• Преподавателю
  • Физика
  • Внеклассное мероприятие по физике на тему К 95 летию легендарного крымскотатарского летчика Аметхана Султана

Внеклассное мероприятие по физике на тему К 95 летию легендарного крымскотатарского летчика Аметхана Султана

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

октября 2015 г.

К 95 летию

легендарного крымскотатарского летчика


Внеклассное мероприятие по физике на тему К 95 летию легендарного крымскотатарского летчика Аметхана Султана

Внеклассное мероприятие по физике на тему К 95 летию легендарного крымскотатарского летчика Аметхана Султана


Дважды Герой Советского Союза

Внеклассное мероприятие по физике на тему К 95 летию легендарного крымскотатарского летчика Аметхана Султана


Портрет:

АМЕТХАН СУЛТАН

Дважды Герой Советского Союза

Аметхан Султан прошел Великую Отечественную войну от начала и до самого конца, провел 603 боевых вылета, в 130 воздушных боях лично сбил 30 самолетов противника и 19 - в групповых воздушных боях. Дважды награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, тремя орде­нами Ленина, пятью - Красного Знамени, а также орде­ном Александра Невского, орденом Отечественной вой­ны I степени, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта»; удостоился десяти медалей, Государственной премии второй степени, звания заслуженного лётчика-испытателя СССР.

В 2015 году Аметхану Султану исполнилось бы 95 лет. 44 года назад жизнь героя трагически оборвалась во время испытательного полета. Аметхан был полон идей, но так и не дожил до своего юбилея. К сожалению, такова участь многих поистине талантливых и смелых людей.

Аметхан Султан родился в 1920 году в Алупке. Их дом, расположенный у подножия гор, напоминал гнездо ласточек. Учился в Симферополе в школе ФЗО, затем был помощником мастера в паровозном депо. Мальчик жил одной мечтой: подняться в небо. Это желание и привело его в симферопольский аэроклуб, который сейчас носит имя Аметхана Султана. Парень, мечтавший стать военным лётчиком, затем поступил в Качинское авиационное училище. Спустя год двадцатилетний Аметхан стал лётчиком-истребителем. Оставался год до начала войны. Выпускника училища отправляют в одну из военных летных частей на западе страны - 4 истребительный авиаполк.

Конечно, война сделала свое дело. После нападения фашистов на Советский Союз Аметхан практически за год освоил тактику ведения воздушных боёв. Он бомбил находящиеся на земле вражеские войска, машины и танки, военные базы. Но парень чувствовал неловкость перед боевыми товарищами, да и они при каждом удобном случае подтрунивали над ним. Уже год, как Аметхан сражался, за это время 170 раз поднимался в воздух с военным заданием, но так и не сбил ни одного вражеского самолета.

Наконец наступил долгожданный час. В то время Аметхан служил на одном из военных аэродромов Подмосковья. На 31 мая 1942 года выпало его дежурство. По первому приказу он готов был подняться в воздух.

На рассвете Аметхана разбудила команда: «Тревога! В небе враг!». Аметхан и сопровождающий его лётчик А. Струков поспешили к своим самолетам. Сняли маскировки, сели по кабинам и, следуя по взлетной полосе друг за другом, взмыли в небо. Вскоре Струков сообщил по связи о неисправности мотора своего самолета. «Вернись на базу!» - скомандовал Аметхан и сам полетел навстречу врагу.

Самолет постепенно набирал высоту - 3000, 4000, 6000 метров. На высоте 7300 метров советский лётчик обнаружил вражеский бомбардировщик «юнкере». С этой минуты начался настоящий воздушный бой. Аметхан начал атаку на «юнкере», открыл по вражеской машине массированный огонь и вскоре обнаружил, что от волнения израсходовал в яростном бою весь свой арсенал.

Но и враг был не из робкого десятка. Только потом, на земле, Аметхан узнал, что этот опытный лётчик с 1936 года неоднократно сражался в небе над Африкой, Италией, Францией и так же прекрасно владел всеми приемами ведения воздушного боя.

Словом, Аметхан не смог уничтожить «юнкере» открытым огнём. Вражеский самолет перестал маневрировать и на большой скорости уходил к линии фронта. Решение пришло внезапно: «Таранить!». Конечно, это крайняя мера, опасная для жизни. Но Аметхану нужно было выбирать: или оставить врага в покое, или же протаранить и уничтожить его. Лётчик сделал свой выбор.

Истребитель Аметхана пошёл в атаку. Вражеский стрелок, пытаясь отразить удар, выпустил по советскому истребителю пулеметную очередь, но краснозвёздный самолет не отклонился. Казалось, ещё несколько секунд - и он врежется в машину врага. Фашист скользнул в сторону. Истребитель пронесся мимо, но тут же, с полупереворота, молнией ринулся вниз. В следующий миг его правое крыло, точно меч, рассекло плоскость бомбардиров­щика. В небе тотчас возник дымный след.

Из неуправляемого самолета Аметхан выбросился на пара­шюте. Вдалеке он заметил двоих людей, успевших выпрыгнуть из немецкого самолета. Конечно, им теперь не удастся скрыться...

Этот воздушный бой стал самым ярким событием в биогра­фии нашего лётчика. Об этом случае впоследствии много писа­ли, его анализировали и тщательно изучали.

Так закончился век «юнкерса», долгое время державшего в напряжении окрестности города. Обломки самолета разместили на центральной площади города Ярославля. Аметхан, спасший город от разрушений, за проявленную в небе над Ярославлем отвагу был награжден орденом Ленина и избран почётным гражданином города. На часах с гравировкой, подаренных лётчику городским комитетом обороны, значились такие слова: «Лейтенанту Красной армии товарищу Аметхану Султану, геройски сбившему немецко-фашистский самолет, от имени комитета обороны города Ярославль. 1942 год, 31 мая».

После этого Аметхана начали направлять на самые ответственные и напряженные участки фронта. И везде лётчик проявлял героизм и отвагу.

На Перекопе он сбивает вражеский «хейнкель», взрывает планер с бензином на борту, в небе над Севастополем выводит из строя два немецких самолета. Неоднократно вылетая на опас­ную ночную охоту, проявляет себя и как опытный разведчик.

Военный публицист Н. Костин писал об Аметхане следующее: «Как-то Аметхана Султана вызывает к себе командир полка Шестаков и поручает прикрытие обороны переправы, имеющей важное стратегическое значение. На второй же день гвардии капитан Аметхан Султан с группой самолетов вылетает на место. Была ясная погода, видимость отличная. Они достигают высоты четырех тысяч пятисот метров. В одиннадцать часов были замечены три группы вражеских самолетов, летящих с Азовского моря к переправе. Впереди находилось двадцать «Хейнкелей-111», за ними следовали двадцать Ю-88 и ещё двадцать «Хейнкелей-111». Как только фашистские бомбардировщики стали приближаться к переправе, команда Аметхана начала атаку. Четыре «хейнкеля» были уничтожены сразу же. Когда враг стал уклоняться от атаки, командир третьей пары лётчик Сафонов доложил о неисправности своего самолета. «Вернуться на аэродром!» - скомандовал Аметхан. В это мгновение появилась ещё одна группа вражеских самолетов. Аметхан и Павел Головачев, атакуя то сверху, то снизу, сбили ещё два «юнкерса». Ещё один «юнкере» был обстрелян старшим лейтенантом Борисовым. Таким образом, Аметхан и пятеро его славных соколов - Борисов, Головачев, Мальков, Сафонов, Легкий уничтожили часть вражеских самолетов, по количеству превосходящих наши в десять раз. Ни один из шестидесяти немецких бомбардировщиков не попал в цель - переправу, а уцелевшие немецкие самолеты вынуждены были скрыться. В этом бою пострадал всего лишь один советский истребитель, но и тот вернулся на аэродром.

Вечером командующий военно-воздушными силами генерал Хрюкин в гвардейском полку лично поблагодарил Аметхана:

- Ты достоин звания Героя Советского Союза. Я уверен, что правительство отметит тебя этой высокой наградой. Спасибо, герой!

Спустя месяц, 24 августа 1943 года, Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о присвоении Аметхану Султану звания Героя Советского Союза».

Газеты тех лет ежедневно писали об отваге и героизме крымскотатарских воинов. Так, 30 сентября 1943 года в газете «Красный Крым» была опубликована статья «Сыны и дочери татарского народа». Ниже приводим её полное содержание.

«Сегодня мы публикуем сообщение о героических делах нашего земляка, доблестного воина Красной армии, гвардии капитана истребительной авиации Героя Советского Союза Аметхана Султана.

Аметхан Султан жил и воспитывался в городе Алупке - замечательном красивом уголке солнечного Крыма. Верный сын татарского народа с самого начала Великой Отечественной вой­ны беспощадно уничтожает немецко-фашистских захватчиков.

О его замечательных подвигах можно писать книги. Неустра­шимый, сталинский сокол Аметхан Султан не ждет, пока немец на него нападет. Он сам ищет врага и со всей страстью горячего советского патриота нападает на фашистов и истребляет их.

40 фашистских самолетов сбиты им с начала войны. Только в последних боях за Таганрог Аметхан Султан сбил 11 вражеских самолетов.

Советское правительство отметило богатыря-татарина. На его груди красуются ордена Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года Аметхану Султану присвоено звание Героя Советского Союза.

Таких героев-татар немало в Красной армии. Тысячи лучших сынов крымскотатарского народа, встав плечом к плечу с русскими, а также другими народами Советского Союза, бесстрашно сражаются против своего общего врага - немецко-фашистских захватчиков. Сыны и дочери татарского народа в рядах Красной армии, в партизанских отрядах вместе с русскими беспощадно уничтожают фашистов, героически отстаивая свободу и независимость своей Родины.

Красная Армия наносит сокрушительные удары по врагу. Широким фронтом подходят наши доблестные воины к Днепру. Бои идут у Тамани и Темрюка, у Мелитополя и Запорожья, у Киева и Днепропетровска. И вот война на подступах к Крыму.

Сыны и дочери татарского народа! Близок час вашего освобождения от немецкого рабства! Помогайте Красной армии и партизанам очистить Крым от немецко-фашистских разбо­йников! Бейте немцев так, как бьет их бесстрашный воин Герой Советского Союза Аметхан Султан! Беспощадно уничтожайте гитлеровцев! Не давайте им увозить ваше добро из Крыма, не давайте угонять советских людей в рабство!

Смерть немецким захватчикам!»

В том же номере газеты «Красный Крым» дается статья «Слава сталинскому соколу - герою!», посвященная лично Аметхану:

«История крымскотатарского народа знает немало герои­ческих подвигов своих сынов, верных любимой Отчизне.

Вспомните народных героев, прославивших себя в борьбе за счастье народа - Эдиге и Чора батыра, славное дело которых и поныне живет в народе.

Вспомните джигита Азамат-оглу Алима, отдавшего свою жи­знь во благо крымскотатарскому народу.

Слава героев - предков вдохновляет нас и поныне.

В Великой Отечественной войне советского народа против немецких захватчиков участвуют тысячи крымскотатарских джигитов.

Одним из них является гвардии капитан истребительной авиации крымскотатарский богатырь Аметхан Султан, которому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза.

Аметхан Султан показал безграничный героизм и отвагу в борьбе против фашистских захватчиков. Неустрашимый сталинский сокол, с первых дней Великой Отечественной войны в битвах за честь, славу и независимость нашей Родины уничтожил свыше 40 немецких самолетов. В боях за Таганрог он сбил 11 фашистских самолетов.

Отважный джигит, выросший в городе Алупка под лучами южнобережного солнца, Аметхан Султан - достойный преемник своих предков-героев, боровшихся за счастье татарского народа плечом к плечу с великим русским народом.

Слава сталинскому соколу Герою Советского Союза Аметхану Султану! Слава героям Великой Отечественной войны!»

Здесь же публикуются поздравления секретаря Крымского областного комитета ВКП(б) В. Булатова, Председателя Президиума Верховного Совета Крымской АССР А. Менбариева и Председателя Совнаркома Крымской АССР И. Сейфуллаева в связи с присвоением Аметхану Султану звания Героя Советского Союза.

В Сталинградской битве с обеих сторон участвовали милли­оны солдат, тысячи танков и самолетов, множество другой военной техники. Итог сражения во многом предопределял исход всей войны в целом. Вот в такой, переломный, момент полк Аметхана Султана переправляют в Сталинград. Несмотря на тяжелейшие условия, советские лётчики показали здесь пример массового героизма. Мастерство, героизм и храбрость Аметхана покорили многих. По инициативе командарма военно-воздушных сил генерала Хрюкина близ Сталинграда создается полк асов.

В состав этого полка зачислялись те, кто сбил не менее пяти вражеских самолетов. Уничтоживший не один немецкий самолет Аметхан попал в полк в числе первых. Вскоре его назначают командиром эскадрильи.

На Сталинградском фронте Аметхан провел 110 боевых вылетов, лично сбил 6 самолетов противника и 7 - в групповых воздушных боях.

Военный журналист майор Сучеников в своем очерке «Повелитель неба Аметхан» вспоминает такой случай:

«Один из боёв в черном дымном небе над Сталинградом врезался в память Аметхану. Этот бой стал для него своего рода классическим.

...Из штаба поступила информация: немцы бомбят важный для нас объект. Эскадрилье Аметхана был дан приказ расправиться с вражескими самолетами. Командир одним из первых взмыл в небо и полетел по намеченному курсу. Заметив два самолета Ме-109, развернулся в их сторону. Он молниеносно напал сверху и сзади. По небу потянулся черный дым - вражеский самолет камнем рухнул вниз.

Аметхан ещё раз взметнулся вверх и начал атаковать следующий самолет врага. Этому излюбленному приему Аметхан научился у командира полка. Он расправился и со второй жертвой. И все это произошло за считанные минуты».

В годы Великой Отечественной войны имя Аметхана было у всех на устах, он стал легендой. Будь то его оригинальная боевая тактика или же нахождение неожиданных решений - об этом можно было писать научные труды, книги.

Он участвовал на Ростовском, Брянском, Юго-Западном, Ста­линградском, Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах, в освобождении Крыма. Последний победный бой провел над Берлином. А за несколько месяцев до этого, ещё точнее, 18 января 1945 года рядом с местечком Гумбиннен Мальвишкин на высоте четырех тысяч метров он в одиночку сражался с 25 немецкими самолетами и сбил 3 вражеские машины.

Командир полка дважды Герой Советского Союза гвардии майор В.Д. Лавриненков в апреле 1945 года, представляя Аметхана к самой высокой награде - званию дважды Героя Советского Союза, написал следующий рапорт: «Товарищ Аметхан Султан проявил на фронтах пример отваги и героиз­ма. Этот высококлассный лётчик-истребитель, в полной мере овладевший искусством ведения воздушного боя, своими де­лами заслужил звание одного из лучших асов полка. Аметхан Султан, виртуозно управляющий самолетом, использующий его тактическое превосходство, хорошо знающий слабые стороны гитлеровских лётчиков и все преимущества вражеской техники, одержал победу в 30 воздушных боях. Товарищ Аметхан Султан, который проявил мужество и героизм в борьбе против немецких захватчиков, успешно провел 603 боевых вылета и одержал в них победу, лично сбил 30 самолетов противника и 19 - в групповых воздушных боях, достоин присуждения звания дважды Героя Советского Союза».

Итак, учитывая все эти заслуги, 29 июня 1945 года Аметхан Султан был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.

Война закончилась, настало мирное время. Перед Аметханом встал вопрос: «Что делать теперь?». Но послевоенное время оказалось для Аметхана не таким уж и спокойным. Человек-легенда оказался никому не нужным.

Но не зря говорят, что друг познается в беде. Благодаря помощи боевых соратников - дважды Героя Советского Союза Владимира Дмитриевича Лавриненкова, Алексея Алелюхина, бывшего командарма Тимофея Тимофеевича Хрюкина, Александра Ивановича Покрышкина, авиамеханика полка, где служил Аметхан, Инны Паспортниковой с огромным трудом Аметхан Султан устраивается лётчиком-испытателем в институт по испытанию самолетов. Начинается новая жизнь.

Если не учитывать испытательный срок, 17 мая 1948 года Аметхан был официально принят на новую работу.

Четырехмесячные хождения по высоким инстанциям с просьбой разрешить работу испытателем закончились положительно.

В опытно-исследовательском институте он впервые сталки­вается с Анохиным, который должен был проверять уровень мастерства лётчика Аметхана. Анохин достойно оценил его, к тому же работавшие здесь опытные испытатели С. Машковский, Н. Рыбко, А. Якимов, М. Раценская и другие поддерживают кандидатуру Аметхана Султана. Спустя полгода Аметхана направляют на аэродром Тушино. Там он летает с Маргаритой Карловной Анохиной - супругой известного планериста С. Н. Анохина и проходит школу планеризма.

Так он приступает к испытаниям. Вначале работает на планерах, затем испытывает новые системы катапультирования на реактивных и истребительных самолетах Як-15, Як-25, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 иСМ-1, Ла-15, вскоре переходит к тяжелым самолетам - стратегическим бомбардировщикам Ту-4, Ту-16, Ил-28, Як-28, Ан-10а, Нм-1. Эти и десятки других самолетов Аметхан первым поднимает в небо, испытывает и дает путевку в жизнь.

Самые современные самолеты третьего и четвертого поко­ления МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31. Су-24, Су-27, Су-29 также испытывал Аметхан Султан. Они вошли в массовое произ­водство уже после трагической гибели Аметхана. Даже лётчики-асы поражались тому, как он мастерски испытывал реактивные снаряды.

Известный военный журналист А. Мистакиди в 1972 году так рассказывал об одном из испытательных полетов Аметхана:

«В кабину самолета первым сел Аметхан. Управляемый испытателем самолет отличался от других машин ещё и тем, что его сверхзвуковая скорость не зависела от скорости самолета-буксировщика, выводящего его в небо. Двигатель его ракеты запускался с борта самолета-буксировщика, после этого самолет Аметхана должен был отстыковываться от его корпуса.

На заданной высоте Аметхан проделал все операции для запуска двигателя, но механизм отстыковки от самолета-буксировщика заработал быстрее, чем мотор. Наблюдавшие за этим внизу с нетерпением ждали, когда же от этой висящей посудины отделится темное пятно и раскроется воздушное белое облако парашюта. И когда никто уже не надеялся на то, что пилот сможет вырваться из крепких лап земного притяжения, Аметхан запустил двигатель.

Лётчика отличала военная выправка, а приобретенные в боях храбрость и мужество были главными чертами его характера.

Аметхан просто виртуозно сажал сверхскоростные самолеты. Это было неповторимое зрелище. Небо чистое, не видно ни облачка. Спустя несколько минут со скоростью метеорита приближается к земле и постепенно увеличивается точка. Объект, который, кажется, не в силах не только совершать маневры, но даже летать, из космических высот молниеносно падает вниз.

Человеческое воображение отказывалось верить в то, что это самолет. Казалось, исход был один: крылатая машина должна разбиться. Но на невероятной скорости, совсем близко с землей, он выровнял машину и посадил её. Находящиеся под фюзеляжем самолета лыжи оставляли на бетоне дымный след. Казалось, что человек видел чудо. Это был только один из его полетов».

После войны Аметхан 23 года проработал на испытательном аэродроме, провел испытательные полеты более чем 170 самолетов, многие из которых были уникальны по своей конструкции.

Когда окончательно конкретизировалась идея полета в космос, были отобраны около двадцати пилотов. После этого их состав постоянно менялся. Наконец утвердили 5-6 человек и началась интенсивная подготовка. Наряду с тренировками на самых сложных тренажерах, центрифугах, барокамерах, отдельное внимание уделялось полетам, приближенным к условиям невесомости. Именно в это время Аметхан начал проводить тренировки по подготовке к полету космонавтов. Он поднимал самолет на большую высоту и создавал для космонавтов условия невесомости. Таким образом, Аметхан проводил занятия с Юрием Гагариным, Андрияном Николаевым, Павлом Поповичем, Германом Титовым, Анатолием Карташовым, прокладывая дорогу в космос.

В последние годы Аметхан часто слышал от друзей: «Аметка! Тебе скоро пятьдесят, не трудно ли стало летать, может, отдохнешь?». Такие мысли иногда посещали и самого Аметхана. Но человеку, вся сознательная жизнь которого прошла в небе, было мучительно трудно отказаться от полетов.

23 октября. 1970 года торжественно отмечали 50-летие Аметхана. В юбилейных торжествах принимали участие видные авиаконструкторы страны. С поздравительными речами в честь легендарного аса выступили: от имени коллектива конструкторского бюро Туполева - заслуженный лётчик- испытатель СССР Иван Моисеевич Сухомлин и лётчик- испытатель первого класса Эдуард Ваганович Елян, от коллектива конструкторского бюро Илюшина - заслуженный лётчик-испытатель СССР Яков Ильич Берников, от имени коллектива конструкторского бюро Яковлева - заместитель главного конструктора Яковлева Керим Бекирович Бекирбаев, от коллектива конструкторского бюро Микояна - заслуженный лётчик-испытатель СССР генерал-майор авиации Григорий Александрович Седов, от конструкторского бюро Сухого - заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Владимир Сергеевич Ильюшин, от фирмы академика С. П. Королева - заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Сергей Николаевич Анохин, боевые товарищи Аметхана Алексей Рязанов, Павел Головачев, товарищи по совместному проведению испытательных полетов В. Васин, А. Богородский, В. Подхалюзин и другие.

Торжественный юбилей стал одним из самых волнительных дней в жизни Аметхана Султана. После этих счастливых минут ему было отпущено прожить всего-навсего три месяца и семь дней.

После праздников вновь наступают трудовые будни. 1 февра­ля 1971 года Аметхан приступает к очередному испытательному полету.

Автобус доставил экипаж к самолету с провисшей под его «брюхом» мотогондолой, в которой был запрятан опытный двигатель. Чтобы опробовать его на предельных режимах, требовалась особая осторожность.

Евгений Бессчетнов, несколько лет назад написавший заме­чательную повесть об Аметхане Султане и непосредственно изучавший причины трагедии, на основе документов так описал ту ужасную картину:

«По воспоминаниям сына Сергея Анохина - Сергея, работавшего там же, на стоянке они встретились с Аметханом и, пока заканчивалась подготовка машины к вылету, постояли в сторонке, поговорили.

- Никогда у меня не было такого паршивого настроения, - пожаловался Аметхан. - Отчего, и сам не пойму.

- А вы отмените полет, - посоветовал ему Анохин-младший. - Это же в ваших правах. Или поменяйтесь с кем-нибудь.

- Не хочется затевать возню. Слетаю, потом пойду домой, отлежусь. Это мне помогает.

Приняв самолет, Аметхан Султан, Евгений Венедиктов, штурман, бортрадист и ведущий инженер заняли свои рабочие места и вылетели. Все было как обычно...

Трагическая гибель Аметхана повергла всех в ужас. Никто не хотел в это верить, ведь Аметхан был лётчиком, который мог использовать малейшую возможность, чтобы спасти самолет и благополучно посадить его на землю. Значит, не было ни единого шанса. Летающую лабораторию разнесло на мелкие кусочки - они так и выстелились на снегу широкой полосой длиной в несколько сотен метров. Лишь хвостовое оперение и задняя кабина, хотя и сильно покореженные, сохранили свои очертания.

Находившийся в задней кабине ведущий инженер Радий Ленский был мертв. Его нашли скоро. А вот передней кабины с остальными членами экипажа, вообще носового отсека само­лета нигде не могли найти.

Под вечер, едва надвинулись сумерки, повалил густой снег, и поиски пришлось прекратить.

На четвертый день снегопад прекратился. Возглавлявший группу техсостава один из старейших работников института, инженер отряда Николай Ильич Филизон решил заглянуть в молодой ельничек в двух-трех сотнях метров в стороне от места падения Ту-16. Филизон преодолел ещё с десяток метров и заметил вдали, за стволами елочек, белый заиндевевший металл обшивки и темное остекление. Пилотская кабина! Чуть ли не наполовину зарывшаяся в снег! Инженер выбрался на простор, позвал остальных поисковиков. И вот уже люди расчистили снег возле кабины, проникли внутрь.

Им представилась тяжкая картина. Аметхан так и оставался в командирском кресле, как видно, не предприняв ни единого движения для своего спасения. От удара у него сорвало с головы шлемофон и сдвинуло вперед, «рога» штурвала подвздели лётчика под живот, новенькая куртка, которую он надел в этот роковой день, полопалась на спине в нескольких местах, будто кто изрезал её лезвием бритвы. Бенедиктова, находившегося на правом сиденье, слегка придавило стволом сосны. Михайловского разрезало пополам в нижней части позвоночника. А Леха Воробей, некстати напросившийся в этот полет, был цел, только обгорел...»

8 февраля 1971 года Аметхан Султан с почестями был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Над могилой в граните высечен бюст, рядом на стеле надпись: «Дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслужен­ный лётчик-испытатель СССР Аметхан Султан».

Такова краткая биография Аметхана Султана - гордости крымскотатарского народа, внесшего посильный вклад в возвращение соотечественников на родину.

Как в годы войны, так и в мирное время он проявлял истинный героизм, за что был награжден Государственной премией, многими орденами, а также удостоен звания заслуженного лётчика-испытателя СССР.

Пока жив крымскотатарский народ, имя героя не будет предано забвению. Сегодня в Алупке стоит памятник и работает музей имени Аметхана Султана, аэроклуб, площадь и улицы новых микрорайонов в Симферополе, одна из улиц в городке Жуковский под Москвой названы в его честь. Тысячи ребят с гордостью носят имя Аметхан.

Крымскотатарские поэты и композиторы посвятили свои стихи, повести, песни герою, в чьем сердце до последнего мига билось сердце патриота.

АМЕТХАН СУЛТАН В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ

А.Е. ГОЛОВАНОВ - маршал авиации:

- Дважды Герой Советского Союза Аметхан Султан испытывал двигатель, подвешенный под Ту-116. Двигатель в полете взорвался. Погиб легендарный лётчик-истребитель войны, крымский татарин. На родине, в Алупке, ему при жизни стоял памятник.

Первого Героя ему с трудом дали, второго тоже... За те испытания, которые он проводил, за каждое в отдельности, такие, как Галлай, получали Героя.

А ему не давали... Я думаю, что второго такого лётчика у нас в стране не была. Конечно, ни Покрышкин, при всем уважении к нему, ни кто другой с ним не сравнится.

ФРАНСУА де ЖОФФР - французский лётчик добровольческого авиаполка «Нормандия - Неман»:

- Я встретил своего старого друга Аметхана - дважды Героя Советского Союза, прославленного «короля тарана». Знаете ли вы, что такое таран? Это наивысшая форма самопожертвования русского лётчика, который, израсходовав полностью боеприпасы, устремляется на вражеский самолет и ударяет его своей машиной. В девяноста случаях из ста это неминуемая гибель. Аметхану повезло, и он остался жив...

Э.В. ЕЛЯН - Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, командир первого сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144:

- Аметхан Султан был лётчиком, которому удавалось все, за что бы он ни брался. Второго такого испытателя ни я, ни кто другой не знают.

С.Н. АНОХИН - Герои Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

- За всю свою летную жизнь я не встречал человека, столь щедро наделенного талантом. Аметхан не боялся никаких новых машин. Проведенная Султаном работа имела исключительно большую научную ценность.

А.В. ВОРОЖЕЙКИН - дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации:

- Когда немцы слышали предупреждение: «Ахтунг! Ахтунг! В небе Аметхан Султан!» - терялись и по возможности старались избегать с ним встречи.

Много написано об Аметхане Султане и ещё многое о нем будет написано, поскольку его яркая жизнь, безграничный героизм сделали его имя легендой.

В.Д. ЛАВРИНЕНКОВ - дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, командир 9 гвардии авиаполка, где служил Аметхан Султан:

- Никогда не робел Аметхан перед неприятелем, даже если он в несколько раз превосходил численностью отряд его самолетов. Он побеждал врага изобретательностью, хитростью, бесстрашием...

Аметхан умел каждый вылет совершать с максимальной пользой для дела. И не случайно лётчики любили ходить с ним на задание, они знали: он обязательно найдет противника.

П. ГОЛОВАЧЕВ - дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, боевой товарищ Аметхана:

- Аметхан был бесстрашен в бою, безгранично храбрый и смелый. В то же время этот расчетливый боец обладал трезвым умом и молниеносно мог находить самое правильное решение для успешного завершения сражения.

Ю.А. ГАРНАЕВ - Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

- Аметхану было поручено одному из первых в стране испыты­вать катапультное сиденье для спасения лётчика при аварийных ситуациях в воздухе. На определенной высоте неожиданно раздался сильный взрыв, корпус самолета содрогнулся. В следующий момент из пробитого бака в кабину хлестнули струи керосина - прежде­временно изорвался пороховой патрон стреляющего механизма катапультного устройства. Достаточно было малейшей искры, чтобы машина вспыхнула горящим факелом. Но Аметхану удалось благополучно посадить на землю самолет и спасти от гибели товарища.

В.П. ВАСИН - Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

- Аметхан - лётчик милостью божьей. Его биография неповторима. Говорят, все познается в сравнении. Не подходит он для сравнения ни с кем. В нем все было свое: и стиль работы, и летная хватка.

Г.М. ШИЯНОВ - Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

- Это лётчик редчайшего, огромного дарования. 23 года я был рядом с ним. Того, что сделал Аметхан, хватило бы на несколько человек. Говорил мне, что после пятидесяти уйдет на пенсию. Не ушел, не смог. Любовь к работе - единственное, что оказалось сильнее его собственной воли.


© 2010-2022