Рабочая программа по физике (7 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящая рабочая программа составлена в соответствии с примерной (базовой) программой для основной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004).Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования по физике 2004 года.Используется учебник физики для 7 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российск...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Плодосовхозская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания методического объединения учителей

от__________2013г №____ Руководитель МО

_________ _________

подпись расшифровка подписи

Заместитель директора

по УВР

_________ _________

подпись расшифровка подписи

« »_____________2013 г.

Решением педагогического совета от 30.08.13г

Протокол №1

введено в действие приказом

от________2013 г № ___

Директор школы

____________

подпись

___________________________ расшифровка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

Ступень обучения: основное общее образование

Класс: 7

Количество часов: 68

Учитель: Дугина Ирина Николаевна

Ι квалификационная категория

Рабочая программа разработана на основе:

-федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике 2004 года;

- примерной программы основного общего образования;

- учебник «Физика-7», А.В. Пёрышкин,(Дрофа, 2010)

На 2013-2014 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с примерной (базовой) программой для основной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004).

Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования по физике 2004 года.

Используется учебник физики для 7 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации:

«А.В. Пёрышкин, Физика-7». - М., Дрофа , 2008.

Цели изучения физики:

  • Освоение знаний о физических явлениях, величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;


  • Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на основе этого эмпирические зависимости применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, для решения физических задач;


  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей; самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач, при выполнении эксперимента;


  • Воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии, уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;


  • Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 часа в неделю, всего - 68 ч


п/п

Содержание тем

Количество

часов

Количество

лабораторных

работ

Количество

контрольных

работ

1

Физика и физические методы изучения природы

4

1

-

2

Тепловые явления

6

1

-

3

Механические явления

58

8

6

Всего

68

10

6


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

I. Физика и физические методы изучения природы (4 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора.

II. Тепловые явления. (6 часов.)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

2.Измерение размеров малых тел.

III. Механические явления. (58 час.)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7.Изучение архимедовой силы

8.Изучение условий плавания тела в жидкости..

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Вычисление КПД при подъеме по наклонной плоскости.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения физики 7 класса ученик должен

Знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие; смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, КПД;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.

Уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

выражать результаты измерений и расчетов Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации и использовать приобретенные знания естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков математических символов, рисунков и структурных схем).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО ОПРОСА

Оценка "5" ставится в следующем случае:
- ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
- учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.

Оценка "4" ставится в следующем случае:
- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
- учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.

Оценка "3" ставится в следующем случае:
- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку "4", но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
- учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.

Оценка "2" ставится в следующем случае:
- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
- учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
- учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку "3".

Оценка "1" ставится в следующем случае: ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

Оценка "4" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; - учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка "3" ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

Оценка "2" ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.

Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Оценка "5" ставится в следующем случае:
- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка "4" ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка "3" ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка "2" ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка "1" ставится в следующем случае: учащийся совсем не выполнил лабораторную работу.

Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.

Перечень ошибок.

Грубые ошибки:

Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки:

Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



п\п

Авторы,

составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1.

А.В. Перышкин

Физика-7кл

2010

М. Дрофа

2.

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике7-9кл.

2005

М.Просвещение

3.

Л.А.Кирик

Самостоятельные и контрольные работы-7 класс

2005

М. Илекса

4.

Е. М Гутник Е.В. Рыбакова

Тематическое и поурочное планирование по физике -7класс

2005

М. Дрофа

5.

В.А.Шевцов

Поурочные планы по учебнику А.В.Пёрышкина

2005

Волгоград

6

С.Е.Полянский

Поурочные планы по учебнику А.В.Пёрышкин

2004

Москва «ВАКО»


№ п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

Примечание

План.

Факт.

Физика и физические методы изучения природы (4ч )

1.

Физика- наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.

1

2.

Измерение физических величин. Погрешность измерений. Международная система единиц.

1

3.

Лабораторная работа №1

«Определение цены деления измерительного цилиндра»

1

4.

Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира. Физика и техника.

1


Тепловые явления (6ч)

5.

Строение вещества. Молекулы.

1

6.

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

1

7.

Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.

1

8.

Взаимодействия частиц вещества.

1

9.

Модели газов, жидкостей и твёрдых

тел.

1

10.

Повторно - обобщающий урок по теме «Физические методы изучения природы. Тепловые явления» (игра)

1


Механические явления (58ч)

11

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Скорость.

1

12.

Методы измерения расстояния, времени и скорости.

1

13.

Решение задач.

1

14.

Явление инерции. Взаимодействие тел.

1



СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

«____» ________________2014 года

МКОУ «Плодосовхозская средняя общеобразовательная школа»___________________________

(наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


по физике




Класс 7

Учитель: Дугина Ирина Николаевна

Количество часов: всего 68 часов - 2 часа в неделю

Планирование составлено на основе рабочей программы

(указать реквизиты утверждения рабочей программы с датой)




№ п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

Примечание

План.

Факт.

15

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

1


16.

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1


17.

Лабораторная работа№4

«Измерение объёма тела».

1


18.

Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

1


19.

Решение задач.

1


20.

Лабораторная работа №5

«Определение плотности вещества твёрдого тела».

1


21.

Повторно-обобщающий урок по темам «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

1


22.

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1


23.

Контрольная работа №1

«Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

1


24.

Сила.

1


25.

Сила упругости. Методы измерения

сил.

Лабораторная работа №6

«Измерение силы динамометром»

1


26.

Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.

1


27.

Сила трения.

1


28.

Изображение сил на чертеже. Правило сложения сил.

1


29..

Решение задач.

1


30.

Повторно-обобщающий урок по теме

«Взаимодействие тел. Силы в природе»

1


31.

Контрольная работа №2

«Сила. Равнодействующая сил»

1


32.

Давление. Единицы давления.

1


33.

Способы уменьшения и увеличения давления.

1


№ п/п

Тема урока.

Количество

часов

Дата

Примечание

План.

Факт.

34.

Давления газа.

1

35.

Закон Паскаля.

1

36.

Решение задач.

Кратковременная контрольная работа №3 по теме «Давление. Закон Паскаля»

1

37.

Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки

сосуда».

1

38.

Решение задач.

1

39.

Сообщающиеся сосуды.

1

40.

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

1

41.

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

42.

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

43.

Решение задач.

1

44.

Манометры.

Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Давление в жидкости и газе».

1

45.

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

46.

Закон Архимеда.

1

47.

Решение задач.

1

48.

Лабораторная работа №7

«Изучение архимедовой силы»

1

49.

Условие плавания тел

1

50.

Решение задач.

1

51.

Лабораторная работа №8 «Изучение условий плавания тел»

1

52.

Плавание судов.

1

53.

Воздухоплавание.

1


№ п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

Примечание

План.

Факт.

54.

Решение задач

1

55.

Повторение материала темы

«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

1

56.

Контрольная работа №5 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

1

57.

Механическая работа. Мощность.

1

58.

Решение задач.

1

59.

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы.

1

60

Рычаги в технике, быту и природе.

Лабораторная работа №9

«Выяснение условия равновесия рычага»

1

61

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики»

1

62

Решение задач на «Золотое правило механики»

1

63

Коэффициент полезного действия.

Лабораторная работа №10 «Вычисление КПД наклонной плоскости»

1

64

Решение задач

1

65

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

1

66.

Контрольная работа №6

«Работа и Мощность»

1

67.

Повторение материала темы «Работа и мощность. Энергия. Простые механизмы»

1

68.

Игра «Счастливый случай» по материалу за курс 7 класса.

1


© 2010-2022