- Преподавателю
- Физика
- Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества
Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лузина В.В. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Обобщающий урок «Урок-путешествие в империю электричество».
Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по разделам электрические явления и постоянный электрический ток.
Задачи урока:
-
Образовательная: повторить понятия: электрический ток, источники тока; напряжение, сопротивление, сила тока, правила последовательного и параллельного сопротивления проводников, составления электрических цепей и т.д.
-
Развивающая: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать результаты экспериментов; активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь; продолжить развитие умения работать с физическими приборами.
-
Воспитательная: развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.
Тип урока: урок-путешествие
Оборудование: интерактивная доска, интерактивные тестирующие устройства, раздаточный материл, карточки, картинки для кластеров, амперметр, вольтметр, источники тока-2 шт, ключ-2 шт, лампочка- 1 шт, резистор-2 шт, соединительные провода
Эпиграф:
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Фирдоуси, персидский поэт,
940-1030 гг.
Ход урока
-
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята!
Сегодня перед нами цель: Все повторить и обобщить, Анализ сделать, все сравнить, И множество задач решить.
Задач и сложных, и простых,
Количественных, качественных.
А также надо объяснить
Как без электричества прожить.
В конце урока закрепить,
Ну и, конечно, оценить
наши знания.
-
Актуализация знаний
Учитель: Сегодня нам с вами предстоит совершить путешествие в удивительную и загадочную страну: империю Электричество. Много у нее загадок и тайн. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтят законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имена своих героев.
Наше путешествие не будет легким. В дороге нас ждут испытания, преодолеть которые можно только с помощью знаний, полученных на уроках физики.
Сегодня на уроке мы повторим и углубим знаний по разделам электрическое поле и постоянный электрический ток.
Все готовы? Тогда в путь!
Но что же это такое? Ворота, через которые открывается путь в империю, закрыты! А сторожит ворота вредный волшебник по имени Диэлектрик. Вспомните, какие вещества мы называем диэлектриками, и вы поймете, почему он терпеть не может электричество. Чтобы Диэлектрик открыл ворота, необходимо ответить на семь вопросов - Диэлектрик верит в магическое число семь .
(Учитель задает вопросы, выступая в роли Диэлектрика.
(за правильные ответы учащиеся берут жетоны)
I. Фронтальный опрос
Учитель: Мы с вами собираемся в империю тока, поэтому первый вопрос очень логичный:
1. Что такое электрический ток?
Ученик: Направленное, упорядоченное движение свободных заряженных частиц.
2. Но все ли частицы при направленном движении могут создавать электрический ток? Давайте посмотрим на список частиц, приведенный Диэлектриком:
-
электрон;
-
протон;
-
нейтрон;
-
(+) ион;
-
атом;
-
(-) ион.
А какие частицы и почему не могут при своем движении создавать ток?
Ученик: Не могут: нейтрон, атом - не имеют заряда; протон.
3. Назовите, вещества, относящиеся к проводникам, и скажите, какие заряженные частицы образуют ток в этих проводниках при распространении в них электрического поля?
медь
резина
железо
сталь
алюминий
пластмасса
стекло
керамика
дерево.
Правильно, ребята, в большинстве случаев именно из металлов делают, сооружают, изготавливают: основные элементы электрических приборов, линии электропередач и прочие электропроводящие системы, (частицы - электроны).
4. Ребята, какие условия должны быть выполнены, для того чтобы в проводнике сколь угодно долго протекал электрический ток?
-
наличие свободных заряженных частиц;
-
источник тока, т.е. наличие электрического поля, приводящее в движение электроны;
-
замкнутая электрическая цепь.
5. А теперь давайте вспомним, какие источники тока бывают? Разгадайте и запишите зашифрованные здесь источники электрического тока, в основу работы которых положены превращения различных видов энергии в электрическую.
(Ответ: термоэлемент; фотоэлемент; аккумулятор; генератор.)
6. Ребята, а вместо следующего вопроса - конверт. Давайте посмотрим, что в нем? Что за хитрый вопрос приготовил нам Диэлектрик?
Какие-то странные знаки!
Рис. 2
А вы знаете, для чего они нужны? Кто-нибудь может их прочитать? Что из них можно составить?
Ученик: Эти знаки - элементы электрической цепи, их схематическое изображение. Учитель: Такое соединение элементов в электрической цепи называется последовательным.
7. Вот и последний замочек остался. Диэлектрик не хочет просто так нас впускать в империю и просит пройти интерактивное тестирование.
Учитель. Вот мы и справились со всеми заданиями злого волшебника. Ура! Ворота можно открывать. Вперед, к неизведанному! Итак, все преграды преодолены и можно в путь. Сядьте поудобнее, наш электропоезд отправляется в империю Электрического тока. Скорость поезда приблизительно равна скорости света, поэтому путешествие не будет утомительным. Осторожно, двери закрываются. Первая станция - Историческая.
Собираясь сменить слайд, учитель спрашивает: "А не боитесь в чужой стране очутиться?.. Слышите, музыка?! Какая знакомая мелодия!.. (Звучит музыка из кинофильма "Секретные материалы"). Значит, мы продолжим проверять как мы постигли секреты физики, секреты электрического тока. А как вы думаете: чего надо бояться в империи Электрического тока?
Конечно, ребята, к тем, кто не будет выполнять законы империи, ток может приложить свою силу.
А прежде чем мы начнем путешествие, я попрошу вас разделиться на две группы. (деление по смайликам)
Учитель: Посмотрите, нас встречает добрый волшебник Проводник . Он очень любит электричество и поможет нам перемещаться по империи Электрического тока. Начинаем двигаться по маршруту.
Станция первая: ИСТОРИЧЕСКАЯ.
На интерактивной доске портреты ученых, Фамилии и имена, а также открытия, необходимо сопоставить правильно портрет, фамилию и открытие.
Станция вторая: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
Учащимся раздаются пустые схемы, необходимо записать величины, единицы измерения и формулы, обсудить в группе, затем по очереди каждая команда записывает формулы на доске.
-
Название
величины
Обозначение
Единицы
измерения
Формула
Сила тока
I
A
I= q/t
Напряжение
U
U= A/q
Сопротивле-
ние
Oм
R=p·(l/S)
Мощность
P
Вт
P= I·U
Работа
A
Дж
A= I·U·t
Вид соединения
Схема
Сила тока
Напряжение
Сопротивление
Последовательное
Параллельное
Станция третья. Реши задачу. «Знаете ли вы?»
На этой остановке по одному из группы посетят павильон « Реши задачу», но предварительно они получат билеты (дети выходят к доске, берут билеты с задачами и решают)
-
Задача. Обмотка электробура обладает сопротивлением 20 Ом. Какое напряжение нужно подвести к электробуру, если он рассчитан на силу тока 19А? (380 В)
-
Задача на смешанное соединение проводников.
1.Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 100м, площадью поперечного сечения 0,5мм2, если к концам провода приложено напряжение 6,8B.
Дано:
I=100м
S=0,5мм2
U=6,8В
I-?
Решение:
-
Задача на последовательное соединение проводников
Остальные вместе со мной посетят павильон « Знаете ли вы?»
Учитель: Проведём разминку.
У вас на столе разложены карточки с формулами, в процессе работы вы ребята будете пользоваться ими. У вас на столах лежат жетоны, за каждый правильный ответ мне вы будете брать по одному жетону и класть перед собой.
-
Что такое сила тока?
2. Каким прибором измеряют силу тока?
3. Что называют напряжением?
-
Каким прибором измеряют напряжение?
-
Покажите формулу и сформулируйте закон Ома для участка цепи.
-
Покажите формулу и сформулируйте закон Джоуля - Ленца.
-
Покажите формулу и сформулируйте закон Кулона
-
Покажите формулу и сформулируйте закон Фарадея.
Станция четвертая : ПРАКТИЧЕСКАЯ
Каждая команда получает конверт, в котором изображена схема соединения, необходимо собрать электрическую цепь и снять показания приборов.
1 команда должна измерить силу тока в цепи.
2 команда напряжение на резисторе.
Станция: ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
Сила тока - очень важная характеристика электрической цепи. Работающим с электрическими цепями надо знать, что безопасной считается сила тока до 1мА, Более 100 мА - серьезные повреждения организма, приводящие даже к летальному исходу.
При работе с электрическими приборами необходимо строго и неуклонно соблюдать меры предосторожности, иначе ваша жизнь будет подвергаться опасности.
Учитель. Ваша задача из предложенных материалов выбрать тот, который объясняет меры предосторожности при работе с электрическим током и использовании электрических приборов, а также представить правила для оказания первой медицинской помощи при поражениях электрическим током. Свой ответ представить в виде флипчартов.
Подведем итоги.
-
Опасно одновременное прикосновение к двум оголенным проводам, находящимся под напряжением.
-
Опасно одновременное прикосновение к одному оголенному проводу и к предмету, находящемуся под напряжением и соединенным с землей.
-
Опасно пользоваться неисправным электрическим прибором.
-
Опасно для человека, стоящего на проводящем основании, подходить и тем более касаться оголенного провода, упавшего на землю.
Вот мы и закончили путешествие. Проводник был очень рад познакомиться с вами и надеется, что ваши знания по изученным темам очень сильно пригодятся вам в жизни.
III. Подведение итогов урока
Учитель подводит итог урока, оценивая работу учеников (подсчет жетонов, выставление оценок)