- Преподавателю
- Физика
- Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»
Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чаленко А.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Чаленко А.В.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
БИНАРНОГО УРОКА ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ
Урок-представление
для учащихся 7-х классов
(вводный урок или внеклассное мероприятие)
«ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я - ФИЗИКА!»
Цель: развитие интереса к предметам.
Задачи:
-
формировать познавательный интерес, наблюдательность;
-
развить знания и умения, элементы творчества;
-
развить умение применять теоретические знания на практике, ставить эксперимент.
План мероприятия:
Театрализованное представление:
-
Отгадай загадку.
-
Реши задачу.
-
Разгадай ребус.
-
Конкурс болельщиков.
-
Занимательные опыты.
-
Подведение итогов, награждение.
Действующие лица.
Семья наук: Математика, Физика, Русский Язык, История, География, Механика, Фольклор.
Урок проводят учащиеся 9-10 классов, отрепетировав предварительно с учителем (География сидит у глобуса, История - рядом).
Математика. Добрый день. Я надеюсь, что вы узнали меня. Я - Математика. Говорят, что я - царица всех наук, но это не так. Я не царица, я их матушка. Все вы хорошо знаете нашу большую семью наук. И как всякая мама я бываю и ласковой, и строгой, но всегда справедливой. Как и во всякой семье иногда случаются споры. Чаще всего Русский Язык чем-то недоволен.
Слайд 1. В царстве математике
(Входит Русский Язык).
Слайд 2.
То он Историю начинает исправлять, то Географии замечания делать, то с Трудом подерется, желая быть главным.
У меня много детей. Все они разные, но у всех есть общие черты - все они важные (но не важничают), сложные (но всем помогают) и одновременно интересные (если с ними подружиться). Ни один человек не может обойтись без нас. Пришло время познакомить вас с ещё одной дочкой - Физикой.
Русский Язык. 6 лет в школе жили и до 11 класса прожили бы без неё. Тоже мне наука: то яблоко с башни на голову кинет, то током ударит, то кипятком ошпарит.
Математика. Подожди, сынок! Если не хочешь ребят с Физикой знакомить, так расскажи им что-нибудь о себе, на то ты и Язык.
Слайд 3.
Русский Язык. Это в 100 раз лучше. Ты, мама, всегда найдёшь правильное решение. Я самый старший. Я родился вместе с человеком. Люди общались, приобретали жизненный опыт и передавали его своим потомкам - так и родилось дитя - устное народное творчество.
Прошли столетия, дитя росло - и превратилось в устное народное творчество, и ещё много столетий и выросло устное народное творчество. Так прошло много столетий - из дитя выросло … .Так почему это я не расту? Ладно. Прошло 10 тысяч лет! И выросло ... .(плачет). Опять устное народное творчество.
Мама-а-а! Почему я какой-то недоразвитый? Когда же я буду языком с фонетикой, морфологией, синтаксисом?
Математика. Ты просто пренебрег физикой. Человек без нее не сумел бы использовать перо, сделать бересту и бумагу, изготовить чернила, а позднее книгопечатающие машины и типографии. Физика и так позволила тебе излучать и слышать звуки. А все твои обиды на Физику только от того, что ты ее плохо знаешь и не хочешь пока узнать.
(Подходит География)
География. Ты что плачешь?
Слайд 4.
Русский Язык. Да вот я думал, что физика мне не нужна, что я и без нее обойдусь; и чуть до беды не дошло. Расскажи, как ты без этой всезнайки обходишься?
География. Что ты? Я без нее никак не могу. Без законов физики невозможно объяснить климат, течение рек и морей, образование ветра. Я уже молчу о путешествиях, благодаря которым узнали Землю. Какие могут быть путешествия без лодок, воздушных шаров, железных дорог. На волах далеко не уедешь, да и там телега нужна. Вот так, дорогой братец! (Отходит)
Русский Язык. Кто же меня поддержит? Если география, то и биология заодно с физикой, так как это науки о природе. Может рисование? Да нет. Начнет говорить: «Кто мне краски и кисточки сделает, если не физика с химией». Музыка? Тоже не откажется от инструментов и звуков. Может труд? Тем более - нет! Чтобы растить продукты питания, и то всякие приспособления нужны. И чтобы одежду делать, нужно физику знать. Как же без иголки и ножниц! Везде влезла!
И чайник без нее не кипит, и самолет не летит, урожай не соберешь, дом не построишь. Лекарства, и то в шприц не наберешь. Да без нее просто вздохнуть невозможно! Мама, как всегда, права: без физики - никуда!
(Подходит к Истории.)
История, расскажи нам, пожалуйста, о ней. Кто, если не ты, сможет все расставить на свои места и привести все в порядок.
Слайд 5.
История. Физика родилась давно. Сначала она объединила все знания человека о природе. Еще греческие ученые за несколько сотен лет до нашей эры пытались объединить происхождение мира и выяснить причины всех изменений, которые происходят в природе.
Слайд 6.
Слайд 5.
Слово физика (греческое «фюзис») означает «природа». Впервые оно появилось в трудах древне - греческого философа Аристотеля. Правда, изучались тогда только единичные явления природы - изменения, которые люди могли наблюдать.
Слайд 6.
(Русский Язык записывает на доске.)
Русский Язык. (к ученикам). А, вы, что не хотите знать физику? Или русский язык не любите? Записывать надо в тетрадь правильно, аккуратно и быстро.
(Заходит Фольклор.)
Русский Язык. А тебе, что надо? Мы здесь серьёзным делом занимаемся - физику изучаем.
Фольклор. И я буду изучать. Может и помогать.
История (к ученикам). Как вы думаете, какие явления наблюдали древние греки? (Дождь, молния, ветер, образование льда, смена поры года, радуга и т.д).
(Детям дают жетоны.)
Фольклор (помогает).
Слайд 7.
-
Гром гремучий, 2. Радуга-дуга, 3. Вей, вей, ветерок,
Тресни тучи. Перебей дождь - Натяни парусок;
Дай дождя Опять в ночь Гони стружок
С небесной кручи. Льёт во всю мочь; С запада на восток.
Перебей гром -
Не попал бы в дом.
4. Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А - когда облака.
(Барометр)
5. На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.
(Барометр)
6. Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились.
(Весы)
7. Никто не видывал,
А слышать - всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка - кричит.
(Эхо)
8.Что с земли не поднимешь?
(Тень)
9. Сначала - блеск,
За блеском - треск.
За треском - плеск.
(Молния, гром, дождь)
Художник рисует:
История. Современная физика тоже изучает простейшие явления (механические, тепловые, звуковые, электрические, световые)
(Русский Язык пишет)
Природу и физические свойства тел, которые нас окружают.
Слайд 8.
Какие из названных ранее явлений являются:
-
тепловыми (образование льда, смена пор года);
-
звуковыми (гром);
-
электрическими (молния);
-
световыми (радуга);
-
механическими (дождь, ветер).
История. Человек, изучая природу, определил, что изменения, которые происходят в природе неслучайные, существуют причины. Назовите изменения в природе и причины, их вызывающие.
Предполагаемые ответы:
Во время охлаждения до предельной температуры, вода превращается в лёд, и наоборот. Изменение поры года обусловлено вращением Земли вокруг Солнца. Горы разрушаются под действием ветра, солнца, дождя.
История. Перечисленные явления естественные (природные), так как они обусловлены природными причинами. Но существуют изменения в природе, которые совершаются в результате деятельности человека (искусственные).
История. Человек не только открывает законы природы, но и использует их для своих нужд.
Изучив электрические явления, он стал использовать электрическую энергию (освещение, транспорт, телевидение и т. д.).
Изучая световые явления, человек научился исправлять дефекты зрения, изготовил приборы, без которых тяжело представить нашу жизнь (очки, бинокль, фотоаппарат).
Художник рисует:
Фольклор.
1. Книги читают, 2. Была телега у меня,
А грамоты не знают. Да только не было коня,
Своих глаз нет, И, вдруг, она заржала,
А видеть помогают свет. Заржала - побежала.
(Очки) Глядите, побежала телега без коня.
(Грузовик)
3. Держусь я только на ходу, 4. Стоит в саду среди пруда
И если стану, упаду. Столбом серебреным вода.
(Велосипед) (Фонтан)
5. За стеклянной дверцей
Бьётся чье-то сердце -
Тихо так,
Тихо так.
(Часы.)
История. Так мы подошли к изучению физики.
(Входит физика)
Физика. Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада, что вы пришли в страну физики. В начале нашего путешествия по этой удивительной стране познакомимся с нашим верным помощником - учебником. Здесь важно всё. Текст написан разным шрифтом в зависимости от значимости написанного. Правила и формулы выделены. В конце параграфа стоят вопросы, на которые надо ответить после ознакомления с текстом. Можно начать с ответов на вопросы. Но и в этом случае надо прочитать параграф, чтобы узнать, правильный ли был ваш ответ. Кроме того, после параграфов находятся упражнения (решить, дать ответ) и задания (практические или прикладные). Но самое главное - это то, что написано между строк. Вот учитель и будет вас учить этому.
Слайд 9.
Русский Язык. Каждая страна имеет свой язык. Физика тоже имеет специальный язык, без знания которого путешествие будет невозможным.
Физика. Вот простой пример. Из перечисленных ранее явлений приведите примеры конвекции. Конвекция - это вид теплопередачи, при которой энергия передается с переносом вещества. Вы догадались, что это ветер?
Предлагаю вам сейчас ознакомиться со специальными терминами, которые нам потребуются.
В тетрадь записать несколько главных предложения. (§2, ответы на вопросы - 5 мин).
Физика. Наш словарик ещё невелик, но для начала путешествия его достаточно. Приглашаю вас в район «механических явлений».
Механика. Встречались вы со мной на уроках математики, а вот познакомились только что. Именно с моей помощью можно узнать, где и когда встретятся два велосипеда, выехавшие на встречу друг другу из пунктов А и В. Как быстро движется заяц и сможет ли он убежать от волка? Я поясняю, что помогает каплям дождя падать? Может ли двигаться то, что покоится?
Механика показывает опыт
Список возможных опытов для показа на мероприятии:
1. Ведёрко с водой вращать так, чтобы вода из него не вылилась.
2. «Мёртвая» петля и шарик.
3. Маятник Максвелла.
4. Выбить линейкой шашки из столбика шашек.
5. Графин с водой - выдернуть лист.
6. Жестяной стержень на острие, согнуть - равновесие нарушается
7. Двойной конус движется вверх.
8. Воздушный шарик летит по проволоке - реактивное движение
9. Швабра, весы, ножовка. Уравновесить на верёвочке швабру, распилить в месте подвеса и наблюдать, что весы не в равновесии!
10. Стакан с водой на весах уравновесить гирями. Опустить в него, не касаясь стенок и дна палочку, наблюдать нарушение равновесия.
Слайд 10. Ведёрко с водой вращать так, чтобы вода из него не вылилась
Слайд 11. «Мёртвая» петля и шарик
Слайд 12. Разбейте стакан сильными ударами слесарного молотка по гире
На граненый стакан положите фанерную доску с достаточно тяжелым телом, например, гирей массой 10 кг. Попробуйте разбить стакан сильными ударами слесарного молотка по гире.
Почему стакан не бьется? Где наблюдается аналогичное явление в практике?
Удар молотка приходится по телу, обладающему достаточно большой массой. Изменение количества движения этого тела незначительно. Отсюда передача действия молотка на стакан также незначительна.
Подобное явление можно наблюдать, например, в кузнице - это удары молота по наковальне, пневматические и паровые молоты.
Физика. Спасибо, нам очень понравилось у вас, Механика. Но нам пора идти, ждут другие явления.
Механика. Простите, я не могу отпустить вас без небольшого испытания. Надо определить среднюю скорость шарика. Как это сделать?
(скорость = расстояние / время)
Слайд 13.
Физика. Вижу, что матушка Математика хорошо подготовила вас к встрече с Физикой. Спасибо ещё раз. А нам пора в другую область.
Механика. Мы встретимся очень скоро. Вы не успеете соскучиться. Я хотела бы вам понравиться и запомниться.
Фольклор. Отгадайте загадку, чтобы мы попали в другую область проживания Физики:
Четыре синих солнца у бабушки на кухне,
Четыре синих солнца горели и потухли.
Готовы щи, компот, блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита)
Физика. Да, мы попали в область «Тепловые явления», знать которые нужно не меньше, чем механические. С ними мы тоже встречались на уроках природоведения.
Слайд 14. Опыт: расширение металлического шарика при нагревании
(Демонстрация расширения шарика)
Фольклор. Воробьи по проводам
Скачут и хохочут;
Верно строчки телеграмм
Ножки им щекочут.
(С.Маршак)
Сейчас речь пойдет об электрических явлениях…
Физика. Электрические явления мы можем наблюдать каждый день. Снимая в темноте шёлковые или шерстяные вещи, каждый видел, как проскакивают, потрескивая, небольшие искорки на поверхности ткани.
Погладим кошку и почувствуем лёгкое покалывание, потрескивание. Электрические явления должны знать не только физики и электрики, но и парикмахеры.
Слайд 15. Демонстрация наэлектризованного султанчика
(Демонстрация наэлектризованного султанчика)
География. Вряд ли клиенту понравится такая прическа. При изучении электричества можно и компас заставить показывать не на север, а так как нам надо.
Физика. Наши предки очень боялись молнии. А теперь в кабинете физики её можно сделать, как в природе.
Слайд 16. Демонстрация электрофорной машины
(Демонстрация электрофорной машины.)
Русский Язык. Хорошо, вы меня убедили. Физику необходимо знать человеку любой профессии. Но многие женщины просто домохозяйки. Как физика может им помочь?
(Ответ учеников)
История. Я предлагаю заглянуть к домохозяйкам разных времен и посмотреть, какие физические явления они использовали во время обыкновенной работы (например, глажка).
Фольклор.
В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
то назад, то вперед
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
(Демонстрация: рубель, утюг с углями, электрический утюг)
История. Какие явление происходят во время работы:
-
рубель - механические;
-
с углями - механические и тепловые;
-
электрический утюг - механические, тепловые, электрические.
Русский Язык. Я понял свою ошибку. Я тоже хочу учить физику.
Физика. А ты ее уже изучаешь вместе с нами. За короткое время мы узнали много нового и интересного, но надо заканчивать урок. Пройдем быстро по всем этапам путешествия и посмотрим: не забыли ли мы что-то важное. Что вы увидели и услышали?
Русский Язык. Мы наблюдали за грозой, которая сопровождалась:
-
электрическими и световыми явлениями - молния;
-
звуковыми - гром;
-
механическими - ветер, падение капель;
-
тепловыми - похолодания.
Фольклор. Во время нашей грозы был такой сильный ветер, что выдул некоторые слова из текста. Я предлагаю вам его восстановить. Потерянные слова можно найти в словарике в тетради и на доске, куда их занесло ветром.
(2 команды наперегонки)
Текст. В нашей школе все ученики изучают предметы - математика и физика.
_________ - наука о природе.
Цель её - изучить ________________, которые связывают между собой разные физические ______ , проявляющиеся в ______; находить связи и ______явлений.
Впервые слово «физика» появилось в работах ______философа ______. Чтобы изучать физику, используют специальные слова - ______. Например: физическое ______. Каждое тело имеет форму и ______. Кроме того, ______ тела могут отличаться ______, из которого их изготовили.
(Некоторые слова: физика, явления, законы, объем, греческий, природа, термин, тело, вещество, физические, Аристотель.)
Слайд 17.
Физика. Да, вы действительно сегодня молодцы. Все хорошо поработали. А теперь я попрошу мою семью оценить вашу работу.
Рефлексия. Учителем проводится прием, позволяющий провести интеллектуальную рефлексию усвоения понятий «Таблица», где каждый учащийся фиксирует знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).
Понятие
Знал
Узнал
Хочу знать
физика
+
явления
+
…
***
О, Физика! Царица - мать!
Её для жизни надо знать.
Чтоб свет, тепло в домах иметь,
И в космос к звёздам полететь!
***
Двести двадцать знаем мы
Не влезай - шарахнет!
В физику мы влюблены
Хоть смоленным пахнет!
Архимедовы законы
Жидкость изучают
Нам хоть в этом повезло -
Воду отключают!
В голове играют марш
Цифры, аксиомы.
Иногда войдем так в ритм
Хоть пиши законы!
Мероприятие окончено. Всем спасибо за участие!
19