- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока по физике на тему Закон Ома (8 класс)
Конспект урока по физике на тему Закон Ома (8 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ляляскина Л.Б. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
8 класс
Тема урока: Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление.
Цель урока: показать зависимость электрического тока на участке цепи от напряжения, дать понятие сопротивления; учить решать типовые задачи; формировать и закреплять умения учащихся снимать показания электрических приборов, анализировать их, обобщать, делать выводы.
Оборудование: источник тока (гальванические элементы), амперметр, вольтметр, ключ, резисторы с разным сопротивлением, соединительные провода, проектор, ноутбук, экран.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.
1. Учащиеся записывают на доске решения домашних задач, вызвавших затруднения.
Вопросы для организации беседы c остальными учащимся.
-
Как движутся свободные электроны в проводнике при наличии тока в нем?
-
Из каких частей состоит электрическая цепь?
-
Какими величинами характеризуется электрическая цепь?
-
Каким прибором измеряют силу тока и напряжение?
-
Как подключают эти приборы в цепь?
-
Каковы единицы измерения величин?
2. Устный физический диктант (работа в парах).
Первый учащийся за партой называет величину, второй её единицу в СИ, по цепочке участвует весь класс.
II. Изучение нового материала
Мы познакомились с основными характеристиками любой электрической цепи: силой тока, напряжением. Установим, как они связаны друг с другом. Инструктаж ТБ.
Опыт 1. (Работа в группах) Собираем установку по схеме (на доске), состоящую из источника тока, резистора, ключа, амперметра и вольтметра. Замыкаем цепь, и снимаем показания приборов. Повторяем опыт, присоединяя еще одну батарейку. Полученные данные вносим в таблицу. (В таблице приведены ориентировочные данные, полученные детьми)
U, В
I, А
1,5
0,75
3
1,5
Вывод: Во сколько раз возрастает напряжение, во столько же раз увеличивается сила тока в цепи. (Вывод формулируют дети по результатам экспериментов)
В математике такая зависимость называется прямой пропорциональностью, в физике зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах - вольт-амперной характеристикой проводника. Графически ее можно изобразить в виде графика. Постройте в тетрадях график зависимости силы тока от напряжения по полученным данным. Удобно строить такие графики в программе Excel, они получаются красивыми и их легко изменить.
Используя проектор, демонстрируем на экране возможности программы Excel.
Опыт 2. Собираем электрическую цепь, подключая разные проводники, поддерживая постоянное напряжение. Результаты вносим в таблицу.
(В таблице приведены предполагаемые ориентировочные данные)
V, В
I, А
1,5
0,75
1,5
1,5
1,5
0,4
Вывод: Сила тока в проводнике зависит не только от напряжения на его конца, но и от свойств самого проводника.
На практике зависимость силы тока от напряжения записывают так , или же , где
R - электрическое сопротивление проводника. Сопротивлением называется свойство проводника ограничивать силу тока в цепи.
Единица сопротивления в СИ - 1 Ом.
1 Ом - это сопротивление такого проводника, в котором течет ток силой 1 А при напряжении на его концах 1 В.
Лучшими проводниками электричества являются серебро и медь. Для нагревательных элементов используют нихром.
Это важно знать!
Электрическое сопротивление тела человека.
Величина электрического сопротивления человека зависит от индивидуальных особенностей организма. Однако можно привести следующие средние цифры:
Влажная кожа - 1000 Ом;
Сухая кожа - 500 000 Ом;
Внутренние ткани, органы человека 100-500 Ом. Электрический ток, проходя через тело человека, оказывает следующие воздействия:
До 0,01 А - практически не ощущается;
0,02 А - болевые ощущения;
0,03 А - нарушается дыхание;
0,07 А - дыхание затруднено;
0,1 А - фибрилляция сердца, которая может привести
К смерти; 0,2 А - сильные ожоги, остановка сердца. Переменный ток более опасен, чем постоянный.
Обратим внимание на результаты эксперимента, сделаем вывод.
Вывод: Во сколько раз увеличивается сопротивление участка цепи, во столько же раз уменьшается сила тока.
В математике такая зависимость называется обратной пропорциональностью. Графически она выглядит так.
Обобщая результаты опытов, приходим к выводу.
Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
Данная формулировка и является законом Ома для участка электрической цепи. Из закона Ома получаем выражение для напряжения и сопротивления
Краткая историческая справка. Знаменитый немецкий физик - Гео́рг Си́мон Ом. (Презентация).
III. Закрепление нового материала. Решение задач.
1. Напряжение на зажимах утюга равно 220 В. Нагревательный элемент утюга имеет сопротивление 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?
2. На цоколе электрической лампы написано 3,5 В; 0,28 А. Что это значит? Найдите сопротивление спирали лампы.
3. Заполните таблицу
I
U
12
2
0,2
4
0,6
2,4
1,6
0,4
0,25
8
4. На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Сопротивление какого проводника больше и во сколько раз?
В
А
-
Рефлексия. Какие физические величины характеризуют прохождение электрического тока по проводнику? Как найти одну из них, зная две другие? Что было самым сложным на уроке? Что легко удалось?
Игра «Самый смелый!» К доске выходит один учащийся, дети задают ему вопросы по теме урока (минимум - 10 вопросов). На доске фиксируем все ответы. В результате игры оценку получает отвечающий, и тот ученик, который задал лучший вопрос.
V. Домашнее задание.
Выучить параграф учебника. Подготовить сообщение «Природа электрического сопротивления». Ответить на вопрос «Почему во время грозы не рекомендуется стоять под деревом?»