• Преподавателю
  • Физика
  • Программа курса по выбору для 9-х классов Решение экспериментальных задач по физике

Программа курса по выбору для 9-х классов Решение экспериментальных задач по физике

Программа курса по выбору предназначена для учащихся независимо от профиля, интересующихся предметом, и направлена на повышение познавательного интереса к предмету, а также на развитие творческих способностей учащихся.Программа курса рассчитана на 17 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, начиная со 2-го полугодия. Структура программы состоит из 2 блоков (теоретический и практический), каждый из которых реализует отдельную группу задач. Изучение данного курса актуально в связи с подготовкой у...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа курса по выбору: "Экспериментальные задачи по физике" предназначена для учащихся 9 класса независимо от профиля, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на повышение познавательного интереса к предмету, а также на развитие творческих способностей учащихся.

Содержание программы нацелено на формирование творческой личности, расширения представления учащихся о методах физического познания природы, формирования познавательного интереса к физике.

Изучение данного курса актуально в связи с подготовкой учащихся к профильному обучению. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью: учащиеся могут применить полученные знания и практический опыт при подготовке к выпускным экзаменам по физике.

Основой формирования познавательного интереса и творческих способностей учащихся является экспериментальная работа, а ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.

Программа курса рассчитана на 17 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю.

Целью данного курса является развитие творческих способностей и повышение познавательного интереса к предмету через экспериментальную деятельность учащихся.

Логика освоения учебных тем определяется задачами:

  • повторить материал, пройденный в 7, 8, 9 классах;

  • изучить методы обработки информации;

  • овладеть методами сбора информации;

  • освоить экспериментальные методы исследования;

  • развить способность моделировать и описывать на основе полученной модели физические явления;

  • повысить интерес к физике.

Структура программы состоит из 2 образовательных блоков (теоретический и практический), каждый из которых реализует отдельную группу задач.

Все образовательные блоки предусматривают не только углубление теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели, выдвигать гипотезы.

В результате работы по программе "Экспериментальные задачи по физике" учащиеся:

должны знать: физические понятия и законы по темам, предусмотренные программой курса, методы обработки, сбора информации и экспериментальной работы.

должны уметь: самостоятельно планировать физический эксперимент, моделировать физические явления, выдвигать гипотезы, обрабатывать результаты экспериментов с нахождением ошибок измерений;

способны решать следующие жизненно-практические задачи: применять полученные знания в повседневной практической бытовой жизни.











Календарно-тематическое планирование курса

«Экспериментальные задачи по физике»


№ п/п

Дата проведения

Название темы

1.


Измерение силы тока, проходящего через резистор, и напряжения на нем, расчет сопротивления проволочного резистора. Расчет количества теплоты, которое потребуется для нагревания тела.

2.


Измерение силы тока и напряжения на различных участках цепи при последовательном (параллельном) соединении проводников. Расчет влажности воздуха.

3.


Измерение силы тока, проходящего через лампочку, и напряжения на ней. Расчет мощности электрического тока.

4.


Измерение силы тока, проходящего через резистор, и напряжения на нем. Расчет конечной температуры при смешивании горячей и холодной воды.

5.


Постановка качественных опытов по исследованию зависимости направления магнитного поля от направления и величины тока. Расчет массы тела по его плотности.

6.


Постановка качественных опытов по изменению величины и направления индукционного тока. Расчет механической работы.

7.


Измерение уменьшения температуры горячей воды (или увеличения температуры холодной воды) при ее смешивании с холодной (горячей). Расчет заряда, прошедшего через проводник.

8.


Постановка качественных опытов по исследованию зависимости силы трения от площади соприкасающихся поверхностей и рода поверхностей. Расчет сопротивления по закону Ома для участка цепи.

9.


Постановка качественных опытов по исследованию зависимости размеров изображения и расстояния до него от расстояния до источника света. Расчет сопротивления проводника по его удельному сопротивлению, длине и площади поперечного сечения.

10.


Измерение удлинения пружины от веса груза, подвешенного к ней. Расчет общего сопротивления последовательного и параллельного соединения проводников.

11.


Проверка предположения: при увеличении массы груза пружинного маятника в 4 раза период его колебаний увеличивается в 2 раза. Расчет пути или скорости при равноускоренном движении.

12.


Постановка качественных опытов по исследованию зависимости скорости испарения от площади поверхности жидкости и рода жидкости. Расчет центростремительного ускорения при движении тела по окружности с постоянной скоростью.

13.


Измерение веса тела в воздухе и веса тела, полностью погруженного в жидкость. Расчет силы Архимеда.

14.


Измерение силы упругости и удлинения пружины. Расчет жесткости пружины. Задача на построение изображения в плоском зеркале.

15.


Измерение пути и времени при равномерном движении тела. Расчет работы или мощности электрического тока.

16.


Измерение объема твердого тела и его массы. Расчет плотности вещества, из которого оно изготовлено.

17.


Измерение силы трения, возникающей при скольжении бруска по горизонтальной поверхности, при различных давлениях бруска на стол. Задача на построение изображения в рассеивающей линзе.







Формы организации образовательного процесса:

Для организации занятий используются следующие формы:

  • лекционное изложение материала;

  • эвристические беседы;

  • практикумы по решению задач;

  • исследование физического процесса;

  • работа в малых группах.

Вид контроля:


  • фронтальная беседа;

  • фронтальный опрос;

  • тестирование.

Ожидаемые результаты:

1) Осознание практической значимости предмета физики;
2) Расширение интеллектуального, творческого кругозора;
3) Приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;
4) Совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения «вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».






МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА № 3 г.БЕЛОЯРСКИЙ

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР Директор школы ____________О.В.Меньщикова ___________А.М.Харисова

«____»_______________2014 г. «____»_______________2014 г.




Программа курса по выбору

«Решение экспериментальных задач по физике»





Учитель: Тиньгаева М.А.


© 2010-2022