От ученика к конструктору

Научная организация творческого процесса – настоя­тельное веление времени.  Пер­вейшим качеством каждого человека станет его творчес­кий потенциал: умение генерировать новые идеи, знание эффективных методов решения творческих задач, наличие тренированного творческого воображения.         Чтобы познавать мир  и преобразовывать его, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Мышление по «полной схеме» пока – величайшая ред­кость. Но такое мышление можно развивать, к нему можно подводить есл...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

От ученика к конструктору.

Научная организация творческого процесса - настоятельное веление времени. Первейшим качеством каждого человека станет его творческий потенциал: умение генерировать новые идеи, знание эффективных методов решения творческих задач, наличие тренированного творческого воображения.

Чтобы познавать мир и преобразовывать его, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Мышление по «полной схеме» пока - величайшая редкость. Но такое мышление можно развивать, к нему можно подводить если не всех, то очень многих. Одна из главных задач школьного образования и состоит в том, чтобы развивать творческие способности учащихся. Каждый ученик должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей.

Для планирования и проведения уроков в общеобразовательной школе при переходе на новые ФГОС используется технология деятельностного метода , которая развивает творческие способности учащихся.

Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и составляют тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Для осуществления технологии деятельностного подхода используются несколько методов решения творческих задач: «мозговой штурм», «метод контрольных вопросов», «метод каталога», «метод фокальных объектов», приёмы ТРИЗ,АРИЗ…

1. Метод «мозгового штурма».

  • Оптимальное количество людей, решающих поисковую задачу методом «мозгового штурма», должно составлять 12-25 человек. Половина из них генерирует идею, а другая ее анализирует. В группу «генераторов» включают людей с бурной фантазией. В группу «экспертов» вводят людей с аналитическим, критическим складом ума. Руководит «сессией» ведущий, наиболее опытный участник «мозгового штурма».

  • Основная задача «генераторов» должна заключаться в предложении максимального количества идей решения поисковой задачи .Задача «экспертов» состоит в отборе приемлемых идей. Ведущий, не прибегая к приказаниям и критическим замечаниям, задает вопросы, иногда подсказывает и уточняет высказывания участников обсуждения, следит, чтобы беседа не прерывалась.

  • Между участниками «мозгового штурма» должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Надо, чтобы идеи, выдвинутые одним участником, подхватывались и развивались другими. Анализ идей группой «экспертов» проводится очень внимательно. Без тщательного анализа не должны быть отвергнуты даже самые фантастические или абсурдные идеи. При этом в ходе анализа идеи оцениваются ,учитывается мнение каждого «эксперта».

Опыт использования «мозгового штурма» показывает, что генерации идей способствуют такие приемы, как аналогия (сделай так, как это делалось при решении другой задачи), инверсия (сделай наоборот), фантазия (предложи нечто неосуществимое) и пр. Большую роль играют здесь и субъективные качества участников штурма - наличие прошлого опыта, боязнь оказаться бесполезным, отсутствие творческого настроения.

2. Некоторые приемы ТРИЗ.

У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.

  • ТРИЗ включает в себя:

  • - механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения;

  • - механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений (неординарные решения трудно находить без преодоления устойчивых представлений и стереотипов);

  • Обширный информационный фонд - концентрированный опыт решения проблем.

  • «Приемы» - исторически первая форма ТРИЗ. Это достаточно конкретные рекомендации типа «сделать наоборот»: вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие; сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную - движущейся; повернуть объект «вверх ногами», вывернуть его. Приемов было выявлено более сорока. «Детский» прием ТРИЗ.

  • Мальчик лет восьми оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую сестрой с другой стороны? Применить силу или угрозы, поднять крик? Он сформулировал идеальное решение: сестра САМА открывает дверь. Мальчик придвинул к двери стул со своей стороны и сказал сестре: «Я тебя запер». Через несколько секунд та уже распахнула дверь, освобождая себя из «плена». [2;С.144]

  • Более развитая форма ТРИЗ - рекомендаций - «Стандарты». Сейчас их известно более семидесяти. Как правило, стандарт - это конгломерат, сочетание приемов, геометрических, физических, химических и иных эффектов, а также законов развития различных систем.

3.Рациональная тактика решения изобретательских задач.


  • Создать рациональную тактику решения изобретательских задач можно лишь на основе объективных закономерностей развития технических систем. Но что это такое? ». Практика обучения ТРИЗ, решения изобретательских задач показывает, что зачастую сильные решения задачи связаны с использованием эффектов, выходящих за пределы специальности решающего. Поэтому в рамках ТРИЗ были созданы указатели различных явлений и эффектов: физических, химических, геометрических.

  • Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) - комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач. АРИЗ возник и развивался вместе с теорией решения изобретательских задач, являясь ее ядром. Первоначально АРИЗ назывался «методикой изобретательского творчества».

  • Он представляет собой программу последовательных операций по выявлению и устранению противоречий, позволяющую шаг за шагом переходить от расплывчатой исходной ситуации к четко поставленной задаче, затем к предельно упрощенной модели задачи и к противоречиям, лежащим на пути решения задачи. Далее - к разрешению этих противоречий с помощью явных или скрытых ресурсов систем, так или иначе связанных с задачей.

  • Выбранный изобретателем объект рассматривается, согласно АРИЗу, как элемент закономерно развивающейся системы. В ходе анализа сначала выявляется техническое противоречие, возникающее между частями (или свойствами) системы, а затем локализируется причина технического противоречия - определяется физическое противоречие.

  • Физическое противоречие представляет собой разные и несовместимые требования к одной части объекта. Например, в двигателе внутреннего сгорания стенки цилиндра должны быть горячими, чтобы был обеспечен высокий КПД, и эти же стенки цилиндра должны быть холодными, чтобы был высокий коэффициент наполнения при такте всасывания и, следовательно, достаточная мощность двигателя. Такого рода противоречия могут быть устранены с помощью определенных типовых приемов.

  • Выявление физического противоречия ведется по четким правилам. Вот, например, задача: «Есть фильтр для очистки воздуха от неметаллических частиц пыли. Фильтр представляет собой конструкцию из многих слоев металлической ткани. Время от времени фильтр необходимо очищать от забившей его пыли. Осуществляют это продувкой фильтра в обратном направлении. Очистка идет слишком долго. Как быстрее убирать пыль из фильтра?».

  • Люди, не знающие АРИЗа, начинают перебирать бесчисленные варианты: а если вымывать пыль? А если выбивать ее вибрацией? А если что-то растворять? С позиций АРИЗа задача проста. Существует правило, по которому целесообразно рассматривать изменение не природных, а технических элементов. Пыль - природный элемент. Металлическая ткань -элемент технический. Следовательно, удалять, вымывать, растворять, разрушать надо не пыль, а сам фильтр. Поры фильтра должны быть маленькими при работе и должны быть большими при очистке. Решение: заменим металлическую ткань ферромагнитными крупинками, удерживаемыми магнитом или электромагнитом.

  • Такие задачи с помощью АРИЗа решают восьмиклассники.

  • В сущности, АРИЗ организует мышление изобретателя так, будто в распоряжении одного человека имеется опыт всех (или очень многих) изобретателей. И, что очень важно, опыт этот применяется талантливо. Обычно даже маститый изобретатель черпает из опыта решения, основанные на внешней аналогии: вот эта новая задача похожа на такую-то старую задачу, значит, и решения должны быть похожими.

  • На двадцатом этаже живет карлик. Утром, направляясь на работу, он входит в лифт, нажимает кнопку и опускается на первый этаж. Вечером, возвращаясь с работы, он заходит в лифт, нажимает кнопку и поднимается на десятый этаж, а дальше идет пешком. Почему он не поднимается в лифте на двадцатый этаж?

  • Редко ответ был правильным: «Карлик может дотянуться только до десятой кнопки».Узнав, что решению творческих задач мешает психологическая инерция, обусловленная, прежде всего, косностью, инертностью терминов, в которых ставится задача. Таких терминов в задаче Айзенка два - «карлик» и «лифт». Решая задачу, слушатели на этот раз заменяли термин «карлик» словами «человек очень маленького роста». Результат: более половины слушателей сразу давали правильный ответ.

Заключение

  • Таким образом, можно сделать вывод о том, что качественное отличие талантливого мышления состоит, прежде всего, в умении видеть не только данную в задаче систему, но и надсистему, и подсистемы.

  • Более высокая степень таланта отличается умением видеть на каждом уровне линию развития: прошлое, настоящее, будущее. Еще более высокая степень таланта связана с умением видеть не только систему, надсистему, подсистему, но и их антиподы: кран - антикран, печь - антипечь …

  • Мышление по «полной схеме» пока - величайшая редкость. Но такое мышление можно развивать, к нему можно подводить если не всех, то очень многих. Одна из главных функций АРИЗа и состоит в том, чтобы развивать творческие способности.

  • Научная организация творческого процесса - настоятельное веление времени. Первейшим качеством каждого человека станет его творческий потенциал: умение генерировать новые идеи, знание эффективных методов решения творческих задач, наличие тренированного творческого воображения.

  • Цель разработки - дать каждому ученику (независимо от таланта и способностей) реальную возможность делать изобретения. В этом заключается актуальность данной темы. Ведь темпы технического прогресса напрямую зависят от изобретателей, а экономические успехи - от темпов технического прогресса.



© 2010-2022