Урок физики в 9 классе по теме Величины, характеризующие колебательное движение»

Цели урока: Образовательная – дать определение основных характеристик колебаний, закрепить навыки работы с формулами, навыки оформления задач. Развивающая – развивать представление учащихся  о различных видах движения. Воспитательная – продолжить формирование представлений о взаимосвязи явлений природы и единой физической картины мира, воспитывать умение наблюдать, слушать и делать выводы. Оборудование:  математическиЙ маятник,компьютер,мультимедиапроектор   Для работ в группах: 3 маятника,3 сек...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики в 9 классе по теме Величины,характеризующие колебательное движение»

Цели урока:

  • Образовательная - дать определение основных характеристик колебаний, закрепить навыки работы с формулами, навыки оформления задач.

  • Развивающая - развивать представление учащихся о различных видах движения.

  • Воспитательная - продолжить формирование представлений о взаимосвязи явлений природы и единой физической картины мира, воспитывать умение наблюдать, слушать и делать выводы.

Оборудование: математическиЙ маятник,компьютер,мультимедиапроектор

Для работ в группах: 3 маятника,3 секундомера,набор грузов,3 штатива

Ход урока

  1. Орг.момент

  2. Актуализация знаний

Физический диктант Дополните предложение

  1. Движения или процессы,которые точно или приблизительно повторяются называются …(колебаниями)…………

  2. Общая черта разнообразных колебаний - их (периодичность)……..

  3. Колебания происходящие только благодаря начальному запасу энергии называются (свободными)…………….

  4. системы тел,которые способны совершать свободные колебания,называются (колебательными)………

  5. твердое тело,совершающее под действием приложенных сил колебания вокруг неподвижной точки или вокруг оси называется …(маятник)………

  6. Маятник бывает (нитяной и пружинный)

Объяснение новой темы: Проблемная демонстрация . (Показываем колебательную систему - маятник, система находится в равновесии, выведем систему из состояния равновесия, отклоняя нить дважды на разные углы.)

? Чем отличаются эти движения?
- Это расстояние и есть амплитуда колебания. Запишем определение.

х - смещение(м) от положения равновесия;

Амплитуда - это модуль наибольшего смещения от положения равновесия.
амплитуда обозначается А
и выражается в метрах в системе СИ
Обратим внимание на характер колебаний. Посмотрите, как выглядит полное колебание - движение тела из крайней точки и обратно в эту крайнюю точку.
Период - это промежуток времени, за которое происходит одно полное колебание.

Период обозначается - Т
Единицы измерения - секунда (с)

- Для нахождения периода нам необходимо измерить время t наблюдения за колебаниями и разделить его на число колебаний N.
- Запишем формулу и произведём р Урок физики в 9 классе по теме Величины,характеризующие колебательное движение»

t - время наблюдения за колебаниями
N - число колебаний

- Чему равен период колебаний?
- Есть ещё, одна характеристика колебаний называется частота - это число колебаний за одну секунду.
Обозначается частота греческой буквой ۷ (ню).
Частота определяется по формуле Урок физики в 9 классе по теме Величины,характеризующие колебательное движение» , число колебаний разделить на время, за которое произошли эти колебания.
Единица измерения названа Герц в честь немецкого ученого Генриха Герца, за его большие заслуги в изучении колебаний. Урок физики в 9 классе по теме Величины,характеризующие колебательное движение»

Частота это величина обратная периоду

.Урок физики в 9 классе по теме Величины,характеризующие колебательное движение»
Урок физики в 9 классе по теме Величины,характеризующие колебательное движение»

4. Ребята, а как изменится частота, если мы увеличим период в 3 раза?
- А если частоту увеличим в 3 раза, что произойдёт с периодом?
- Правильно, эти величины обратно пропорциональны друг другу.
- А отчего может зависеть частота и период колебаний математического маятника. Предлагаю вам эксперимент

(.Задание для группы 1. Определить опытным путем зависит ли период колебаний математического маятника от его массы.
Оборудование: штатив с муфтой, нить, набор грузов, секундомер.

Задание для группы 2. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от амплитуды колебаний.
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер.

Задание для группы 3. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от его длины.
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, сантиметровая лента, секундомер.

Далее, один из учащихся каждой группы рассказывает о проведенных опытах и записывает результаты опытов на доске в таблицу

Обобщающая таблица к эксперименту


Номер опыта

m, кг

T, °с

l, м

T, °с

Хmax,

T, °С

1







2







3








Вывод:

Период колебаний математического маятника не зависит от его массы и амплитуды колебаний, но зависит от его длины.

- При изучении колебаний, при решении задач на колебательные движения часто применяется ещё характеристика - циклическая частота количество колебаний за 6,28 секунд - 2Урок физики в 9 классе по теме Величины,характеризующие колебательное движение» секунд.
Обозначается циклическая частота греческой буквой Урок физики в 9 классе по теме Величины,характеризующие колебательное движение» омега и определяется по формуле: Урок физики в 9 классе по теме Величины,характеризующие колебательное движение»

Выражается в с-1

- Итак, мы познакомились с основными величинами, характеризующие колебательное движение.

5. Подведём итог:

- С какими величинами мы познакомились?

- Сейчас мы решим несколько задач по пройденной теме:

  1. упр24(1,2,4,7,

  2. а какое время маятник совершит 20 колебаний,если период колебаний равен0,25 с ? Чему равна частота колебаний?

  3. Период колебаний крыльев шмелм 5 мс.Частота колебаний крыльеа комара600Гц.Какое из насекомых сделает больше взмахов крыльями и на сколько?

Домашнее задание: П.26упр 24(3,5),(подготовиться к лабораторной работе №3



© 2010-2022