Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Обобщающий урок «Урок-путешествие в империю электричество».

Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по разделам электрические явления и постоянный электрический ток.

Задачи урока:

  • Образовательная: повторить понятия: электрический ток, источники тока; напряжение, сопротивление, сила тока, правила последовательного и параллельного сопротивления проводников, составления электрических цепей и т.д.

  • Развивающая: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать результаты экспериментов; активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь; продолжить развитие умения работать с физическими приборами.

  • Воспитательная: развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.

Тип урока: урок-путешествие

Оборудование: интерактивная доска, интерактивные тестирующие устройства, раздаточный материл, карточки, картинки для кластеров, амперметр, вольтметр, источники тока-2 шт, ключ-2 шт, лампочка- 1 шт, резистор-2 шт, соединительные провода

Эпиграф:

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.

Фирдоуси, персидский поэт,
940-1030 гг.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята!

Сегодня перед нами цель: Все повторить и обобщить, Анализ сделать, все сравнить, И множество задач решить.

Задач и сложных, и простых,

Количественных, качественных.

А также надо объяснить

Как без электричества прожить.

В конце урока закрепить,

Ну и, конечно, оценить

наши знания.

Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества



















  1. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня нам с вами предстоит совершить путешествие в удивительную и загадочную страну: империю Электричество. Много у нее загадок и тайн. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтят законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имена своих героев.

Наше путешествие не будет легким. В дороге нас ждут испытания, преодолеть которые можно только с помощью знаний, полученных на уроках физики.

Сегодня на уроке мы повторим и углубим знаний по разделам электрическое поле и постоянный электрический ток.

Все готовы? Тогда в путь!

Но что же это такое? Ворота, через которые открывается путь в империю, закрыты! А сторожит ворота вредный волшебник по имени Диэлектрик. Вспомните, какие вещества мы называем диэлектриками, и вы поймете, почему он терпеть не может электричество. Чтобы Диэлектрик открыл ворота, необходимо ответить на семь вопросов - Диэлектрик верит в магическое число семь .

(Учитель задает вопросы, выступая в роли Диэлектрика.

(за правильные ответы учащиеся берут жетоны)

I. Фронтальный опрос

Учитель: Мы с вами собираемся в империю тока, поэтому первый вопрос очень логичный:

1. Что такое электрический ток?

Ученик: Направленное, упорядоченное движение свободных заряженных частиц.

2. Но все ли частицы при направленном движении могут создавать электрический ток? Давайте посмотрим на список частиц, приведенный Диэлектриком:

  • электрон;

  • протон;

  • нейтрон;

  • (+) ион;

  • атом;

  • (-) ион.

А какие частицы и почему не могут при своем движении создавать ток?

Ученик: Не могут: нейтрон, атом - не имеют заряда; протон.

3. Назовите, вещества, относящиеся к проводникам, и скажите, какие заряженные частицы образуют ток в этих проводниках при распространении в них электрического поля?

медь

резина

железо

сталь

алюминий

пластмасса

стекло

керамика

дерево.

Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества



Правильно, ребята, в большинстве случаев именно из металлов делают, сооружают, изготавливают: основные элементы электрических приборов, линии электропередач и прочие электропроводящие системы, (частицы - электроны).

4. Ребята, какие условия должны быть выполнены, для того чтобы в проводнике сколь угодно долго протекал электрический ток?

  • наличие свободных заряженных частиц;

  • источник тока, т.е. наличие электрического поля, приводящее в движение электроны;

  • замкнутая электрическая цепь.

5. А теперь давайте вспомним, какие источники тока бывают? Разгадайте и запишите зашифрованные здесь источники электрического тока, в основу работы которых положены превращения различных видов энергии в электрическую.

Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества



Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества





(Ответ: термоэлемент; фотоэлемент; аккумулятор; генератор.)

6. Ребята, а вместо следующего вопроса - конверт. Давайте посмотрим, что в нем? Что за хитрый вопрос приготовил нам Диэлектрик?

Какие-то странные знаки!Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества

Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества

Рис. 2

А вы знаете, для чего они нужны? Кто-нибудь может их прочитать? Что из них можно составить?

Ученик: Эти знаки - элементы электрической цепи, их схематическое изображение. Учитель: Такое соединение элементов в электрической цепи называется последовательным.

7. Вот и последний замочек остался. Диэлектрик не хочет просто так нас впускать в империю и просит пройти интерактивное тестирование.

Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества



Учитель. Вот мы и справились со всеми заданиями злого волшебника. Ура! Ворота можно открывать. Вперед, к неизведанному! Итак, все преграды преодолены и можно в путь. Сядьте поудобнее, наш электропоезд отправляется в империю Электрического тока. Скорость поезда приблизительно равна скорости света, поэтому путешествие не будет утомительным. Осторожно, двери закрываются. Первая станция - Историческая.

Собираясь сменить слайд, учитель спрашивает: "А не боитесь в чужой стране очутиться?.. Слышите, музыка?! Какая знакомая мелодия!.. (Звучит музыка из кинофильма "Секретные материалы"). Значит, мы продолжим проверять как мы постигли секреты физики, секреты электрического тока. А как вы думаете: чего надо бояться в империи Электрического тока?

Конечно, ребята, к тем, кто не будет выполнять законы империи, ток может приложить свою силу.

А прежде чем мы начнем путешествие, я попрошу вас разделиться на две группы. (деление по смайликам)

Учитель: Посмотрите, нас встречает добрый волшебник Проводник . Он очень любит электричество и поможет нам перемещаться по империи Электрического тока. Начинаем двигаться по маршруту.

Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества

Станция первая: ИСТОРИЧЕСКАЯ.

На интерактивной доске портреты ученых, Фамилии и имена, а также открытия, необходимо сопоставить правильно портрет, фамилию и открытие.

Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества





Станция вторая: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

Учащимся раздаются пустые схемы, необходимо записать величины, единицы измерения и формулы, обсудить в группе, затем по очереди каждая команда записывает формулы на доске.



Название

величины

Обозначение

Единицы

измерения

Формула

Сила тока

I

A

I= q/t

Напряжение

U

U= A/q

Сопротивле-

ние

R=p·(l/S)

Мощность

P

Вт

P= I·U

Работа

A

Дж

A= I·U·t

Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества





Вид соединения

Схема

Сила тока

Напряжение

Сопротивление

Последовательное

Параллельное

Станция третья. Реши задачу. «Знаете ли вы?»

На этой остановке по одному из группы посетят павильон « Реши задачу», но предварительно они получат билеты (дети выходят к доске, берут билеты с задачами и решают)

  1. Задача. Обмотка электробура обладает сопротивлением 20 Ом. Какое напряжение нужно подвести к электробуру, если он рассчитан на силу тока 19А? (380 В)

  2. Задача на смешанное соединение проводников.

1.Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 100м, площадью поперечного сечения 0,5мм2, если к концам провода приложено напряжение 6,8B.

Дано:

I=100м
S=0,5мм2
U=6,8В

I-?

Решение:

Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества

Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества

Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества

  1. Задача на последовательное соединение проводников

Остальные вместе со мной посетят павильон « Знаете ли вы?»

Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества



Учитель: Проведём разминку.

У вас на столе разложены карточки с формулами, в процессе работы вы ребята будете пользоваться ими. У вас на столах лежат жетоны, за каждый правильный ответ мне вы будете брать по одному жетону и класть перед собой.



  1. Что такое сила тока?

2. Каким прибором измеряют силу тока?

3. Что называют напряжением?

  1. Каким прибором измеряют напряжение?

Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричестваОткрытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества




  1. Покажите формулу и сформулируйте закон Ома для участка цепи.

  2. Покажите формулу и сформулируйте закон Джоуля - Ленца.

  3. Покажите формулу и сформулируйте закон Кулона

  4. Покажите формулу и сформулируйте закон Фарадея.

Станция четвертая : ПРАКТИЧЕСКАЯ

Каждая команда получает конверт, в котором изображена схема соединения, необходимо собрать электрическую цепь и снять показания приборов.

1 команда должна измерить силу тока в цепи.

2 команда напряжение на резисторе.

Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричестваОткрытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества



Станция: ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.

Сила тока - очень важная характеристика электрической цепи. Работающим с электрическими цепями надо знать, что безопасной считается сила тока до 1мА, Более 100 мА - серьезные повреждения организма, приводящие даже к летальному исходу.

При работе с электрическими приборами необходимо строго и неуклонно соблюдать меры предосторожности, иначе ваша жизнь будет подвергаться опасности.

Учитель. Ваша задача из предложенных материалов выбрать тот, который объясняет меры предосторожности при работе с электрическим током и использовании электрических приборов, а также представить правила для оказания первой медицинской помощи при поражениях электрическим током. Свой ответ представить в виде флипчартов.

Открытый урок по физике на тему Урок - путешествие в империю электричества



Подведем итоги.

  • Опасно одновременное прикосновение к двум оголенным проводам, находящимся под напряжением.

  • Опасно одновременное прикосновение к одному оголенному проводу и к предмету, находящемуся под напряжением и соединенным с землей.

  • Опасно пользоваться неисправным электрическим прибором.

  • Опасно для человека, стоящего на проводящем основании, подходить и тем более касаться оголенного провода, упавшего на землю.

Вот мы и закончили путешествие. Проводник был очень рад познакомиться с вами и надеется, что ваши знания по изученным темам очень сильно пригодятся вам в жизни.

III. Подведение итогов урока

Учитель подводит итог урока, оценивая работу учеников (подсчет жетонов, выставление оценок)















© 2010-2022