- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа Мой дом Земля
Рабочая программа Мой дом Земля
Раздел | Физика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Босхаева Н.П. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23» г.Элисты
«Рассмотрено»
Руководитель МО
Кочетова В.И. _________
Протокол «№__»от ______
«Согласовано»
Заместитель директора
Школы по УВР МБОУ
«СОШ №23»
Луппа О.В. __________
_____________________
«Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ №23»
Сангаджиева П.Н. _________
Приказ № ____ от __________
Рабочая программа курса
«Мой дом Земля»
5 класс
Составитель
учитель физики
Босхаева Н.П.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Источники составления программы:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1987
-
Региональный базисный учебный план ,утвержденный приказом Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 29.07. 2014года №877 «Об утверждении Базисных региональных (примерных) учебных планов для начальной, основной и старшей ступени обучения на 2014 - 2015учебный год »
-
Учебный план МБОУ «СОШ №23» на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом № от 28.08.2015
Общая характеристика
Изучение физики в школе составляет неотъемлемую часть среднего образования и является обязательным для всех обучающихся общеобразовательных школ. Обучение физике должно служить целям развития и воспитания гармоничной личности, обеспечивая, прежде всего, функциональную грамотность каждого обучающегося, его способность ориентироваться в окружающем мире техники, адаптироваться в жизни современного общества и продолжить образование в высших учебных заведениях любого типа.
В соответствии с требованиями к обязательному минимуму образования обучение физике в основной школе начинается в 7 классе - это традиционный для отечественной школы рубеж, определяющий сроки начала изучения курса физики первой ступени.
В то же время наблюдения за младшими школьниками позволяют высказать предположение о том, что именно разнообразные явления природы вызывают у них самый неподдельный живой интерес. Большинство вопросов, которые они задают родителям и учителям, касаются природных явлений. Более того, обучающиеся уже в возрасте 9 - 10 лет готовы к тому, чтобы на качественном уровне понять многие из тех явлений природы, изучать которые им предстоит в старших классах школы, когда интерес к ним будет замещён интересом к другим проблемам или утрачен вовсе. Именно поэтому важно как можно раньше дать возможность ребёнку получить представления об окружающем его мире, активно его исследовать.
Лидирующее положение физики в системе естественнонаучного знания, обусловленное не только её фундаментальностью, но и последовательным использованием метода научного познания мира, требует опережающего изучения физики по отношению к другим дисциплинам естественнонаучного цикла. Необходимость такого курса в настоящее время очень возросла. Она продиктована резким увеличением объёма информации, в которую погружён современный школьник. Отрывочные, бессистемные сведения из самых разных областей естественных наук и техники перемежаются рассказами о мистическом проникновении в сущность вещей: в сознании современного школьника физическая реальность зачастую подменяется виртуальной. Вот почему так важно создать условия, при которых ребёнок получает возможность получить адекватные представления о мире.
Целями изучения являются:
-
развитие интереса и творческих способностей школьников при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;
-
приобретение обучающимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы;
-
формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Задачи:
-
знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
-
приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
-
формирование у обучающихся знаний о физических величинах путь, скорость, время, сила, масса, плотность, как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;
-
формирование у обучающихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
-
овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
-
пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Мой дом Земля».
Общие предметные результаты обучения:
-
феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и умение качественно объяснять причину их возникновения;
-
умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
-
научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
-
научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
-
умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;
-
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
-
умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;
-
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
-
развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
-
коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частные предметные результаты обучения:
-
умения приводить примеры и способность объяснять на качественном уровне физические явления: равномерное и неравномерное движения, колебания нитяного и пружинного маятников;
-
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу;
-
владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от веса тела, силы Архимеда от объема тела, периода колебаний маятника от его длины;
-
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Метапредметные результаты обучения:
-
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
-
овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
-
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;
-
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
-
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
-
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Личностные результаты обучения:
-
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
-
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
-
формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
-
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Содержание курса
Мы познаем мир, в котором живем (6 часов).
Природа. Явления природы. Что изучает физика? Методы научного познания: наблюдение, опыт. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы.
Тела и вещества ( 12 часов)
Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Диффузия. Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды. Влажность воздуха
Световые явления( 8 часов)
Луч. Образование тени. Лунные и солнечные затмения. Линза. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые. Дефекты зрения. Очки.
Вселенная ( 9 часов)
Солнечная система. Звездное небо: созвездия, планеты. Движение Земли. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Педагогические технологии, используемые в процессе преподавания
- проблемное и проектное обучение - основные методы ведения занятий, т.к. занятия насыщены действием, демонстрационными опытами, практическими наблюдениями, небольшими исследованиями. Дети в 11-12 лет любят фантазировать, изобретать. Проблемное и проектное обучение позволяет развить на первом этапе познавательную активность, научить элементам исследования, наблюдения, приучить к оформлению результатов наблюдения. В основном все работы творческого характера, включающие вопросы, активизирующие мышление учащихся: как ты думаешь? можно ли измерить? Из своих наблюдений сделай вывод? и т.д.;
- при подготовке к занятиям необходимо учитывать психологические особенности возраста. Весь иллюстративный материал, как основное средство подачи информации, должен быть ярким и красочным, возбуждать зрительное восприятие.
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Мой дом Земля»
-
Мы познаем мир, в котором живем:
Ученики овладеют научной терминологией научатся наблюдать и описывать физические явления, пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, измерять физические величины, определять цену деления измерительных приборов и пользоваться ими.
-
Пространство:
Ученики научатся описывать известные свойства тел, научатся определять строение веществ, описывать состояние вещества,
Научатся давать определения понятий: молекула, атом, диффузия; описывать поведение молекул в конкретной ситуации, производить очистку воды, определяют влажность воздуха, выдвигать постулаты о причинах движения молекул, описывать поведение молекул в конкретной ситуации.
-
Световые явления:
Ученики научатся приводить примеры различных источников света. объяснять экспериментальные факты,. объяснять свойства зеркал, различать линзы, применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни,
-
Вселенная:
Ученики научатся понимать физическую природу солнечных и лунных затмений научатся называть названия и расположение планет в космосе, различать основные характеристики звезд, комет, метеоритов и метеоров.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
Демонстрировать уровень знаний об окружающем мире. Наблюдать и описывать различные типы физических явлений. известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения.
-
Выбирать необходимые физические приборы и определяют их цену деления.
-
Иметь представление о молекулах, атомах, диффузии;
-
Описывают взаимодействие молекул вещества;
-
Производят очистку воды, определяют влажность воздуха
-
Объясняют причину образования тени, лунных и солнечных затмений, определяют тип зеркал, понимают причину дефектов зрения
-
Различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд; объяснять смену дня и ночи.
Форма контроля - защита проекта. Форма проведения - кружок.
Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии, самостоятельная исследовательская работа, практические занятия.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.
Печатная продукция:
1. Физика и химия 5-6 классы «Дрофа», 2006г. А.Е. Гуревич.
2. «Занимательная физика 1-2ч» Я.И. Перельман.
3. «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия» Москва «Вако», 2006г. Л.А. Горлова.
4. «Физика. Человек. Окружающая среда» А.П. Рыженков.
5. Слайдовые презентации учителя.
6. Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
7. Занимательные опыты и эксперименты, Ф. Ола и др.-М,4 Айрис- пресс, 2006.
Технические средства обучения
-
Персональный компьютер
-
Мультимедийный проектор
-
Интерактивная доска
-
Экран
-
Аудио колонки
Информационные ресурсы:
Интернет
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№
п/п
Тема разднла
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Планируемые результаты
Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
Предметные
Метапредметные
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
1
Мы познаем мир, в котором живем
Природа. Явления природы.
1
Ученики овладеют научной терминологией научатся наблюдать и описывать физические явления, пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, измерять физические величины, определять цену деления измерительных приборов и пользоваться ими
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспекта, рисунка, схемы.
Ученик получит возможность оформлять свою мысль в устной и письменной форме, задавать вопросы. обосновывать свои выводы и умозаключения, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Работать по плану, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Уметь оценивать степень успеха или неуспеха своей образовательной деятельности.
Ученик получит возможность осознавать важность изучения физики, проводить наблюдения,
формирование познавательных интересов в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой
культуры
Демонстрировать уровень знаний об окружающем мире. Наблюдать и описывать различные типы физических явлений. известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения. Выбирать необходимые физические приборы и определяют их цену деления.
Что изучает физика?
1
Методы научного познания: наблюдение, опыт.
1
Физические величины и их измерения.
1
Измерительные приборы.
1
Измерение объема жидкости
1
2
Тела и вещества
Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах)
2
Ученики научатся описывать известные свойства тел, научатся определять строение веществ, описывать состояние вещества,
Научатся давать определения понятий: молекула, атом, диффузия; описывать поведение молекул в конкретной ситуации, производить очистку воды, определяют влажность воздуха, выдвигать постулаты о причинах движения молекул, описывать поведение молекул в конкретной ситуации
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Выделять и формулировать познавательную цель.
умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Ученик получит возможность выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию Умение эффективно сотрудничать в группе: распределять функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему.
Использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы.
Определять направления своего развития
Ученик получит возможность устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения
развитие внимательности собранности и аккуратности, объяснять явления, процессы происходящие в твердых телах, жидкостях и газах, осознать
возможность познания природы, описывать строение конкретных тел
имеют представление о молекулах, атомах, диффузии;
описывают взаимодействие молекул вещества;
производят очистку воды, определяют влажность воздуха
Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.
3
Диффузия.
3
Вода. Вода как раство-ритель.
2
Очистка природной воды
1
Влажность воздуха.
Образование ветров
1
3
Световые явления
Луч. Образование тени.
2
Ученики научатся приводить примеры различных источников света. объяснять экспериментальные факты,. объяснять свойства зеркал, различать линзы, применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни,
Выделять качественные и количественные характеристики объектов. Выбирать наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Выдвигать и формулировать проблему, намечать действия и осуществляют их, осуществлять поиск и отбор необходимой информации
Ученик получит возможность слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, контролировать действия друг друга, умение договариваться между собой. Эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками, вести диалог, искать решения, оказывать поддержку Умение представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.
Управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планировать, контролировать, корректировать свои действия и оценки успешности усвоения. Принимать познавательную цель и сохранять ее при выполнении учебных действий. Выделять и осознавать то, что уже усвоено, на каком уровне, намечать пути устранения пробелов.
Ученик получит возможность развить монологическую и диалогическую речь, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Объясняют причину образования тени, лунных и солнечных затмений, определяют тип зеркал, понимают причину дефектов зрения
Лунные и солнечные затмения.
2
Линза
1
Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые.
1
Дефекты зрения. Очки.
2
4
Вселенная
Солнечная система.
2
Ученики научатся понимать физическую природу солнечных и лунных затмений научатся называть названия и расположение планет в космосе, различать основные характеристики звезд, комет, метеоритов и метеоров.
Ученик научится выделять и формулировать познавательную цель Устанавливать причинно-следственные связи. Осознанно строить высказывания на предложенные темы..
Ученик получит возможность слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. Умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Выдвигать и формулировать проблему, намечать действия и осуществлять их, осуществлять поиск и отбор необходимой информации, ее структурирования Обсуждать и оценивать результат индивидуальной или групповой деятельности
Ученик получит возможность наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
различают основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд; объясняют смену дня и ночи
Звездное небо: созвездия, планеты
3
Движение Земли
1
Кометы. Метеоры. Метеориты.
3