Методическая разработка Мои размышления о методе критического мышления

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мои размышления о критическом мышлении.

Я, учитель физики с большим стажем работы. За время работы всегда хотелось научить детей мыслить. Видеть в окружающем нас мире закономерности, учитывать их, видеть следствия и причины. Я старалась изучить материал, обобщить его в блоки, мы с ребятами писали конспекты, заучивали правила хором, в парах, индивидуально, работали по программированным заданиям, защищали рефераты. И все это время я чувствовала, что то не так я делаю, что то ребята не показывают своей мыслительной деятельности. Им скучно, и нет желания зубрить определения, формулы, пересказывать материалы параграфа.

Мне так хотелось облегчить материал, я создавала образы, показывала презентации. На следующий урок ребята приходили, и ничего не отвечали. Почему?

Я старалась, чтобы они запомнили, изучили, решили.

Но не это главное в процессе познания. Нужно, что бы ребята начали мыслить.

Не нужно за них рассказывать материал, а нужно рядом сними идти в процессе познания.

Познакомившись, с технологией «критического мышления» решила, что хочу ребят учить критически мыслить. Что же такое критически мыслить?

Это не тренировка памяти и пересказ учебника, это свои собственные исследования явления, и анализ свойств и получение собственного результата.Как же это сделать в рамках урока. Оказывается ничего сложного в этом нет, нужно только поставить проблемный вопрос в начале урока и слушать ребят, что же они знают по этой теме. Сегодня проводила урок со своими девятиклассниками по теме «Свободное падение».

Тему урока пишем посередине доски и каждая парта озвучивает свои идеи по теме.

1.Это такое падение, которому ничего не мешает.

2.Скорость все время увеличивается.

3.Зависит от массы, чем больше масса, тем больше скорость.

4.Направленное вниз.

Ребята начинают воспроизводить всё то, с чем они сталкивались в своей жизни, что замечали, что проделывали не один раз.

Некоторые ученики показывают как летит листок бумаги.

Начинаем анализировать первую идею «ничего не мешает».Что это значит? Нет рядом тел, которые бы мешали такому движению, но нельзя избавиться от воздуха и Земли. Воздух уменьшает скорость движения, а Земля за счёт притяжения увеличивает эту скорость.

И тут на помощь приходит листок бумаги, который бросают положив на книгу, затем превратив её в комок, и ровный лист. Движение самое различное. Почему? И тут самые разные идеи, ребята готовы распутать этот клубок.Они вспоминают про давление воздуха, сверху и снизу, архимедову силу. На помощь приходит демонстрация с помощью «трубки Ньютона», из которой выкачивают весь воздух и наблюдают за движением дроби, пера и пробки, разные тела падают с одинаковой скоростью.

Вывод: Скорость движения не зависит от массы тела, а зависит только от воздуха, который мешает этому движению, скорость направлена всё время вниз.

Что же происходит со скоростью?

Исследуем результаты эксперимента по рисунку учебника, выясняем, что за определённое время 0,1с тело проходит различное расстояние, оно увеличивается пропорционально: 1:3:5:7.

Вывод: движение равноускоренное.

Чему же равно это ускорение? Как тела будут двигаться на Луне, Земле, в космическом корабле?

И здесь готовые ответы на поставленные вопросы. Все видели движения в космическом корабле космонавтов по телевизору и в кино, что капли воды в виде шариков плавают внутри корабля и разные предметы не падают стремительно вниз. Оказывается, что сила притяжения со стороны Земли значительно меньше, чем дальше от неё находится, сделал вывод девятиклассник. И сила притяжения зависит от массы планеты и от расстояния до этой планеты.

Как приятно слышать рассуждения учеников, радоваться за себя и за них, что мы создали им ситуацию, где они могут себя проявить. Оказывается ребята наши много знают, и умеют мыслить, им только нужно показать путь, направить, создать условия. Конечно же, те дети, которые много знают, они и хорошо мыслят, с ними приятно работать, они быстро включаются в работу. Но самое ценное в проведении таких уроков, что ребята, которые редко отвечают на уроках, тоже включаются в процесс познания и высказывают свои мысли и отстаивают свою точку зрения и часто оказываются правы. Конечно они не всё могут выучит, но выводы, которые они сами сделали, они смогут воспроизвести на следующий урок.

Приёмы, которые используют в «технологии критического» различны на различных этапах урока. Структура урока имеет следующую схему:Это «Вызов - Осмысление - Рефлексия».

Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.Стадия вызова

Как научить учащихся формулировать цели и задачи обучения?

Как настроить учащихся на тему урока?

Как вызвать любопытство учащихся?

Как напомнить им о том, что они знали до урока?

Как приучить их точно формулировать вопросы по теме?

Используемые приемы: «подсказка», наводящие вопросы, «Покопаемся в памяти», классификация (кластеры), предсказание, ключевые слова, «З-Х-У», свободное сочинение

Стадия осмысления содержания

Каким образом учащиеся осмысляют содержание урока?

Демонстрация или сообщение: каким оно будет по содержанию, по форме?

Что должны делать учащиеся для осмысления темы урока?

Используемые приемы: ИНСЕРТ, двухчастный или трехчастный дневник, «вопрос - ответ в парах» взаимное обучение, группы совместного обучения, лекция - дискуссия, вспомогательные пособия (альтернативные источники)

Стадия рефлексии.

В процессе рефлексии учащиеся оценивают свой путь от представления к пониманию.

Используемые приемы: вопросы по тексту, обзор двухчастных и трехчастных дневников, дискуссия «Совместный поиск», перекрестная дискуссия. «Последнее слово за мной», общеклассная полемика, десятиминутное сочинение, «З-Х-У», ИНСЕРТ.

Приёмы : «Корзина»- сбор идей, «Кластер»- блок - схемы материала, чтение с пометками на полях,прием инсерт , составление синквейна


© 2010-2022