• Преподавателю
  • Физика
  • Организация исследовательской деятельности на уроках физики как одно из условий эффективности процесса обучения, повышения качества знаний учащихся

Организация исследовательской деятельности на уроках физики как одно из условий эффективности процесса обучения, повышения качества знаний учащихся

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Организация исследовательской деятельности на уроках физики как одно из условий эффективности процесса обучения, повышения качества знаний учащихся»

Изменения, произошедшие в нашей жизни за последние 15-20 лет, ощутимо отразились на мироощущении школьников. Изменились бытовые условия, круг общения, система жизненных ценностей. Стандарты второго поколения по физике требуют приоритета деятельностного подхода к процессу обучения, развития у школьников умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков, применять полученные знания для объяснения физических явлений, принципов действия физических устройств. В современных условиях становится востребованной научно-исследовательская деятельность учащихся. И одним из эффективных средств организации образовательной деятельности и повышения качества знаний учащихся являются учебные исследования. Отсюда понятна необходимость создавать условия для развития навыков научного познания, позволяющих осваивать не готовые знания, а методы получения новых знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

С внедрением Федерального образовательного стандарта, таким образом, основой становится формирование базовых компетентностей современного человека:

-Информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); -Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); -Самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); -Самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

« Послушайте - и вы забудете, посмотрите - и вы запомните, сделайте - и вы поймете» Конфуций

Физика - наука экспериментальная, основанная на опытах и наблюдениях. Поэтому как учебный предмет физика обладает объективными возможностями для развития исследовательских умений учащихся. Значительное уменьшение часов физики приводит к уменьшению доли лабораторных и практических работ. Чтобы развить любознательность и не погубить интерес к физике, необходимо с самого начала показать значимость научно-исследовательской деятельности, развить способности к исследованию. Кроме работ, заложенных программой, необходимо ввести больше экспериментальных заданий для самостоятельного выполнения. Детям нравится заниматься исследовательской работой. Реализацию научно-исследовательской деятельности начинаю с самого начала изучения физики, в 7 классе, когда ученики допускаются к выполнению несложных лабораторных работ, решают творческие задачи: 1) Выполняют экспериментальные домашние задания исследовательского характера. На ранних стадиях научно-исследовательской деятельности предлагаются работы, связанные с решением творческой, исследовательской задачи с заранее известным результатом. Так как на уроке не всегда хватает времени, задаю домашние задания исследовательского характера, которые не требуют специального сложного оборудования. Выполнение домашних исследовательских работ даёт возможность ученику оценить себя, выработать личностную позицию, побуждает к самостоятельной деятельности. ( Например в 7 классе «Измерить длину своего шага, расстояние между кончиками пальцев расставленных рук», или «Измерение времени между двумя ударами пульса» , «Свойста твердых тел и жидкостей» домашние экспериментальные задание «Выращивание кристаллов»). 2) В учебниках 7-9 кл. запланированы экспериментальные задания, условия которых я иногда меняю с учетом запланированного времени и работы на уроке , уровня подготовленности класса. А когда учитель ставит и решает задачу вместе с учащимися, а не вместо них, вот тогда и формируются личностные результаты. 3) Исследовательская деятельность осуществляется во время лабораторных работ. Класс делится на группы по 2 или 4 человека и каждая группа проводит исследование (например, лабораторная работа в 11 классах с интерференционной решеткой). На этом этапе степень самостоятельности работы может быть разной:

- каждая группа получила четкие инструкции, что и как делать, самостоятельно формулируются лишь выводы;

- группа может сама спланировать эксперимент, отобрать приборы для его проведения, провести опыт и необходимые измерения, сформулировать вывод.

После этапа самостоятельной работы происходит описание исследований:

- описывается цель поставленная перед группой;

- описывается проведение исследование, с помощью каких приборов;

- докладываются полученные результаты; 4) В значительной степени формированию исследовательских умений способствует учебный эксперимент, который позволяет отрабатывать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработку и анализ результатов, (например в 8 кл. при объяснении темы « Явление электромагнитной индукции» начинаю с экспериментов, небольшого вступления об истории открытия, после которых предлагается самим ученикам объяснить увиденные результаты, сформулировать цель урока и сделать выводы )

Систематическое формирование исследовательских умений на уроках физики в значительной степени развивает мышление ученика и такие умения, как

- вести наблюдения;

- планировать исследование;

- производить измерения и производить подсчеты;

- представлять результаты исследования в различных знаковых системах: с помощью таблиц, графиков, схем, формул, и др., а также делать логически выстроенное сообщение.

Я использую в основном учебно-исследовательские работы, выполненные на основе эксперимента, главной целью которой является развитие личности, а не получение объективно нового результата. При решении этой задач предполагается, что учащиеся осваивают исследовательские действия: выдвижение гипотез, планирование эксперимента, проведение эксперимента.
б) в средствах обучения: в своей практике я использую следующие средства обучения: презентации, видеофильмы , печатные пособия, раздаточный материал (карточки с заданиями), плакаты, схемы, Интернет. в) контроль.

- промежуточный контроль (анализ выполнения лабораторных работ);

- актуализация знаний;

- итоговый контроль по теме.

Таким образом, в ходе учебной деятельности при ФГОС моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах, вся учебная деятельность строится на основе партнёрских отношений между учеником и учителем, между учениками , что приводит к увеличению эффективности процесса обучения, повышения качества знаний учащихся.







© 2010-2022