• Преподавателю
  • Физика
  • Статья: Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся

Статья: Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся

МБОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа» Зырянского районаИгровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихсяБуйневич Ольга НиколаевнаУчитель физики Технология проведения игр на уроках физики       Одним из важнейших, эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету являются игры.    Назначение дидактических игр - развитие у школьников познавательных процессов(восприятия, внимания, памяти, мышления), наблюдательности, сообразитель...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа» Зырянского района

Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся

Буйневич Ольга Николаевна

Учитель физики

Технология проведения игр на уроках физики

Одним из важнейших, эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету являются игры.

Назначение дидактических игр - развитие у школьников познавательных процессов

(восприятия, внимания, памяти, мышления), наблюдательности, сообразительности и др. и

закрепление знаний, приобретенных на уроках.

Наверное, наибольшим интересом, из всех дисциплин, изучаемых учениками в школе, пользуется физика, дающая представление об окружающем мире и являющейся основой научно-технических знаний, подчёркивая взаимосвязь изучаемых явлений с реалиями жизни. А в нашей жизни игры имеют очень большое значение, т.к. всякая деятельность, связанная с условностями - это игра.

Поэтому игра позволяет в достаточно короткие сроки обеспечить усвоения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых при закреплении и усвоения законов физики.

Интерес к игровым формам обучения, особенно в последнее время, обусловлен, как мне кажется, тем, что в обществе назрела необходимость в формировании разносторонней личности, а дидактические игры (как и все игры вообще) являются средствами проблемного обучения, направлены именно на это.

Дидактические игры, охватывающие не только обучение, но и воспитание и направленные на развитие у играющих тех или иных качеств, могут выступать в нескольких функциях:

 обучающей, которая развивает общеучебные умения и навыки, такие как память, внимание, восприятие информации;

 развлекательной, которая создаёт на занятиях обстановку, позволяющую учащимся проявлять интерес к уроку, как занимательному приключению;

 коммуникативной, которая объединяет учащихся в коллектив, устанавливая эмоциональный контакт;

 релаксационный, который позволяет снять у учащихся эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой при современной системе интенсивного обучения;

 развивающей, которая активизирует возможности личности, переориентируя сознание учащихся на общечеловеческие ценности;

 воспитательной, которая развивает и формирует творческую индивидуальность личности.

Для повышения эффективности, особенно, при массовом обучении, предполагается использовать соревнование обучающихся друг с другом.

Соревновательные игры являются совокупностью общедидактических условий, касающихся организации соревнования. Выделим пять таких условий:

1. Способ организации.

При проведении игры целесообразно разделить класс на команды, число участников

которых не должно быть очень маленьким (так как с увеличением числа участников команды, возрастает кооперация внутри команды), так и слишком большим (так как с большим числом участников уменьшается ответственность участников за конечный результат).

2. Характеристика деятельности.

В процессе игры каждая из соревнующихся команд должна выполнять какую-либо деятельность, имеющую практическую направленность, заканчивающуюся получением одного и того же конечного результата, исходя из возможностей команды. В процессе этого между командами устанавливаются отношения состязательности и конкуренции.

3. Количественная деятельность.

В процессе проведения соревнования все участники из числа команд должны состязаться

в выполнении действий, входящих в состав деятельности их команд. Благодаря этому

углубляются отношения кооперации между обучающимися внутри команды.

4. Способ организации контроля.

В процессе игры необходимо предусмотреть проверку правильности выполнения действий играющих учащихся со стороны остальных участников соревнования. Это условие позволяет углубить состязательность между участвующими в игре командами.

5. Подведение итогов соревнования.

Необходимо как по ходу игры, так и по её завершению проводить подсчёт результатов и выявлять победителей. Для наглядности лучше представлять эти результаты в таблице или каким либо другим способом.

Если в процессе игры не установлено отношение кооперации и состязательности между участниками игры, то игра вырождается в другие хорошо известные процедуры фронтального или индивидуального опроса обучающихся.

В качестве объективных показателей при подведении итогов соревнования

выступает время, затраченное на правильное выполнение игровых заданий и само их правильное выполнение.

Наиболее предпочтительной системой подведения итогов соревнования в соревновательной игре выступает смешанная система, которая основана на учёте времени, затрачиваемого на выполнение игровых заданий с учётом времени, которое команды используют на процедуру исправления ошибок, а также при подведении итогов соревнования необходимо учитывать очки, получаемые за правильное выполнение игровых заданий и их элементов.

Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие.

Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для

себя выполняет обучающую задачу. Поэтому дидактические игры представляются

учащимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием. Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным и разнообразным.

Обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовольствие от удачного ответа.

В играх проявляется элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.

В таких играх завоевание победы - очень сильный мотив, побуждающий к деятельности. Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те учащиеся, у которых этого не хватает для систематического приготовления уроков.

В качестве примера можно привести выдержки из сценария урока, завершающего

повторение всего курса физики в 7-м классе, игры-соревнования "Где вы, Архимеды?!".

Все учащиеся класса разбиваются на три команды,

выбирают капитанов, подбирают своим командам названия и девизы.

I ЭТАП. "Знаешь ли ты физические термины и приборы?"

Каждая команда одновременно получает карточку с чайнвордом-"лесенкой", где загаданы физические термины, понятия и явления, фамилии ученых и названия физических величин. Первый участник команды отгадывает первое слово по горизонтали и передает карточку второму, тот вписывает второе слово и т.д. В выделенных вертикальными линиями клетках, восьмой участник команды (капитан), должен прочитать название физического прибора, найти его на демонстрационном столе, и в листок с отгаданным чайнвордом написать номер, под которым находится этот прибор и письменно объяснить его устройство и назначение.

II ЭТАП. "Конкурс находчивых".

На этом этапе, в виде эстафеты, решаются качественные задачи, позволяющие проверить умения учащихся применять полученные знания на практике. Для проведения этого этапа от каждой команды необходимо по 6 человек, которые произвольно разбиваются по номерам от 1 до 6. Команды одновременно получают листок с условием шести качественных задач. Ученику под №1 необходимо решить задачу №1 из предложенного списка, используя одну из формул, приведенных на доске. 1. 2. 3. 4.

IV ЭТАП. "Физические перевёртыши".

Всем трем командам одновременно задаются физические законы, определения и высказывания, в которых каждое слово или предлог заменены на противоположное по смыслу. Например, фраза "Активность - это отсутствие медленности бесформенности" означает "Инерция (бездеятельность) - это сохранение скорости тела".

Та команда, которая первой правильно переведет заданную физическую фразу, получает 1

балл.

V ЭТАП. "Конкурс находчивых".

На этом завершающем этапе соревнования проводится решение расчетных задач- рисунков.

Завершается проведение игры соревнования "Где вы, Архимеды?!" награждением команд, а особо отличившийся игрок, выдвигаемый членами отличившейся команды, может быть посвящен в "Архимедики".

Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить".

(М. Горький)

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

В настоящее время интерес к игре быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса классификации игр повышается с каждым днем. Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:

 игры с правилами;

 ролевые игры;

 комплексные игровые системы (КВН).

 игры для изучения нового материала;

 игры для закрепления;

 игры для проверки знаний;

 обобщающие игры;

При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые.

Догонялки

(Игра проводится на уроках по решению задач на движение.)

На старте спортсмены: черепаха, муха, заяц, и т.д. (таблица скоростей из учебника или справочника). Класс разбивается на группы.

Группа получает задание из 4 задач.

Та группа учащихся, которая быстрее решит все задачи правильно, приходит к финишу первой. Каждый ученик получает оценки. Кто пришел к финишу первым оценка -5. кто отстал на одну задачу-4. на две-3. кто решил только одну задачу получает +, кто не решил ни одной задачи получает минус. Эту игру можно проводить и не при групповом решении задач, а при индивидуальном решении задач. Можно играть на любом уроке решения задач, не зависимо от темы.

Альтернатива

Для игры потребуется большой кубик. Игру можно проводить на любом уроке, как игровой фрагмент.

Например: при опросе учащихся.

Если ученик при ответе допустил несколько недочетов, то ему можно дать вместо дополнительных вопросов «Альтернативу». На дополнительной доске несколько прямоугольников. В них зашифровано слово. Например: Ньютон. Ученик бросает кубик 6 раз и раскрывает те буквы, которые соответствуют номеру грани кубика. Нужно отгадать слово, плюс дать определение физической величины или единице измерения, привести примеры проявления физического явления или закона. Если ученик отвечает правильно, то ему не снижается оценка за допущенные недочеты во время ответа у доски. Можно в прямоугольниках спрятать задачи, тогда кубик бросается только один раз. При правильном решении задачи оценка ученика повышается на бал. Такая игра способствует запоминанию физических терминов, единиц измерений, определений физических величин или законов и т.п. Так же отрабатывается навык решения задач.

Угадай слово

Игру можно проводить на уроках повторения и обобщения, решения задач, перед изучением новой темы.

На доске висят прямоугольники с цифрами, на обратной стороне, которых - буквы. На столе учителя дубликаты этих карточек. Класс разбивается на группы. Каждой группе предлагается задание в виде решения задач. Ответу каждой задачи соответствует буква. Кто быстрее решит задачи, тот и первым отгадает слово.

В состав группы должны входить ребята разного уровня подготовки, соответственно и задачи подбираются разной степени сложности. Карточку учета сдают учителю. И он по ней оценивает работу каждого ученика. Оценка выставляется в журнал. Такая работа активизирует деятельность учащихся на уроке. При работе в группах учащиеся помогают, друг другу справится с заданием.

Примерный вариант игры ( 7 класс)

Карточка доли участия

Фамилия ученика

С

И

Л

А

Оценка

+


+


+


+


С - 1050 кг. И - 0,0001 м.³ Л - 1200 кг/м³. А - 375 км.

1. Определите массу чугунной болванки объёмом 1,5 м³

2. Найдите объем фарфоровой чашки массой 230 г.

3. Самое легкое дерево - бальза. Масса ее древесины объемом 100 см³ равна 12 г. Вычислите плотность древесины бальзы.

4. Самолет летит со скоростью 750 км/ час. Какой путь он пролетит за 30 мин?

Счастливый кубик

В этой игре принимает участие от одного до шести учеников. Для игры требуется большой кубик, на гранях которого написаны тексты задач или их номера. Игру можно проводить во время устного ответа учеников у доски.

Желающие получить оценку выходят к доске и бросают кубик. Нужно за время ответа одноклассника решить задачу, которая выпала на кубике. Ученик может получить отличную оценку или не получить ничего. На гранях кубика задачи разной сложности. Как повезет.

Примерный вариант задач (7 класс).

1. Определить давление морской воды на глубине 40 метров. (412000 Па).

2. На какую глубину может спуститься ныряльщик, если он выдерживает давление 200000 Па?(20 м)

3.Чему равна плотность воды на глубине 300 м, если давление равно 3114 кПа? (1038кг/м³)

4. Найти силу давления, которую испытывает аквалангист на глубине 400 м, если площадь его тела равна 1, 5 м². (2746667Н)

5. В аквариум длиной 30 см и шириной 20 см налита вода до высоты 25 см. определить давление на дно аквариума. (2500 Па, 150 Н)

6. Какую массу керосина можно налить в прямоугольный бак длиной 1,2 м, шириной 70 см, высотой 50 см? Каково давление керосина на стенку бака на глубине 40 см? (336 кг, 3200 Па).

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

Внеурочная деятельность (Неделя точных наук)


В игре участвуют 12 учеников (6 участников и 6 помощников) остальные- болельщики. Игра идет в три тура. В перерывах сообщения, приготовленные учащимися по данной теме заранее.

Первый тур. Выбор правильного ответа.

Кто из названных ученых ввел слово «физика» в русский язык?

1. Ньютон.

2. Эйнштейн

3. Перен.

4. Броун

5. Ломоносов.

Второй тур. Логическая цепочка.

Где нарушение логической цепочки?

1. Элементарные частицы

2. Молекулы

3. Атомы

4. Вещество

Третий тур. Кто больше назовет физических терминов или физических величин.

Например. Физические величины: масса, скорость, давление, тело и т.д.

Составление кроссвордов

Учащимся предлагается составить кроссворд по какой-либо теме или по готовому кроссворду подобрать вопросы. Выигрывает тот, кто за определенное время составил кроссворд из большего числа слов. Можно разбить класс по группам.

«Объяснялки»

Эта игра развивает ассоциативную память, помогает запоминать физические величины, буквенное обозначение, единицы измерений, формулы для вычислений. Развивает сообразительность, речь.

На доске записывается несколько названий физических величин. Учащимся предлагается придумать «Объяснялки» к каждой величине. Ученик, придумавший «Объяснялки», выходит к доске. Сидящие в классе ученики должны, догадаться о какой физической величине идет речь. Тот, кто отгадает, дополнительно отвечает, какой буквой обозначается величина, единицы ее измерения, формула для вычисления. Каждый из отвечающих учеников получает поощрение от учителя.

Например: Путь.

«ОБЪЯСНЯЛКИ» Он может быть прямой, кривой. Он может быть везде и в воздухе и на воде. Он может быть видимым и невидимым. Его измеряют шагомером или измерительной лентой.

ОТВЕТ. Путь. Обозначается буквой s, измеряется в метрах, вычисляется по формуле

s = vt. Путь - это длина траектории, вдоль которой движется тело.

ЛИТЕРАТУРА

  1. И.Я.Ланин. «Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики» Москва, Просвещение 1995 г.

  2. С.А.Шмаков «Игра и дети» Москва Просвещение 1998г.

  3. К.Д.Ушинский «Избранные педагогические сочинения» т.1, Москва Учпедгиз 1963г.

8


© 2010-2022