- Преподавателю
- Физика
- Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело
Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мокей С.К. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело
VII класс
Урок разработан для базового уровня обучения физики.
Обучающая цель урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся смогут назвать причину возникновения выталкивающей силы и будут уметь рассчитывать архимедову силу.
Задачи личностного развития:
-
содействовать углублению и лучшему познанию явлений, встречающихся в жизни, связанных с данной темой;
-
способствовать воспитанию стремления учащихся узнать больше.
Оборудование: мультимедийная установка, мяч, сосуд с водой, ведёрко Архимеда.
Ход урока:
I Организационный момент
Учитель приветствует ребят и анализирует их настроение.
Рефлексия проводится перед началом учебного занятия. Учащиеся подходят к доске и ставят знак «+» в ту колонку, которая соответствует их настроению. На доске таблица
хорошее настроение
тревожное состояние
плохое настроение
начало урока
окончание урока
Учитель обращает внимание учащихся на количество поставленных знаков в одной из колонок таблицы, делает вывод, что с хорошим настроением легче будет достичь цели данного урока, которую сформулируем позже. А пока активизируем свои знания по некоторым вопросам. Они будут лежать в основе изучения новой темы.
II Активизация опорных знаний
У учащихся на столе лежат листы с заданиями. Они одинаковы для всех учащихся, поэтому будет проведена взаимопроверка без выставления отметки. Ответы учащиеся записывают прямо на листе и в дальнейшем оставляют его себе.
Условие заданий:
Задание 1
Какой буквой обозначается
плотность -
масса -
объём -
сила давления -
равнодействующая сила -
давление -
площадь -
высота -
вес -
Задание 2
Как читается закон Паскаля?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание 3
Чему равно g =
Задание 4
Записать формулу для расчёта силы тяжести
____________________________________________________________
Задание 5
Записать формулу для расчёта давления жидкости на дно и стенки сосуда
____________________________________________________________
Задание 6
Как зависит давление от площади опоры?
____________________________________________________________
Для проверки верные ответы на вопросы заданий выводятся на экран мультимедийной установки.
Ответы:
-
- ρ
- m
- V
- F
- R
- p
- S
- h
- P
-
Давление, производимое внешней силой на жидкость (газ), находящегося в сосуде, передается жидкостью (газом) во все точки жидкости (газа) без изменения.
-
-
-
-
; чем больше S, тем меньше p
Учитель обобщает правильность ответов на задания.
III Изучение нового материала в форме поисковой беседы
Эксперимент: берём мяч и погружаем его полностью в воду, быстро убираем руку (мяч выпрыгивает из воды).
Вопросы учащимся:
- Что можно сказать о поведении мяча?
Ответ: выпрыгнул.
- Как вы думаете почему?
Ответ: на него действовала какая-то сила.
Учитель: да, эту силу мы будем называть выталкивающей.
Эксперимент: в тот же сосуд опускаем цилиндр из набора «ведерко Архимеда».
- Что можно сказать о поведении цилиндра.
Ответ: он утонул.
- Может ли действовать в этом случае выталкивающая сила. Предполагаемые ответы: да, нет.
Учитель: давайте проверим.
Эксперимент (выполняют учащиеся): подвесим груз к пружине динамометра, заметив его показания, а затем опускаем тело в воду и сравниваем показания динамометра с первоначальным.
- Что вы заметили?
Ответ: при погружении в воду пружина сжимается.
- Какой вывод можно сделать?
Ответ: при погружении в воду любых тел на них действует выталкивающая сила.
Учитель: мы подошли к теме урока, запишите её в тетрадь. «Действие жидкости и газа на погружённое в них тело»
Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.
Учитель просит сформулировать цель урока. На языке учащихся она звучит следующим образом: узнать причину возникновения выталкивающей силы и уметь её рассчитывать.
- Куда направлена выталкивающая сила? Ответ: вверх.
Эксперимент: в сосуд с водой опускаем тело в форме параллелепипеда.
- Что можно сказать о действии жидкости на параллелепипед?
Ответ: жидкость производит на него давление.
- Что можно сказать о давлении на нижнюю и верхнюю грани?
Ответ: на нижнюю грань давление больше, т.к. она ниже в воде, чем верхняя грань.
- Что можно сказать о давлении на боковую поверхность?
Ответ: на определенной глубине давление на боковую поверхность тела по всем направлениям одинаково.
Физкультминутка (гимнастика для глаз)
Учитель: запишем формулы для расчёта давления на верхнюю и нижнюю грани.
К доске вызываем двух учащихся, они пишут формулы в двух колонках. Остальные учащиеся осуществляют записи в своих рабочих тетрадях.
На доске рисунок
1-й учащийся
2-й учащийся
Вопрос учителя: как найти силы, действующие на верхнюю и нижнюю грани.
Учитель: сравниваем силы (учащиеся садятся на свои места, а учитель дальше работает со всеми учащимися).
, т.к. - записываем на доске и в тетрадях.
- Как направлены силы и ?
Ответ: - вниз, - вверх.
Обозначим эти силы и силы, действующие на боковую поверхность на рисунке.
На том же рисунке отмечаем названные силы:
- Объясните, почему направлена вверх?
Ответ: верхние слои воды производят давление на нижние, вода передаёт это давление в каждую точку по всем направлениям без изменения.
Учитель: давайте изобразим на отельном рисунке силы и
- Куда направлена равнодействующая этих сил?
Ответ: вверх, т.к. .
- Как по-другому можно назвать эту силу?
Ответ: выталкивающей.
Учитель: мы назовем её Архимедовой силой и обозначим
.
- Так, что же мы знаем об архимедовой силе и обозначенной ?
Ответ: архимедова сила действует на тело, погруженное в жидкости и направлена вверх.
Учитель: от чего она зависит выясним на следующем уроке.
IV Закрепление материала
Учитель: возьмём конкретные данные и рассчитаем архимедову силу.
Учитель выводит на экран мультимедийной установки конкретные данные.
-
Дано:
h1 = 5 см
h = 10 см
= 1000 кг/м3
S = 5 см2
СИ
0,05 м
0,1 м
0,0005 м2
F1 - ?
F2 - ?
FА - ?
Учащиеся самостоятельно проводят расчеты в своих тетрадях в двух колонках
Учитель: находим
Ответ: 0,25 Н; 0,75 Н; 0,5 Н.
Выводим на экран верное оформление решения задачи.
V Возвращаемся к целеполаганию. Можно спросить у учащихся, квкова была цель нашего урока и проверить степень понимания материала с помощью следующего задания в виде самооценки.
все понятно
не совсем все понятно
не понятно
1
Выталкивающая сила подымает вверх мяч, погруженной в воду, воздушный шар, находящийся в воздухе
2
Причина возникновения выталкивающей силы в разности сил, действующих на нижнюю и верхнюю грань тела, помещенного в жидкость или газ
3
Чтобы найти силу, действующую на нижнюю или верхнюю грань, необходимо ,
4
Чтобы найти выталкивающую (архимедову силу), необходимо , где F1 - сила, действующая на верхнюю грань, F2 - на нижнюю грань
5
Выталкивающая сила направлена вверх
6
Понятно ли решение задачи с числовыми данными?
VI Домашнее задание (записано на доске)
§ 36, с. 146; знать, как рассчитывается архимедова сила.
VII Словесное оценивание работы учащихся. Можно оценить работу у доски двух учащихся и поставить отметку, учесть их работу на листах.
Можно было просмотреть ответы учащихся на степень усвоения или материала и проговорить на что еще необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.
VIII Рефлексия по окончанию урока.
Подойти к доске и поставить знак «+» в колонку, которая соответствует настроению учащихся.
В большинстве случаев оказывается больше знаков в колонке «хорошего настроения», что свидетельствует о том, что материал урока не перенасыщен сложными понятиями и заданиями, он легко усваивается и учащиеся чувствуют себя комфортно.