Урок по физике на тему Давление (7 класс)

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самигуллина Гузалия Фанузовна, учитель физики и математики

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа села Старотураево муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан

Класс: 7


Тема: «Давление твердых тел, жидкости и газов»

Количество часов: 1

Тип урока:

урок обобщения, совершенствование и углубления знаний, умений и навыков по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Цели урока:

1. Обучающая: закрепление знаний учащихся по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»; использование содержания учебного материала для творческого применения знаний в новых ситуациях..

2. Развивающая: развитие умений пользоваться физическими понятиями в жизни.

3.Воспитательная: обучение учащихся самооценке и привлечение к оценке ответов товарищей; активизация деятельности учащихся и повышение роли физике; побуждение учащихся к поиску изучаемых явлений.

Методы обучения: исследовательско - творческий и поисково - конструктивный.

Форма учебного занятия: деловая игра - соревнование.

Средства обучения: магнитная доска, таблица для выставления баллов.

Ход урока.

  1. Организационный этап

Вступительное слово учителя

  1. Сегодня на уроке вы еще раз убедитесь в том, как интересна наука физика. Зная её законы вы можете объяснить многое, что раньше казалось непонятным. Знания по теме «Давление» приоткроет завесу неизвестного не только на планете Земля, но и в космосе. Очень хотелось бы, чтобы научились применять знания не только при решение теоретических задач, но и исследовательских, экспериментальных. Поскольку физика - это все что существует вокруг нас и происходит в природе. Сегодня ребята вы узнаете много интересного для себя.

  2. Распределение учащихся на группы (можно 4)

Класс делится на 4 группы. Каждая группа выбирает себе капитана. Оформляют таблицу, в которой будут записываться результаты работы участников группы.

№ п/п

Фамилия учащихся

I этап

II этап

III этап

IV этап

Общий бал

Оценка

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5























  1. Членам жюри предлагается занять место (как правило это учащихся старших классов)

  2. Оформление таблицы на доске, для подсчета количества баллов.

№ п/п

I этап

II этап

III этап

IV этап

Общий бал

Место

I


II


III


IV


II. Первый этап. Блиц - турнир

Он включает вопросы по пройденной теме.

Уровень сложности - начальный, достаточный, сложный.

Они задаются в одинаковых количествах каждой группе.

Правильность ответов контролирует учитель и жюри, выдавая сигнальные карточки.

За правильный и обоснованный ответ - красную карточку; за правильный, но не до конца объясненный - желтую; за правильный, но без объяснения - зеленую.

Затем жюри объявляет результаты и они заносятся в таблицу.

Красная сигнальная карточка соответствует 3 баллам, желтая - 2 баллам, зеленная - 1 баллу. Вопросы читает учитель, они могут обсуждаться в группе. Каждая группа также оценивает работу участника.

Вопросы блиц - турнира

Начальный уровень:

  1. В каком состояние вещество не имеет, собственной формы, но имеет постоянный объем?

  2. В каких единицах измеряется давление?

  3. Конец иглы медицинского шприца опущен в воду. Почему при вытягивании поршня шприца вода поднимается вслед за поршнем?

  4. Какие сосуды называются сообщающимися?

  5. Назвать формулу для расчета давления в жидкости и газе.

  6. Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?

  7. Сформулировать закон Паскаля.

  8. Перечислить сосуды, которые вы видели?

  9. В каком состоянии вещество не имеет собственной формы и объема?

  10. Формула для расчета силы Архимеда

  11. Назвать условия плавания тел в жидкости.

  12. Можно ли пустой баллон наполовину наполнить газом?

Достаточный уровень:

  1. Как изменится осадка корабля при переходе из реки в море?

  2. Резиновый шар надули воздухом и завязали. Как изменится объем шара и давление внутри него при повышении атмосферного давление?

  3. Как зависит Р от V, если m = const

  4. Найти ошибки: Мы живем на дне огромного воздушного океана. Поднимаясь вверх, мы испытываем всё большее давление.

  5. Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?

  6. Как зависит Р от Т для газа при V - const.

  7. Найти ошибку «Атмосфера - это воздушная оболочка Земли а воздух - это прозрачная, не имеющиеся ни цвета, ни запаха, ни веса смесь газов»

  8. Почему нагретый воздух поднимается в более холодном?

  9. В чем различие между изменением плотности воздуха с высокой и плотности воды на различных морских глубинах.

  10. Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу она не сможет сдвинуть его с места. Почему?

  11. Найти ошибку: Атмосфера вокруг Земли станет со временем очень плотной так как молекулы воздуха притягиваются к Земле и их концентрация вблизи её поверхности будут возрастать.

  12. В стакане с соленой водой плавает кубик льда из чистой воды. Как изменится уровень воды в стакане после таяния льда? Т - const

Высокий уровень:

  1. В каких темах ( газы, жидкости, твердые тела) действует Закон Паскаля.

  2. Найти ошибку: «Если атмосферное давление равно 750 мм ртутного столба то это значит, что воздух оказывает такое же давление, какое производит вертикальный столб жидкости высокой 750 мм.

  3. На одной чашке точных равноплечих весов находится алюминевый разновес, на другой - свинцовая дробь. Весы находятся в равновесии . Одинаковы ли массы разновеса и свинцовой дроби?

  4. Действует ли на искусственном спутнике Земли закон Паскаля и Архимедова сила?

  5. Кусок мрамора весит столько, сколько весит медная гиря. Какие из этих тел легче удержать в воде?

Ш. Второй этап - соревнований включает задачи на сообразительность. При их решении нужно уметь применять знания теоретического материала в нестандартных случаях. Задание читается всем группам. Кто первый правильно выполняет, тот получает красную карточку, но если есть идея и в других группах, то их тоже можно оценить. Заданий предлагается 8. Но учитель может изменить их количество в зависимости от качества работы учащихся. Затем, пока идет оценка ответов жюри,учитель рассказывают об Т. А. Эдиссоне.

Историческая справка

Томас Альва Эдисон родился (1847 - 1931) прожил 84 года, трудился по 19 часов в сутки. Он обладал исключительной работоспособностью и этого требовал от своих коллег. Как - то раз к великому американскому изобретателю Томасу Альве Эдисону (в США получил 1099 патентов) пришел молодой человек , желавший поступить на работу в его лабораторию. Эдисон очень серьезно

подходил к приему новых сотрудников: экзаменовал их, расспрашивал об их интересах. Выяснилось, что молодой человек мечтает изобрести универсальный растворитель, т.е. вещество, способное растворять всё на свете. «Где же вы собираетесь хранить свой растворитель?» - удивился Эдисон. Но ни Эдисон, ни пришедший к нему человек не нашли решения.

Задачи на сообразительность.

  1. Вы в походе. Надо в бутылку набрать воды. Имеется резиновая трубка, но ручеек мелкий, дно каменистое. Как быть? (в бутылку ввести резиновую трубку, горлышко бутылки опустить в воду, высосать воздух из бутылки).

  2. Как измерить высоту пещеры, до свода которой не находит даже свет фонарика ,а вскарабкаться по стене невозможно? Нужен простейший способ, причем вес «прибора» должен быть близок к нулю. (надуть ртом воздушный шарик, привязать нитку)

  3. В высокий цилиндрический сосуд диаметром 5 см упал мяч диаметром 4 см. Как достать мяч, не переворачивая сосуда? (долить воды).

  4. Каким образом можно найти емкость кастрюли, пользуясь весами и набором гирь? (определить m пустой кастрюли и наполненной водой m полная - m пустой = m воды в кастрюле. V= m воды/р)

  5. Стеклянная пробка от графина имеет внутри полость.. Как определить объем полости, не разбивая пробки? (V полости=V пробки- V стекла ,V пробки - можно мензуркой, а можно с помощью выталкивающей силой )

  6. Уронили термометр, которым обычно измеряют температуру фотореактивов. Термометр не разбился, но столбик спирта разорвался. Как починить термометр? (поместить в морозильную камеру)

IV. Третий этап. Задачи третьего тура носят творческий характер и требует от учащихся применения углубленных теоретических знаний, умений синтезировать и интегрировать полученные результаты, умения производить более сложные математические расчеты. Отводится время на решение, его определяет учитель: Выдаются задания и учащихся решает. Когда заканчивается время и жюри подводит итоги по этому этапу, учитель рассказывает поучительные примеры из жизни. Зимой 1919г. спасаясь от холода, студенты Московского авиатехникума соорудили прямо в аудитории, где слушали лекции Н.Е.Жуковского, печку. Но в суровые морозы печка не могла прогреть всё помещение. Поэтому на нее поставили бак с водой - своего рода тепловой аккумулятор. Работать - то он работал, но только нещадно парил, сырость оказалось хуже холода. Как быть?

- Н.Е.Жуковский посоветовал налить воды в машинное масло. Вода не испарялась, долго сохраняла тепло. М.Гарднер в своей книге рассказывает историю об одном профессоре, который изучал способность шимпанзе решать задачи. В центре комнаты к потолку достаточно высоко, чтобы обезьяна, подпрыгнув, не могла достать его, был подвешен банан. В комнате не было ничего, кроме нескольких ящиков из - под фруктов, разбросанных как попало. Тест заключился в том, чтобы проверить, догадается ли шимпанзе составить из ящиков пирамиду в центре комнаты, взобраться на вершину пирамиды и схватить банан. Обезьяна тихо сидела в углу, наблюдая за тем, как экспериментатор расставляет ящике по комнате. Она терпеливо ждала, пока профессор не оказался посредине комнаты, и когда тот проходил под бананом, внезапно прыгнула ему на плечи и, оттолкнувшись от него, взмыла в воздух, схватила банан и была такова.

Мораль этой истории: задача, которая кажется нам трудной, может иметь неожиданно простое решение. Обезьяна могла руководствоваться природным инстинктом или накопленным опытом, но главное в том, что она сумела найти прямое решение, которое ускользнуло от внимания профессора.

- В трудные военную зиму на Урале потребовалось установить в котлован многотонное основание тяжелого пресса, а крана для этой операции не было. И обошлись без крана. Как?

V. Четвертый этап. Творческие задачи на исследование.

1.«Вечерело». Уставший за нелегкий трудовой день Абдулла ибн Саул присел на берегу реки. Вдруг видит - по реке плывет какой - то предмет, и лишь маленький кусочек над водой. Абдулла бросился в воду и вытащил оттуда старинный глиняный кувшин, герметично закупоренный сургучом. Распечатав кувшин и перевернув его, Абдулла обомлел : сверкнуло золото, и из кувшина землю высыпалось 147 одинаковых злотых монет . Монеты Абдулла спрятал , а сосуд запечатал и бросил обратно в воду. Поплыл кувшин дальше, примерно треть его объема выпячивалось над водой», - говорится в одной из восточных сказок. Предполагая, что кувшин был двухлитровым, оцените массу одной золотой монеты. (Ответ: m=4,54г.)

2 .Эдисон любил давать «хитрые» технические задачи принимаемым на работу сотрудникам, особенно теоретикам… Однажды он пригласил в свою лабораторию математика Эптона и предложил ему срочно вычислить объем колбы лампы. Эптон, провозившись более часа с измерениями и сложными вычислениями, справился с задачей и гордо подал листок с ответом. тогда Эдисон за несколько секунд продемонстрировал изумленному математику простейший ( и более точный!) способ измерения объема колбы лампочки. А вы выдержите экзамен Эдисона?

( ОТВЕТ: можно предложить такие способы. 1). На весах уравновесить сосуд с водой. Засунуть в воду лампу, держа ее рукой. Определить силу, с которой лампа давит на воду, равную выталкивающей силе, действующей на лампу со стороны воды. По величине выталкивающей силы определить объем колбы лампы. 2).Взвесить лампу, а затем определить вес лампы, заполненной водой. По весу воды определить объем воды- емкость колбы.)

В конце урока подводим итоги, выясняем кто из команд стал победителем. Также подводим итоги работы учащихся в группе и оцениваем их участие баллом. Можно поставить оценку.



© 2010-2022