Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Утверждено приказом

№ от « » 20 г.

Директор ОГБОУ СПО «ИАТ» Семенов В.Г.




ПРОГРАММА

КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ
































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ» одобрена на заседании цикловой комиссии (протокол № 6 от « 10 » 09. 2015 г.)

Организация-разработчик: ГБПОУИО «Иркутский авиационный техникум»

Разработчик:- Бурлак Е.Е. преподаватель физики


Аннотация

Рабочая программа курса дополнительного образования «Физика для всех» предусматривает углубленное изучение избранных тем, решение задач повышенной сложности, которые повышают интерес к физике и способствуют ее лучшему усвоению.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

    2. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

6. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

7. ОЦЕНОЧНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

8. СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

8.1 ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

8.2 ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ




1. Пояснительная записка

Настоящая программа курса дополнительного образования «Физика для всех» предназначена для углубленного изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее-ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне.. Предлагаемый курс является предметно-ориентированным и позволяет:

  • дать студентам элементы физического знания достаточно высокой степени научности и сложности, углубить и расширить знания по предмету;

  • использовать потенциал выбранного материала для развития интеллектуальных способностей учащихся, с учётом специфики специальностей ГБПОУИО «ИАТ», адаптации учащихся к среде обучения в техникуме, поддержания у них веры в собственные силы и возможности расширить арсенал приемов мыслительной деятельности.

1.1 Цель курса

Повышение интереса к изучению физики, создание или закрепление положительной мотивации к дальнейшему более глубокому знакомству с физической наукой; формирование экспериментальных и интеллектуальных умений и навыков

  1. Задачи курса

Рабочая программа курса дополнительного образования ориентирована на достижение следующих задач:

• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

Программа рассчитана на 36 часов аудиторных занятий.

Программа содержит тематический план, календарный план, описание организационно-педагогических условий обучения и форм контроля, оценочные средства.

2. Планируемые результаты обучения

В результате обучения учащиеся должны знать:

1. Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,

электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета,

звезда, галактика, Вселенная;

2.Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая

энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц

вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

3 смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции,

фотоэффекта;

В результате обучения учащиеся должны уметь:

  • Решать количественные и качественные задачи;

  • Наблюдать и изучать явления; описывать результаты наблюдений;

  • Планировать и проводить эксперимент (постановка проблемы, прогнозирование результатов, выбор методики исследования, проведение наблюдений и измерений, анализ полученных результатов);

  • Получать, анализировать и обобщать информацию из различных источников: учебная, научно-популярная литература, ресурсы сети Интернет;

  • Представлять результаты измерений и наблюдений в виде таблиц и графиков; компьютерных демонстрационных материалов.

  • Обсуждать результаты эксперимента, делать выводы, участвовать в дискуссии.

Формирование общей компетенции:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

3. Учебный план

Тема

Число часов

В том числе

36

теория


практика


1I

Механика.

6

2

4

III

МКТ и термодинамика

6

2

4

IIII

Электростатика, законы постоянного тока

8

2

6

IIV

Электромагнитные явления

8

2

6

VV

Оптика

4

2

2

VVI

Квантовая и атомная физика

4


2

2

Итого:

36

12

24


4. Тематический план

  1. Механика (6 ч)

Кинематика. Равномерное и равноускоренное движение. Движение по окружности, криволинейное движение, колебания. Динамика. Основные законы. Движение под действием нескольких сил. Импульс. Работа и мощность. Энергия. Законы сохранения.

  1. МКТ и термодинамика (6 ч)

Молекулярное строение вещества. Основные положения МКТ. Основное уравнение МКТ, уравнение состояния и газовые законы.

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Закон сохранения энергии. 1 начало термодинамики. Изменение агрегатных состояний вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Парообразование и конденсация. Тепловые машины. КПД двигателей

  1. Электростатика и законы постоянного тока(8 ч)

Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряженность и потенциал. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля. Постоянный электрический ток, условия его существования. Закон Ома для участка цепи и полной цепи. Расчет сопротивлений при смешанном соединении проводников. Расширение пределов измерения амперметра и вольтметра. Закон Джоуля-Ленца. Мощность и КПД источника тока.

  1. Электромагнитные явления (8 ч)

Магнитное поле Земли. Магнитная индукция. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Закон ЭМИ. Энергия магнитного поля. Колебательный контур, электромагнитные колебания. Переменный ток. Закон Ома для цепи переменного тока с R, C, L. Трансформатор. Генератор.

  1. .Световые явления (4 ч.)

Законы геометрической оптики. Зеркала. Призмы. Линзы. Построение изображений. Формула линзы. Глаз, очки, лупа. Телескоп и микроскоп.

  1. Квантовая и атомная физика (4 ч)

Фотоны. Фотоэффект. Строение атома и атомного ядра. Радиоактивность. Ядерные реакции.

  1. Тестирование по итогам курса (1 ч).

5. Организационно-педагогические условия обучения

5.1 Оборудование:

Для реализации программы в наличии имеется оборудованный учебный кабинет «Физики» № 327

Оборудование:

- посадочные места по количеству слушателей;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия.

5.2 Технические средства обучения:

- компьютер;

- проектор;

- программное обеспечение;

- комплект учебно-методической документации.

5.3 Применяемые технологии обучения

Применяются технологии проблемного изложения с элементами опережающего обучения, деятельностного подхода с опорой на практический опыт учащихся, интерактивного обучения. При изучении отдельных тем используются Интернет - ресурсы, интерактивные курсы, такие, как «Открытая физика», «Занимательные опыты по физике».

По итогам изучения отдельных блоков проводятся семинары. На семинарах учащиеся выступают с сообщениями и компьютерными презентациями, решают нестандартные задачи, проводят дискуссии.

Очень важной является практическая часть элективного курса, обеспечивающая знакомство учащихся с экспериментальным методом изучения природы. Практические работы проводятся в форме небольших самостоятельных наблюдений, опытов, исследований, развивающих умения строить план исследования, описывать механизм явления с опорой на его рабочую модель, проводить эксперимент, наблюдения, представлять результаты работы в форме сообщения с использованием графиков, таблиц, диаграмм.


6. Методы контроля

Контроль результативности осуществляется:

  • сравнением результатов анкетирования учащихся в начале и по завершении курса;

  • состоянием текущей успеваемости по предмету;

  • результатами тестирования с включением заданий базового уровня и заданий по программе элективного курса (результаты тестирования для учащихся носят ориентировочный характер);

  • выполнением учащимися заданий творческого характера;

7. Контрольно-оценочные средства

7.1 Контрольный тест по кинематике

1. В каких из приведенных ниже случаях изучаемое тело можно принять за материальную точку?

A. При расчете давления трактора на грунт.
Б. При определении высоты полета ракеты.

B. При определении объема стального шарика с ис­пользованием измерительного цилиндра.

Г. При слежении за движением космического корабля из Центра управления полетом на Земле.

2. Равномерное прямолинейное движение характеризуется...

A. Перемещением тела. Б. Путем, пройденным телом. B. Скоростью. Г. Ускорением.

3. Скорость велосипедиста 36 км/ч, а скорость попутного ветра 2 м/с. Какова скорость велосипедиста в системе отсчета, связанной с воздухом (ветром)?

1) 12 м/с 2) 8 м/с 3)10 м/с 4) 38 м/с

4. Пассажирский поезд на некотором участке дороги движется равномерно и прямолинейно в направлении, указанном на рис. стрелкой. Мальчик, находящийся на верхней полке вагона, решил на опыте выяснить, в какую точку стола - 1, 2, 3 или 4 - попадет выпущенная из руки монета? Какой резуль­тат, на ваш взгляд, был получен мальчиком?

A. Монета упала в точку 1. Б. Монета попала в точку 2.

B. Монета оказалась в точке 3. Г. Монета достигла точки 4.

Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех

5. На рис. приведен график зависимости пути, пройденного велосипедистом, от времени S = S(t). Рассчитайте скорость велосипедиста.

A.10 км/ч. Б. 2 км/ч. B. 5 м/с. Г. 5 км/ч..

Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех

6. На рис. изображена зависимость скорости дви­жения тела от времени v = v(t). На каком из участков тело движется равноускоренно?

A. Только на участке ОА. Б. Только на участке АВ.

B. Только на участке ВС. Г. На участках ОА и ВС.

Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех

7. Автомобиль движется равномерно по мосту со скоростью 18 км/ч. За какое время он пройдет мост, если длина моста 480 м?

A. 96 с. Б. 27 с. B. 27 ч. Г. 8640 с

8. На рис. изображен график зависимости ско­рости прямолинейного движения тела от времени. Чему равно ускорение тела?

A. 1 м/с2 Б. 2 м/с2 B. 4 м/с2 Г. 6 м/с2

9. Тело движется без начальной скорости с ускорением 0,4 м/с2. Определите перемещение тела за 2 секунды после начала движения.

1) 0,2м 2) 0,4 м 3)0,6м 4) 0,8 м

Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех

  1. КРабочая программа курса дополнительного образования Физика для всехонтрольный тест по динамике и законам сохранения



  1. Два тела дви­жут­ся по вза­им­но пер­пен­ди­ку­ляр­ным пе­ре­се­ка­ю­щим­ся пря­мым, как по­ка­за­но на ри­сун­ке. Мо­дуль им­пуль­са пер­во­го тела равен Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех , а вто­ро­го тела равен Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех . Чему равен мо­дуль им­пуль­са си­сте­мы этих тел после их аб­со­лют­но не­упру­го­го удара?

  2. Ма­ят­ник мас­сой m про­хо­дит точку рав­но­ве­сия со ско­ро­стью Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех . Через по­ло­ви­ну пе­ри­о­да ко­ле­ба­ний он про­хо­дит точку рав­но­ве­сия, дви­га­ясь в про­ти­во­по­лож­ном на­прав­ле­нии с такой же по мо­ду­лю ско­ро­стью Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех . Чему равен мо­дуль из­ме­не­ния им­пуль­са ма­ят­ни­ка за это время?

1) Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех 2) Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех 3) Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех 4) Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех

  1. Танк дви­жет­ся со ско­ро­стью Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех , а гру­зо­вик со ско­ро­стью Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех . Масса танка Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех . От­но­ше­ние ве­ли­чи­ны им­пуль­са танка к ве­ли­чи­не им­пуль­са гру­зо­ви­ка равно 2,25. Масса гру­зо­ви­ка равна 1) 1 500 кг 2) 3 000 кг 3) 4 000 кг 4) 8 000 кг

  2. Са­мо­лет летит со ско­ро­стью Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех , а вер­то­лет со ско­ро­стью Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех . Масса са­мо­ле­та Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех . От­но­ше­ние им­пуль­са са­мо­ле­та к им­пуль­су вер­то­ле­та равно 1,5. Масса вер­то­ле­та равна

1) 1 500 кг 2) 3 000 кг 3) 4 000 кг 4) 8 000 кг

  1. Масса гру­зо­ви­ка Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех , масса лег­ко­во­го ав­то­мо­би­ля Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех . Гру­зо­вик дви­жет­ся со ско­ро­стью Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех . От­но­ше­ние ве­ли­чи­ны им­пуль­са гру­зо­ви­ка к ве­ли­чи­не им­пуль­са ав­то­мо­би­ля равно 2,5. Ско­рость лег­ко­во­го ав­то­мо­би­ля равна 1) Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех 2) Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех 3) Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех 4) Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех

  2. Тело дви­жет­ся по пря­мой. Под дей­стви­ем по­сто­ян­ной силы ве­ли­чи­ной 2 Н за 3 с мо­дуль им­пуль­са тела уве­ли­чил­ся и стал равен Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех . Пер­во­на­чаль­ный им­пульс тела равен

1) Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех 2) Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех 3) Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех 4) Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех

  1. Тело дви­жет­ся пря­мо­ли­ней­но. Под дей­стви­ем по­сто­ян­ной силы 5 Н им­пульс тела умень­шил­ся от Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех до Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех . Для этого по­тре­бо­ва­лось 1) 1 с 2) 2 с 3) 3 с 4) 4 c

  2. Че­ло­век мас­сой 50 кг пры­га­ет с не­по­движ­ной те­леж­ки мас­сой 100 кг с го­ри­зон­таль­ной ско­ро­стью 3 м/с от­но­си­тель­но те­леж­ки. Те­леж­ка после прыж­ка че­ло­ве­ка дви­жет­ся от­но­си­тель­но Земли со ско­ро­стью

1) 3 м/с 2) 2 м/с 3) 1,5 м/с 4) 1 м/с

7.3 Тест « Основы МКТ»


  1. Молярная масса кислорода 0,032 кг/моль. Чему равна масса одной молекулы кислорода?

    1. 32,3 ·10-26 кг 2) 5,3 ·10-26 кг 3) 8,1·10-26 кг 4) 16,2 ·10-26 кг.

  2. Во сколько раз отличаются среднеквадратичные скорости молекул двух различных идеальных газов, если масса их молекул различается в 4 раза, а температура газов одинакова?

    1. В 2 раза; 2) В 4 раза; 3) В 8 раз; 4) В 16 раз.

  3. Под каким давлением находится газ плотностью 1,2 кг/м3, если среднеквадратичная скорость его молекул равна 500 м/с?

    1. 104 Па; 2) 2·104 Па; 3) 105 Па; 4) 5·105 Па;

4. Какая температура соответствует среднеквадратичной скорости молекул кислорода 400 м/с?

1) 411 К; 2) 104 К; 3) 205 К; 4) 309 К;

  1. При нагревании идеального газа его температура увеличилась с 0°С до 819°С. Во сколько раз возросла при этом среднеквадратичная скорость теплового движения молекул газа?

1) 3 раза; 2) √3 раз; 3) √2 раз; 4) 2 раза;

  1. Определить среднюю кинетическую энергию теплового движения молекул идеального газа при нормальных условиях.

    1. 3,5∙10-21Дж; 2) 12,4∙10-21Дж; 3) 5,65∙10-21Дж; 4) 18,6∙10-21Дж;

  2. Какова температура 8 г кислорода, занимающего объем 2,1 л при давлении 200 кПа?

    1. 73°С; 2) 202 К; 3) -73°С; 4) 400 К;

  3. В воде, на глубине 40 м пузырек воздуха имеет объем 3 мм3. Определить объем этого пузырька при подъеме на поверхность. Процесс считать изотермическим, атмосферное давление 105 Па.

1)12 мм3; 2)120 мм3; 3) 60 мм3; 4) 15 мм3;

  1. Сколько молей идеального газа находится в сосуде объемом V при давлении Р и температуре Т?

1) РV/NAT; 2) РV/T; 3) PV/RT; 4) PV/ kT;

  1. В баллоне содержится 2 кг газа при 270 К. Какую массу газа нужно удалить из баллона, чтобы при нагревании до 300 К давление осталось прежним?

    1. 0,1 кг; 2) 0,2 кг; 3) 0,3 кг; 4) 0,5 кг

11.В баллоне находится идеальный газ. Когда часть газа выпустили, температура уменьшилась в 3 раза, а давление - в 4 раза. Какую часть газа (по массе) выпустили?

1) 0,5 2) 0,25 3) 0,1 4) 0,3

12. Если температура идеального газа в состоянии 1 была Т0, то после осуществления процесса 1-2-3,

изображенного на PV- диаграмме, в состоянии 3 температура газа стала равна:

1) 3Т0 2) 4Т0 3) 6 Т0 4) 9 Т0

Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех


  1. Тест «Электричество»

1.Определить сопротивление алюминиевого проводника длиной 100 м, площадью сечения 2,8 мм2 (удельное сопротивление алюминия 2,8 Ом·мм2/м)

а) 10 Ом б) 1 Ом. в) 2,8 Ом г) 28 Ом.

2. Три одинаковых резистора соединены между собой параллельно. Сила тока в неразветвленной части цепи 0,6 А. Напряжение на этом участке цепи 1,8 В . Каково сопротивление этого участка? Каково сопротивление каждого резистора? Какова сила тока в каждом резисторе?

а) 9 Ом, 3 Ом, 0,2 А; б) З Ом, 9 Ом, 0,2 А; в) З Ом, 6 Ом, 0,6 А;, г) 27 Ом ,9 Ом 0,2 А;.

3. Чему равна работа электрического тока на участке цепи?

a) U=IR б) A=Fs в)A=UI

4. Какие три прибора нужны для определения работы электрического тока?

а) Реостат, гальванометр, вольтметр б) Вольтметр, аккумулятор, часы.

в) Амперметр, аккумулятор, вольтметр. г) Вольтметр, амперметр, часы.

5. Сила тока в цепи 0,7 А, напряжение на одном из ее участков 50 В. Какую работу совершает электрический ток на этом участке за 10 мин?

а)21кДж. б)350Дж. в)35кДж. г)2100Дж.

6. Сколько времени потребуется электрическому току, чтобы при напряжении 100 В и силе тока 0,2 А совершить в цепи работу 400 Дж?

а) 2 с. б) 20 с. в) 2 мин. г) 20 мин.

7. По какой формуле рассчитывают мощность электрического тока?

а)U=IR. б)A=Uq. в)q=It. r)P= UI.

8. Чему равна единица электрической мощности ватт?

а) 1 Вт = 1 В •1 Кл. б) 1 Вт= 1 В• 1 с .в) 1 Вт = 1 В • 1 А. г) 1 Вт = 1 В • 1 Дж.

9. Выразите мощности тока, равные 3 МВт и 30000 Вт в киловаттах.

а) 3000 кВт и 30 кВт. б) 300 кВт и 3 кВт. в) 30 000 кВт и 300 кВт.

10. Отрезки одного и того же медного провода разной длины (1,5 м, 6 м, 3 м и 10 м) подключены к источнику тока последовательно. В каком из них выделится наибольшее количество теплоты? В каком - наименьшее?

а) Длиной 10 м; 3 м. б) Длиной 10 м; 1,5 м. в) Длиной 6 м; 3 м. г) Длиной 6 м; 1,5 м.

8. Информационное обеспечение обучения

8.1 Основные источники:

  1. Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений: Учебник. - М.: ООО Т и Д «Альянс», 2006

  2. Гладкова Р.А. Сборник задач и вопросов по физике: Учебник. - М.: Наука, 1989

8.2 Дополнительные источники:

  1. Пинский А. А., Граковский Г. Ю. Физика: Учебник-М.: Форум - ИНФРА - М, 2006

  2. Смирнов С. А., Глушков И. Е., Граковский Г. Ю. Сборник задач по физике: Учебник. - М.: Форум - ИНФРА - М, 2004

8.3 Электронные ресурсы:

  1. Свободная энциклопедия, раздел Физика: ru.wikipedia.org (10.09.2013)

  2. Открытый колледж. Физика. college.ru/ ( 10.09.2013)

  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Интерактивные задачи по физике. school-collection.edu.ru/catalog/rubr/fb011676-b857-2653-941d-4dbaef589fa5/ (13.09.2013)


9. Приложения

9.1 Примеры экспериментальных заданий

1. Определить удельную теплоту плав­ления льда, пользуясь разными прибо­рами.

Оборудование: калориметр, сосуд с кусочками плавающего льда, сосуд с теплой водой (ее m1 = 0,2 кг, t1 = 60 °С), измерительный цилиндр, термометр.

Указания. Теплую воду следует перелить в калориметр и сразу же опу­скать в нее один за другим кусочки льда (m2, t2 = 0°С) до тех пор, пока температура tо воды с расплавленным льдом не достигнет комнатной t.

Запишем уравнение теплового балан­са для этого случая:

λm2 + сm2(t - 0) = сm1(t1 - t) + скmк (t1 - t).

Так как последнее слагаемое равно ну­лю (теплоемкостью калориметра можно пренебречь), выражение для λ принимает вид:Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех

Удельную теплоемкость воды считаем известной: ее можно взять из таблицы, а метод ее определения см. выше.

2. Измерить относительную влажность воздуха с помощью термометра

Цель работы: знакомство с методами определения влажности.

Оборудование: комнатный термометр, кусок бинта (тряпочка), смоченный водой.

Контрольные вопросы:

1. Что называют относительной влажностью воздуха?

2. Какие приборы исполь­зуют для определения влажности воздуха?

3. На рисунке изображен...

4. На рисунке цифра­ми обозначены:

1. 2. 3. 4. 5.

5. Для чего в данном устройстве предназначен термометр?

6. Какие еще методы измерения влажности вы знаете?

Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех

Ход работы:

  • При помощи термометра определите темпе­ратуру воздуха в помещении: tu =

  • Резервуар термометра обмотайте тряпочкой или бинтом, смоченным в воде.

  • Определите пока­зания влажного термометра: t =

  • Найдите разность между этими показаниями: t =

  • С помощью психрометрической таблицы оп­ределите относительную влажность воздуха в ка­бинете.

  • Сравните полученный результат с показани­ями школьного психрометра.

Вывод:

Дополнительные вопросы

  1. Когда разность показаний сухого и смочен­ного термометров больше: когда воздух в комнате более сухой или более влажный? Почему?

  2. Как скажется на результатах близкое расположение экспериментатора к гигрометру во время опыта?

3 Определить сопротивление резисто­ра, если из измерительных приборов дан только амперметр.

Оборудование: резистор Rx , резистор с известным сопротивлением R, ампер­метр, источник тока, ключ, соедини­тельные провода.

Составьте электри­ческую цепь по схеме рис. 6.

Измерьте силы токов 11 и 12, прохо­дящих соответственно через резисторы Rхи R.. Выведите расчетную формулу, счи­тая, что сопротивления Rx и R много больше сопротивления амперметра.

Сделать это можно так: U=I1Rx=I2R, Rx=RРабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех

Примечание для учителя. Сопротив­ление амперметра должно быть меньше сопротивлений Rx и R .

Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всехРис. 6.


9.2 Памятка для учащихся

1. Как оформлять отчет о проделанной работе

Исследовательская (лабораторная) работа № ... .

Ее наименование.

ЦРабочая программа курса дополнительного образования Физика для всехель работы.

Чертеж (если требуется).

Формулы искомых величин и их погрешностей.

Таблица с результатами измерений и вычислений.

График (если требуется).

Окончательный результат, вывод (согласно цели работы).

2. Как определить погрешности прямых измерений

1. Апр - приближенное значение фи­зической величины. Оно получается пу­тем измерений. Показания со средств измерения считываются и записывают­ся так, как показано на рисунке.

2. ΔА - абсолютная погрешность из­мерения физической величины. Она складывается из абсолютной инстру­ментальной погрешности ΔАи (она об­условлена неточностью средств изме­рения, ее значения приведены в табли­це), абсолютной погрешности отсчета ΔАо (она обусловлена неточностью счи­тывания показаний со средств изме­рения и равна обычно половине цены

деления): ΔA=ΔAи+ΔАо. Значение ΔА округляется до одной значащей цифры; значение Апр округляется так, чтобы последняя цифра оказалась в том же разряде, что и цифра погрешности. Пример. Если Апр= 10,332 и ΔА=0,17, то надо писать: ΔА=0,2 и Апр=10,3.

3. ε - относительная погрешность измерения физической величины. Она равна: ε = (ΔА/ Апр )·100 %.

4. Результат измерения физической величины записывается:

А=Апр±·ΔА, ε=...%.

п/п

Средства измерения

Предел

измерения

Цена деления

Инструментальная погрешность

1

Линейка:


  • ученическая

до 50 см

1 мм

± 1 мм


  • чертежная

30 см

1 мм

±0,2 мм


  • инструментальная

20 см

1 мм

±0,1 мм


  • демонстрационная

100 см

1 см

±0,5 см

2

Лента измерительная

150 см

0,5 см

±0,5 см

3

Штангенциркуль

150 мм

0,1 мм

±0,05 мм

4

Мензурка

до 250 мл

2 мл

±1 мл

5

Весы учебные

200 г

-

±0,1 г

6

Динамометр

4 Н

0,1 Н

±0,05 Н

7

Барометр-анероид

720-780ммрт.ст ст.

1 мм рт. ст.

±3 мм рт. ст.

8

Термометр лабораторный

0-100 °С

1 °С

±1 °С

9

Амперметр школьный

2 А

0,1 А

4-0,05 А

10

Вольтметр школьный

6 В

0,2 В

±0,15 В

3. Как строить графики по эксперимен­тальным точкам

Линия графика должна быть плавной.

Ее проводят так, чтобы число экс­периментальных точек над и под ней было приблизительно одинаковым. Экс­периментальные точки, лежащие далеко от графика («выбросы»), перепроверя­ются.

Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех

9.3. О классе точности электроизмеритель­ных приборов

Существуют следующие классы точности стрелочных электроизмерительных при­боров: 0,1; 0,2; 0,5; 1,5; 2,5; 4 (при указании класса точности проценты не пишутся).

γ - класс точности электроизмери­тельного прибора, показывает, сколько процентов составляет абсолютная инст­рументальная погрешность прибора (ΔАи) от всей действующей шкалы прибора Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех Абсолютная инструментальная по­грешность измерения физической вели­чины электроизмерительным прибором определяется по формуле:Рабочая программа курса дополнительного образования Физика для всех.

© 2010-2022