Научно-методическая статья Метод У. Д. Е

Укрупненная дидактическая единица - УДЕ - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации. Обучение строится по следующей схеме:1) Стадия усвоения недифференцированного целого в его первом приближении.2) Выделение в целом элементов и их .взаимоотношений.3) Формирование на базе усвоенных элементов и их взаимоотношений более совершенного и точного целостного образа. Особенности методики:В качестве основного э...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно-методическая статья Метод У.Д.Е.Научно-методическая статья Метод У.Д.Е.Научно-методическая статья Метод У.Д.Е.Научно-методическая статья Метод У.Д.Е.Научно-методическая статья Метод У.Д.Е.Научно-методическая статья Метод У.Д.Е.Научно-методическая статья Метод У.Д.Е.Научно-методическая статья Метод У.Д.Е.Научно-методическая статья Метод У.Д.Е.Научно-методическая статья Метод У.Д.Е.Научно-методическая статья Метод У.Д.Е.Научно-методическая статья Метод У.Д.Е.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТА БЛОЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ.

«Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять».

Р. Декарт

Когда спрашивают, что такое настоящий урок, я обычно отвечаю: "Прежде всего такой, на котором на всё и на всех хватает времени и внимания".

С. Н. Лысенкова

Любая деятельность человека имеет определённую цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся - развитие их творческих способностей, т. е. в настоящее время отдаётся предпочтение развивающему обучению. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к активному участию в производственной деятельности, умению самостоятельно пополнять знания; дать высшим учебным заведениям страны хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

Но чтобы это обучение было развивающим, необходимо активировать познавательную деятельность учащихся при объяснении, а это, в свою очередь, означает, что учитель должен уметь развивать и активировать их мышление, память, воображение.

Актуальность темы

Объём учебного материала с каждым годом для учащихся (с переходом в следующий класс) увеличивается, становится более серьёзным, чаще всего требует делать свои выводы, строить свои суждения. Поэтому обычно наблюдается снижение успеваемости. Многие учащиеся не успевают усваивать предоставленный им материал в полном объёме, уходит очень много времени для подготовки домашних заданий, не у всех хорошо развито логическое мышление, не все могут грамотно изложить свои мысли.

Важнейшие требования к выпускнику гимназии, на которые мы должны ориентироваться, - это высокая общая культура, широкое научное мировоззрение, основанное на глубоких знаниях, стремление к самообразованию и саморазвитию. Поэтому приходится искать новые формы и методы обучения для более быстрого и эффективного продвижения в учении.

Одним из таких методов является метод У. Д. Е. (укрупнение дидактических единиц), т. е. блочное обучение, что позволяет систематизировать и обобщать учебный материал с целью углубления и опережения в обучении.

Цели работы над данной темой:

  1. Систематизация учебного материала.

  2. Организация опережающего и углубленного обучения на уроках.

Задачи, которые я поставила перед собой, работая над этой темой:

  1. Создание условий для опережающего и углубленного обучения.

  2. Создание комфортных условий при обучении учащихся.

  3. Привитие интереса к предмету.

  4. Развитие физической речи учащихся.

  5. Развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся.

Сущность опыта заключается в том, что процесс обучения строится на использовании тематических блоков, что позволяет сэкономить время на уроке для объяснения и закрепления изученного материала, углубления, опережения, для развития умений и навыков. А также даёт возможность применить дифференцированный подход к учащимся, не только при изучении теоретического материала, но и при выполнении практических и лабораторных работ на уроках физики и астрономии.

Теоретическая база опыта. В своей педагогической практике я использую элементы различных педагогических технологий: технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса; технологии развивающего обучения; технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса и другие. Но всё же чаще всего я использую элементы блочной технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся: ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ.

Обучающие ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ позволяют быстрее продвигаться в учении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление и речь учащихся.

Использование обучающих ТЕМАТИЧЕСКИХ БЛОКОВ на уроке позволяет делать обучение развивающим, активизируя при этом познавательную деятельность учащихся при объяснении нового материала, а также развивает у них самостоятельность МЫШЛЕНИЯ и активизирует ПАМЯТЬ при опросе и выполнении практических, лабораторных, исследовательских и прочих работ. Как этого добиться, показывает схема 1:

Схема 1

Зачёт ТестированиеСеминары Конференции

ПАМЯТЬ

Решение разноуровневых задач

Закрепление

Целостное восприятие

Ориентирование

МЫШЛЕНИЕ

«Скелет»

Громкая речь

Лаборатор ный практикум

Речь про себя

Блок

Работа в парах

Работа в группах

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК - это плакат, с изображением опорного конспекта, который отражает основное из всего изучаемого материала и показывает связь между всеми узловыми моментами, изучаемого материала.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК - это выводы, к которым ученики должны прийти в момент объяснения или обобщения материала.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК - опора мысли ученика, опора его деятельности.

Обучающие ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ обеспечивают высокую работоспособность, энергичный темп урока. Вся сложная, но необходимая информация читается по схемам.

В чём же заключается целостное объяснение блоком?

Прежде, чем начать знакомить учащихся с новым материалом, необходимо учесть все нюансы предстоящего общения с классом, задать настрой, подготовить ребят к восприятию эмоционально.

Но и после этого, прежде чем объявить новую тему урока, необходимо сориентировать ребят на то, о чём будет идти речь. Т. е. объяснить значимость изучаемого материала, необходимость умения объяснить те или иные физические явления, происходящие в жизни, тем самым заинтересовать их в получении новых знаний.

Только после этого может начинаться объяснение нового материала. Важно отметить следующее. Блок не вывешивается сразу. Он должен быть построен самими учащимися в результате обсуждения и исследования вместе с учителем изучаемых явлений, понятий, законов. Таким образом, учитель должен заранее продумать цепь вопросов своих так, чтобы объяснение строилось на логической основе. Преподаватель должен предугадывать ответ учащихся и от него строить «мостик» перехода к следующему вопросу и т. д. Объяснение должно быть настолько доступным, чтобы после того, как будет вывешен блок опорного конспекта, который ещё более конкретно отражает самое главное из всего объяснения, любой ученик мог бы по нему воспроизвести рассуждение. Тем самым при помощи блока учитель может ещё раз повторить объяснение, заостряя внимание на самом главном.

На этом, в общем-то, целостное объяснение заканчивается, и можно перейти к закреплению услышанного. При закреплении важно учить детей говорить, причем давая такую возможность каждому.

Итак, закрепление по блоку предусматривает: громкую речь, речь про себя, работу в парах, работу в группах.

Таким образом, главное преимущество в целостном объяснении блоком я вижу в том, что за 1 урок (45 минут) учащийся усвоит основное из материала нескольких параграфов, т. к. каждый из них имел возможность не только прослушать материал (2 раза), но и пересказать его, обратно закрепляя, зарисовав блок в тетрадь. Кроме того, такое целостное восприятие всего изучаемого материала будет не только сохраняться у учащихся, но и наращиваться на всех последующих занятиях, на которых уже более подробно будут рассматриваться все тонкости каждого параграфа в отдельности.

При таком методе обучения, знания учащихся легче систематизировать, а следовательно, и применять полученные теоретические знания на практике и осуществлять их контроль.

Блоки не следует "зазубривать", их надо понимать. Если на уроках постоянно обращаться к одним и тем же схемам, то учащиеся рано или поздно их запомнят. Их задача уметь объяснять всё, что изображено на блоке: учащиеся должны уметь применять и интерпретировать (толковать) информацию. С. Н. Лысенкова назвала этот процесс комментированное управление.

Комментированное управление позволяет решить не только обучающие, но и воспитательные, развивающие задачи.

Моменты воспитания проявляются в вопросах и действиях учителя, в ответах-действиях учеников. Воспитание идёт, прежде всего, на уроках, и оно неотрывно от обучения.

Работа по опорным ТЕМАТИЧЕСКИМ БЛОКАМ, комментированное управление помогают учащимся осознавать, осмысливать, объяснять, обосновывать, доказывать.

Обучающие блоки должны быть в комплекте у каждого учителя. Разделив блоки по темам, пронумеровав, составив каталог, вы сможете быстро ориентироваться в них.

Размеры обучающих блоков должны быть такими, чтобы учащиеся их хорошо видели с последней парты. В современных условиях для этих целей целесообразно использовать проектор, но основные схемы темы должны постоянно быть перед глазами учащихся, а следовательно, должны быть оформлены в виде таблиц на стенде или плакатов на доске.

Опережающее и углубленное изучение. Организация каждого этапа урока, дружная работа класса создают высокий темп работы, возможность выполнять большой объём упражнений. Отсюда начинается опережение.

Обобщающий характер схем позволяет готовить детей к восприятию предстоящих трудностей, опережать обучение.

Например, обучающие блоки «Кинематика» и «Баллистика» для 9 класса, «электрический ток» для 10 класса, «механические и электромагнитные волны» для 11 класса, в которых будут указаны все составляющие, большая часть из которых не изучается в школьном курсе. Это целесообразно сделать в классах технического направления (например, физико-математическом). В качестве примера обучающий блок по разделу «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК» для 10 класса.





ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Аналитические материалы. Итоги 2001/2002 учебного года. Часть 1 // Под. Ред. Л. И. Курнешовой. М.: Центр "Школьная книга", 2002.

  2. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения // Биология в школе. 1987. №1.

  3. Вершинин В. Н., Павловская Л. М. Методика и организация общеобразовательного экстерната // Завуч. 2003. №4.

  4. Владимирская О. Д. Индивидуальный маршрут обучения в экстернате. // Открытая школа. 1998. №5.

  5. Зорина Л. Я. Дидактические основы формирования системы знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978.

  6. Кодикова Е. С. Организация учебной деятельности при обучении в экстернате. //Физика в школе. №5.

  7. Кодикова Е. С. Сборник вопросов и задач по физике за курс средней школы (уровень А). М: Алмаз-А, 2003.

  8. Оспенникова Е. В. Моделирование учебного процесса по физике в средней общеобразовательной школе: система методов обучения. Пермь: ПГПУ, 2001.

  9. Положение о получении общего образования в форме экстерната. // Инструктивно-методические рекомендации к 2002/2003 учебному году. М. Школьная книга, 2002.

10. Рыкова Е. Б. Как готовиться к экзамену по литературе в экстернате // Открытая школа. 2000. №1.

  1. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.


© 2010-2022