Рабочая программа Мой дом Земля

Раздел Физика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23» г.Элисты








«Рассмотрено»

Руководитель МО

Кочетова В.И. _________





Протокол «№__»от ______


«Согласовано»

Заместитель директора

Школы по УВР МБОУ

«СОШ №23»

Луппа О.В. __________

_____________________

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ №23»

Сангаджиева П.Н. _________





Приказ № ____ от __________





Рабочая программа курса

«Мой дом Земля»

5 класс





Составитель

учитель физики

Босхаева Н.П.













2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Источники составления программы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1987

  2. Региональный базисный учебный план ,утвержденный приказом Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 29.07. 2014года №877 «Об утверждении Базисных региональных (примерных) учебных планов для начальной, основной и старшей ступени обучения на 2014 - 2015учебный год »

  3. Учебный план МБОУ «СОШ №23» на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом № от 28.08.2015

Общая характеристика

Изучение физики в школе составляет неотъемлемую часть среднего образования и является обязательным для всех обучающихся общеобразовательных школ. Обучение физике должно служить целям развития и воспитания гармоничной личности, обеспечивая, прежде всего, функциональную грамотность каждого обучающегося, его способность ориентироваться в окружающем мире техники, адаптироваться в жизни современного общества и продолжить образование в высших учебных заведениях любого типа.

В соответствии с требованиями к обязательному минимуму образования обучение физике в основной школе начинается в 7 классе - это традиционный для отечественной школы рубеж, определяющий сроки начала изучения курса физики первой ступени.

В то же время наблюдения за младшими школьниками позволяют высказать предположение о том, что именно разнообразные явления природы вызывают у них самый неподдельный живой интерес. Большинство вопросов, которые они задают родителям и учителям, касаются природных явлений. Более того, обучающиеся уже в возрасте 9 - 10 лет готовы к тому, чтобы на качественном уровне понять многие из тех явлений природы, изучать которые им предстоит в старших классах школы, когда интерес к ним будет замещён интересом к другим проблемам или утрачен вовсе. Именно поэтому важно как можно раньше дать возможность ребёнку получить представления об окружающем его мире, активно его исследовать.

Лидирующее положение физики в системе естественнонаучного знания, обусловленное не только её фундаментальностью, но и последовательным использованием метода научного познания мира, требует опережающего изучения физики по отношению к другим дисциплинам естественнонаучного цикла. Необходимость такого курса в настоящее время очень возросла. Она продиктована резким увеличением объёма информации, в которую погружён современный школьник. Отрывочные, бессистемные сведения из самых разных областей естественных наук и техники перемежаются рассказами о мистическом проникновении в сущность вещей: в сознании современного школьника физическая реальность зачастую подменяется виртуальной. Вот почему так важно создать условия, при которых ребёнок получает возможность получить адекватные представления о мире.

Целями изучения являются:

  • развитие интереса и творческих способностей школьников при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;

  • приобретение обучающимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы;

  • формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.

Задачи:

  • знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);

  • приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у обучающихся знаний о физических величинах путь, скорость, время, сила, масса, плотность, как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;

  • формирование у обучающихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;

  • овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Мой дом Земля».

Общие предметные результаты обучения:

  • феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и умение качественно объяснять причину их возникновения;

  • умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;

  • научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;

  • научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;

  • умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

  • коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частные предметные результаты обучения:

  • умения приводить примеры и способность объяснять на качественном уровне физические явления: равномерное и неравномерное движения, колебания нитяного и пружинного маятников;

  • умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу;

  • владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от веса тела, силы Архимеда от объема тела, периода колебаний маятника от его длины;

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Метапредметные результаты обучения:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Личностные результаты обучения:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;

  • приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.


Содержание курса

Мы познаем мир, в котором живем (6 часов).

Природа. Явления природы. Что изучает физика? Методы научного познания: наблюдение, опыт. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы.

Тела и вещества ( 12 часов)

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Диффузия. Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды. Влажность воздуха

Световые явления( 8 часов)

Луч. Образование тени. Лунные и солнечные затмения. Линза. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые. Дефекты зрения. Очки.

Вселенная ( 9 часов)

Солнечная система. Звездное небо: созвездия, планеты. Движение Земли. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Педагогические технологии, используемые в процессе преподавания

- проблемное и проектное обучение - основные методы ведения занятий, т.к. занятия насыщены действием, демонстрационными опытами, практическими наблюдениями, небольшими исследованиями. Дети в 11-12 лет любят фантазировать, изобретать. Проблемное и проектное обучение позволяет развить на первом этапе познавательную активность, научить элементам исследования, наблюдения, приучить к оформлению результатов наблюдения. В основном все работы творческого характера, включающие вопросы, активизирующие мышление учащихся: как ты думаешь? можно ли измерить? Из своих наблюдений сделай вывод? и т.д.;

- при подготовке к занятиям необходимо учитывать психологические особенности возраста. Весь иллюстративный материал, как основное средство подачи информации, должен быть ярким и красочным, возбуждать зрительное восприятие.

Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Мой дом Земля»


  1. Мы познаем мир, в котором живем:

Ученики овладеют научной терминологией научатся наблюдать и описывать физические явления, пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, измерять физические величины, определять цену деления измерительных приборов и пользоваться ими.

  1. Пространство:

Ученики научатся описывать известные свойства тел, научатся определять строение веществ, описывать состояние вещества,

Научатся давать определения понятий: молекула, атом, диффузия; описывать поведение молекул в конкретной ситуации, производить очистку воды, определяют влажность воздуха, выдвигать постулаты о причинах движения молекул, описывать поведение молекул в конкретной ситуации.

  1. Световые явления:

Ученики научатся приводить примеры различных источников света. объяснять экспериментальные факты,. объяснять свойства зеркал, различать линзы, применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни,


  1. Вселенная:

Ученики научатся понимать физическую природу солнечных и лунных затмений научатся называть названия и расположение планет в космосе, различать основные характеристики звезд, комет, метеоритов и метеоров.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Демонстрировать уровень знаний об окружающем мире. Наблюдать и описывать различные типы физических явлений. известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения.

  • Выбирать необходимые физические приборы и определяют их цену деления.

  • Иметь представление о молекулах, атомах, диффузии;

  • Описывают взаимодействие молекул вещества;

  • Производят очистку воды, определяют влажность воздуха

  • Объясняют причину образования тени, лунных и солнечных затмений, определяют тип зеркал, понимают причину дефектов зрения

  • Различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд; объяснять смену дня и ночи.

Форма контроля - защита проекта. Форма проведения - кружок.

Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.

Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии, самостоятельная исследовательская работа, практические занятия.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.

Печатная продукция:

1. Физика и химия 5-6 классы «Дрофа», 2006г. А.Е. Гуревич.

2. «Занимательная физика 1-2ч» Я.И. Перельман.

3. «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия» Москва «Вако», 2006г. Л.А. Горлова.

4. «Физика. Человек. Окружающая среда» А.П. Рыженков.

5. Слайдовые презентации учителя.

6. Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

7. Занимательные опыты и эксперименты, Ф. Ола и др.-М,4 Айрис- пресс, 2006.

Технические средства обучения

  • Персональный компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Интерактивная доска

  • Экран

  • Аудио колонки

Информационные ресурсы:

Интернет



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Тема разднла

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1



Мы познаем мир, в котором живем

Природа. Явления природы.

1

Ученики овладеют научной терминологией научатся наблюдать и описывать физические явления, пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, измерять физические величины, определять цену деления измерительных приборов и пользоваться ими

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять информацию в виде конспекта, рисунка, схемы.

Ученик получит возможность оформлять свою мысль в устной и письменной форме, задавать вопросы. обосновывать свои выводы и умозаключения, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Работать по плану, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Уметь оценивать степень успеха или неуспеха своей образовательной деятельности.

Ученик получит возможность осознавать важность изучения физики, проводить наблюдения,

формирование познавательных интересов в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой

культуры

Демонстрировать уровень знаний об окружающем мире. Наблюдать и описывать различные типы физических явлений. известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения. Выбирать необходимые физические приборы и определяют их цену деления.

Что изучает физика?

1

Методы научного познания: наблюдение, опыт.

1

Физические величины и их измерения.


1

Измерительные приборы.


1

Измерение объема жидкости

1


2

Тела и вещества

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах)

2

Ученики научатся описывать известные свойства тел, научатся определять строение веществ, описывать состояние вещества,

Научатся давать определения понятий: молекула, атом, диффузия; описывать поведение молекул в конкретной ситуации, производить очистку воды, определяют влажность воздуха, выдвигать постулаты о причинах движения молекул, описывать поведение молекул в конкретной ситуации

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Выделять и формулировать познавательную цель.

умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

Ученик получит возможность выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию Умение эффективно сотрудничать в группе: распределять функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему.

Использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы.

Определять направления своего развития

Ученик получит возможность устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

развитие внимательности собранности и аккуратности, объяснять явления, процессы происходящие в твердых телах, жидкостях и газах, осознать

возможность познания природы, описывать строение конкретных тел

имеют представление о молекулах, атомах, диффузии;

описывают взаимодействие молекул вещества;

производят очистку воды, определяют влажность воздуха

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

3

Диффузия.


3

Вода. Вода как раство-ритель.

2

Очистка природной воды


1

Влажность воздуха.

Образование ветров

1

3

Световые явления

Луч. Образование тени.

2

Ученики научатся приводить примеры различных источников света. объяснять экспериментальные факты,. объяснять свойства зеркал, различать линзы, применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни,

Выделять качественные и количественные характеристики объектов. Выбирать наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Выдвигать и формулировать проблему, намечать действия и осуществляют их, осуществлять поиск и отбор необходимой информации

Ученик получит возможность слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, контролировать действия друг друга, умение договариваться между собой. Эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками, вести диалог, искать решения, оказывать поддержку Умение представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

Управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планировать, контролировать, корректировать свои действия и оценки успешности усвоения. Принимать познавательную цель и сохранять ее при выполнении учебных действий. Выделять и осознавать то, что уже усвоено, на каком уровне, намечать пути устранения пробелов.

Ученик получит возможность развить монологическую и диалогическую речь, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Объясняют причину образования тени, лунных и солнечных затмений, определяют тип зеркал, понимают причину дефектов зрения

Лунные и солнечные затмения.

2

Линза

1

Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые.

1

Дефекты зрения. Очки.

2

4



Вселенная

Солнечная система.

2

Ученики научатся понимать физическую природу солнечных и лунных затмений научатся называть названия и расположение планет в космосе, различать основные характеристики звезд, комет, метеоритов и метеоров.

Ученик научится выделять и формулировать познавательную цель Устанавливать причинно-следственные связи. Осознанно строить высказывания на предложенные темы..

Ученик получит возможность слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. Умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Выдвигать и формулировать проблему, намечать действия и осуществлять их, осуществлять поиск и отбор необходимой информации, ее структурирования Обсуждать и оценивать результат индивидуальной или групповой деятельности

Ученик получит возможность наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

различают основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд; объясняют смену дня и ночи

Звездное небо: созвездия, планеты

3

Движение Земли

1

Кометы. Метеоры. Метеориты.

3



© 2010-2022