- Преподавателю
- Физика
- Интеллектуальная игра Физика в художественной литературе
Интеллектуальная игра Физика в художественной литературе
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Смагина Н.И. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интеллектуальная игра
«Физика в художественной литературе»
Вступление
Когда мы смотрим в учебнике на строгие формулы, ровные ряды чисел, нам никогда не приходит в голову мысль сравнить их с такими, например стихами: Одна заря сменить другую
спешит, дав ночи полчаса.
А этот отрывок из поэмы А.С. Пушкина и закон всемирного тяготения Ньютона по сути дела говорят об одном и том же. Великий поэт в двух строчках показал и красоту белых ночей, и то, что Земля, вращаясь по закону всемирного тяготения, на какое-то время поворачивается Северным полушарием к Солнцу и наступают белые ночи. Недаром Тютчев говорил: « Гениальная поэзия-это и есть познание Вселенной и Человека, к которому наука всегда будет стремиться». А есть ли поэзия в самой науке? Да, есть. Это поэзия открытия. Может быть поэтому Л.Н.Толстой сказал: «А не то дорого знать, что Земля круглая, а то дорого знать, как дошли до этого».
Поэтому нет ничего удивительного, что наша интеллектуальная игра посвящена физике в художественной литературе. Здесь собрались знатоки и физики и лирики. В игре участвуют учащиеся 8-11 классов, по 5 человек в команде. Идет представление команд (команда должна придумать название и выбрать капитана). Правила игры: игра состоит из 3 туров и конкурса «Спасибо» (конкурс капитанов команд). На обдумывание вопроса дается одна минута. Ответы на вопросы подаются в письменном виде в жюри. Члены жюри подводят итоги после каждого вопроса. За каждый правильный ответ команде присуждается один балл. После трех туров проводится конкурс капитанов: всем капитанам задается один и тот же вопрос. Они очень тихо дают ответ ведущему, если капитан отвечает неправильно, ему говорят «Спасибо» и он выбывает из игры, конкурс продолжается до победы одного капитана. После этого подводится общий итог игры, объявляются команды-победители.
I тур Физика и фантастика.
1.Герои романа Жуля Верна «Путешествие на Луну», находящиеся в закрытом снаряде впервые полчаса своего необычного путешествия ломали голову над вопросом: летят они или нет?
«Николь, движемся ли мы?
Николь и Ардан переглянулись: они не чувствовали колебаний снаряда.
Действительно! Движемся ли мы?- повторил Ардан.
Или спокойно лежим на почве Флориды?- спросил Николь.
Или на дне Мексиканского залива?- прибавил Мишель».
Как должны были герои романа обнаружить, что их корабль покинул пределы земной атмосферы и они движутся в космическом пространстве?
Ответ: Они должны были наблюдать состояние невесомости, то есть все тела могли свободно летать в воздухе.
2. А вот какой случай описан Ж. Верном в романе «Путешествие к центру Земли».
Во время подземных странствий два путешественника, профессор и его племянник, потеряли друг друга. Когда наконец им удалось обменяться голосами, между ними произошел такой разговор:
- Дядя! Как далеко мы друг от друга? - крикнул племянник.
- Это не трудно узнать.
- Ваш хронометр цел?
- Да.
- Возьмите его в руки. Произнесите мое имя и точно заметьте секунду, когда начнете говорить. Я повторяю имя, как только звук дойдет до меня, и вы тоже заметьте момент, когда до вас дойдет мой ответ.
- Да. Внимание! Я произношу твое имя.
Я приложил ухо к стене. Как только слово «Аксель» (имя рассказчика) достигло моего слуха, я немедленно повторил его и стал ждать.
- Сорок секунд, - сказал дядя.
По этим данным определите расстояние между дядей и племянником.
Ответ: 7000 м. (скорость звука в воздухе 340 м/с)
3. Возможен ли случай описанный в романе Ж. Верна «Вокруг света в 80 дней»:
«Поезд нёсся со скоростью сто миль в час, он летел, едва касаясь рельс. Скорость как бы уничтожала тяжесть поезда, и он пронесся через реку, промелькнув, точно молния, не заметив моста».
С какой скоростью должен двигаться поезд, чтобы он «летел, не касаясь, рельс»?
Ответ: описанное явление возможно, если поезд будет иметь 1 космическую скорость.
4. «Костер горел хорошо, было тепло. Робинзон взял большой лист какого-то растения, свернул его в кулек. Получился неплохой стаканчик. Робинзон сходил к водопаду. Наполнил стаканчик водой. Хорошо бы вскипятить воду, - подумал он». Как можно вскипятить воду в подобном стаканчике?
Ответ: надо бросать в стакан раскаленные камни, вода заберет от них тепло и нагреется.
II тур Физика в сказках и былинах
1. Существует народная былина о Святогоре-богатыре, который вздумал поднять Землю. Архимед, если верить преданию, тоже готов был совершить такой поступок и потребовал точку опоры для своего рычага. Но Святогор был силён и без рычага. Он искал лишь за что ухватиться, к чему приложить богатырские руки. Случай представился: богатырь нашел на земле «сумочку перемётную», которая «не скрянется, не сворохнётся, не подымется».
« Слез Святогор с добра коня,
Ухватил он сумочку обема рукама,
Поднял сумочку повыше колен:
И по колена Святогор в землю угряз,
А по белу лицу не слёзы, а кровь течёт.
Где Святогор угряз, тут и встать не мог.
Тут ему и было кончение».
От чего погиб Святогор-богатырь? Назовите закон физики, который здесь действует?
Ответ: третий закон Ньютона, каждому действию есть равное противодействие. Богатырская сила Святогора, приложенная к земле, вызовет равную, а следовательно, столь же колоссальную противодействующую силу, которая может втянуть его самого в землю.
2. Из арабской сказки «Лиса, аист, лев и мул»:
« Лев ждал-ждал, устал, нашёл горлышко разбитого кувшина, и положил его возле норы лисы. Когда дул ветер, воздух проходил через это горлышко, и получался такой звук, как будто это рычал лев. Лиса сидела в норе три дня, боялась льва».
Какое физическое явление вы узнаёте в этом эпизоде?
Ответ: звуковой резонанс.
3. В книге Э. Распе « Приключения барона Мюнхгаузена» есть такой отрывок: « Вдруг мне пришла в голову блестящая мысль. Изо всей силы я ударил себя кулаком по глазу. Из глаз посыпались искры, и порох в то же время вспыхнул».
Какой физический смысл имеет выражение: «Из глаз посыпались искры»?
Ответ: при любом раздражении зрительного нерва возникает ощущение света.
4. Все знают русскую сказку «Колобок». Какие физические явления можно проиллюстрировать сказкой?
Ответ: свободное падение, трение качения, превращение энергии, безразличное равновесие.
III тур Физика в поэзии и прозе.
1.Объясните явление, описанное в рассказе Э. Шима «Белое, чёрное»: «…застывающий гипс вдруг сам по себе начинает разогреваться и очень приятно, особенно зимою, положить закоченевшие руки на сахарно-белую чуть влажную отливку, полную ласковой внутренней теплоты». Ответ: процесс кристаллизации гипса связан с выделением теплоты плавления. Поэтому отливка разогрелась.
2. Отрывок из стихотворения Некрасова:
«Ой, тени, тени черные,
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени черные,
Нельзя поймать-обнять!»
Может ли человек бежать быстрее своей тени? Когда?
Ответ: может, если тень образуется на стене, параллельно которой бежит человек, а источник света движется быстрее в том же направлении, что и человек.
3. Это изобретение было сделано еще в 1817 году шотландским физиком Д. Брюстером в Англии и через год-полтора проникло уже в Россию, где было встречено с восхищением. Баснописец А.Измайлов писал об этом изобретении в следующих выражениях:
«Смотрю - и что же в моих глазах?
В фигурках разных и звездах
Сапфиры, яхонты, топазы,
И изумруды и алмазы
И аметисты, и жемчуг,
И перламутр - всё вижу вдруг?
Лишь сделаю рукой движенье
И новое в глазах явление!»
Что это за изобретение? Ответ: калейдоскоп.
4. История о том, как лебедь, рак и щука везти с поклажей воз взялись, известна всем:
«…Лебедь рвется в облака,
Рак пятиться назад, а щука
Тянет в воду…»
Но едва ли кто пробовал рассматривать басню с точки зрения механики. Басня утверждает, что «воз и ныне там».
Назовите закон физики, которому подчиняется это утверждение. Ответ: второй закон Ньютона, равнодействующая всех сил равна нулю. 5. «Часами измеряется время, а временем жизнь человеческая, но чем скажи, измеришь ты глубину Восточного океана?»
Эта глубокая мысль принадлежит Кузьме Пруткову, а может быть глубокое раздумье. В его высказывании содержится намек на сделанное изобретение, в основе которого лежит использование часов для измерения глубины океана.
Что это за изобретение? Ответ: эхолот.
Конкурс «Спасибо»
Найди ошибку в литературных отрывках:
-
«Она жила и по стеклу текла
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала
И в мире поубавилось тепла».
Ошибка: так как в процессе кристаллизации выделяется тепло, то неверно, что «в мире поубавилось тепла».
-
«Ребята на ночлег расположились на берегу реки, к вечеру похолодало, но после купания ребятам стало сразу теплее, и они, «согревшись» сразу уснули…»
Ошибка: после купания должно было стать холоднее, так как происходит испарение с кожи.
-
«Земля недвижна, неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас с тобой»
Ошибка: неправильно, что Земля неподвижна
-
Кому принадлежат эти строки:
« О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель»
(А. С. Пушкин)
«Открылась бездна, звезд полна
Звездам числа нет, бездне дна»
(М. В. Ломоносов)
5. Сказка о попе и работнике его Балде:
«Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка»
Оцените, с какой скоростью прыгнул «бедный поп» вверх?