- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока Архимедова сила
Конспект урока Архимедова сила
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Никитинских Н.Ю. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Архимедова сила
Цель урока: сформировать понятие Архимедовой силы, изучить действие жидкости на погруженное в них тело, экспериментально исследовав зависимость выталкивающей силы от других физических величин;
Образовательные: изучить содержание закона Архимеда, используя простейшее оборудование проверить справедливость закона Архимеда;
Развивающие: развивать познавательную активность учащихся; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью
Воспитательные: развитие у учащихся самостоятельности, умения работать в группах, чувства личной ответственности перед товарищами по команде, воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая .
Методы работы: проблемно-поисковый.
Оборудование урока: наборы тел, динамометры, емкости для жидкости, компьютер, экран, сосуд с водой, раствор соли.
раздаточный материал (кроссворд, рабочие листы для оформления результатов исследования, листы с домашним заданием)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Здравствуйте. Садитесь. Сейчас мы с вами подымим правую руку погладим себя по голове со словами «Какой (ая) я молодец!». Я желаю вам хорошего настроения.
- Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы «Архимедова сила», для этого наш урок построен таким образом:
Постановка цели урока.
II. Мотивация
Герой романа А.Р. Беляева «Человек -амфибия» рассказывает: «Дельфин на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа?
Вот сегодня мы это и выясним.
III. Актуализация знаний
Но прежде чем мы ответим на данный вопрос давайте вспомним материал предыдущих уроков
-
Какой ученый вывел закон, который утверждает: "Давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку жидкости или газа". (Паскаль.)
-
Прибор для измерения силы. (Динамометр.)
-
Назовите направление выталкивающей силы? (Вверх.)
-
С погружением тела в жидкость давление увеличивается. Какая величина характеризует увеличение давления в жидкости? (Глубина.)
-
Математическая величина, которая характеризуется произведением длины, ширины и высоты. (Объем)
-
Сила, действующая на опору или подвес. (Вес.)
-
А ну-ка, быстро посмотри,
И разреши сомненья
Скажи нам, как узнать внутри
У жидкости... (Давление.)
-
Что получилось по вертикали в выделенных клетках:
Скажи, какой великий человек
Прославил свой далекий, древний век
Тем, что открыл для жидкости закон,
Тем, что навек был в физику влюблен.* (Архимед.)
IV. Изучение нового материала
А Архимед это как раз тот человек, который поможет нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Тема сегодняшнего урока «Архимедова сила». Легенда об Архимеде.
Сейчас мы с вами экспериментальным путем определим от чего же зависит Архимедова сила?
Чтобы ответить на этот вопрос проведем работу в группах. Каждая группа получает задание и отвечает на поставленный вопрос.
Задание первой группе
Определите зависимость архимедовой силы от плотности тела.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела одинакового объема и разной плотности (алюминиевый и медный цилиндры), нить.
1.Определите вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1= Н
2.Определите вес алюминиевого цилиндра в воде. Р2= Н
3.Найдите архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр. Р1 - Р2= Н
4.Определите вес медного цилиндра в воздухе. Р3= Н
5.Определите вес медного цилиндра в воде. Р4= Н
6.Найдите архимедову силу, действующую на медный цилиндр. Р3 - Р4 =
7.Сделайте вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Ответ: архимедова сила …………………………………от плотности тела.
Задание второй группе
Определите зависимость архимедовой силы от объема тела.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема (алюминиевые цилиндры), динамометр, нить.
1.Определите вес большого цилиндра в воздухе. Р1= Н
2. Определите вес большого цилиндра в воде. Р2= Н
3.Найдите архимедову силу, действующую на большой цилиндр. Р1 -Р2= Н
4.Определите вес маленького цилиндра в воздухе. Р3= Н
5. Определите вес маленького цилиндра в воде. Р4= Н
6.Найдите архимедову силу, действующую на маленький цилиндр. Р3 -Р4= Н
7.Сделайте вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от объема тела.
Ответ: архимедова сила …………………………………от объема тела.
Задание третьей группе
Определите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с пресной водой и соленой водой, шар.
1.Определите вес шара в воздухе. Р1= Н
2. Определите вес шара в пресной воде. Р2= Н
3.Найдите архимедову силу, действующую на шар в пресной воде. Р1 - Р2 = Н
4.Определите вес шара в воздухе. Р1= Н
5. Определите вес шара в соленой воде. Р3= Н
6.Найдите архимедову силу, действующую на шар в соленой воде. Р1- Р2 = Н
7.Сделайте вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности жидкости.
Ответ: архимедова сила …………………………………от плотности жидкости.
Задание четвертой группе
Определите зависимость архимедовой силы от глубины погружения.
Оборудование: динамометр, нить, мензурка с водой, алюминиевый цилиндр.
1.Определите вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1= Н
2. Определите вес алюминиевого цилиндра в воде на глубине 5 см. Р2= Н
3.Найдите архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр в воде.
Р1 - Р2 = Н
4.Определите вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1= Н
5. Определите вес алюминиевого цилиндра в воде на глубине 10 см. Р3= Н
6.Найдите архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр во втором случае.
Р1 - Р3 = Н
7.Сделайте вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.
Ответ: архимедова сила …………………………………от глубины погружения тела.
Задание пятой группе
Определите зависимость архимедовой силы от формы тела.
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, кусочек пластилина.
1.Кусочку пластилина придайте форму куба.
2. Определите вес пластилина в воздухе. Р1= Н
3. Определите вес пластилина воде. Р2 = Н
4.Найдите архимедову силу, действующую на кусочек пластилина. Р1 - Р2 = Н
5.Кусочку пластилина придайте форму шара.
6. Определите вес пластилина в воздухе. Р3= Н
7. Определите вес пластилина воде. Р4= Н
8.Найдите архимедову силу, действующую на кусочек пластилина. Р3-Р4= Н
9.Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от формы тела.
Ответ: архимедова сила …………………………………от формы тела.
После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем - на доске в виде таблицы:
Архимедова сила
не зависит от:
зависит от:
1) формы тела;
2) плотности тела
3) глубины погружения.
1) объема тела;
2) плотности жидкости.
Мы узнали о том, что архимедова сила зависит от объема тела и плотности жидкости. Как теоретически объяснить действие жидкости на погруженное в неё тело. Опыты показывают, что действие жидкости направлено вверх.
На основании этого опыта делаем вывод: выталкивающая сила равна весу жидкости, вытесненной телом.
Формулируется закон Архимеда: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная по величине весу жидкости, вытесненной телом.
Итак, опыт подтвердил, что архимедова (или выталкивающая) сила равна весу жидкости в объеме тела, т.е. FA = РЖ = g m ж.
Массу жидкости m ж , вытесняемую телом, можно выразить через её плотность (ρж) и объем тела (Vт) погруженного в жидкость (так как Vж - объем вытесненной телом жидкости равен Vт - объему тела, погруженного в жидкость , Vж = Vт), т.е. mж = ρжVт.
Тогда получим
FА = gρжVт.
V. Первичное закрепление
Упр. 24 № 3,4
VI.Рефлексия. Сегодня на уроке мы познакомились с Архимедовой силой. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Решали самостоятельно поставленные перед вами проблемы. Делали правильные выводы.
Теперь вы знаете, что на любое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. Я надеюсь, что полученные вами знания об архимедовой силе вы будете использовать не только на уроках по различным предметам, но и будете применять их в повседневной жизни.
VII. Домашнее задание: п. 17
Ответить на веселые вопросы Григория Остера из его книги «Физика»:
1) Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался.
Могут ли быть правдой эти россказни?
2) Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковородке?
VIII. Итог урока.
Жидкости на тело давят,
Вверх его все поднимают,
При этом силу создают,
Что Архимедовой зовут!
Её считать умеем мы:
Надо знать лишь вес воды,
Что то тело вытесняет -
Всё закон нам объясняет.
Открыл его великий грек,
Ему имя - Архимед.