- Преподавателю
- Физика
- Урок по физике на тему Давление (7 класс)
Урок по физике на тему Давление (7 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Самигуллина Г.Ф. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Самигуллина Гузалия Фанузовна, учитель физики и математики
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа села Старотураево муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан
Класс: 7
Тема: «Давление твердых тел, жидкости и газов»
Количество часов: 1
Тип урока:
урок обобщения, совершенствование и углубления знаний, умений и навыков по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Цели урока:
1. Обучающая: закрепление знаний учащихся по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»; использование содержания учебного материала для творческого применения знаний в новых ситуациях..
2. Развивающая: развитие умений пользоваться физическими понятиями в жизни.
3.Воспитательная: обучение учащихся самооценке и привлечение к оценке ответов товарищей; активизация деятельности учащихся и повышение роли физике; побуждение учащихся к поиску изучаемых явлений.
Методы обучения: исследовательско - творческий и поисково - конструктивный.
Форма учебного занятия: деловая игра - соревнование.
Средства обучения: магнитная доска, таблица для выставления баллов.
Ход урока.
-
Организационный этап
Вступительное слово учителя
-
Сегодня на уроке вы еще раз убедитесь в том, как интересна наука физика. Зная её законы вы можете объяснить многое, что раньше казалось непонятным. Знания по теме «Давление» приоткроет завесу неизвестного не только на планете Земля, но и в космосе. Очень хотелось бы, чтобы научились применять знания не только при решение теоретических задач, но и исследовательских, экспериментальных. Поскольку физика - это все что существует вокруг нас и происходит в природе. Сегодня ребята вы узнаете много интересного для себя.
-
Распределение учащихся на группы (можно 4)
Класс делится на 4 группы. Каждая группа выбирает себе капитана. Оформляют таблицу, в которой будут записываться результаты работы участников группы.
№ п/п
Фамилия учащихся
I этап
II этап
III этап
IV этап
Общий бал
Оценка
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
-
Членам жюри предлагается занять место (как правило это учащихся старших классов)
-
Оформление таблицы на доске, для подсчета количества баллов.
№ п/п
I этап
II этап
III этап
IV этап
Общий бал
Место
I
II
III
IV
II. Первый этап. Блиц - турнир
Он включает вопросы по пройденной теме.
Уровень сложности - начальный, достаточный, сложный.
Они задаются в одинаковых количествах каждой группе.
Правильность ответов контролирует учитель и жюри, выдавая сигнальные карточки.
За правильный и обоснованный ответ - красную карточку; за правильный, но не до конца объясненный - желтую; за правильный, но без объяснения - зеленую.
Затем жюри объявляет результаты и они заносятся в таблицу.
Красная сигнальная карточка соответствует 3 баллам, желтая - 2 баллам, зеленная - 1 баллу. Вопросы читает учитель, они могут обсуждаться в группе. Каждая группа также оценивает работу участника.
Вопросы блиц - турнира
Начальный уровень:
-
В каком состояние вещество не имеет, собственной формы, но имеет постоянный объем?
-
В каких единицах измеряется давление?
-
Конец иглы медицинского шприца опущен в воду. Почему при вытягивании поршня шприца вода поднимается вслед за поршнем?
-
Какие сосуды называются сообщающимися?
-
Назвать формулу для расчета давления в жидкости и газе.
-
Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?
-
Сформулировать закон Паскаля.
-
Перечислить сосуды, которые вы видели?
-
В каком состоянии вещество не имеет собственной формы и объема?
-
Формула для расчета силы Архимеда
-
Назвать условия плавания тел в жидкости.
-
Можно ли пустой баллон наполовину наполнить газом?
Достаточный уровень:
-
Как изменится осадка корабля при переходе из реки в море?
-
Резиновый шар надули воздухом и завязали. Как изменится объем шара и давление внутри него при повышении атмосферного давление?
-
Как зависит Р от V, если m = const
-
Найти ошибки: Мы живем на дне огромного воздушного океана. Поднимаясь вверх, мы испытываем всё большее давление.
-
Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?
-
Как зависит Р от Т для газа при V - const.
-
Найти ошибку «Атмосфера - это воздушная оболочка Земли а воздух - это прозрачная, не имеющиеся ни цвета, ни запаха, ни веса смесь газов»
-
Почему нагретый воздух поднимается в более холодном?
-
В чем различие между изменением плотности воздуха с высокой и плотности воды на различных морских глубинах.
-
Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу она не сможет сдвинуть его с места. Почему?
-
Найти ошибку: Атмосфера вокруг Земли станет со временем очень плотной так как молекулы воздуха притягиваются к Земле и их концентрация вблизи её поверхности будут возрастать.
-
В стакане с соленой водой плавает кубик льда из чистой воды. Как изменится уровень воды в стакане после таяния льда? Т - const
Высокий уровень:
-
В каких темах ( газы, жидкости, твердые тела) действует Закон Паскаля.
-
Найти ошибку: «Если атмосферное давление равно 750 мм ртутного столба то это значит, что воздух оказывает такое же давление, какое производит вертикальный столб жидкости высокой 750 мм.
-
На одной чашке точных равноплечих весов находится алюминевый разновес, на другой - свинцовая дробь. Весы находятся в равновесии . Одинаковы ли массы разновеса и свинцовой дроби?
-
Действует ли на искусственном спутнике Земли закон Паскаля и Архимедова сила?
-
Кусок мрамора весит столько, сколько весит медная гиря. Какие из этих тел легче удержать в воде?
Ш. Второй этап - соревнований включает задачи на сообразительность. При их решении нужно уметь применять знания теоретического материала в нестандартных случаях. Задание читается всем группам. Кто первый правильно выполняет, тот получает красную карточку, но если есть идея и в других группах, то их тоже можно оценить. Заданий предлагается 8. Но учитель может изменить их количество в зависимости от качества работы учащихся. Затем, пока идет оценка ответов жюри,учитель рассказывают об Т. А. Эдиссоне.
Историческая справка
Томас Альва Эдисон родился (1847 - 1931) прожил 84 года, трудился по 19 часов в сутки. Он обладал исключительной работоспособностью и этого требовал от своих коллег. Как - то раз к великому американскому изобретателю Томасу Альве Эдисону (в США получил 1099 патентов) пришел молодой человек , желавший поступить на работу в его лабораторию. Эдисон очень серьезно
подходил к приему новых сотрудников: экзаменовал их, расспрашивал об их интересах. Выяснилось, что молодой человек мечтает изобрести универсальный растворитель, т.е. вещество, способное растворять всё на свете. «Где же вы собираетесь хранить свой растворитель?» - удивился Эдисон. Но ни Эдисон, ни пришедший к нему человек не нашли решения.
Задачи на сообразительность.
-
Вы в походе. Надо в бутылку набрать воды. Имеется резиновая трубка, но ручеек мелкий, дно каменистое. Как быть? (в бутылку ввести резиновую трубку, горлышко бутылки опустить в воду, высосать воздух из бутылки).
-
Как измерить высоту пещеры, до свода которой не находит даже свет фонарика ,а вскарабкаться по стене невозможно? Нужен простейший способ, причем вес «прибора» должен быть близок к нулю. (надуть ртом воздушный шарик, привязать нитку)
-
В высокий цилиндрический сосуд диаметром 5 см упал мяч диаметром 4 см. Как достать мяч, не переворачивая сосуда? (долить воды).
-
Каким образом можно найти емкость кастрюли, пользуясь весами и набором гирь? (определить m пустой кастрюли и наполненной водой m полная - m пустой = m воды в кастрюле. V= m воды/р)
-
Стеклянная пробка от графина имеет внутри полость.. Как определить объем полости, не разбивая пробки? (V полости=V пробки- V стекла ,V пробки - можно мензуркой, а можно с помощью выталкивающей силой )
-
Уронили термометр, которым обычно измеряют температуру фотореактивов. Термометр не разбился, но столбик спирта разорвался. Как починить термометр? (поместить в морозильную камеру)
IV. Третий этап. Задачи третьего тура носят творческий характер и требует от учащихся применения углубленных теоретических знаний, умений синтезировать и интегрировать полученные результаты, умения производить более сложные математические расчеты. Отводится время на решение, его определяет учитель: Выдаются задания и учащихся решает. Когда заканчивается время и жюри подводит итоги по этому этапу, учитель рассказывает поучительные примеры из жизни. Зимой 1919г. спасаясь от холода, студенты Московского авиатехникума соорудили прямо в аудитории, где слушали лекции Н.Е.Жуковского, печку. Но в суровые морозы печка не могла прогреть всё помещение. Поэтому на нее поставили бак с водой - своего рода тепловой аккумулятор. Работать - то он работал, но только нещадно парил, сырость оказалось хуже холода. Как быть?
- Н.Е.Жуковский посоветовал налить воды в машинное масло. Вода не испарялась, долго сохраняла тепло. М.Гарднер в своей книге рассказывает историю об одном профессоре, который изучал способность шимпанзе решать задачи. В центре комнаты к потолку достаточно высоко, чтобы обезьяна, подпрыгнув, не могла достать его, был подвешен банан. В комнате не было ничего, кроме нескольких ящиков из - под фруктов, разбросанных как попало. Тест заключился в том, чтобы проверить, догадается ли шимпанзе составить из ящиков пирамиду в центре комнаты, взобраться на вершину пирамиды и схватить банан. Обезьяна тихо сидела в углу, наблюдая за тем, как экспериментатор расставляет ящике по комнате. Она терпеливо ждала, пока профессор не оказался посредине комнаты, и когда тот проходил под бананом, внезапно прыгнула ему на плечи и, оттолкнувшись от него, взмыла в воздух, схватила банан и была такова.
Мораль этой истории: задача, которая кажется нам трудной, может иметь неожиданно простое решение. Обезьяна могла руководствоваться природным инстинктом или накопленным опытом, но главное в том, что она сумела найти прямое решение, которое ускользнуло от внимания профессора.
- В трудные военную зиму на Урале потребовалось установить в котлован многотонное основание тяжелого пресса, а крана для этой операции не было. И обошлись без крана. Как?
V. Четвертый этап. Творческие задачи на исследование.
1.«Вечерело». Уставший за нелегкий трудовой день Абдулла ибн Саул присел на берегу реки. Вдруг видит - по реке плывет какой - то предмет, и лишь маленький кусочек над водой. Абдулла бросился в воду и вытащил оттуда старинный глиняный кувшин, герметично закупоренный сургучом. Распечатав кувшин и перевернув его, Абдулла обомлел : сверкнуло золото, и из кувшина землю высыпалось 147 одинаковых злотых монет . Монеты Абдулла спрятал , а сосуд запечатал и бросил обратно в воду. Поплыл кувшин дальше, примерно треть его объема выпячивалось над водой», - говорится в одной из восточных сказок. Предполагая, что кувшин был двухлитровым, оцените массу одной золотой монеты. (Ответ: m=4,54г.)
2 .Эдисон любил давать «хитрые» технические задачи принимаемым на работу сотрудникам, особенно теоретикам… Однажды он пригласил в свою лабораторию математика Эптона и предложил ему срочно вычислить объем колбы лампы. Эптон, провозившись более часа с измерениями и сложными вычислениями, справился с задачей и гордо подал листок с ответом. тогда Эдисон за несколько секунд продемонстрировал изумленному математику простейший ( и более точный!) способ измерения объема колбы лампочки. А вы выдержите экзамен Эдисона?
( ОТВЕТ: можно предложить такие способы. 1). На весах уравновесить сосуд с водой. Засунуть в воду лампу, держа ее рукой. Определить силу, с которой лампа давит на воду, равную выталкивающей силе, действующей на лампу со стороны воды. По величине выталкивающей силы определить объем колбы лампы. 2).Взвесить лампу, а затем определить вес лампы, заполненной водой. По весу воды определить объем воды- емкость колбы.)
В конце урока подводим итоги, выясняем кто из команд стал победителем. Также подводим итоги работы учащихся в группе и оцениваем их участие баллом. Можно поставить оценку.