определение мощности лампочки, сопротивления нити накала лампочки по указанным на ней параметрам».
-
Решить задачу на применение закона электролиза.
-
Выполнить практическую работу: «Измерение показателя преломления стекла».
-
Решить задачу на применение формулы на движение тела по окружности.
2. Время проведения экзамена -6 часов
Критерии оценки устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;
е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;
ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;
б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой
(например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,
в) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,
г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизве-дении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:
а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,
б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,
в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Критерии оценки лабораторной работы:
Отметка «5» ставится, если учащийся:
-
выполнил работу самостоятельно в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий,
-
получил верный ответ или иное требуемое представление результата работы
-
соблюдает правила техники безопасности;
-
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, лабораторным оборудованием и другими средствами;
Отметка «4» ставится, если учащийся:
-
выполнил работу правильно с учетом 1-2 мелких погрешностей или 2-3 недочетов, исправленных самостоятельно по требованию преподавателя;
-
соблюдает правила техники безопасности;
-
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, лабораторным оборудованием и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
-
работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущены 1-2 погрешности или одна грубая ошибка.
-
соблюдает правила техники безопасности;
-
затрудняется самостоятельно использовать справочной литературой, пособиями, лабораторным оборудованием и другими средствами.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
-
допустил две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые не может исправить даже по требованию преподавателя.
Отметка «1» ставится, если работа не выполнена.
Критерии оценки умения решать задачи
Оценка «5»: в логических рассуждениях и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»: в логических рассуждениях и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, либо допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»: в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчётах.
Оценка «2»: имеются существенные ошибки в логических рассуждениях и в решении, либо отсутствует ответ на задание.
Оценка «1»: решение отсутствует.
4.Перечень допущенного к использованию в процессе экзамена оборудования:
-
Штатив с муфтой и кольцом,
-
Шарик на нити,
-
Термометр,
-
Демонстрационный термометр,
-
Психрометрическая таблица,
-
Мензурка с делениями,
-
Динамометр,
-
Тело, неизвестного объёма,
-
Сантиметровая лента,
-
Весы,
-
Часы с секундной стрелкой,
-
Набор конденсаторов.
-
Микроамперметр.
-
Источник постоянного тока,
-
Соединительные провода,
-
Реохорд.
-
Микрометр.
-
Амперметры и вольтметры.
-
Источник электрической энергии.
-
Ключ.
-
Реостат.
-
Амперметр.
-
Вольтметр
-
Катушки индуктивности
-
Полосовые магниты.
-
Гальванометры
-
Катушка контурная.
-
Конденсатор переменной емкости.
-
Диод полупроводниковый.
-
Конденсатор постоянной емкости.
-
Телефон (наушники)
-
Провода и планки соединительные.
-
Провода для антенны и заземления.
-
Монтажная доска, винты, шайбы
-
Лампа,
-
Трансформатор,
-
Плакаты по изученным вопросам.
Информационное обеспечение экзамена
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся:
-
Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений колледжей. - М.: Академия, 2010 -447 с.
-
Дмитриева, В.Ф. Задачи по физике М.: Академия, 2010.
-
Кабардин, О.Ф. Физика: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся -4-изд. - М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 2006. -367с.
-
Касьянов, В.А. Физика 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. -4- изд., исп. - М.: Дрофа, 2002. -416.
-
Касьянов, В.А. Физика 11кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. -М.: Дрофа, 2002. -416с.
Для преподавателей:
-
Громов, С.В., Шаронова, Н.В. Физика, 10-11: книга для учителя. - М., 2004.
-
Кабардин, О.Ф., Орлов, В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М., 2001
-
Касьянов, В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А. Касьянова «Физика. 10кл.», «Физика. 11кл.» при изучении физики на базовом и профессиональном уровне. - М., 2006.
-
Касьянов, В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. - М., 2002.
-
Лабковский, В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10, 11 кл. для общеобразовательных учреждений. - М., 2006.
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования /Министерство образования РФ. - М., 2004.
Интернет ресурсы:
Направление
Краткая аннотация. Адрес
Физика вокруг нас
Новости, статьи, доклады, факты. Ответы на многие «почему?». Новости физики и космонавтики. Физические развлечения. Физика фокусов. Физика в литературе.
physics03.nагоd.ги/index.htm
Физика в анимациях
Десять анимаций по основным разделам физики.
physics /nаd.ги/ physics/htm
Тесты по физике
Обучающие тесты по физике В. И. Регельмана.
physics-regelman.com/
Чудеса своими руками
Описание интересных простых опытов по физике. demonstrator. nагоd.ги/cont/html
Новости науки
Изложение самых интересных научных статей, опубликованных в различных научных журналах. scientific.ru/ index.html
Наука в «Русском переплете»
Новости из мира науки и техники. регерlet. ru/nauka/
Новости физики
Раздел новостей журнала «Успехи физических наук», ежемесячно публикующего обзоры современного состояния наиболее актуальных проблем физики и смежных с нею наук. ufn.ru/ru/news/
Элементы.Ру
Сайт о фундаментальной науке. Новости. Энциклопедия терминов и законов. Научный календарь. Наука и право. Библиотека статей. еlеmenty.ru/index.html
Наука и техника, электронная библиотека
Электронные версии научно-популярных журналов, научно-популярные статьи, биографические статьи, электронные версии редких книг. n-t.ru/
Известия науки
Научная жизнь. Открытия. Технология. Образование. inauka.ги/
Наука и жизнь в иностранной прессе
Обзор публикаций о достижениях науки и технологий в иностранной прессе. inopressa.ru/rubrics/science
Журнал «Квант»
Научно-популярный физико-математический журнал для школьников «Квант».
kvanr.info/
Журнал «Потенциал»
Журнал по физике, математике и информатике для старшеклассников и учителей.
potential.org.ru/bin/view/Home/WebHome
Журнал «Наука и жизнь»
Статьи по всем отраслям технических, естественных и гуманитарных наук, написанные известными специалистами. Свободный доступ к содержанию статей. nkj.ru/
Энциклопедия «Кругосвет»
Подробное объяснение научно-технических терминов и понятий. krugosvet.ru/ science.htm
Словари и энциклопедии на Академике
Самые различные словари и энциклопедии. dic.academic.ru/searchall.php
Школьный физический эксперимент. СГУ ТВ
email:[email protected]; sgutv.ru
Виртуальный репетитор по физике.
vschool.km.ru
- Физика: коллекция опытов
experiment.edu.ru
Газета "1 сентября": материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.
archive.1september.ru
Тесты и задачи по термодинамике.
spin.nw.ru
Физика и астрономия: виртуальный методический кабинет
gomulina.orc.ru
Конкурс-олимпиада по физике «Зубренок»
simora.ru
Всероссийские олимпиады по физике
minobr.org.ru
**