Элективного учебного курса Методы решения физических задач

Аннотация. Курс адресован учащимся 11 Б класса, имеющим склонность к предметам естественно-научного цикла и является предметно-ориентированным. Этот курс для тех, кто готов решать нестандартные задачи, уметь находить различные подходы к предложенной проблеме, преодолевать трудности. Изучение этого элективного курса поможет учащимся сделать свой выбор в получении профессии и поможет успешно сдать экзамен в формате ЕГЭ. Общая характеристика программы элективного учебного курса «Методы...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 598

с углубленным изучением математики, химии и биологии

Приморского района Санкт - Петербурга

ПРИНЯТА


Решением Педагогического совета

от 28.08.2015 Протокол № 1

УТВЕРЖДЕНА


Приказом директора Государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 598

с углубленным изучением математики, химии и биологии

Приморского района Санкт -Петербурга

от « » августа 2015 г. № _____

______________/ Е.Ф.Трачук /

(подпись)


Рабочая программа

элективного учебного курса

«Методы решения физических задач»

в 11 Б классе

на 2015-2016 учебный год.


Составлена учителем физики

Светланой Федоровной Шиша








Санкт - Петербург

2015 год

Оглавление.


  1. Пояснительная записка:

1.1. Общая характеристика программы элективного учебного курса «Методы решения физических задач»

1.2. Цели изучения элективного учебного курса «Методы решения физических задач»

1.3. Общая характеристика элективного учебного курса «Методы решения физических задач»

2. Содержание элективного учебного курса «Методы решения физических задач»

3. Учебно-тематический план элективного учебного курса «Методы решения физических задач»

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

5. Образовательные технологии

6. Календарно-тематическое планирование

7. Планируемые результаты обучения














Аннотация.

Курс адресован учащимся 11 Б класса, имеющим склонность к предметам естественно-научного цикла и является предметно-ориентированным.

Этот курс для тех, кто готов решать нестандартные задачи, уметь находить различные подходы к предложенной проблеме, преодолевать трудности. Изучение этого элективного курса поможет учащимся сделать свой выбор в получении профессии и поможет успешно сдать экзамен в формате ЕГЭ.




1. Пояснительная записка


1.1. Общая характеристика программы элективного учебного курса «Методы решения физических задач»

Программа элективного курса «Методы решения физических задач» составлена на основе авторской программы учителя физики ГБОУ лицей № 265 Рукавицыной Е. Т., допущенной к изучению в общеобразовательных школах (Экспертиза ЭНМС, протокол № 6/14 от 25.06.2014г, председатель президиума ЭНМС Жолован С.В., председатель предметной секции ЭНМС Ляпцев А.В.)

Данная программа рекомендована экспертным советом АППО СПб к изучению в общеобразовательных учреждениях.

Необходимость введения элективного курса «Методы решения физических задач» в учебный план школы 598 обусловлена тем, что изучение физики, на базовом уровне (2 часа в неделю, всего 68 часов за год) является недостаточным. Во-первых, потому, что базовый уровень не предполагает решение задач по физике на достаточном для качественного освоения курса физики уровне. Во-вторых, 11 Б класс является классом с углубленным изучением химии и биологии, а физика в данном случае является предметом поддерживающим химико-биологический профиль, поэтому нуждается в усилении. И в-третьих, в 11 Б классе 7 учеников из 26, планируют сдачу ЕГЭ по физике, т.к. поступают в технические и военные ВУЗы. Так же несколько учеников планируют поступление в медицинские ВУЗы, где физика изучается на первых курсах. Таким образом, данный элективный курс предназначен для учащихся, проявляющих интерес к предметам естественнонаучного цикла. Программа элективного курса согласована с содержанием программы по физике для 10-11 классов Г.Я. Мякишева и является её существенным дополнением.

Программа направлена на обучение учащихся общим приёмам и методам решения типовых задач, которые формируют физическое мышление, навыки умственного труда, экономят время для выполнения творческих заданий. Учащиеся будут ознакомлены с решением проблемных, нестандартных и оригинальных задач, включая некоторые задачи физических олимпиад.

Занятия проводятся в кабинете физики, а практические работы с использованием компьютерных технологий и некоторые тесты в кабинете информатики.

Программа не создаёт учебных перегрузок для школьников, так как домашние задания отсутствуют или имеют рекомендательный или индивидуальный характер.

Курс рассчитан на 1 год обучения: всего 34 часа, 1 час в неделю.

1.2. Цели изучения элективного учебного курса «Методы решения физических задач»

1. Способствовать формированию у учащихся интереса к изучению физики.

2. Создать условия для обучения в профильном классе, дающим углубленную подготовку по предметам естественно - научного цикла.

3. Развить у учащихся умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по физике.

Задачи:

1. Формирование у учащихся представления о возможности изучения одного и того же процесса, исходя из различных позиций (например, кинематической, динамической, энергетической).

2. Развитие умения самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, различными источниками информации.

3. Формирование умения работать в коллективе.

4. Создание условий для самостоятельной и мотивированной организации познавательной деятельности.

1.3. Общая характеристика элективного учебного курса «Методы решения физических задач»

Программа рассчитана на 1 год обучения: 1 час в неделю всего 34 часа

В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 598 на 2015-2016 учебный год в 11Б классе физика преподается на базовом уровне: 2 часа в неделю, всего 68 часов за год. Поскольку при таком планировании ощущается недостаток времени для приобретения навыков применения полученных знаний, то данный элективный курс является существенным дополнением к основному. ЕГЭ по физике предполагает достаточно высокий уровень знаний и умений в решении задач различной степени сложности, что требует полноценного обучения учащихся методам решения задач.

Элективный курс «Методы решения физических задач» составлен для учащихся 11 Б класса, проявляющим интерес к предметам естественно-научного цикла и планирующим поступление в технические, военные и медицинские ВУЗы.

Элективный курс включает решение вычислительных, логических, графических, геометрических, экспериментальных задач по всем разделам основного курса физики.

Программа курса согласована с содержанием программы по физике для 10-11 классов Г.Я. Мякишева, что позволит осуществить повторение, совершенствование и практическое применение усвоенных знаний и умений. В то же время в программу элективного курса включен дополнительный материал, который необходим для подготовки к поступлению в ВУЗы.

Данная программа предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Содержание элективного курса отличается от базового глубиной рассмотрения физических процессов, расширением изучаемого материала по сравнению с программным, разбором задач, требующих нестандартных подходов. Настоящая программа является дополняющей материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно- измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала.

Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя и ученика на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений.



2. Содержание элективного учебного курса «Методы решения физических задач»


Законы постоянного тока

Решение з закона Ома для участка цепи, формулы для расчёта сопротивления проводника, работы и мощности постоянного тока.

Решение задач на тепловое действие тока. Тепловая отдача нагревателя.

Расчёт участка электрической цепи. Последовательное, параллельное, смешанное соединение проводников. Эквивалентное сопротивление. Точки с равным потенциалом в электрических схемах.

Измерение силы тока и напряжения. Расширение пределов измерения амперметра и вольтметра.

Решение задач на описание электрических цепей постоянного тока с помощью закона Ома для полной цепи. Соединение источников тока.

Мощность во внешней цепи и КПД источника тока.

Решение задач на применение законов электролиза. Определение заряда электрона.

Магнитное поле. Электромагнитная индукция

Виды движения частиц в магнитном поле, правила левой руки,

проводник с током в магнитном поле. Правило Ленца, ЭДС в проводнике при движении в магнитном поле, явления электромагнитной индукции и самоиндукции

Механические и электромагнитные колебания и волны

Резонанс, математический и пружинный маятники, превращение энергии в

колебательных процессах, гармонические колебания, распространение волн

в различных средах. Переменный ток. Рабочий ход трансформатора, нагрузки в цепи переменного тока

Оптика

Законы преломления и отражения в плоскопараллельной пластине и призме

Построения в линзах и зеркалах. Дифракция, интерференция ,поляризация и

дисперсия света, просветление оптики, дифракционная решётка. Импульс и

длина волны фотона, красная граница фотоэффекта, постоянная

Планка, работа выхода, запирающие напряжение и ток насыщения.

Ядерная физика

Удельная энергия связи, виды ядерных реакций, выделение энергии в

ядерных реакциях, закон радиоактивного распада






3. Учебно-тематический план элективного учебного курса «Методы решения физических задач»

Распределение часов по темам

Раздел

Кол-во час

1

Законы постоянного тока

7

2

Магнитное поле. Электромагнитная индукция

4

3

Механические и электромагнитные колебания и волны

8

4

Оптика

9

5

Атомная и ядерная физика

6

Всего

34

1. Законы постоянного тока - 7 часов

Решение з закона Ома для участка цепи, формулы для расчёта сопротивления проводника, работы и мощности постоянного тока.

Решение задач на тепловое действие тока. Тепловая отдача нагревателя.

Расчёт участка электрической цепи. Последовательное, параллельное, смешанное соединение проводников. Эквивалентное сопротивление. Точки с равным потенциалом в электрических схемах.

Измерение силы тока и напряжения. Расширение пределов измерения амперметра и вольтметра. Решение задач на описание электрических цепей постоянного тока с помощью закона Ома для полной цепи. Соединение источников тока.

Мощность во внешней цепи и КПД источника тока.

Решение задач на применение законов электролиза. Определение заряда электрона.

2. Магнитное поле. Электромагнитная индукция - 4 часа

Виды движения частиц в магнитном поле, правила левой руки,

проводник с током в магнитном поле. Правило Ленца, ЭДС в проводнике при движении в магнитном поле, явления электромагнитной индукции и самоиндукции

3. Механические и электромагнитные колебания и волны - 8 часов

Резонанс, математический и пружинный маятники, превращение энергии в

колебательных процессах, гармонические колебания, распространение волн

в различных средах. Переменный ток. Рабочий ход трансформатора, нагрузки в цепи переменного тока

4. Оптика - 9 часов

Законы преломления и отражения в плоскопараллельной пластине и призме

Построения в линзах и зеркалах. Дифракция, интерференция ,поляризация и

дисперсия света, просветление оптики, дифракционная решётка. Импульс и

длина волны фотона, красная граница фотоэффекта, постоянная

Планка, работа выхода, запирающие напряжение и ток насыщения.

5. Ядерная физика - 6 часов

Удельная энергия связи, виды ядерных реакций, выделение энергии в

ядерных реакциях, закон радиоактивного распада



Технологическая карта

Тема

Теория

Практика

Формы деятельности учителя и учеников, способы контроля

1.

Законы постоянного тока (7 ч)

2

5

1/1

Применение закона Ома для участка цепи. Расчёт сопротивления проводника, работы и мощности в цепи постоянного тока.

0,2

0,8

Беседа с учащимися с целью актуализации исходного уровня знаний. Коллективное и самостоятельное решение задач № 778, 781, 804, 807 4

2/2

Тепловое действие тока. Тепловая отдача нагревателя.

0,2

0,8

Объяснение учителя. Коллективный разбор задачи № 1632 3. Выполнение лабораторной работы «Измерение КПД установки с электрическим нагревателем» бригадами по 2 человека. Обсуждение полученных результатов.

3/3

Последовательное, параллельное, смешанное соединение проводников. Эквивалентное сопротивление. Точки с равным потенциалом в электрических схемах.

0,4

0,6

Объяснение учителя.

№ 1492, 1494, 1496 3. Составление и решение задач на расчёт сопротивления цепей постоянного тока в группах.

4/4

Измерение силы тока и напряжения. Расширение пределов измерения амперметра и вольтметра.

0,3

0,7

Беседа с классом. Ученики самостоятельно подбирают шунты к амперметру и добавочные сопротивления к вольтметру.

5/5

Соединение источников тока. Описание электрических цепей постоянного тока с помощью закона Ома для полной цепи.

0,3

0,7

Объяснение учителя. Коллективный разбор задач № 1526, 1610 3. Выполнение лабораторной работы «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока методом двух измерений. Снятие нагрузочной характеристики» бригадами по 2 чел.

6/6

Мощность во внешней цепи и КПД источника тока.

0,3

0,7

Инструктаж учащихся учителем. Выполнение практической работы с использованием компьютерных технологий «Исследование энергетических соотношений в цепях постоянного тока» (индивидуально). Коллективное обсуждение результатов.

7/7

Применение законов электролиза. Определение заряда электрона.

0,3

0,7

Совместная работа учителя и учащихся.

№ 1671, 1673, 1683 3. Индивидуально: выполнение теста «Постоянный ток» (по вариантам) 6.

2.

Магнитное поле. Электромагнитная индукция (4 ч)

1

3

8/1

Силовое действие однородного магнитного поля на проводник с током и движущиеся заряженные частицы.

0,25

0,75

Беседа с классом для актуализации опорных знаний. Совместное решение задач № 1791, 1804, 1809 3. Индивидуально: выполнение теста «Магнитное поле. Сила Ампера» 6.

9/2

Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях..

0,5

0,5

Физический диктант (проверка знания формулы силы Лоренца, её особенностей, правила левой руки). Коллективный разбор задач № 1806, 1815, 1812 3.

10/3

Циклотрон. Масс-спектрограф

-

1

Выступления учащихся с сообщениями «Циклотрон», «Масс-спектрограф», подготовленными к занятию.

11/4

Явление электромагнитной индукции, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

0,25

0,75

Совместная работа учителя и учащихся. № 1851, 1830, 1881, 1888 3. Самостоятельное решение и составление задач на применение правила правой руки бригадами по 2 человека.

3.

Механические и электромагнитные колебания и волны (8 ч)

2

6

12/1

Аналогии между механическими и электромагнитными колебаниями. Определение величин, характеризующих гармонические колебания.

0,4

0,6

Коллективная работа учащихся под руководством учителя по заполнению таблицы «Механические и электромагнитные колебания». Разбор учителем типовых задач.

№ 796, 799, 1940 3. Самостоятельное решение задачи на определение величин, характеризующих гармонические колебания по графикам (по карточкам).

13/2

Период колебаний пружинного и математического маятников. Превращение энергии при колебательном движении.

0,3

0,7

Коллективный разбор задач № 777, 794 3. Инструктаж учащихся учителем. Выполнение лабораторной работы «Определение жесткости пружины и периода колебаний подвешенного к ней груза» бригадами по 2 человека.

14/3

Активное, ёмкостное и индуктивное сопротивления в цепи переменного тока.

0,3

0,7

Объяснение учителя. Выполнение практической работы с использованием компьютерных технологий «Исследование электрических схем с индуктивными, ёмкостными и активными элементами» (индивидуально). Коллективное обсуждение результатов.

15/4

Метод векторных диаграмм для описания переменных токов и напряжений. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Электрический резонанс.

0,7

0,3

Объяснение учителя. Коллективный разбор задачи № 2009 3. Выступление ученика с сообщением «Применение и учет электрического резонанса в технике».

16/5

Применение формулы связи длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой), формулы Томсона.

0,3

0,7

Коллективное и самостоятельное решение задач № 2078, 2082, 2084 3. Выполнение теста «Электромагнитные волны» (индивидуально) 6.

17/6

Решение нестандартных и оригинальных задач.

0,5

0,5

Коллективная работа учителя и учащихся

№ 193, 236,438 5.

18/7

Решение задач повышенной сложности на расчёт электрических цепей. Ознакомление с правилами Кирхгофа.

0,5

0,5

Совместное и самостоятельное решение задач № 750, 752, 755, 790 5.

19/8

Решение задач межпредметного содержания.

-

1

Решение задач в группах с последующим обсуждением. № 161, 301, 876 5.

4.

Оптика (9 ч)

2

7

20/1

Применение законов отражения и преломления света. Полное отражение света.

0,3

0,7

Коллективный разбор задач № 2163, 2179, 2207 3. Самостоятельное решение задачи по карточкам.

№ 2164, 2172, 2180, 2209 3.

21/2

Построение изображений в тонких линзах.

0,25

0,75

Объяснение учителя. Самостоятельная работа учащихся по составлению обобщающей таблицы «Характеристики изображений в собирающих линзах в зависимости от расстояния от предмета до линзы» с возможной экспериментальной проверкой. Коллективное обсуждение результатов.

22/3

Решение задач на применение формулы тонкой линзы.

0,2

0,8

Объяснение учителя. Совместное решение задач № 2232, 2234 3. Самостоятельное решение задач. № 2233, 2238, 2240, 2241 3.

23/4

Человеческий глаз как оптическая система. Оптические приборы, увеличивающие угол зрения: лупа, микроскоп, телескоп.

-

1

Работа в группах по подготовке сообщений: «Глаз человека как оптическая система», «Микроскоп», «Телескоп». Выступление представителей групп с последующим рецензированием.

24/5

Волновые свойства света (дисперсия, интерференция, дифракция). Дифракционная решётка.

0,25

0,75

Коллективный разбор задач № 2330, 2319, 2387, 2416 3.

25/6

Следствия СТО: относительность расстояний и промежутков времени, релятивистский закон сложения скоростей, закон взаимосвязи энергии и массы.

Беседа с классом. Коллективная работа учителя и учащихся.

№ 2481, 2487, 2488, 2493, 2498 3.

26/7

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

0,5

0,5

Коллективный разбор задач № 2538, 2546, 2555 3. Самостоятельное решение задачи. № 2541, 2552 3.

27/8

Определение постоянной Планка.

0,25

0,75

Коллективный разбор задач № 2557, 2563 3. Решение задач (по вариантам). № 2550, 2545, 2547, 2556 3.

28/9

Задачи на определение энергии, импульса и массы фотонов.

0,25

0,75

Коллективное и самостоятельное решение задач № 2514,2517, 2520 3. Индивидуально: выполнение теста «Квантовая физика» 6.

5.

Атомная и ядерная физика (6 ч)

1

5

29/1

Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Связь частоты (длины волны) излучения с энергией переходов в атоме.

0,25

0,75

Беседа с классом с целью актуализации исходного уровня знаний. Коллективный разбор задач № 2586, 2587, 2589 3.

30/2

Составление уравнений ядерных реакций. Альфа-распад и бета-распад. Правило смещения.

0,3

0,7

Объяснение учителя. №.2673, 2671 3. Выступление учащихся с сообщениями, подготовленными к занятию, о альфа- и бета- распадах. № 2620 3.

31/3

Применение закона радиоактивного распада.

0,2

0,8

Коллективный разбор задач № 2628, 2629, 2631 3. Индивидуально: выполнение теста «Строение атома и атомного ядра» 6.

32/4

Расчёт энергии связи ядер и энергетического выхода ядерных реакций.

0,25

0,75

Объяснение учителя. Самостоятельное решение задач бригадами по 2 человека. № 2677 - 2680, № 2658 - 2663 3.

33/5

Урок - игра «Турнир знатоков»

-

1

Решение нестандартных задач в группах с рецензированием результатов. Подведение итогов работы.

34/6

Заключительный обобщающий урок по курсу «Методы решения физических задач»

-

1

Пробное тестирование. Рекомендации ученикам по дальнейшей подготовке к экзаменам.

Итого: 34 часа

8

26

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Класс

час/

нед

Реквизиты

программы

УМК

обучающегося

УМК

учителя


11Б







1 ч

Программа элективного курса «Методы решения физических задач» составлена на основе авторской программы учителя физики ГБОУ лицей № 265 Рукавицыной Е. Т., допущенной к изучению в общеобразовательных школах (Экспертиза ЭНМС, протокол № 6/14 от 25.06.2014г, председатель президиума ЭНМС Жолован С.В., председатель предметной секции ЭНМС Ляпцев А.В.)

1. Орлов В.А., Сауров Ю.А. «Практика решения физических задач» 10-11 классы. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

2. Г.Я. Мякишев Б.Б. Буховцев В.М. Чаругин. «Физика. 11 класс. Классический курс».

Комплект с электронным приложением DVD.

М. Просвещение. 2012

3. Кабардин О.Ф. «Физика» Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. Москва. Просвещение. 2013.

1. Г.Я. Мякишев Б.Б. Буховцев В.М. Чаругин. «Физика. 11 класс. Классический курс».

Комплект с электронным приложением DVD.

М. Просвещение. 2012

2.Орлов В.А., Сауров Ю.А. «Практика решения физических задач» 10-11 классы. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

3. Зорин Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач» 10-11 класс. Учебно-методическое издание «Мастерская учителя» Москва, «Вако» 2011.

4. Одинцова Н.И., Кургаева Н.Е. «Физика. Ключ к решению задач. С электронным приложением. Илекса. Москва 2014.

5. Кабардин О.Ф. ЕГЭ 2015. Физика. Типовые тестовые задания. Экзамен. 2015

6. Бобошина С. Б. ЕГЭ 2015. Физика. Практикум. Экзаменационные тесты. Экзамен. 2015

7. Сборник задач по физике: Для 10-11 кл. средней общеобразовательной школы.// Сост. Г.Н. Степанова. - СПб: Специальная литература, 1996.

8. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 - 11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2004.



5. Образовательные технологии

Реализация данной программы предполагает классно-урочную систему с использованием различных технологий, форм, методов обучения, ведущие из которых:

личностно-ориентированные; проблемно-поисковые; проектно - исследовательские; проблемно-диалоговые; групповые; мультимедийные; деловые игры; интернет.

Реализация рабочей программы строится с учетом личного опыта учащихся на основе информационного подхода в обучении, предполагающего использование личностно-ориентированной, проблемно-поисковой и исследовательской учебной деятельности учащихся сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельной..

В качестве ведущей методики при реализации данной программы предполагается использование проблемного обучения.

Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Формы деятельности учащегося:

  • Самостоятельная индивидуальная работа.

  • Работа в парах и группах по решению и составлению задач.

  • Участие в конкурсах.

  • Работа с различными источниками информации(учебники, справочники, научно-популярная литература).

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 598

с углубленным изучением математики, химии и биологии

Приморского района Санкт - Петербурга


Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол №__ от __.08.2015

руководитель ШМО

____________ /Буравлева А.Н./


Согласовано

Заместитель директора

по УВР

______________ /Шкарупа Н.В./

« » _______________ 2015 г.

Утверждено

Приказом директора Государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 598

с углубленным изучением математики, химии и биологии

Приморского района Санкт -Петербурга

от « » августа 2015 г. № _____

______________/ Е.Ф.Трачук /

(подпись)

Календарно - тематическое планирование

элективного учебного курса

«Методы решения физических задач»

в 11 Б классе на 2015 - 2016 учебный год



Учитель физики Светлана Фёдоровна Шиша




Санкт-Петербург

2015

6. Календарно-тематическое планирование элективного курса «Методы решения физических задач» в 11 Б классе

на 2015-2016 учебный год (1час в неделю, всего 34 часа)

№ урока

Тема

Основные элементы содержания урока

Практика (демонстрации)

Контроль

Домашнее задание

Использование ИКТ

Планируемые сроки

1.

Законы постоянного тока (7 ч)


1/1

Применение закона Ома для участка цепи. Расчёт сопротивления проводника, работы и мощности в цепи постоянного тока.

Беседа с учащимися с целью актуализации исходного уровня знаний.

Коллективное и самостоятельное решение задач № 778, 781, 804, 807 4

С

01.09-05.09

2/2

Тепловое действие тока. Тепловая отдача нагревателя.

Объяснение учителя. Коллективный разбор задачи № 1632 3.

Выполнение лабораторной работы «Измерение КПД установки с электрическим нагревателем» бригадами по 2 человека. Обсуждение полученных результатов.

Л

07.09-12.09

3/3

Последовательное, параллельное, смешанное соединение проводников. Эквивалентное сопротивление. Точки с равным потенциалом в электрических схемах.

Объяснение учителя.

Составление и решение задач на расчёт сопротивления цепей постоянного тока в группах.

№ 1492, 1494, 1496 3.

14.09-19.09

4/4

Измерение силы тока и напряжения. Расширение пределов измерения амперметра и вольтметра.

Беседа с классом.

Ученики самостоятельно подбирают шунты к амперметру и добавочные сопротивления к вольтметру.

П

21.09-26.09

5/5

Соединение источников тока. Описание электрических цепей постоянного тока с помощью закона Ома для полной цепи.

Объяснение учителя. Коллективный разбор задач № 1526, 1610 3.

Выполнение лабораторной работы «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока методом двух измерений. Снятие нагрузочной характеристики» бригадами по 2 чел.

Л

28.09-03.10

6/6

Мощность во внешней цепи и КПД источника тока.

Инструктаж учащихся учителем. Коллективное обсуждение результатов.

Выполнение практической работы с использованием компьютерных технологий «Исследование энергетических соотношений в цепях постоянного тока» (индивидуально).

П

Выполнение практической работы с использованием компьютерных технологий «Исследование энергетических соотношений в цепях постоянного тока»

05.10-10.10

7/7

Применение законов электролиза. Определение заряда электрона.

Совместная работа учителя и учащихся.

№ 1671, 1673, 1683 3.

Индивидуально: выполнение теста «Постоянный ток» (по вариантам) 6.

Т

12.10-17.10

2.

Магнитное поле. Электромагнитная индукция (4 ч)


8/1

Силовое действие однородного магнитного поля на проводник с током и движущиеся заряженные частицы.

Беседа с классом для актуализации опорных знаний.

Совместное решение задач № 1791, 1804, 1809 3. Индивидуально: выполнение теста «Магнитное поле. Сила Ампера» 6.

Т

19.10-24.10

9/2

Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях..

Физический диктант (проверка знания формулы силы Лоренца, её особенностей, правила левой руки).

Коллективный разбор задач № 1806, 1815, 1812 3.

26.10-31.10

10/3

Циклотрон. Масс-спектрограф

Выступления учащихся с сообщениями «Циклотрон», «Масс-спектрограф», подготовленными к занятию.

Выступления учащихся с сообщениями «Циклотрон», «Масс-спектрограф», подготовленными к занятию.

И

Презентации учащихся

«Циклотрон», «Масс-спектрограф»

09.11-14.11

11/4

Явление электромагнитной индукции, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Совместная работа учителя и учащихся. № 1851, 1830, 1881, 1888 3.

Самостоятельное решение и составление задач на применение правила правой руки бригадами по 2 человека.

С

16.11-21.11

3.

Механические и электромагнитные колебания и волны (8 ч)


12/1

Аналогии между механическими и электромагнитными колебаниями. Определение величин, характеризующих гармонические колебания.

Коллективная работа учащихся под руководством учителя по заполнению таблицы «Механические и электромагнитные колебания».

Разбор учителем типовых задач.

№ 796, 799, 1940 3. Самостоятельное решение задачи на определение величин, характеризующих гармонические колебания по графикам (по карточкам).

С

23.11-28.11

13/2

Период колебаний пружинного и математического маятников. Превращение энергии при колебательном движении.

Коллективный разбор задач № 777, 794 3. Инструктаж учащихся учителем

Выполнение лабораторной работы «Определение жесткости пружины и периода колебаний подвешенного к ней груза» бригадами по 2 человека.

Л

30.11-05.12

14/3

Активное, ёмкостное и индуктивное сопротивления в цепи переменного тока.

Объяснение учителя. Выполнение практической работы с использованием компьютерных технологий Коллективное обсуждение результатов.

Выполнение практической работы с использованием компьютерных технологий «Исследование электрических схем с индуктивными, ёмкостными и активными элементами» (индивидуально).

П

Выполнение практической работы с использованием компьютерных технологий «Исследование электрических схем с индуктивными, ёмкостными и активными элементами»

07.12-12.12

15/4

Метод векторных диаграмм для описания переменных токов и напряжений. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Электрический резонанс.

Объяснение учителя. Коллективный разбор задачи № 2009 3.

Выступление ученика с сообщением «Применение и учет электрического резонанса в технике».

И

Презентации учащихся

«Применение и учет электрического резонанса в технике».

14.12-19.12

16/5

Применение формулы связи длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой), формулы Томсона.

Коллективное и самостоятельное решение задач № 2078, 2082, 2084 3.

Выполнение теста «Электромагнитные волны» (индивидуально) 6.

Т

21.12-26.12

17/6

Решение нестандартных и оригинальных задач.

Коллективная работа учителя и учащихся

№ 193, 236,438 5.

11.01-16.01

18/7

Решение задач повышенной сложности на расчёт электрических цепей. Ознакомление с правилами Кирхгофа.

Совместное и самостоятельное решение задач № 750, 752, 755, 790 5.

Совместное и самостоятельное решение задач № 750, 752, 755, 790 5.

С

18.01-23.01

19/8

Решение задач межпредметного содержания.

Решение задач в группах с последующим обсуждением. № 161, 301, 876 5.

Решение задач в группах с последующим обсуждением. № 161, 301, 876 5.

25.01-30.01

4.

Оптика (9 ч)


20/1

Применение законов отражения и преломления света. Полное отражение света.

Коллективный разбор задач № 2163, 2179, 2207 3.

Самостоятельное решение задачи по карточкам.

№ 2164, 2172, 2180, 2209 3.

С

01.02-06.02

21/2

Построение изображений в тонких линзах.

Объяснение учителя. Самостоятельная работа учащихся по составлению обобщающей таблицы Коллективное обсуждение результатов.

Составление обобщающей таблицы «Характеристики изображений в собирающих линзах в зависимости от расстояния от предмета до линзы» с возможной экспериментальной проверкой.

П

Презентации учащихся

«Характеристики изображений в собирающих линзах в зависимости от расстояния от предмета до линзы»

08.02-13.02

22/3

Решение задач на применение формулы тонкой линзы.

Объяснение учителя. Совместное решение задач № 2232, 2234 3.

Самостоятельное решение задач. № 2233, 2238, 2240, 2241 3.

С

15.02-20.02

23/4

Человеческий глаз как оптическая система. Оптические приборы, увеличивающие угол зрения: лупа, микроскоп, телескоп.

Работа в группах по подготовке сообщений: «Глаз человека как оптическая система», «Микроскоп», «Телескоп».

Выступление представителей групп с последующим рецензированием.

И

Презентации учащихся

«Глаз человека как оптическая система», «Микроскоп», «Телескоп».

22.02-27.02

24/5

Волновые свойства света (дисперсия, интерференция, дифракция). Дифракционная решётка.

Коллективный разбор задач № 2330, 2319, 2387, 2416 3.

Коллективный разбор задач № 2330, 2319, 2387, 2416 3.

29.02-05.03

25/6

Следствия СТО: относительность расстояний и промежутков времени, релятивистский закон сложения скоростей, закон взаимосвязи энергии и массы.

Беседа с классом. Коллективная работа учителя и учащихся.

№ 2481, 2487, 2488, 2493, 2498 3.

07.03-12.03

26/7

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Коллективный разбор задач № 2538, 2546, 2555 3.

Самостоятельное решение задачи. № 2541, 2552 3.

С

14.03-19.03

27/8

Определение постоянной Планка.

Коллективный разбор задач № 2557, 2563 3.

Решение задач (по вариантам). № 2550, 2545, 2547, 2556 3.

С

28.03-02.04

28/9

Задачи на определение энергии, импульса и массы фотонов.

Коллективное и самостоятельное решение задач № 2514,2517, 2520 3.

Индивидуально: выполнение теста «Квантовая физика» 6.

Т

04.04-09.04

5.

Атомная и ядерная физика (6 ч)


29/1

Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Связь частоты (длины волны) излучения с энергией переходов в атоме.

Беседа с классом с целью актуализации исходного уровня знаний.

Коллективный разбор задач № 2586, 2587, 2589 3.

Ф

11.04-16.04

30/2

Составление уравнений ядерных реакций. Альфа-распад и бета-распад. Правило смещения.

Объяснение учителя. №.2673, 2671 3.

Выступление учащихся с сообщениями, подготовленными к занятию, о альфа- и бета- распадах. № 2620 3.

И

Презентации учащихся «Альфа-распад», «Бета-распад», «Гамма-излучение»

18.04-23.04

31/3

Применение закона радиоактивного распада.

Коллективный разбор задач № 2628, 2629, 2631 3.

Индивидуально: выполнение теста «Строение атома и атомного ядра» 6.

Т

25.04-30.05

32/4

Расчёт энергии связи ядер и энергетического выхода ядерных реакций.

Объяснение учителя. Самостоятельное решение задач бригадами по 2 человека.

№ 2677 - 2680, № 2658 - 2663 3.

Ф

02.05-07.05

33/5

Урок - игра «Турнир знатоков»

Решение нестандартных задач в группах с рецензированием результатов.

Подведение итогов работы.

10.05-14.05

34/6

Заключительный обобщающий урок по курсу «Методы решения физических задач»

Рекомендации ученикам по дальнейшей подготовке к экзаменам.

Пробное тестирование.

Т

16.05-25.05














6. Планируемые результаты обучения


Реализация элективного курса «Методы решения физических задач» предполагает:

- овладение учащимися приёмами и методами решения физических задач;

- развитие логического мышления и формирование соответствующих практических умений и навыков;

- успешность в подготовке и сдаче ЕГЭ по физике, поступление в ВУЗы.

- систематизацию материала и расширение знаний учащихся по основным вопросам физики, которые необходимы для продолжения образовании

-формирование ряда общеучебных компетенций, предметных умений и навыков, таких, как

- осознанное применение физические законов и моделей для решения задач;

- уверенное выполнение чертежей, рисунков, графиков;

- использование приёмов рациональных вычислений;

- уверенное пользование учебной, справочной и научно-популярной литературой;

- использование алгоритмов и составление планов решения конкретных задач;

- использование при решении экспериментальных задач приборов с соблюдением правил охраны труда;

- применение новых компьютерных технологий для моделирования явлений, обработки результатов, получения информации из интернет и других источников;

- овладение приёмами исследовательской деятельности;

- сформированность умений работать в парах, в группах, для развития навыков взаимоконтроля и самоконтроля.


  • В результате освоения элективного курса учащиеся должны научиться:

  • анализировать физическое явление;

  • анализировать полученный ответ;

  • классифицировать предложенную задачу;

  • выбирать рациональный способ решения задачи;

  • производить расчеты по физическим формулам

  • производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения

  • производить расчеты по определению теплового баланса тел

  • снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты

  • составлять уравнения движения

  • Перестраивать графики изо-процессов в разных системах координат

  • Применять основные законы физики

  • Достижение планируемых результатов оценивается по успешности выполнения тематических тестов в форме ЕГЭ путем самооценки.





15


© 2010-2022