Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

VII класс

Урок разработан для базового уровня обучения физики.

Обучающая цель урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся смогут назвать причину возникновения выталкивающей силы и будут уметь рассчитывать архимедову силу.

Задачи личностного развития:

  • содействовать углублению и лучшему познанию явлений, встречающихся в жизни, связанных с данной темой;

  • способствовать воспитанию стремления учащихся узнать больше.

Оборудование: мультимедийная установка, мяч, сосуд с водой, ведёрко Архимеда.

Ход урока:

I Организационный момент

Учитель приветствует ребят и анализирует их настроение.

Рефлексия проводится перед началом учебного занятия. Учащиеся подходят к доске и ставят знак «+» в ту колонку, которая соответствует их настроению. На доске таблица

хорошее настроение

тревожное состояние

плохое настроение

начало урока




окончание урока




Учитель обращает внимание учащихся на количество поставленных знаков в одной из колонок таблицы, делает вывод, что с хорошим настроением легче будет достичь цели данного урока, которую сформулируем позже. А пока активизируем свои знания по некоторым вопросам. Они будут лежать в основе изучения новой темы.

II Активизация опорных знаний

У учащихся на столе лежат листы с заданиями. Они одинаковы для всех учащихся, поэтому будет проведена взаимопроверка без выставления отметки. Ответы учащиеся записывают прямо на листе и в дальнейшем оставляют его себе.

Условие заданий:

Задание 1

Какой буквой обозначается

плотность -

масса -

объём -

сила давления -

равнодействующая сила -

давление -

площадь -

высота -

вес -

Задание 2

Как читается закон Паскаля?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Задание 3

Чему равно g =

Задание 4

Записать формулу для расчёта силы тяжести

____________________________________________________________

Задание 5

Записать формулу для расчёта давления жидкости на дно и стенки сосуда

____________________________________________________________

Задание 6

Как зависит давление от площади опоры?

____________________________________________________________

Для проверки верные ответы на вопросы заданий выводятся на экран мультимедийной установки.

Ответы:

  1. - ρ

- m

- V

- F

- R

- p

- S

- h

- P


  1. Давление, производимое внешней силой на жидкость (газ), находящегося в сосуде, передается жидкостью (газом) во все точки жидкости (газа) без изменения.

  2. Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

  3. Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

  4. Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

  5. Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело; чем больше S, тем меньше p

Учитель обобщает правильность ответов на задания.

III Изучение нового материала в форме поисковой беседы

Эксперимент: берём мяч и погружаем его полностью в воду, быстро убираем руку (мяч выпрыгивает из воды).

Вопросы учащимся:

- Что можно сказать о поведении мяча?

Ответ: выпрыгнул.

- Как вы думаете почему?

Ответ: на него действовала какая-то сила.

Учитель: да, эту силу мы будем называть выталкивающей.

Эксперимент: в тот же сосуд опускаем цилиндр из набора «ведерко Архимеда».

- Что можно сказать о поведении цилиндра.

Ответ: он утонул.

- Может ли действовать в этом случае выталкивающая сила. Предполагаемые ответы: да, нет.

Учитель: давайте проверим.

Эксперимент (выполняют учащиеся): подвесим груз к пружине динамометра, заметив его показания, а затем опускаем тело в воду и сравниваем показания динамометра с первоначальным.

- Что вы заметили?

Ответ: при погружении в воду пружина сжимается.

- Какой вывод можно сделать?

Ответ: при погружении в воду любых тел на них действует выталкивающая сила.

Учитель: мы подошли к теме урока, запишите её в тетрадь. «Действие жидкости и газа на погружённое в них тело»

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

Учитель просит сформулировать цель урока. На языке учащихся она звучит следующим образом: узнать причину возникновения выталкивающей силы и уметь её рассчитывать.

- Куда направлена выталкивающая сила? Ответ: вверх.

Эксперимент: в сосуд с водой опускаем тело в форме параллелепипеда.

- Что можно сказать о действии жидкости на параллелепипед?

Ответ: жидкость производит на него давление.

- Что можно сказать о давлении на нижнюю и верхнюю грани?

Ответ: на нижнюю грань давление больше, т.к. она ниже в воде, чем верхняя грань.

- Что можно сказать о давлении на боковую поверхность?

Ответ: на определенной глубине давление на боковую поверхность тела по всем направлениям одинаково.

Физкультминутка (гимнастика для глаз)

Учитель: запишем формулы для расчёта давления на верхнюю и нижнюю грани.

К доске вызываем двух учащихся, они пишут формулы в двух колонках. Остальные учащиеся осуществляют записи в своих рабочих тетрадях.

На доске рисунок

Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

1-й учащийся

Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

2-й учащийся

Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

Вопрос учителя: как найти силы, действующие на верхнюю и нижнюю грани.

Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

Учитель: сравниваем силы (учащиеся садятся на свои места, а учитель дальше работает со всеми учащимися).

Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело, т.к. Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело - записываем на доске и в тетрадях.

- Как направлены силы Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело и Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело ?

Ответ: Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело - вниз, Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело - вверх.

Обозначим эти силы и силы, действующие на боковую поверхность на рисунке.

На том же рисунке отмечаем названные силы:

Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

- Объясните, почему Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело направлена вверх?

Ответ: верхние слои воды производят давление на нижние, вода передаёт это давление в каждую точку по всем направлениям без изменения.

Учитель: давайте изобразим на отельном рисунке силы Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело и Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

- Куда направлена равнодействующая этих сил?

Ответ: вверх, т.к. Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело .

- Как по-другому можно назвать эту силу?

Ответ: выталкивающей.

Учитель: мы назовем её Архимедовой силой и обозначим

Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.

- Так, что же мы знаем об архимедовой силе и обозначенной Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело ?

Ответ: архимедова сила действует на тело, погруженное в жидкости и направлена вверх.

Учитель: от чего она зависит выясним на следующем уроке.

IV Закрепление материала

Учитель: возьмём конкретные данные и рассчитаем архимедову силу.

Учитель выводит на экран мультимедийной установки конкретные данные.

Дано:

h1 = 5 см

h = 10 см

 = 1000 кг/м3

S = 5 см2

СИ

0,05 м

0,1 м

0,0005 м2

F1 - ?

F2 - ?

FА - ?

Учащиеся самостоятельно проводят расчеты в своих тетрадях в двух колонках

Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

Учитель: находим Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

Ответ: 0,25 Н; 0,75 Н; 0,5 Н.

Выводим на экран верное оформление решения задачи.

V Возвращаемся к целеполаганию. Можно спросить у учащихся, квкова была цель нашего урока и проверить степень понимания материала с помощью следующего задания в виде самооценки.

все понятно

не совсем все понятно

не понятно

1

Выталкивающая сила подымает вверх мяч, погруженной в воду, воздушный шар, находящийся в воздухе

2

Причина возникновения выталкивающей силы в разности сил, действующих на нижнюю и верхнюю грань тела, помещенного в жидкость или газ

3

Чтобы найти силу, действующую на нижнюю или верхнюю грань, необходимо Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело , Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

4

Чтобы найти выталкивающую (архимедову силу), необходимо Урок физики в 7 классе на тему Действие жидкости и газа на погружённое в них тело , где F1 - сила, действующая на верхнюю грань, F2 - на нижнюю грань

5

Выталкивающая сила направлена вверх

6

Понятно ли решение задачи с числовыми данными?

VI Домашнее задание (записано на доске)

§ 36, с. 146; знать, как рассчитывается архимедова сила.

VII Словесное оценивание работы учащихся. Можно оценить работу у доски двух учащихся и поставить отметку, учесть их работу на листах.

Можно было просмотреть ответы учащихся на степень усвоения или материала и проговорить на что еще необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.

VIII Рефлексия по окончанию урока.

Подойти к доске и поставить знак «+» в колонку, которая соответствует настроению учащихся.

В большинстве случаев оказывается больше знаков в колонке «хорошего настроения», что свидетельствует о том, что материал урока не перенасыщен сложными понятиями и заданиями, он легко усваивается и учащиеся чувствуют себя комфортно.

© 2010-2022