План-конспект урока на тему Плавание тел (7 класс)

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-исследование в 7 классе по теме «Плавание тел»


Задачи урока:

Закрепить закон Архимеда. Изучить условия плавания тел. Формировать умения объяснять поведение тел (тонет, плавает, всплывает) сравнением силы тяжести и силы Архимеда; плотности жидкости и плотности тела. Ознакомить с применением закона Архимеда для создания надводных и подводных средств передвижения

Оборудование:

  1. Для учащихся: мензурки с водой, 3 тела равного объёма разной массы (аптечные пузырьки, с поваренной солью) на нитках.

  2. Для демонстраций: различные тела (картофелина, пластилин, пробка, кусок парафина, деревянный цилиндр и другие), сосуды с водой и с концентрированным раствором соли.

  3. Презентация "Плавание тел".

Ход урока

I.Повторение и актуализация знаний:

1. Проверка домашнего задания: упр26 (4,5)

2. Фронтальный опрос(cл2 ):

.
1. Какая сила называется выталкивающей силой? Какова причина ее возникновения? От каких величин она зависит?

2.Сформулируйте закон Архимеда..
3. Что называется силой тяжести? Куда она направлена? Формула силы тяжести.

4. Что называется равнодействующей силой?
5. Как находится равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в одну сторону? В разные стороны?
6. Как будет вести себя тело под действием двух равных, но противоположно направленных сил?

7. Повторим формулы (сл 3)

2. Изучение нового материала

1. Вступление учителя (сл 4)

-Сегодня мы должны узнать и ответить на такие вопросы: Почему некоторые тела плавают на поверхности жидкости, а некоторые тонут? Почему гвоздь из железа тонет, а корабль, сделанный из железа плавает? За счет чего могут погружаться и всплывать подводные лодки и рыбы?

Демонстрация 1: тела одинакового объёма, но разной плотности по-разному ведут себя в воде

Демонстрация 2: картофелина тонет в пресной воде и всплывает в солёной

Демонстрация 3: кусок пластилина тонет в воде, а лодочка из этого куска плавает

(После каждой демонстрации обсуждение и выдвижение учениками гипотез для объяснения увиденного.)

-Теперь мы должны проверить свои гипотезы с помощью экспериментов и сделав выводы построить теорию условий плавания тел (ответить на вопросы: при каких условиях тело тонет, при каких всплывает, при каких плавает, от чего зависит степень погружения тела в жидкость . У вас на столе 3 пузырька одинакового объёма но разной (известной) массы, мензурки с водой и таблицы для записи полученных результатов.

2. Ход исследования

(Для эффективного использования времени урока учеников можно разделить на группы по 4-5 человек. Члены группы распределяют между собой расчётные работы при обработке результатов эксперимента.)

-Учитель сообщает массу тел в граммах. Ученики переводят в кг и заносят в таблицу (сл 5)

- Ученики измеряют объём тел с помощью тела с наибольшей массой, одновременно наблюдают поведение тел (тонет) и заносят полученные данные в таблицу (сл.6)

-Ученики проводят наблюдения, помещая в воду тела, рассчитывают силу тяжести, архимедову силу и плотность тел. Производят соответствующие расчёты и заполняют таблицу (сл 7,8,9)

(Слайды с заполняющейся таблице выводятся на экран после ответов учеников )

Масса тела

m, кг

Объём тела

V, м3

Сила тяжести

Fтяж =mg (Н)

Выталкивающая сила

FА=ρgV, (Н)

Плотность тела

План- конспект урока на тему Плавание тел(7 класс), (кг/ м3)

Характер плавучести

1


2


3


3. Анализ результатов эксперимента

  • Сравните силу тяжести, действующую на тело и архимедову силу в каждом из 3 опытов. Вывод(сл 10) ученики записывают в тетрадь.

  • Сравните плотность тела и плотность воды в каждом из 3 опытов. Вывод(сл 11) ученики записывают в тетрадь


  1. Математическое обоснование второго вывода (сл 12 и 13)

  2. Анализ случая. Когда тело всплывает из жидкости (анимация на сл. 14)

  3. Исследование плавания тел на поверхности жидкости и зависимости степени погружения от плотности тел и жидкости.

  • Демонстрация 4: Плавание на поверхности воды пробки и куска парафина.

  • Ученики записывают вывод (сл 15)


  1. Рассказ учителя о применении условий плавания тел для объяснения плавания подводной лодки, рыб и кораблей. ( сл. 16-20)

  2. Закрепление материала

Учащиеся отвечают на вопросы со слайдов 21 -26

  1. Проверка усвоения нового материала

Блиц-опрос (сл.27-30)

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок (в течении всего урока ученики получали жетоны-«спасательные круги» за правильные ответы. За 5 и более жетонов оценка «5»)

  2. Домашнее задание (сл 31)

© 2010-2022