Новый образовательный стандарт: «Мой творческий поиск, методические находки»

Рассказывать о собственном педагогическом опыте, наверное труднее всего. Ведь то, что вчера проходило с успехом, сегодня может не сработать, другое кажется устаревшим и наивном. Да и просто невозможно провести два одинаковых урока в разных классах. Поэтому главное постоянно совершенствоваться, обновлять средства, методы и приемы работы. Во все времена школа боится реформ, а сейчас – введение ФГОС. С одной стороны, стандарты второго поколения фиксируют те результаты обучения, за которые все наши образовательные системы борются уже много лет. С другой стороны, массовому учителю не очень понятно, как таких результатов достигать. И сегодня я буду говорить о ТПО, которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Обобщение своего педагогического опыта я хотела бы представить виде рецепта, предназначенного для каждого ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новый образовательный стандарт: «Мой творческий поиск, методические находки»

Негосударственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов имени В.Д. Чурсина»

Образование - это то, что останется,

когда все выученное забудется.

Б.Ф. Скиннер

Творческая работа

«Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки»


учителя физики и математики

Павленко Надежды Васильевны












Ставрополь

В настоящее время изменяется содержание образования, нарастают тенденции кардинальных перемен в технологии образовательного процесса.

На данный момент это характеризуется пересмотром традиционных форм, методов, подходов к обучению, предусмотренных новыми образовательными стандартами.

Образовательный стандарт в новом понимании - это «общественный договор», соглашение общества, семьи и государства. Общество желает получить социально приспособленного человека, государство - законопослушного гражданина, родители хотят, чтобы их ребёнок был успешным в жизни.

Работая учителем, я понимаю необходимость формировать у учащихся ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности в условиях перехода на стандарты второго поколения.

Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности.

Как учитель физики и математики считаю, что именно урок занимает важнейшее место в условиях построения образовательного процесса. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии, создаю «ситуацию успеха», психологического комфорта, обеспечиваю сохранение здоровья учеников, т.е. осуществляю развитие компетентности личности школьников.

Для этого я осваиваю и применяю современные образовательные технологии.

К таким технологиям отношу обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно - коммуникативные технологии, здоровье сберегающие технологии, т.е. личностно ориентированные технологии обучения. Особо выделяю применение в образовательном процессе информационно - коммуникативных технологий.

Важнейшей ключевой компетентностью школьников считаю информационную компетентность, так как умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением, и моя задача, как учителя, формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийный. Особо обращаю внимание на активизацию самостоятельной учебной деятельности.

В числе приоритетных задач современной системы образования особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижению информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Для решения этой проблемы необходимо применение новых педагогических подходов и технологий в образовательной школе.

Метод проектов декларируется сейчас как одна из наиболее эффективных инновационных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетенций одновременно, а также прививать учащимся вкус к творчеству и исследованиям. В его основе лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Одним из важных условий успешной реализации учебных проектов является формирование у учащихся мышления высокого уровня, это когда ученик умеет анализировать и синтезировать информацию, делать логические выводы, строить доказательства, критически перерабатывать факты, грамотно представлять результаты выполненных исследований.

Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьник, с одной стороны, может самостоятельно осваивать новые знания и способы действий, а с другой - применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.

Одним из результатов систематического и методически оправданного использования компьютера и интерактивной доски на уроках является компьютерная грамотность моих учеников. Практическая работа показала, что почти все мои ученики знают правила пользования компьютером, работая с электронными учебными пособиями и интерактивной доской. Я учу их делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний. Важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически её оценивать, выявляя достоверность. Источники, словари, энциклопедии, в том числе и электронные, дают такую возможность, так как прямо на уроке при работе с ними можно сравнивать данные из разных источников, проанализировать и сделать вывод. Мои ученики используют умение работать с различными источниками информации, включая развивающие электронные материалы и интернет - ресурсы при подготовке докладов, сообщений на различные темы, при подготовке к интеллектуальным игра, предметным олимпиадам.

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее для себя удобной формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации.

На уроках также уделяю внимание формированию коммуникативной компетентности - умение представить классу итог проделанной работы, ответить на вопросы своих товарищей, работать в группе. Использую дидактические игры, занимательные задания, что особенно актуально с учащимися 5-6 классов. Именно эти технологии позволяют активно вовлекать учеников в процесс обучения.

Диагностирую формированные мною компетенции школьников с помощью проверочных, контрольных работ, тестов, подбирая соответствующие задания.

Каждый раз, разрабатывая очередной урок, я ставлю перед собой задачу организовать работу так, чтобы она мотивировала учащихся на самостоятельное приобретение новых знаний. Каждый раз задаю себе вопросы: то, что делают мои ученики, значимо ли для них, востребовано ли в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Смогут ли они применить полученные знания в реальных жизненных условиях?

Я считаю, что в современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнерами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения - это то, чему я учу своих воспитанников, формируя коммуникативную компетентность.

Я активно использую на уроках метод обучения в сотрудничестве, приучаю ребят работать в группах, выполняя одно задание на всех. Ученики понимают, что успех или неудача общего дела зависит и от того, насколько сплоченно и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию.

Совместная учебно - познавательная, творческая деятельность учащихся в группе приносит положительные результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся ее аргументировать, они стремятся применить полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке формируется коммуникативная компетентность.

Мои ученики свободно высказывают свое мнение по различным вопросам, способны аргументировать свою точку зрения, но при этом уважают мнение других.

Мои ученики живут в социуме, и мне необходимо создать условия для их социализации. Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи, ведь каждому моему ученику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни - гражданина, работника, семьянина. Поэтому важно формировать у детей социальную компетентность.

Новые стандарты предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности учителя. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Учителя, которые будут работать по новым стандартам, столкнутся с необходимостью постоянно работать над собой, развивать в себе основные компетентности (правовую, профессиональную, информационную, коммуникативную).

Я часто задаю себе вопросы: «Каким должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество к человеку, работающему учителем, и какие требования предъявляет к учителю информационный век?»

Объектом профессиональной активности учителя является другой человек - ученик, поэтому несомненно, что педагог должен обладать определённой суммой высоких личностных качеств. Но если я попробую их перечислить, то образуется перечень достоинств любого современного культурного человека: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие, эрудиция. Значит ли это, что каждый культурный человек сможет быть педагогом? Наверное, нет. Для успешного выполнения профессиональной работы учителя, человек должен, на мой взгляд, обладать определёнными личностными качествами, основой которых является интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Ведь в первую очередь, учитель - это воспитатель, а воспитание определяют как введение ребёнка в контекст современной культуры. Культура, как и вся наша жизнь, находится в постоянном движении, и я стараюсь прослеживать развитие культуры, интересуюсь её достижениями в самом широком смысле слова. Интерес к человеку позволяет относиться к каждому ребёнку с учётом его индивидуальных особенностей, как к данности в каждый данный момент взаимодействия с ним. Интерес к жизни - это целевое обеспечение, позволяющее мне формировать у детей отношение к жизни как к ценности, так как я сама проявляю к ней ценностное отношение.

Учитель сегодня - организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он - консультант, помощник, управленец. В основе деятельности - управление - лежит рефлексивный подход.

На мой взгляд, главнейшими чертами учителя является способность к пониманию, терпеливость. Думаю, профессия учителя - это творческая профессия. Её можно сравнить с профессией художников и писателей. Быть учителем - сложнейшая задача, ведь один человек должен объединять в себе психолога, научного работника, оратора, актера, организатора и еще много, много чего. Ответственность невероятная: ошибка учителя не так заметна, как ошибка врача, например, но может привести к не предвиденным последствиям. Учитель должен быть профессионалом своего дела, идти в ногу со временем, быть в курсе всех новшеств, перемен в обществе. В наш космический век, в век информационных технологий, педагог должен владеть компьютерной техникой, уметь общаться в сетевом пространстве и представлять свой педагогический опыт и мастерство. Учитель должен, прежде всего, уважать ученика как личность и видеть в нём только лучшие качества, уметь пробудить в нём желание стать лучше и познать новое. Каждый день я вижу, насколько разными бывают ученики, сколько энергии и сил требуется, чтобы заинтересовать сразу всех, удержать их внимание, донести новые знания из предмета или из жизни. Настоящий учитель предан своим детям и своей профессии, пусть нелёгкой, но интересной и так необходимой в любое время.

Важным фактором, влияющим на повышение качества образования, является профессиональная компетентность учителя. Стандарт требует отслеживать личный рост каждого ребенка. А это значит нужно проводить педагогическое наблюдение, тестирование, фиксировать результаты, оповещать родителей об удачах и неудачах ученика, продумывать коррекцию обучения и воспитания. Нужно научиться использовать различные педагогические технологии. Учитель должен уметь проектировать образовательную среду ребенка, класса, создавать особый психологический климат, построенный на сотворчестве и сотрудничестве.

Стандарт требует от учителя постоянной работы над собой. Педагоги, которые будут работать по новым стандартам, должны иметь возможность встречаться друг с другом, обмениваться мнениями, делиться методическими находками.

Благодаря такой систематической работе, у моих выпускников формируется социальная компетентность. Таким образом, формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся, я осуществляю развитие компетентности личности, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

В заключение своей творческой работы хочется вспомнить сказку -притчу об учителе и пожелать своим учителям -коллегам постоянного творческого голода в нашем нелегком труде.

На высокой - высокой горе жил старый - престарый волшебник Заубер. Он был очень мудрым и добрым магом, старался всегда помочь людям. А больше всего на свете он любил детей, заботился о них, верил в каждого. И потому считал, что мир будет таким, какими люди, живущие а нем, воспитают своих детей.

Однажды послал Заубер своих учеников работать учителями в школы и велел им ровно через год вернуться к нему и рассказать, чего они добились.

Первый стал показывать свои ученые работы, учебники.

- Я добился таких научных высот, учитель! Я стал профессором! - сказал ученик.

- Не для того я посылал тебя в школу, - сказал учитель, - чтобы ты занимался наукой, не нужной никому, кроме самого себя, а для того, чтобы ты помог талантливой девочке, судьбой которой ты пренебрег, не помог ей найти себя.

Заубер махнул волшебной палочкой, и стопка книг исчезла в никуда.

Когда пришел к волшебнику второй его ученик, показал он Зауберу грамоты, награды и дипломы и сказал:

- Я прославился!

- Ты стал известен на весь мир, добился многого, но не обратил внимание на мальчика, который искал у тебя помощи. И он погиб, не найдя в твоем сердце места.

Заубер направил волшебную палочку на все его награды и сжег их не оставив и пепла.

Третий ученик пришел к Зауберу и положил у его ног гордость за своих учеников, которые добились признания и славы в жизни, стали известными людьми. Но Заубер испепелил и его гордость и сказал:

- Не для того я сделал тебя учителем. Почему не гордишься мальчиком, которого ты выгнал из школы как неуспевающего и увеличил число обездоленных и бродяг?

Четвертый ученик пришел к Зауберу и бросился к нему с мольбами:

- Ничего я не принес тебе, Учитель. Меня забросило в богом забытую деревенскую школу. И я отдал своим детям все, что у меня было, всего себя, весь свет, который ты мне дал, все, чему ты меня научил. Дай мне, пожалуйста, еще света и добра, научи, как быть. И отправь мня обратно, потому что ученики без меня не смогут, а я не мыслю свою жизнь без них.

Достал Заубер волшебную палочку и сказал:

- Ученик мой, Зеел, ты единственный стал подлинным волшебником, потому что истинная магия в том, чтобы дарить людям Свет, Добро, Любовь без волшебной палочки, из своей души.

И дал ему Заубер всю силу духа, что имел сам, и отправил Заела в далекую деревенскую школу воспитывать настоящих людей…

Литература:

  1. Газета «Педагогическое обозрение», № 9/ 2010 г.

  2. Общественно - политическая газета «Ставропольская правда»

№335/2012 г.

  1. Статья О.А.Шмакова «Обновление содержания образования».

  2. Газета «Математика» ИД «1 сентября» № 13/2011 г. «Учебный проект как интегративный метод обучения».

6


© 2010-2022