Авторская программа Природа и Фантазия

Работа т/о «Природа и фантазия» организована и одобрена на базе МКОУ ДОД СЮН.   Программа имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленность. Цель программы – создание необходимой атмосферы для развития личности школьника, вооружение его знаниями и умениями, реализация собственного видения ребенка. В процессе осуществления программы решаются следующие задачи: -         ввести в курс дела с различными видами и методами ремесла; -         использовать новые технологии и воз...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей станции юных натуралистов с.Эльхотово Кировского района РСО-Алания


Программа



Природа и фантазия



Срок реализации: 3 года



Возраст детей: 7-15 лет




Руководитель т/о:

Беппиева Мадина Владимировна


















2012г.

Пояснительная записка.

Работа т/о «Природа и фантазия» организована и одобрена на базе МКОУ ДОД СЮН.

Программа имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленность.

Цель программы - создание необходимой атмосферы для развития личности школьника, вооружение его знаниями и умениями, реализация собственного видения ребенка.

В процессе осуществления программы решаются следующие задачи:

  • ввести в курс дела с различными видами и методами ремесла;

  • использовать новые технологии и возможности современной информационно-образовательной сферы;

  • совершенствовать творческую фантазию, художественный вкус;

  • развивать воображение;

  • формировать умение работать в команде, прилежность, креативное отношение к учебе, работе, правильное распределение времени;

  • воспитывать в ребенке бережное отношение ко всему, с чем он работает, научить рационально расходовать материал;

  • поддержать детей и побороть неуверенность и боязнь перед незнакомым делом;

  • научить правильно общаться со сверстниками и взрослыми.


Место и роль программы в образовательном процессе СЮН:

Настоящая программа разработана для обучения учащихся 2-5 классов, учебный процесс строится с учётом возрастных и творческих особенностей школьника, темы подобраны по мере усложнения и углубления материала.


Нормативные правовые документы:

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

Количество учебных часов:

Изучение дополнительной образовательной программы «Природа и фантазия» проходит с учениками младших классов. Программа рассчитана на 3 года - по 144 часа, со 2-го по 5-ый класс.


Форма организации образовательного процесса:

Единицей учебного процесса является занятие, максимум внимания уделяется практике: более половины учебных часов. Программа рассчитана с учетом проектной деятельности.

При реализации программы используются различные методы:

  • словесно-описательный;

  • репродуктивный;

  • занятия под руководством преподавателя;

  • автономная активность;

  • словесные: диалоги, развивающие игры, экскурсии;

  • наглядные: просмотр сайтов, произведений искусства, работа с литературой, экземпляры поделок;

  • практические: изготовление иллюстративных моделей, образцов.


Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного года в форме:

  • выступлений на родительских собраниях;

  • частных бесед;

  • проведений мастер-классов для родителей;

  • посещений родителями выставок, проводимых в классе и школе.


Формы текущего контроля знаний, умений, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

Текущий контроль: на занятиях проводится оценка знаний, практических умений и навыков, качество выполнения работы.

Промежуточный контроль: проводится после завершения изученной темы или этапа практической работы.

Формы проведения текущего и промежуточного контроля:

  • словесный опрос (установление, насколько школьники изучили материал);

  • реальная оценка выполнения практических работ;

  • оценивание школьником собственных работ.

Итоговый контроль: выполнение итоговых работ.

Формы проведения итогового контроля:

  • викторины, развивающие игры (усвоение основных понятий, терминов);

  • выставки детских работ;

  • соревнования, фестивали детского прикладного творчества.

Одна из форм стимулирования учащихся к занятиям - организация выставок, конкурсов, куда приглашаются и родители.


Содержание программы и тематическое планирование

В процессе обучения в т/о «Природа и фантазия» дети могут проявить свою фантазию и творчество в разных направлениях: аппликация из бумаги, яичной скорлупы, ткани, зёрен, оригами, квиллинг, бисероплетение, поделки из природного материала и спичек, и др., а также учатся использовать подручные материалы в изготовлении сувениров. Дети знакомятся с различными видами ручной работы, поэтому они в дальнейшем могут сориентироваться в выборе кружков декоративно-прикладного направления. Узнав интересы ребят в начале учебного года, можно скорректировать количество часов, отведённых на ту или иную технику, добавить новую.

На занятиях дети учатся работать с трафаретами и лекалами, вырезать детали, составлять несложные композиции. Программа имеет практическую направленность: дети видят результат своей деятельности, который можно использовать в качестве украшения, сувенира или предмета, необходимого в быту.

ИКТ-компетентность. Для того, чтобы сориентировать младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и сформировать способность их грамотно применять в программу включена работа на компьютере, а именно: поиск информации в Интернете, посещение виртуальных выставок, просмотр коллекций мастеров декоративно-прикладного творчества, подбор цветовой гаммы лоскутного изделия с помощью компьютера в программе Paint, цифровое фото своих собственных работ, обработка фотографий с помощью компьютера и выкладывание их в Интернет, создание цифрового портфолио учащегося. Таким образом, на занятиях происходит смена видов деятельности, что способствует снижению утомляемости, а переход с рабочего места за компьютер и обратно - своего рода зарядка. Программа предусматривает соблюдение санитарно-гигиенических норм, индивидуальная работа учащегося на компьютере составляет 10-15 минут.

Межпредметные связи, используемые в программе, помогают обучающимся осваивать и анализировать технологические приёмы и способы обработки материалов, развивать образное и пространственное мышление.

Программа предусматривает выполнение как индивидуальных, так и коллективных работ, что способствует развитию самостоятельности, инициативы и ответственности личности. Дополнительное задание на каждом занятии позволяет осуществить индивидуально-личностный подход к обучению учащихся, а также позволяет учителю более гибко планировать учебный материал.























Тематическое планирование

1 год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

на теор. зан.

на прак. зан.

1.

Вводное занятие

2

2

0

2.

Оригами

22

6

16

3.

Аппликация из бумаги

12

4

8

4.

Волшебные полоски

18

6

12

5.

Работа с бросовым материалом

14

1

12

6.

Аппликация из яичной скорлупы

20

4

16

7.

Поделки из природных материалов.

10

4

6

8.

Аппликация из зёрен

18

6

12

9.

Поделки из скорлупы орехов

14

6

8

10.

Поделки из спичек.

12

2

10

11.

Заключительное занятие.

2


2


Всего:

144

44

100

Виды деятельности педагога: повествование, разъяснение нового материала, демонстрация презентаций, показ готового произведения, пояснение алгоритма работы.

Деятельность обучающегося: выполнение персональной или коллективной практической работы (производство изделия или части изделия), отдельная работа на компьютере.

Содержание планирования

  1. Вводное занятие.

Приобщение. Инструкция по технике безопасности. Выставка работ учащихся и педагога.

  1. Оригами.

Теория. Ознакомление, базисные формы, условные знаки, принятые в оригами. Начальные приёмы складывания оригами.

Практическая работа. Складывание фигурок: золотая рыбка, лисичка, тюльпан, Композиции: «Медведи в лесу», «Бабочки на цветке», «Лягушка-квакушка», «Сова в зимнем лесу» и др. Букет для мам. Компьютерный практикум: учимся создавать презентации.

  1. Аппликация из бумаги

Теория. Особенности работы с бумагой. Техника безопасности при работе с режущими предметами.

Практическая работа. Закладки для книг. Грибочек.Чебурашка. Компьютерный практикум.

4.Волшебные полоски.

Теория. Учимся вырезать полоски. Учимся работать с клеем.

Практическая работа. Букет цветов. Петушок с цыплятами. Фонарик. Цветы из снежинок. Гирлянда из полосок. Компьютерный практикум: учимся создавать презентации.

5.Работа с бросовым материалом.

Теория. Особенности работы с бросовым материалом.

Практическая работа. Цыплята. Изготовление гирлянд. Букет для мамы. Компьютерный практикум: создание папок для хранения файлов.

6.Аппликация из яичной скорлупы.

Теория. Аппликация на пластилине. Аппликация с помощью клея. Подготовка скорлупы для аппликации. Крашение скорлупы.

Практическая работа. Цветок. Грибочки. Бабочка. Компьютерный практикум: создание папок для хранения файлов.

7.Поделки из природных материалов.

Теория. Подготовка семян, шишек, яичной скорлупы для изготовления поделок. Особенности составления композиции.

Практическая работа. Стрекоза. Ёжик. Морское дно. Букет из сухих листьев. Компьютерный практикум: создание папок для хранения файлов.

8.Аппликация из зёрен.

Теория. Виды круп. Особенности работы с зерном. Окраска зерна.

Практическая работа. Коровка. Ромашка. Лебедь. Компьютерный практикум: создание папок.

9.Поделки из скорлупы орехов.

Теория. Особенности работы с пластилином. Подготовка орехов к работе.

Практическая работа. Зайчики. Черепашка. Золотая рыбка. Мышки. Компьютерный практикум: учимся создавать орнамент в графическом редакторе Paint.

10.Поделки из спичек.

Теория. Инструменты для работы со спичками. Техника безопасности. Способы склеивания спичек между собой.

Практическая работа. Божья коровка. Ёлочка. Колодец. Лавочка. Подсолнух. Скворечник. Ящик.


11.Заключительное занятие.

Подведение итогов. Конкурс. Выставки работ учащихся.





Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

Предполагается, что к концу обучения учащиеся


Знают:

особенности работы с бумагой, пластилином, клеем, технику безопасности при работе с клеем, ножницами, пластилином, иглой, спичками; условные знаки и основные приемы складывания оригами, способы выполнения поделок из природных материалов, способы подготовки салфеток для декупажа, особенности работы с зерном, способы склеивания спичек между собой .

Умеют:

складывать основные базовые формы оригами (треугольник, блинчик, дверь), выполнять аппликацию из скорлупы на пластилине и с помощью клея, аппликацию из зерен.

ИКТ-технологии:

в графическом редакторе Paint: рисовать, создавать орнамент, аппликацию, сканировать изображения; создавать папки для хранения файлов.















2 год обучения

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

на теор. зан.

на прак. зан.

1.

Вводное занятие

2

2

0

2.

Поделки из природных материалов

12

2

10

3.

Оригами

12

2

10

4.

Модульное оригами

20

4

16

5.

Квиллинг

24

4

20

6.

Декупаж

20

4

16

7.

Аппликация из зёрен и бисера

22

4

18

8.

Папье-маше.

12

2

10

9.

Весна в природе

8

2

6

10.

Бросовый материал.

10

2

8

11.

Заключительное занятие.

2

0

2


Всего:

144

28

116

Виды деятельности учителя: рассказ, объяснение нового материала, представление презентации, демонстрация готового изделия, объяснение алгоритма работы по каждой теме.

Деятельность ученика: выполнение индивидуальной или коллективной практической работы (изготовление изделия или фрагмента изделия), индивидуальная работа на компьютере.

Содержание планирования

  1. Вводное занятие.

Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. Выставка работ учащихся и педагога.

  1. Поделки из природных материалов.

Теория. Природа в жизни и искусстве. Охрана природы.

Практическая работа. Панно из сухих листьев. Букет из сухих листьев. «Божья коровка». Компьютерный практикум: создаем папки для хранения файлов.

  1. Оригами.

Теория. Условные знаки, принятые в оригами. Основные приёмы складывания. Основы создания композиции.

Практическая работа. Роза. Корзинка из бумаги. Открытка с розами. Украшение на ёлку. Оригинальная снежинка. Складывание фигурок: лис, кораблик, лягушка, пингвин. Букет. Компьютерный практикум: создаём папки для хранения собственных материалов.

4. Модульное оригами.

Теория. Что такое модульное оригами. Треугольные модули для модульного оригами.

Практическая работа. Снежинки. Короны. Коллективные работы (лебедь, ваза и др.) Компьютерный практикум: создание презентаций.

5.Квиллинг

Теория. Квиллинг. Техника работы. Особенности работы с бумагой. Техника безопасности при работе с ножницами и иглой.

Практическая работа. Бабочка. Композиция «Луг». Компьютерный практикум.

6.Декупаж.

Теория. Техника декупаж. Особенности работы с салфетками для декупажа. Подготовка материалов к работе.

Практическая работа. Вазы, оформленные в технике декупаж. . Компьютерный практикум: перенос фотографий с цифрового фотоаппарата на компьютер.

7.Аппликация из зёрен и бисера.

Теория. Виды круп. Особенности работы с зерном. Окраска зерна.

Практическая работа. Птица. Олененок. Компьютерный практикум: перенос фотографий с цифрового фотоаппарата на компьютер

8. Папье-маше.

Теория. Знакомство с техникой папье-маше.

Практическая работа. Яблоки. Чайный сервиз.


9. Весна в природе -8 часов


Теория. Признаки наступления весны. Изменения внешнего вида растений. Изменения в природе. Приметы весны. Знакомство с Красной книгой РФ.

Практическая работа. Экскурсия в весенний лес «Первые проталины», Знакомство с первоцветами. Экологический субботник. Аппликация «Птицы прилетели», «Весенняя полянка» с использованием различного природного материала и бумаги. Экологическая акция «Скворец», «Первоцвет».


10. Бросовый материал.

Теория.

Практическая работа. Закат. Ландыш. Цветок. Компьютерный

практикум .



11.Заключительное занятие.

Подведение итогов. Конкурс. Выставки работ учащихся.






Требования к уровню подготовки учащихся 2 года обучения

Предполагается, что к концу обучения учащиеся


Знают:

технику безопасности при работе с клеем, ножницами, пластилином, иглой, спичками, условные знаки и основные приемы складывания оригами, основы создания композиции, значения названий техник «квиллинг», «декупаж», «модульное оригами», способы скручивания бумажных полосок в технике квиллинг, особенности работы с многослойными салфетками, способы складывания треугольных модулей, особенности работы с зерном.

Умеют:

складывать основные базовые формы оригами (дверь, птица), складывать салфетки для оформления праздничного стола, складывать треугольные модули для модульного оригами, собирать из них небольшую поделку, оформлять разделочную доску в технике декупаж, выполнять открытки в стиле квиллинг, создавать аппликацию из зерен по выбранным эскизам.

ИКТ-технологии:

делать снимки своих работ с помощью цифрового фотоаппарата и переносить фотографии с цифрового фотоаппарата на компьютер, обрабатывать фото в графическом редакторе Paint, сканировать изображения; создавать папки для хранения собственных файлов.







Тематическое планирование 3 год обучения



п/п

Тема

Количество часов

всего

на теор. зан.

на прак. зан.

1.

Вводное занятие

2

2

0

2.

Поделки из природного материала

20

4

16

3.

Рисуем нитками. Изонить

20

4

16

4.

Модульное оригами

22

4

18

5.

Роспись по стеклу

8

2

6

6.

Картины из бисера

28

4

24

7.

Декупаж

14

2

12

8.

Квиллинг

24

4

20

9.

Заключительное занятие.

2

-

2

1

Всего:

144

28

116

Виды деятельности учителя: рассказ, объяснение нового материала, представление презентации, демонстрация готового изделия, объяснение алгоритма работы по каждой теме.

Деятельность ученика: выполнение индивидуальной или коллективной практической работы (изготовление изделия или фрагмента изделия), индивидуальная работа на компьютере.

Содержание планирования

  1. Вводное занятие.

Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. Выставка работ учащихся и педагога.

  1. Поделки из природного материала.

Теория. Охрана природы.

Практическая работа. Букет из сухих листьев. Панно из срезов веток: бабочка, орел.

  1. Рисуем нитками. Изонить.

Теория. Особенности работы с нитью. Техника безопасности при работе с ножницами, иглой и шилом. Техника нитяной графики

Практическая работа. Тюльпан. Кораблик. Лебеди. Компьютерный практикум: поиск информации в Интернете, сохранение её на компьютере в собственной папке.

  1. Модульное оригами.

Теория. Из истории. Модульное оригами. Схемы сборки. Кусудама.

Практическая работа. Апельсин, ёлка, чашка и др. Компьютерный практикум: Компьютерный практикум: перенос фотографий с цифрового фотоаппарата на компьютер


5.Роспись по стеклу.

Теория. Инструменты и материалы для росписи по стеклу. Особенности работы с акриловыми красками и контурами.

Практическая работа. Роспись рамки со стеклом по выбранным эскизам. Роспись баночек под чай, специи. Компьютерный практикум: поиск информации в Интернете. Сохранение её на компьютере в собственной папке.



6.Картины из бисера.

Теория. Составление композиции. Подбор цветовой гаммы и бисера. Особенности выполнения картин из бисера.

Практическая работа. Изготовление картины по выбору: «Жар-птица», «Мой двор», «Петушок», «Фрукты в вазе», «Калина», «Маки», «Сорока. Оформление работ в рамку. Компьютерный практикум: создаем папки для хранения файлов.

7.Декупаж.

Теория. Из истории декупажа. Декоративная техника декупаж. Объекты для декорирования. Состаривание.

Практическая работа. Декорирование в салфеточной технике. Поиск информации в Интернете. Компьютерный практикум: создание небольшой презентации (представление работ).

8.Квиллинг

Теория. Квиллинг - искусство бумагокручения. История квиллинга. Инструменты и бумага для квиллинга. Техника квиллинга. Мастер-классы (просмотр роликов из Интернета). Техника безопасности при работе с ножницами и иглой.

Практическая работа. Картины в стиле квиллинг. Компьютерный практикум: создание небольшой презентации в MS Power Point (представление выполненных работ).

9.Заключительное занятие.

Подведение итогов. Конкурс. Выставки работ учащихся.


Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

Предполагается, что к концу обучения учащиеся


Знают:

технику безопасности при работе со стеклом, красками, клеем, ножницами, шилом, проволокой, иглой; технику росписи по стеклу, особенности работы с нитками, технику нитяной графики, назначение стежки в лоскутном изделии, особенности выполнения картин из бисера, особенности декорирования в салфеточной технике, технику квиллинга, возможности использования своих поделок в интерьере.

Умеют:

расписывать стекло акриловыми красками и контурами, заполнять угол и окружность в технике «изонить», складывать модули из бумаги и собирать простейшую кусудаму, собирать картину из бисера: выполнять детали на проволоке, закреплять их на основу и оформлять в рамку; самостоятельно изготовить небольшое изделие из подручных материалов, совместить различные виды рукоделия в одном изделии,

ИКТ-технологии:

улучшать, обрезать, сжимать фотографии в программе обработки изображений MS Picture Manager, создавать рисунок в графическом редакторе Paint, сканировать изображения, искать информацию в Интернете и сохранять её на компьютере, а также создавать небольшую презентацию в MS Power Point.



Методическое обеспечение программы

Для успешной реализации программы имеется хорошо освещенное помещение, достаточное для расположения 15 человек, включающее:

  • специально оборудованные рабочие места;

  • оборудование: компьютер, сканер, принтер, проектор;

  • инструменты и приспособления : ножницы, набор булавок, карандаши, ручки, линейки, циркули;

  • материалы: клей, синтепон, нитки для шитья, нитки разноцветные для вышивки типа «Мулине», картон (простой, двусторонний и гофрированный), цветная бумага односторонняя и двусторонняя, бусины, пуговицы, салфетки, пробка и др..

Для освоения всех разделов программы имеется следующее методическое обеспечение:

  • пакет методических разработок;

  • программное обеспечение (Paint, Power Point, Internet Explorer и др.)

  • фотографии изделий;

  • методическая разработка «Определение уровня знаний. Конкурс»;

  • лекала, выкройки, чертежи различных изделий;

  • готовые образцы изделий;

  • подборка материалов из сети Интернет на электронных носителях;

  • презентации педагога;

  • альбом с фотоматериалами достижений учащихся.

Данная программа не требует больших финансовых вложений и может быть использована в других общеобразовательных учреждениях.














Список литературы

Интернет-ресурсы

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010г. - 223с. - (Стандарты второго поколения).

  2. Развитие исследовательских умений младших школьников/ (Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова); под ред. Н.Б.Шумаковой - М.: Просвещение, 2011. - 157с. - (работаем по новым стандартам).

  3. Карлесси М.А. Всё из бисера. Изысканные панно и украшения. - Чебоксары: ООО «Чебоксарская типография №1», 2011.

  4. Вышивка лентами / Пер. с англ. - М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008

  5. Геронимус Т.М. Технология: Я всё умею делать сам: рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

  6. Ингрид Марас. Животные из бисера. Новые идеи для вашего творчества. - М.:Издательство АРТ-РОДНИК, 2007.

  7. Перевертень Г.И. Поделки из орехов. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

  8. Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. - М.: Эксмо, 2008.

  9. Кабаченко С. Поделки из спичек. - М.: Эксмо, 2008.

  10. Шпикалова Т.Я. Художественный труд: 1 класс: метод. Пособие. - М.: Просвещение, 2005.

  11. Современные журналы по рукоделию: «Лена», «Креативное рукоделие», «Пэчворк», «Вышивка крестом" и др. 2000-2007гг.

  12. Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

  13. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: «Академия развития», 1997.

  14. Максимова М., Кузьмина М.А. Школа рукоделия. М., 1999г.

  15. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду - Ярославль: Академия развития, 2006.

  16. Малышева А.Н. Работа с тканью - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

  17. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. - СПб.: «Детство-пресс»; 2004.

  18. Афонькин С.Ю. и Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. - М.:»Аким», 1995.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. 4 издания. - М.: «УРАО», 1998г.

13. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: в 3-х книгах. 2-я книга -Психология образования. 3 издание. - М.: гуманит. изд. центр «Владос», 1998г.

  1. home.passion.ru/

  2. scrap-info.ru/

  3. ru.wikipedia.org/

  4. quilters.ru/

  5. magic-beads.ru/

  6. stranamasterov.ru/

  7. allforchildren.ru/


© 2010-2022