Рабочая программа по физике 7-9

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания образования по физике для основной школы. Она предназначена для ведения эксперимента в школах, работающих по образовательной системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Разрабатываемый курс нацелен на:

• формирование на достаточно высоком уровне физических понятий по таким базовым критериям, как предметность, обобщенность и системность;

• развитие учебной самостоятельности, связанной с умением оценить границы своего знания-незнания, наметить план собственной учебно-познавательной деятельности, продемонстрировать оптимальное поведение в ситуации выбора;

• освоение учащимися теоретико-экспериментального метода, связанного с пониманием необходимых условий происхождения физического знания и предполагающего умение различать «видимое» и «мыслимое», строить рассуждения в категориях «возможного» и «действительного»;

• освоение учащимися ценностей и техник учебного и делового сотрудничества с формированием позиционного видения предмета и умений сопоставлять различные точки зрения, продолжать логику чужого действия, вскрывать основания действий других участников совместной деятельности; проявление этих умений в совместных телекоммуникационных проектах;

• становление устойчивой учебно-познавательной мотивации, стремления к поиску наиболее рациональных способов действия, постепенный переход к продуктивным формам деятельности (создание и предъявление полноценных результатов собственных исследований, создание собственных информационных источников - учебника, справочника, энциклопедии)

Изучение физики должно создать условия для успешного освоения других учебных предметов области «Естествознание» в основной школе и продолжения образования в старшей профильной школе.

Предлагаемый нами подход к построению курса физики предполагает ряд шагов в плане коррекции содержания и методики обучения:

• представление курса физики в виде системы ключевых учебных задач с логически обоснованными для ученика переходами между ними;

• уход от частностей с переносом акцента на работу с физическими теориями (моделями);

• разбиение материала курса на несколько логически завершенных блоков, которые осваиваются в режиме концентрированного обучения через серию «погружений»;

• использование форм, предоставляющих учащимся пространство для пробы и поиска, самостоятельной исследовательской и проектной деятельности, для самоопределения и проявления учебной самостоятельности (элементы лекционно-семинарских занятий, устные и письменные дискуссии и т.п.);

• отказ от поурочного оценивания учащихся, переход к большему разнообразию в системе оценивания (безотметочное обучение, зачетная система, введение рейтингов);

• переход к различным сетевым проектам, усиление роли внеклассной учебной и учебно-познавательной деятельности;

• качественное изменение работы с различными информационными источниками (работа с пониманием, оценкой, развитием текста).

Реализация обозначенных требований повлекла за собой, прежде всего, отказ от общепринятой логики изложения физики. Курс физики должен обеспечивать материал и контекст для развертывания действия моделирования на новом уровне углубленности и самостоятельности. Отсюда вытекают требования к содержанию:

• курс физики не должен строиться по принципу равномерного охвата существующих тематизмов, но должен концентрироваться вокруг углубленной проработки и творческой реконструкции ключевых физических понятий и моделей;

• содержание курса должно задавать полноценный контекст для дифференциации действия моделирования, обеспечивая организацию всего набора необходимых проблемных сюжетов: фоновых (ситуации прогнозирования и управления) и фокусных (столкновение модели с реальным и возможным мирами, а также с другими моделями).

Например, центрация на развернутом моделировании заставила нас начинать базовый курс (7-8 классы) с молекулярно-кинетической теории газа, а не с классической аксиоматически построенной (Ньютоновской) механики. Такой подход позволяет перейти от традиционной логики непротиворечивого изложения учебного содержания к деятельностной схеме образовательного процесса. Это предполагает такое построение развивающих учебных дисциплин, при котором в сжатой и преобразованной форме воспроизводится историческая логику становления понятий (моделей, теорий). Если обратиться к истории физики, то становится очевидным, что оформление различных идей об устройстве мира (о его «кирпичиках» и способах их «связывания») происходило задолго до их успешной формализации и «упаковки» с использованием математического аппарата, разработанного Ньютоном. Поэтому начинать с освоения аксиоматических построений представляется нецелесообразным.

Курс ориентирован на классы, обучающиеся в образовательной системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, где дети как правило готовы к напряженной мыслительной работе, если им предъявлено соответствующее проблемное содержание. Однако он может использоваться и в других образовательных системах, нацеливающих учащихся на обнаружение и преодоление содержательных противоречий, самостоятельное продвижение в предмете.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

В последнее время общее образование во всем мире стоит перед необходимостью модернизации. Идет интенсивный поиск новых ориентиров, отвечающих запросам стремительно развивающегося социума. Общими усилиями специалистов нащупываются контуры будущей образовательной системы, которая должна интегрировать последние достижения педагогической науки и практики. В этих переходных условиях проектирование любой части школьной программы сопряжено с ответственностью за ее будущую целостность. Именно поэтому при разработке курса физики необходимо предугадать и учесть общее направление, в котором эволюционирует организация образовательного процесса.

На наш взгляд отправной точкой для решения этого вопроса может служить теоретическое положение Л.С. Выготского, согласно которому глубинной характеристикой всякой образовательной модели и существенным критерием различения этих моделей является психологическая трактовка обучения, развития и связи между ними. Следуя этому положению, можно различить три основные образовательные модели, влияние которых просматривается в образовательной практике.

Первая модель (назовем ее «учебной») видит в образовательном процессе главным образом процессы обучения (учения). Что же касается развития, то оно рассматривается в основном как стихийное психофизическое взросление, выступающее фоном и общей предпосылкой обучения. Соответственно психологической опорой этой модели выступают концепции, описывающие психологические механизмы передачи культурной информации от учителя к учащемуся и закрепления этой информации в памяти последнего в форме знаний-умений-навыков.

Вторая модель (назовем ее «смешанной» или «переходной») исходит их того, что помимо обучения существует еще и психическое развитие, и рассматривает их как два самостоятельных (хотя и влияющих друг на друга) процесса, обеспечивающих прогресс ребенка. При этом результатом обучения выступают приобретаемые знания-умения-навыки, а результатом психического развития, которое стимулируется специальными занятиями и тренингами - различные психические способности (на пример, виды памяти, мышления, воображения).

Наконец, третья модель, контуры которой были намечены Л.С. Выготским, трактует образование как процесс «культурного развития», в котором сообразное возрасту обучение (присвоение индивидом культурных средств и способов действия) является необходимой составляющей, поскольку закладывает «зону ближайшего развития», т.е. провоцирует, направляет и поддерживает этот процесс. Интегральным результатом такого развития, которое имеет циклическую структуру, является становление у индивида в конце каждого цикла зрелых форм инициативного социального действия, опирающегося на тот культурный ресурс, который предусмотрен обществом в лице образовательной системы.

Если принять данную типологию, то можно с достаточной долей уверенности констатировать медленное, но неуклонное смещение мировой образовательной практики от первой модели через вторую к третьей. Иными словами, естественный ход развития образовательных систем тесно связан с ассимиляцией идеи развития в ее антропологическом варианте и имеет вектор, идущий от полюса «учебной» модели к полюсу модели «культурного развития», которая и выступает, на наш взгляд, стратегическим ориентиром проектирования образовательных процессов.

В основной школе на первый план в жизни ребенка выходит линия смыслообразования, и учебно-образовательный процесс должен оказаться созвучен новой доминанте - личной инициативе и индивидуализации. По-видимому, условием реализации этих целей могут стать три сопряженных момента:

• сведение к минимуму учительского контроля за ходом учебной деятельности в рамках дисциплин, которые осваивались с начала школы;

• организация развернутой практики квазиисследования (т.е. учебной деятельности) на новом материале и с высокой степенью творческой самостоятельности;

• организация практики инициативного опробования освоенных способов действия в широких задачных контекстах (например, в рамках проектов).

Согласно нашим предположениям, соблюдение указанных условий должно иметь своим следствием три основных момента:

• освоение программного материала на уровне, позволяющем свободно адаптировать освоенные средства/способы действия к различным контекстам;

• завершение формирования «учебной деятельности» как обобщенного и внутренне мотивированного способа освоения понятийного содержания;

• формирование начальных форм теоретического мышления (анализ, планирование, рефлексия) как обобщенной мыслительной способности, относительно независимой от исходного предметного материала.

В настоящее время действует базисный учебный план, предусматривающий профильное обучение в 10-11 классах и базовое обучение физике в 7-9 классах. Фактически это означает возврат к радиальному построению курса физики, который обобщения фактов, сведений, опыта частного характера. Необходимо с самого начала, без «первоначального накопления физических знаний», выделить содержательные линии прорыва к существенным, базовым, наиболее принципиальным моделям и лишь затем переходить к их конкретизации (это описано у В.В. Давыдова как «восхождение от абстрактного к конкретному»).

Согласно принятой нами теоретической схеме, важной линией организации учебной деятельности в основной школе выступает опробование освоенных средств/способов действия. Опробование, с одной стороны, способствует осмыслению освоенных знаний и умений, а с другой стороны, способствует их функционализации. Важно отметить, что существенным пространством опробования выступает, во-первых, межпредметная координации, большая роль в которой принадлежит физике; во-вторых, координация и пересечение собственно физических средств/способов (межтемная координация).

Межпредметная координация осуществляется, главным образом, в базовом курсе (в 7-8 классах) и может рассматриваться в разных контекстах. Так, физика вводит фундаментальные понятия, которые используются другими науками (масса, энергия, сила и др.); изучает закономерности, носящие всеобщий характер (например, законы сохранения); задает базовые способы рассмотрения природных процессов (например, динамический и статистический). Другая сторона координации состоит в особой мотивации, исходящей из других предметов в сторону физики и химии. Биология и география поставляют множество задач, на которых может происходить «функционализация» физического и химического «знания» (способов действия).

Особую роль играет понятийно-модельная форма координации (Б.Д. Эльконин). Она строится как перенос модели, выстроенной в одном предмете в качестве объекта изучения в другой предмет, где она приобретает статус средства изучения и понимания. В указанных переходах сама модель становится предметом опробования - пробным телом изучения реальности. Например, в курсе химии (6-7 классы) «выращивается» модель молекулярного строения вещества, которая переносится в качестве средства в физику (7 класс).

Важную роль играет и обратная ситуация - когда нечто, выращиваемое в качестве средства в одном предмете, становится специальным объектом изучения в другом предмете. Например, физика становится базой для постановки задач; порождаемые средства становятся предметом математической обработки (они выводятся на новый уровень обобщения, рассматриваются как всеобщие - отрываются от порождающей среды) и, затем, возвращаются в физику для построения широкой практики использования. Аналогичным образом может строиться координация между физикой и другими естественнонаучными дисциплинами (только теперь задачи ставятся на уроках биологии и географии, а порождаемые там средства переносятся в качестве специального объекта изучения на уроки физики).

Если рассматривать физическое образование изолированно от других предметов, третья линия разворачивания учебной деятельности становится доминантной в обобщающем курсе (9 класс). Здесь происходит подлинная функционализация освоенных на предшествующих этапах обучения средств/способов действия.

Специфика физики, как дисциплины основной школы, состоит в том, что в ее содержании могут быть сразу выделены несколько «конкурирующих» позиций, что отличает ее от учебных курсов начальной школы. Например, закладываемый в курс математики «величинный подход», достаточен для развития понятия действительного числа на протяжении нескольких лет и оказывается недостаточным лишь в геометрическом материале. Иными словами, в начальной школе в изучаемой дисциплине выделяется определенное «исходное отношение», конституирующее значительную часть содержания учебного предмета, т.е. формируется общий способ действия, который затем конкретизируется, обогащается, но в основе своей остается неизменным. Так понятие числа, как отношение величины к мере, может быть реализовано на целых, дробных, иррациональных числах без изменения исходной модели.

Что касается физики, то в ней осуществляется своеобразная историческая реконструкция ее предмета, которая связана не только с насыщением и конкретизацией модели, но и с принципиальной сменой модельных оснований. Следует особо отметить, что в разработанном курсе физики все модели строятся учащимися самостоятельно, а не даются «в готовом виде». Например, такая модель, как идеальный газ, в традиционном обучении описывается в самом начале изучения соответствующей темы и не предполагает специальной деятельности учащихся по ее созданию. Эта модель, с одной стороны, конкретизируется на уровне газовых законов, с другой - обнаруживает свои границы и выводит на новую модель - реальный газ.

Может показаться, что изучение «границ применимости» будет недоступно учащимся основной школы. Это не так, напротив, понимание абстрактной (не наполненной деятельностным содержанием) схемы оказывается доступным только отдельным детям в классе. Когда же в классе последовательно разворачивается борьба между имеющимися представлениями и новыми фактами, когда эта борьба выливается в четкую фиксацию противоречия, практически все учащиеся оказываются втянутыми в проблему. Ее разрешение приводит класс (и большинство учащихся) к пониманию ограниченности прежних представлений, а значит, и к пониманию их модельного характера. Знание вне границ («абсолютное знание»), вне условий своего получения и существования (применения) - есть абстрактное знание, которое не может стать основой образования и развития подростка.

Логика курса физики должна создавать предпосылки для организации ситуаций в уроке, которые позволяют ученикам под руководством учителя, в кооперации с другими учениками и самостоятельно (пропорции первого, второго и третьего варьируются от возраста к возрасту, от класса к классу, от ребенка к ребенку и определяются педагогом на основе опыта и через осмысленные пробы), обнаруживать некоторые общие (всеобщие) основания предмета. Деятельностный подход к обучению накладывает серьезные ограничения: далеко не все, что может быть отнесено к категории всеобщего в физике, может быть положено в учебный предмет. Проще говоря, «рассказать» можно все, что угодно, организовать ситуацию «делания» можно только на специально выстроенном содержании.

Рассматривая новую программу основного физического образования, следует остановиться на таком непростом вопросе, как разумность математизации выявляемых и изучаемых закономерностей. Уже в начальной школе важное значение придается освоению различных предметных, символьных, графических моделей. Понятно, что в основной школе усиливается роль переходов между различными способами описания существенных отношений, в том числе, знаково-символьных и графических. Особенно это актуально в связи с современным уровнем информатизации общества. Создавая курс физики, мы исходили из того, что важным показателем усвоения физических понятий на понятийном уровне является умение «переводить» прочитанное и сказанное, увиденное и сделанное на разные «языки». При этом центральное место отводится графическому моделированию, формальные алгебраические преобразования осваиваются в минимально необходимом объеме (простейшие зависимости) и обязательно интерпретируются в других «языках» (в графиках, схемах, рисунках).

В результате изучения элективного курса «Введение в физику» в 6 классе (с опорой на знаний и умения, приобретенные в курсах окружающего мири и природоведения) учащиеся получают достаточный (для последующего обучения) опыт осуществления физического эксперимента. Вводится специальная «схема опыта», которая выступает прообразом функции двух переменных и получает конкретизацию на разнообразном содержании (переход от функции двух переменных к нескольким функциям одной переменной при фиксации параметра). Ученики продолжают осваивать средства и способы прямых и косвенных измерений, работают с алгебраическим и графическим способами отображения зависимостей.

Значительное время в курсе 6 класса отводится введению двух важнейших способов описания явлений - силовому и энергетическому, - которые получат дальнейшее развитие в 7-9 классах.

Резюмируя можно сказать, что пропедевтический курс представляет собой «описательную физику» и завершается предварительной постановкой задачи на построение физических теорий (на детском языке - поиск «объяснений» открытых закономерностей). «Объяснительная физика» строится в 7-8 классах в рамках базового курса физики, посвященного двум центральным вопросам физики - «Из чего построен мир?» и «На чем мир держится?». Нобелевский лауреат Абдус Салам выразил это так: «Издавна человек стремился познать и понять окружающий его физический мир. На протяжении долгой истории этого познания он всегда верил, что окончательное решение будет законченным и лаконичным в своих исходных принципах. Исследования развивались в двух направлениях: с одной стороны - поиски элементарных составляющих, из которых образовано все вещество, а с другой - разработка идей, которые позволили бы унифицировать наши представления о силах, действующих между этими элементарными составляющими».

7 класс посвящен элементам структурной физики - молекулярно-кинетической теории строения вещества. Опираясь на молекулярную гипотезу («все есть частицы и пустота, в которой движутся частицы»), мы начинаем последовательно строить молекулярно-кинетическую теорию газа: учимся измерять макропараметры газа, выражаем макропараметры через микропараметры (ставится новая задача, связанная с теоретическим описание газа). Реализуя силовой способ рассмотрения и описания явлений, ученики «открывают» зависимость давления газа от микропараметров; реализуя энергетический способ, ученики «открывают» зависимость температуры газа от микропараметров. Пересечение этих двух способов выводит нас на уравнение Клапейрона (объединенный газовый закон), и, как следствие, на газовые законы. Теперь появляется возможность экспериментальной проверки построенной теории газа.

На следующем этапе обнаруживается, что построенная таким образом теория идеального газа оказывается ограниченной: эксперимент демонстрирует нарушение газовых законов, а при анализе фазовых превращений обнаруживается «нарушение» закона сохранения энергии. Приходится предположить, что наши представления о веществе как о частицах и пустоте нуждаются в уточнении: «все есть частицы и поля». Так мы выходим на задачу 8 класса - изучение полей (гравитационного, электрического, магнитного).

Силовой способ рассмотрения гравитационных и электрических явлений выводит нас на понятие напряженности поля, а энергетический способ - на понятие потенциала. Пересечение этих двух способов позволяет выйти на законы постоянного тока, поддающиеся экспериментальной проверки (повторяется логика 7 класса). Важную роль играет рассмотрение гравитационного поля, что позволяет использовать гидродинамическую аналогию и изучить ключевые понятия электродинамики в 8 классе на доступном учащимся уровне.

Вначале идея поля выступает как некоторая гипотеза, возможно, просто слово, термин. Действительно, никакие эксперименты не позволяют опровергнуть теорию дальнодействия: частицы могут «чувствовать» друг друга на расстоянии и мгновенно, и все эмпирические законы (всемирного тяготения, Кулона) совершенно этому не противоречат. Только обнаружение взаимопревращений магнитного и электрического полей, а также возможности излучения электромагнитных колебаний позволяет обосновать целесообразность введения поля как реального посредника взаимодействия тел. С такой постановки проблемы начинается 9 класс, что выводит учащихся на задачу изучения волновых и колебательных процессов. Обнаружение явлений, которые не могут быть объяснены с волновой точки зрения, выводит нас на новый уровень рассмотрения корпускулярных представлений (элементы квантовой физики).

Вопросы современной физики, отнесенные к курсу основной школы, чересчур сложны для освоения учащимися 9 класса. Поэтому допускается, что лишь часть учащихся изучат их достаточно глубоко, остальные получат общее представление об атомной и ядерной физике. Важная роль отводится обобщению и систематизации знаний по всем изученным разделам физики (механика, электродинамика, молекулярная физика и термодинамика).

Важно отметить, что при получении основного уравнения молекулярно-кинетической теории газа, выяснении смысла температуры, изучении полей происходит обращение к элементам механики. Учащиеся поставлены в такие условия, при которых им приходится совместно с учителем искать средства разрешения учебных проблем, и этими средствами оказываются импульс как характеристика удара, кинетическая энергия молекулы как характеристика теплового равновесия, законы сохранения импульса и энергии и т.п. Как следствие, практически все основные понятия и законы механики появляются в качестве средств решения других задач в базовом курсе. Специальным объектом изучения они становятся лишь в 9 классе, где происходит своеобразная «перефокусировка»: то, что было средством решения задач на определенном классе объектов в 7-8 классах (законы механики) превращается в объект изучения в 9 классе.

Как уже отмечалось, в средней школе организация учебной деятельности должна обеспечивать более дифференцированную и углубленную работу с моделями, а также тенденцию к наращиванию самостоятельности и инициативности. При этом общий замысел курса физики состоит в том, что обучение должно преодолеть, изменить наивно-бытовую картину мира, не допустить параллельного существования бытовых и научных представлений. Последнее усложняет педагогическую задачу, поскольку не позволяет игнорировать детские, интуитивные, наивно-натуральные представления. Если действовать исходя из представлений о tabula rasa, то мы получим обычное явление, которое часто называют формализмом знаний: знания научные будут выстроены на параллельных путях со знаниями житейскими, эти параллельные не пересекаются, не конфликтуют, прекрасно уживаются в человеке, изучение научных предметов не меняет картину мира у ребенка.

Все это означает, что, с одной стороны, необходимо поддерживать инициативное детское действие, но с другой - ограничивать направления их инициатив. Так называемое детское творчество, не положенное в определенные культурные рамки, перестает быть творчеством, становится пустым, бессмысленным времяпрепровождением.

Такая постановка педагогической задачи внутренне противоречива, поскольку предполагает, с одной стороны, принятие спонтанных (житейских) представлений подростков о физических явлениях в качестве исходной опоры образовательного процесса, а с другой - создание условий для преодоления этих представлений путем постепенного осмысления ряда проблемных ситуаций и поэтапного построения все более совершенных физических моделей.

Приведенные рассуждения позволяют уточнить особенности методов и форм организации разрабатываемого курса физики.

Так, при изучении нового материала вместо традиционного «вопрос - ответ» предлагается переходить к следующей схеме построения урока:

  1. постановка конкретно-практической задачи;

  2. решение поставленной задачи (индивидуальное, групповое, общеклассное);

  3. обсуждение результатов с последующей проблематизацией;

  4. постановка учебной задачи через возникшую проблему;

  5. пересмотр и рефлексия старого способа действия.

В центре методики - стержневой для развивающего обучения задачный подход с акцентированным моделированием. Сначала должна быть построена и сформулирована задача, а затем, в процессе ее решения, появляются необходимые средства (понятия, модели). Пока в них нет необходимости, понятия и модели не вводятся, на начальных этапах рассматриваемого явления некоторые понятия могут быть лишними - они появляются по ходу решения проблем. Каждый шаг в понимании физики - фиксация и преодоление противоречий между старым способом действия и новыми условиями и задачами.

В числе основных особенностей организации образовательного процесса в рамках данного курса следует назвать максимальное развертывание «проблемных точек», требующих от учащихся способности выдерживать «напряжение противоречия» (Гегель): длительно, разнообразно и самостоятельно действовать в этом напряженном поле. В результате пространство каждого урока превращается в арену схватки разных мнений, версий, гипотез. Это требует сдвига позиции учителя в сторону партнерства, сотрудничества, что особенно важно, когда само содержание выстраивается по ходу учебного процесса.

Отметим еще одну особенность методики, которая призвана усилить спонтанную активность учащихся. Учебный процесс организуется таким образом, что представления о физических явлениях получают собственно научное терминологическое оформление не до, а после серьезной, иногда длительной, работы с ними. Так, с первых уроков учащимся разрешается употреблять любую, в том числе достаточно размытую с научной точки зрения или даже бытовую, терминологию. Смысл употребляемых терминов каждый раз определяется обсуждаемой ситуацией и уточняется в процессе содержательного продвижения.


  1. ОПИСАНИЕ КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Преподавание ведется в форме концентрированного обучения: материал изучается блоками. Целесообразно организовать обучение в концентрированной форме - 8 погружений по 8 часов в течение учебного года при нагрузке 2 часа в неделю.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в разделе 6. Планируемые результаты изучения курса физики.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИКУ» - 6 класс (68 часов)

Тема: «Физика и физический эксперимент» - 34 ч

Первый учебный блок«Физический опыт и его схематизация» -8 ч

Чем занимается и чем не занимается физика (задача на различение предмета и объекта науки). Разные способы получения ответов на вопросы , введение в экспериментальный метод изучения природы.

Физический опыт. Различение и описание начального («что было») и конечного («что стало») состояний. Выделение и описание основного (существенного) действия по воспроизводству явления (переводу объектов из начального состояния в конечное). Различение «видимого» и «мыслимого» через противопоставление двух типов вывода к опыту: 1) обращенного к самому явлению и условиям его воспроизводства; 2) обращенного к причинам наблюдаемого явления. Различение «мышления» и «измышления», «точки зрения» и «мнения» по критерию обоснованности (проверяемости).

Предварительная (промежуточная) схематизация физического опыта (прообраз функции одной переменной). Введение обратного действия, возобновляемость явления через воссоздание начальных условий, первоначальные представления об обратимости и необратимости процессов. Интерпретация взаимно обратных арифметических действий (сложение и вычитание, умножение и деление) через промежуточную схему опыта; перевод текста в схему и обратно для простейших ситуаций (движение, взвешивание).

Полная схема физического опыта (прообраз функции двух переменных). Поиск «нетривиального» обратного действия и обнаружение необходимости трансформации схемы (замена конкретных состояний на наблюдаемые явления). Первоначальное представление о динамическом равновесии через обнаружение «нулевого преобразования». Интерпретация прямой пропорциональной зависимости через схему опыта; перевод текста и таблицы в схему и обратно для алгебраических задач на движение, взвешивание, работу.

Второй учебный блок «Прямые и косвенные измерения» -8 ч

Постановка задачи на управление (как антитеза манипулированию) и прогнозирование. Поиск и описание закономерных связей физических величин. Введение в проблему физических измерений; измеритель (прибор) и измеряемое7. Прямые измерения (на примере температуры). Прогноз температуры смеси (формула Рихмана). Различение температуры и количества теплоты. Косвенные измерения (на примере количества теплоты); введение калории8, удельной теплоемкости. Получение теплоты при сгорании топлива. Коэффициент полезного действия (КПД).

Рычажные весы. Правила взвешивания9. Решение практических задач на прямое и косвенное измерение длин, площадей, объемов (работа с прямой пропорциональной зависимостью). Первоначальные представления о погрешности измерений.

Третий учебный блок «Работа с графическим способом отображения зависимости» -8 ч

«Пульт управления» как средство формализации задачи на управление и прогнозирование. Введение физических величин и их буквенных обозначений, введение условных обозначений. Первоначальное представление о зависимости. Независимые и зависимые величины в схеме опыта и на «пульте управления», введение параметра через фиксацию независимой величины (переход от функции двух переменных к функции одной переменной).

Работа с графиком как средством формализации зависимости. Интерпретация действий с помощью схемы опыта, «пульта управления», таблицы и графика.

Введение таблицы как средства записи экспериментальных данных. Переход от таблицы к графику как совокупности экспериментальных точек. Переход от точек к гладкой кривой на примере прямой пропорциональной зависимости (простейший случай интерполяции и аппроксимации). Прогнозирование результатов за пределами экспериментальных данных (простейший случай экстраполяции). Построение семейства графиков прямой пропорциональной зависимости. Интерпретация угла наклона графика к оси абсцисс.

Четвертый учебный блок «Работа с алгебраическим способом отображения зависимости» -8 ч

Введение среднего арифметического и среднего взвешенного. Формула расчета массы составного тела (пропорциональность общей массы и количества тел при постоянной средней массе одного тела, пропорциональность общей массы и средней массы одного тела при постоянном количестве тел).

Равномерное и неравномерное движения, «естественный» (траекторный) способ описания движения. Представление о направлении движения. Формула расчета пути (пропорциональность пути и времени при постоянной скорости движения, пропорциональность пути и скорости при постоянном времени движения). Средняя путевая скорость. Интерпретация задач на движение с помощью схемы опыта, «пульта управления», таблицы, графика и формулы. Изучение быстроты протекания процессов и зависимостей физических величин от времени, «изобретение» приборов для измерения пути, времени и скорости".

Получение постоянного и изменяющегося во времени электрического тока. Знакомство с источниками и потребителями электрического тока, простейшими электрическими схемами и условными обозначениями. Простейшие опыты с электрическим током и их схематизация. Разные действия электрического тока и «изобретение» гальванометра. Знакомство с амперметром, вольтметром и омметром. Исследование зависимости силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении. Исследование зависимости силы тока от сопротивления при постоянном напряжении (введение обратной пропорциональной зависимости). Выдвижение и проверка гипотезы о зависимости напряжения от сопротивления при постоянной силе тока.

Конференция «Физический эксперимент» -2 ч

Тема: «Силовой и энергетический способы описания явлений» - 34 ч

Пятый учебный блок «Управление весом» -8ч

Различение массы и веса (обнаружение зависимости веса тела от окружающей среды). Изготовление пружинных весов (простейшего динамометра). Изображение «борьбы сил» с помощью стрелочек (на примере силы тяжести, веса тела, силы упругости, выталкивающей силы). Векторные и скалярные величины12. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой (на примере задачи определения веса тела в разных условиях). Пропорциональность силы тяжести и массы тела. Закон Архимеда.

Поведение тел в жидкостях, условия плавания. Плотность тела (пример введения относительного понятия). Представление об однородном и неоднородном материале. Средняя плотность. Зависимость массы тела от объема при постоянной плотности. Зависимость массы тела от плотности при постоянном объеме.

Шестой учебный блок «Управление силой» -8 ч

Управление силой с помощью простых механизмов (рычаги I и II родов, неподвижные и подвижные блоки, полиспасты, наклонная плоскость). «Выигрыш» в силе, правило рычага (отношение сил равно обратному отношению плеч). Поиск сохраняющейся величины для равноплечего рычага в статике (находящегося в равновесии). Введение «площадной модели», момента силы (пример введения мультипликативного понятия).

Управление силой с помощью гидравлического пресса. Поиск сохраняющейся величины для гидравлического пресса в статике. Давление, закон Паскаля. Зависимость давления от веса тела (силы давления) при постоянной площади опоры. Зависимость давления от площади опоры при постоянной силе давлении. Зависимость силы давления от площади опоры при постоянном давлении. Давление столба жидкости, гидростатический парадокс.

Седьмой учебный блок «Управление работой» -8 ч

Позволяют ли простые механизмы «выиграть» в энергии и повысить КПД («золотое правило» механики, невозможность создания вечного двигателя первого рода). Поиск сохраняющейся величины в динамике для разных простых механизмов. Введение представления о механической работе. Единицы измерения работы. Формула для расчета мощности. Единицы измерения мощности.

Решение расчетных задач с использованием нескольких формул (подстановка, проверка размерности).

Восьмой учебный блок «Управление энергией» -8 ч

Виды энергии и их источники, схемы превращения энергии. Устройства, позволяющие превращать энергию в механическую работу (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания). Сравнение «машин» по разным признакам. Опыты Джоуля, механический эквивалент теплоты.

Гипотеза о зависимости теплового действия электрического тока от разных величин. Исследование зависимости выделяющегося количества теплоты от времени при постоянных силе тока и сопротивлении. Исследование зависимости выделяющегося количества теплоты от сопротивления при постоянных силе тока и времени. Исследование зависимости выделяющегося количества теплоты от силы тока при постоянных сопротивлении и времени (введение квадратичной зависимости).

Конференция «Сила, работа, энергия» -2 ч

ФИЗИКА-204 ч.


7 класс (68 часов)

Тема «Основы молекулярной физики» - 32 ч.

Первый учебный блок «Молекулярная гипотеза» -8ч

Древнегреческие тексты, поэма Лукреция «О природе вещей», тексты Нового времени, представляющие различные точки зрения на строение вещества. «Макровзгляд» и «микровзгляд» на вещество. Гипотеза о дискретном строении вещества (пустота и движущиеся в ней частицы) и моделирование с ее помощью различных явлений (испарение и конденсация, диффузия, броуновское движение, теплопроводность и др.)14.

Вывод о связи температуры вещества и скорости движения его частиц на основании обнаружения и исследования зависимости скорости диффузии от температуры15. Изменение характера броуновского движения при изменении температуры среды. Различия в свойствах газообразного, жидкого и твердого состояний вещества. Соотношение между размерами частиц и расстояниями между ними для различных агрегатных состояний. Гипотезы о возможных причинах изменения размеров тел при нагревании (пример мысленного эксперимента). Изменение характера движения частиц при изменении агрегатного состояния вещества.

Второй учебный блок «Экспериментальный и теоретический методы изучения природы» -8 ч

Физика и другие науки (математика, биология, география, химия). Предположение об основных задачах учебного года.

Выбор газа в качестве основного объекта изучения и управления. Макропараметры газа (масса, объем, плотность, давление, температура) и задача их измерения. Экспериментальный метод изучения природы (открытие эмпирических законов) и решение задачи управления и предсказания. «Изобретение» приборов для измерения давления газа16 («регистраторы» - пружина с поршнем, столбик жидкости). Манометры и барометры. Эмпирический газовый закон Гей-Люссака, «изобретение» газового термометра. Температурные шкалы.

Эмпирический газовый закон Бойля - Мариотта. Трудности и ограничения экспериментального метода. Введение в теоретический метод изучения природы. Микропараметры газа (масса, «сплоченность» (концентрация), скорость частиц) и проблема их измерения. Почему вещества различаются по плотности. Концентрация частиц. Закон Авогадро. Постановка задачи на построение и проверку теории газа (поиск зависимостей макропараметров от микропараметров газа).

Третий учебный блок «Зависимость давления газа от микропараметров» -8 ч

Виртуальный прибор для сравнения давлений газов. Постановка задачи на поиск микропараметров, от которых зависит давление газа. Фиксация противоречия, связанного с предположением о зависимости давления газа от количества частиц; разрешение этого противоречия с помощью понятия концентрации частиц.

Виртуальный прибор для измерения давления газов (различение давления и силы давления). Предположение о зависимости давления газа от массы и скорости частиц. Сравнение учебных текстов, иллюстрирующих связь давления газа с микропараметрами. Первоначальное представление об импульсе и кинетической энергии. Виртуальное исследование зависимости «силы удара» от массы и скорости тела (на примере неупругого центрального соударения). Основное уравнение МКТ (без вывода).

Косвенное измерение скоростей частиц (следствие из основного уравнения МКТ). Прямое измерение скоростей частиц (первоначальные представления об опытах Штерна).

Четвертый учебный блок «Зависимость температуры газа от микропараметров» -8 ч

Обнаружение противоречия, связанного с неявным допущением о независимости температуры газа от массы составляющих его частиц. Постановка задачи на поиск микропараметров, от которых зависит температура газа.

Нарушение в работе виртуального прибора для сравнения давлений при отсутствии равенства температур. Механизм теплопроводности и обнаружение противоречия, связанного с неявным допущением равенства скоростей всех частиц при данной температуре газа. Понятие теплового равновесия. Уточнение представлений об опыте Штерна, упрощенное представление о распределении Максвелла17.

Преодоление «житейских интуиции» о связи массы газовых частиц и их скоростей. Поиск сохраняющихся микропараметров при тепловом равновесии (выдвижение гипотез о зависимости температуры от импульса и кинетической энергии частиц). Представление о температуре как мере средней -кинетической энергии частиц. Сохранение энергии при упругом ударе. Средняя кинетическая энергия молекул газа, средняя скорость молекул. Абсолютный нуль температуры.

Тема «Элементы термодинамики. Агрегатные состояния» - 38 ч.

Пятый учебный блок «Идеальный газ и пар» -8 ч

«Пересечение» силового (основное уравнение МКТ) и энергетического (молекулярно-кинетический смысл температуры) подходов и вывод уравнения состояния газа. Уравнение Клапейрона (объединенный газовый закон). Изопроцессы. Газовые законы и их экспериментальная проверка. Изотермы, изобары, изохоры18.

Нарушение закона Бойля-Мариотта, изотермы реального газа. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Гигрометр и психрометр. Кипение, зависимость температуры кипения от внешнего давления. Постановка задачи на описание модели «идеальный газ».

Шестой учебный блок «Жидкость и твердое тело»- 8 ч

Исследование свойств жидкого, твердого, аморфного тел. Агрегатные превращения. Удельная теплота плавления и парообразования. Уравнение теплового баланса.

Теплопередача и внутренняя энергия (энергия движения частиц). Виды теплопередачи. Обнаружение противоречия, связанного с неявным допущением об отсутствии взаимодействия частиц («нарушение» закона сохранения энергии при кипении и плавлении). Уточнение понятия о внутренней энергии (учет энергии взаимодействия частиц). Молекулярная модель плавления и кристаллизации, испарения и конденсации.

Седьмой учебный блок «Первый закон термодинамики» -8 ч

Обнаружение противоречия, связанного с неявным допущением о независимости теплоемкости газа от процесса (сравнение изобарного и изохорного процессов). Понятие системы тел, внешние и внутренние тела. Работа газа. Закон сохранение энергии в тепловых процессах (первый закон термодинамики).

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам, адиабатный процесс. Постановка задачи молекулярно-кинетической интерпретации энергетических превращений в различных процессах; решение этой задачи с помощью исследования центрального упругого соударения двух тел. Описание модели «идеальный газ».

Восьмой учебный блок «Второй закон термодинамики» -8 ч

Принцип действия тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Представление об идеальной тепловой машине (цикл Карно). Невозможность создания вечного двигателя второго рода. Необратимость тепловых процессов. Представление о втором начале термодинамики.

Итоговая конференция «Агрегатные состояния и превращения» -4 ч

8 класс (68 часов)

Тема «Элементы механики» - 24 ч.

Первый учебный блок «Сохранение и превращение механической энергии» -8 ч

Что мы знаем об энергии и ее сохранении (движение и взаимодействие частиц). Движение изолированного тела (закон инерции, первый закон Ньютона). Предположение об основных задачах учебного года (переход к изучению макромира). Кинетическая энергия, ее исчезновение и появление, сохранение и несохранение при взаимодействии. Запасание энергии. Энергия взаимодействия (потенциальная энергия) тел. Консервативные и диссипативные системы. Выделение тепла (увеличение внутренней энергии) в диссипативных системах. Изменение полной механической энергии системы и ее превращение в механическую работу и во внутреннюю энергию. Теорема об изменении кинетической энергии. Графики кинетической, полной и потенциальной энергии в консервативной системе.

Второй учебный блок «Исследование сил и работ» -8 ч

Работа силы тяжести (частный случай работы постоянной силы при условии совпадения направления действия силы и перемещения). Потенциальная энергия тела в поле Земли.

Сила трения. Пропорциональность силы трения и силы реакции опоры, коэффициент трения. Работа силы трения (частный случай работы постоянной силы при условии действия силы в направлении, противоположном перемещению). Сила упругости. Графическая интерпретация коэффициента жесткости. Работа силы упругости (графическая интерпретация работы непостоянной силы). Потенциальная энергия пружины. Общий случай работы постоянной силы.

Третий учебный блок «Элементы кинематики и динамики Ньютона» - 8ч

Постановка кинематической задачи. Классификация движений по различным признакам (прямолинейное - криволинейное, равномерное - ускоренное). Средняя и мгновенная скорости. Равноускоренное движение.

Импульс. Второй закон Ньютона. Ускорение. Независимость ускорения свободно падающего тела от массы («замечательное» свойство силы тяжести - ее пропорциональность массе). Принцип независимости действия сил, векторное сложение сил.

Тема «Гравитационное поле. Электрическое поле. Магнитное поле» - 44 ч.

Четвертый учебный блок «Взаимодействие частиц: сила и энергия» - 8ч

График энергии взаимодействия двух частиц и построение графика зависимости силы взаимодействия от координаты. Силы притяжения и силы отталкивания. Устойчивое и неустойчивое равновесие. График энергии взаимодействия двух молекул, вывод о сложном строении молекулы. Постановка задачи на изучение взаимодействий частиц.

Основные опыты по магнетизму, электричеству и гравитации. Первичное представление о поле как удобной модели описания «невидимого». Центрально-симметричные поля ,(поле массивной точки и заряженной частицы). Предположение о зависимости силы от характеристики заряда-источника поля и от расстояния до пробного заряда. Закон Кулона и закон всемирного тяготения. Третий закон Ньютона. Закон сохранения импульса.

Пятый учебный блок «Гравитационное и электрическое поля: напряженность и потенциал» -8 ч Напряженность как силовая характеристика. Единицы измерения напряженности в СИ. Векторный характер напряженности. Силовые линии. Потенциал как энергетическая характеристика. Единицы измерения потенциала в СИ. Скалярный характер потенциала. Суперпозиция для потенциалов.

Предсказание поведения частицы (одномерное движение). Силовые линии. Эквипотенциальные линии и поверхности. Соотношение силовых линий и эквипотенциальных поверхностей.

Шестой учебный блок «Движение частиц в полях» -8 ч

Движение частиц в электрическом и гравитационном полях по прямолинейным и криволинейным траекториям. Электрический ток и гидродинамическая аналогия.

Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах, газах. Электрический ток в различных средах. Электрический ток в вакууме.

Седьмой учебный блок «Законы постоянного тока» -8 ч

Постоянный электрический ток. Напряжение (разность потенциалов). Сила тока. Электрическое сопротивление. Закон Ома для однородного участка цепи.

Работа и мощность тока. Закон Джоуля - Ленца. Источники тока. Сборка простейших цепей. Исследование параллельного и последовательного соединений. КПД электрических приборов. Восьмой учебный блок «Магнитное поле» -8 ч

Постановка задачи на изучение магнитного поля. Чем создается и на что действует магнитное поле. Основные опыты. Силовые линии магнитного поля. Силовая характеристика магнитного поля - магнитная индукция. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель. Гальванометр.

Итоговая конференция «Электромагнитныеявления»-4 ч

9 класс (68 часов)

Тема «Электродинамика» - 24 ч.

Первый учебный блок «Электромагнетизм» -8ч

Существует ли поле в действительности? Близкодействие и дальнодействие. Явление электромагнитной индукции. Электромагнитные колебания. Вихревое электрическое поле. Относительность электрического и магнитного полей. Система отсчета.

Предсказание и обнаружение электромагнитных волн. Характеристики гармонических волн (интенсивность, период, частота, амплитуда).

Второй учебный блок «Волновая и геометрическая оптика» -8ч

Свет как электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн (представление об интерференции, дифракции, дисперсии).

Геометрическая оптика - предельный случай волновой оптики. Модели в оптике. Постулаты геометрической оптики. Законы отражения и преломления. Полное внутреннее отражение. Линзы и зеркала. Формула линзы. Построение изображений. Оптические приборы.

Третий учебный блок «Физический практикум по электродинамике» -8 ч

Обобщение и систематизация знаний по электродинамике .

Тема «Механика» - 24 ч.

Четвертый учебный блок «Механические волны. Кинематика гармонических колебаний» -8 ч

Механические волны. Звук - механическая волна. Продольные и поперечные волны. Скорость и длина волны. Фаза волны. Гармонические волны. Принцип Гюйгенса, принцип Ферма. Законы отражения и преломления волн.

Кинематика равномерного движения точки по окружности. Кинематика гармонического колебания. Линейная и угловая скорости, период и частота, центростремительное ускорение. Амплитуда, частота, циклическая частота, фаза колебаний. Скорость и ускорение гармонически колеблющейся точки. Пятый учебный блок «Динамика гармонических колебаний» -8 ч

Динамика равномерного движения точки по окружности. Динамика гармонического колебания (представление о квазиупругой силе). Различные колебательные системы. Экспериментальное исследование колебаний математического и пружинного маятников.

Превращение энергии при колебаниях. Свободные и вынужденные колебания. Автоколебания. Шестой учебный блок «Физический практикум по механике» -8 ч

Обобщение и систематизация знаний по механике.

Тема «Строение вещества» - 20 ч.

Седьмой учебный блок «Элементы атомной и ядерной физики» -8 ч

Излучения и спектры. Шкала электромагнитных излучений. Открытие радиоактивности. Свойства радиоактивных излучений. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Строение атома. Модель Томсона. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома Резерфорда. Трудности модели атома Ре-зерфорда. Модель атома Бора.

Строение атомного ядра. Протоны и нейтроны. Изотопы. Энергия связи частиц в ядре. Взаимосвязь массы и энергии. Два способа получения энергии: распад тяжелых ядер и синтез легких ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Ядерные реакции. Законы сохранения в ядерных реакциях.

Восьмой учебный блок «Физический практикум по молекулярной физике и термодинамике» -8 ч

Обобщение и систематизация знаний по молекулярной физике и термодинамике.

Конференция « Физическая картина мира» -4 ч








6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ

1. Владение языком науки:

- знание определений, понятий, моделей, величин;

- умение оперировать известными определениями;

- знание обозначений физических величин;

- понимание физического смысла вводимых величин;

- знание единиц измерения величин в СИ;

- умение перевести единицы измерения из внесистемных в СИ, знание десятичных приставок;

- умение проверять размерность по формуле.

2. Знание эмпирического базиса науки:

- знание основных научных фактов;

- описание свойств физических объектов;

- узнавание, называние, описание, классификация физических явлений и процессов по существенным признакам;

- распознавание характера протекания явлений и процессов;

- определение характера изменений и преобразований физических величин, сопровождающих рассматриваемые явления и процессы.

3. Экспериментальные знания и умения:

- умение определить цель эксперимента, сформулировать гипотезу исследования, спланировать эксперимент;

- знание назначений приборов;

- умение определять по рисунку показания прибора с учетом цены деления и точности;

- определение результатов косвенных измерений по приведенным (в табличной форме или в виде рисунка) результатам прямых измерений;

- умение по таблицам результатов измерений и построенным графикам находить промежуточные значения величин;

- применять приведенные экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;

- умение объяснить и интерпретировать результаты наблюдений и экспериментов, выявлять закономерности;

- умение распознавать среди представленных причину, сущность, закономерность названных или описанных наблюдений и экспериментов, отличать зависимые и независимые параметры.

4. Знание законов и формул, умение их применить:

- знание формулировок законов, умение находить их среди перечисленных, определять причинно-следственные связи, выбирать условия, ситуации, задачи, в которых можно применить законы (подведение под понятие);

- умение представить законы в графическом и аналитическом виде, знание формул, знание и понимание характера зависимости одной величины от другой (линейная, квадратичная и обратно пропорциональная зависимости);

- умение применить известные законы и формулы для решения стандартных задач.

5. Простейшее моделирование:

- построение (выбор) графической, знаковой, схематической модели описываемой физической ситуации, явления, процесса;

- анализ графиков и формул, умение читать простейшие графики зависимостей, интерпретировать результаты на графиках и схемах;

- умение переводить графический способ задания зависимости в аналитический и обратно;

- умение переводить табличный способ задания зависимости в графический.

6. Знание применений физики:

- умение приводить примеры явлений, иллюстрирующих данное положение, закон;

- знание примеров проявлений физических законов в природе;

- умение применить законы для объяснения природных явлений и процессов;

- знание примеров использования физики в быту и в технике.

7. Вспомогательные (математические и информационные) умения:

- умение читать, сравнивать, анализировать графики;

- умение строить графики линейной и квадратичной функции, обратной пропорциональной зависимости;

- умение выразить неизвестный параметр через известные (действия с алгебраическими дробями, пропорциями);

- владение вычислительными навыками;

- умение оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

- умение создавать информационные объекты (структурировать текст, использовать в тексте таблицы, изображения, проводить проверку правописания; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; создавать презентации на основе шаблонов);

- умение искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

- умение пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой; следовать требованиям техники безопасности при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

- умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, электронных таблиц; проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

В результате изучения физики ученики должны получить опыт:

интерактивного использования средств (естественнонаучная грамотность, критическое отношение к информации, видение и удержание противоречия, владение новыми информационными технологиями) взаимодействия в гетерогенных группах (позиционное видение, умение встать на точку зрения другого, увидеть одно и то же явление с точки зрения разных модельных представлений, умение устно и письменно излагать свои мысли и соотносить их с высказываниями других, умение удерживать ход обсуждений, прояснять точки зрения разных участников дискуссий, умение зафиксировать когнитивную проблему и принять участие в поиске ее решения)

автономного действие (контрольно-оценочная самостоятельность, умение двигаться проектно, удерживая общие цели и свои собственные задачи, умение ставить новые учебные и проектные цели).


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики ученик должен знать/понимать

• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

• смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

• смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

уметь

• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаи-модействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

• решать задачи на применение изученных физических законов;

• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

• контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

• рационального применения простых механизмов;

• оценки безопасности радиационного фона.

  1. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

По данной программе опубликованы и могут быть использованы следующие пособия для учащихся:

  1. Самоучитель по физике Рабочая тетрадь 6-9 класс;

  2. Самоучитель по физике Проектная тетрадь;

  3. Диск с цифровыми ресурсами;

  4. А.В. Перышкин Физика 7, 8, 9 классы, 2012-2014.

Для учителей написаны методические рекомендации по всем учебным модулям 6-9 классов, которые распространяются в цифровом формате.

В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов размещен Инновационный учебно-методический комплекс «Физика в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. 7-9 класс», включающий:

  1. Учебное пособие для 7 класса. М., ЗАО «1С», 2008;

  2. Рабочую тетрадь для 7 класса. М., ЗАО «1С», 2008;

  3. Учебное пособие для 8 класса. М., ЗАО «1С», 2008;

  4. Рабочую тетрадь для 8 класса. М., ЗАО «1С», 2008;

  5. Учебное пособие для 9 класса. М., ЗАО «1С», 2008;

  6. Рабочую тетрадь для 9 класса. М., ЗАО «1С», 2008;

  7. Методическое пособие для учителя. М., ЗАО «1С», 2008;

  8. Диск «1С: Школа» Физика в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. 7-9 класс».

  9. Материально техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран.

Интернет-поддержка курса физики осуществляется на следующих сайтах:

  1. Сайт Клуба физиков phvsclub.ru (психолого-педагогическая подготовка учителя, методические материалы по физике, учебные тексты, задачи, контрольно-измерительные материалы, цифровые ресурсы, ученические проекты; работает консультативный пункт;

  2. Раздел Клуба физиков на сайте Сетевой организации «Развивающее образование» sooro.ru/clubs/phvsics/ (обсуждаются проблемы подростковой школы, размещаются учебно-методические материалы авторов и учителей, работы учащихся);

  3. Раздел сайта школы №91 Российской академии образования 91.ru/obrproc/inform/Inform91/index00.htm (задания и работы учащихся, координация физики и информатики).

19


© 2010-2022