- Преподавателю
- Физика
- Программа курса по выбору для 9-х классов Решение экспериментальных задач по физике
Программа курса по выбору для 9-х классов Решение экспериментальных задач по физике
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тиньгаева М.А. |
Дата | 01.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа курса по выбору: "Экспериментальные задачи по физике" предназначена для учащихся 9 класса независимо от профиля, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на повышение познавательного интереса к предмету, а также на развитие творческих способностей учащихся.
Содержание программы нацелено на формирование творческой личности, расширения представления учащихся о методах физического познания природы, формирования познавательного интереса к физике.
Изучение данного курса актуально в связи с подготовкой учащихся к профильному обучению. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью: учащиеся могут применить полученные знания и практический опыт при подготовке к выпускным экзаменам по физике.
Основой формирования познавательного интереса и творческих способностей учащихся является экспериментальная работа, а ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.
Программа курса рассчитана на 17 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю.
Целью данного курса является развитие творческих способностей и повышение познавательного интереса к предмету через экспериментальную деятельность учащихся.
Логика освоения учебных тем определяется задачами:
-
повторить материал, пройденный в 7, 8, 9 классах;
-
изучить методы обработки информации;
-
овладеть методами сбора информации;
-
освоить экспериментальные методы исследования;
-
развить способность моделировать и описывать на основе полученной модели физические явления;
-
повысить интерес к физике.
Структура программы состоит из 2 образовательных блоков (теоретический и практический), каждый из которых реализует отдельную группу задач.
Все образовательные блоки предусматривают не только углубление теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели, выдвигать гипотезы.
В результате работы по программе "Экспериментальные задачи по физике" учащиеся:
должны знать: физические понятия и законы по темам, предусмотренные программой курса, методы обработки, сбора информации и экспериментальной работы.
должны уметь: самостоятельно планировать физический эксперимент, моделировать физические явления, выдвигать гипотезы, обрабатывать результаты экспериментов с нахождением ошибок измерений;
способны решать следующие жизненно-практические задачи: применять полученные знания в повседневной практической бытовой жизни.
Календарно-тематическое планирование курса
«Экспериментальные задачи по физике»
№ п/п
Дата проведения
Название темы
1.
Измерение силы тока, проходящего через резистор, и напряжения на нем, расчет сопротивления проволочного резистора. Расчет количества теплоты, которое потребуется для нагревания тела.
2.
Измерение силы тока и напряжения на различных участках цепи при последовательном (параллельном) соединении проводников. Расчет влажности воздуха.
3.
Измерение силы тока, проходящего через лампочку, и напряжения на ней. Расчет мощности электрического тока.
4.
Измерение силы тока, проходящего через резистор, и напряжения на нем. Расчет конечной температуры при смешивании горячей и холодной воды.
5.
Постановка качественных опытов по исследованию зависимости направления магнитного поля от направления и величины тока. Расчет массы тела по его плотности.
6.
Постановка качественных опытов по изменению величины и направления индукционного тока. Расчет механической работы.
7.
Измерение уменьшения температуры горячей воды (или увеличения температуры холодной воды) при ее смешивании с холодной (горячей). Расчет заряда, прошедшего через проводник.
8.
Постановка качественных опытов по исследованию зависимости силы трения от площади соприкасающихся поверхностей и рода поверхностей. Расчет сопротивления по закону Ома для участка цепи.
9.
Постановка качественных опытов по исследованию зависимости размеров изображения и расстояния до него от расстояния до источника света. Расчет сопротивления проводника по его удельному сопротивлению, длине и площади поперечного сечения.
10.
Измерение удлинения пружины от веса груза, подвешенного к ней. Расчет общего сопротивления последовательного и параллельного соединения проводников.
11.
Проверка предположения: при увеличении массы груза пружинного маятника в 4 раза период его колебаний увеличивается в 2 раза. Расчет пути или скорости при равноускоренном движении.
12.
Постановка качественных опытов по исследованию зависимости скорости испарения от площади поверхности жидкости и рода жидкости. Расчет центростремительного ускорения при движении тела по окружности с постоянной скоростью.
13.
Измерение веса тела в воздухе и веса тела, полностью погруженного в жидкость. Расчет силы Архимеда.
14.
Измерение силы упругости и удлинения пружины. Расчет жесткости пружины. Задача на построение изображения в плоском зеркале.
15.
Измерение пути и времени при равномерном движении тела. Расчет работы или мощности электрического тока.
16.
Измерение объема твердого тела и его массы. Расчет плотности вещества, из которого оно изготовлено.
17.
Измерение силы трения, возникающей при скольжении бруска по горизонтальной поверхности, при различных давлениях бруска на стол. Задача на построение изображения в рассеивающей линзе.
Формы организации образовательного процесса:
Для организации занятий используются следующие формы:
-
лекционное изложение материала;
-
эвристические беседы;
-
практикумы по решению задач;
-
исследование физического процесса;
-
работа в малых группах.
Вид контроля:
-
фронтальная беседа;
-
фронтальный опрос;
-
тестирование.
Ожидаемые результаты:
1) Осознание практической значимости предмета физики;
2) Расширение интеллектуального, творческого кругозора;
3) Приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;
4) Совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения «вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА № 3 г.БЕЛОЯРСКИЙ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор школы ____________О.В.Меньщикова ___________А.М.Харисова
«____»_______________2014 г. «____»_______________2014 г.
Программа курса по выбору
«Решение экспериментальных задач по физике»
Учитель: Тиньгаева М.А.