• Преподавателю
  • Физика
  • Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чаленко А.В.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

БИНАРНОГО УРОКА ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ


Урок-представление

для учащихся 7-х классов

(вводный урок или внеклассное мероприятие)

«ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я - ФИЗИКА!»


Цель: развитие интереса к предметам.

Задачи:

  • формировать познавательный интерес, наблюдательность;

  • развить знания и умения, элементы творчества;

  • развить умение применять теоретические знания на практике, ставить эксперимент.

План мероприятия:

Театрализованное представление:

  • Отгадай загадку.

  • Реши задачу.

  • Разгадай ребус.

  • Конкурс болельщиков.

  • Занимательные опыты.

  • Подведение итогов, награждение.

Действующие лица.

Семья наук: Математика, Физика, Русский Язык, История, География, Механика, Фольклор.

Урок проводят учащиеся 9-10 классов, отрепетировав предварительно с учителем (География сидит у глобуса, История - рядом).

Математика. Добрый день. Я надеюсь, что вы узнали меня. Я - Математика. Говорят, что я - царица всех наук, но это не так. Я не царица, я их матушка. Все вы хорошо знаете нашу большую семью наук. И как всякая мама я бываю и ласковой, и строгой, но всегда справедливой. Как и во всякой семье иногда случаются споры. Чаще всего Русский Язык чем-то недоволен.

Слайд 1. В царстве математике


Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»


(Входит Русский Язык).


Слайд 2.

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»

То он Историю начинает исправлять, то Географии замечания делать, то с Трудом подерется, желая быть главным.

У меня много детей. Все они разные, но у всех есть общие черты - все они важные (но не важничают), сложные (но всем помогают) и одновременно интересные (если с ними подружиться). Ни один человек не может обойтись без нас. Пришло время познакомить вас с ещё одной дочкой - Физикой.

Русский Язык. 6 лет в школе жили и до 11 класса прожили бы без неё. Тоже мне наука: то яблоко с башни на голову кинет, то током ударит, то кипятком ошпарит.

Математика. Подожди, сынок! Если не хочешь ребят с Физикой знакомить, так расскажи им что-нибудь о себе, на то ты и Язык.

Слайд 3.

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»

Русский Язык. Это в 100 раз лучше. Ты, мама, всегда найдёшь правильное решение. Я самый старший. Я родился вместе с человеком. Люди общались, приобретали жизненный опыт и передавали его своим потомкам - так и родилось дитя - устное народное творчество.

Прошли столетия, дитя росло - и превратилось в устное народное творчество, и ещё много столетий и выросло устное народное творчество. Так прошло много столетий - из дитя выросло … .Так почему это я не расту? Ладно. Прошло 10 тысяч лет! И выросло ... .(плачет). Опять устное народное творчество.

Мама-а-а! Почему я какой-то недоразвитый? Когда же я буду языком с фонетикой, морфологией, синтаксисом?

Математика. Ты просто пренебрег физикой. Человек без нее не сумел бы использовать перо, сделать бересту и бумагу, изготовить чернила, а позднее книгопечатающие машины и типографии. Физика и так позволила тебе излучать и слышать звуки. А все твои обиды на Физику только от того, что ты ее плохо знаешь и не хочешь пока узнать.

(Подходит География)


География. Ты что плачешь?

Слайд 4.

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»

Русский Язык. Да вот я думал, что физика мне не нужна, что я и без нее обойдусь; и чуть до беды не дошло. Расскажи, как ты без этой всезнайки обходишься?

География. Что ты? Я без нее никак не могу. Без законов физики невозможно объяснить климат, течение рек и морей, образование ветра. Я уже молчу о путешествиях, благодаря которым узнали Землю. Какие могут быть путешествия без лодок, воздушных шаров, железных дорог. На волах далеко не уедешь, да и там телега нужна. Вот так, дорогой братец! (Отходит)

Русский Язык. Кто же меня поддержит? Если география, то и биология заодно с физикой, так как это науки о природе. Может рисование? Да нет. Начнет говорить: «Кто мне краски и кисточки сделает, если не физика с химией». Музыка? Тоже не откажется от инструментов и звуков. Может труд? Тем более - нет! Чтобы растить продукты питания, и то всякие приспособления нужны. И чтобы одежду делать, нужно физику знать. Как же без иголки и ножниц! Везде влезла!

И чайник без нее не кипит, и самолет не летит, урожай не соберешь, дом не построишь. Лекарства, и то в шприц не наберешь. Да без нее просто вздохнуть невозможно! Мама, как всегда, права: без физики - никуда!

(Подходит к Истории.)

История, расскажи нам, пожалуйста, о ней. Кто, если не ты, сможет все расставить на свои места и привести все в порядок.

Слайд 5.

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»

История. Физика родилась давно. Сначала она объединила все знания человека о природе. Еще греческие ученые за несколько сотен лет до нашей эры пытались объединить происхождение мира и выяснить причины всех изменений, которые происходят в природе.

Слайд 6.

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»

Слайд 5.

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»

Слово физика (греческое «фюзис») означает «природа». Впервые оно появилось в трудах древне - греческого философа Аристотеля. Правда, изучались тогда только единичные явления природы - изменения, которые люди могли наблюдать.

Слайд 6.

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»


(Русский Язык записывает на доске.)


Русский Язык. (к ученикам). А, вы, что не хотите знать физику? Или русский язык не любите? Записывать надо в тетрадь правильно, аккуратно и быстро.

(Заходит Фольклор.)

Русский Язык. А тебе, что надо? Мы здесь серьёзным делом занимаемся - физику изучаем.

Фольклор. И я буду изучать. Может и помогать.

История (к ученикам). Как вы думаете, какие явления наблюдали древние греки? (Дождь, молния, ветер, образование льда, смена поры года, радуга и т.д).

(Детям дают жетоны.)

Фольклор (помогает).

Слайд 7.

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»


  1. Гром гремучий, 2. Радуга-дуга, 3. Вей, вей, ветерок,

Тресни тучи. Перебей дождь - Натяни парусок;

Дай дождя Опять в ночь Гони стружок

С небесной кручи. Льёт во всю мочь; С запада на восток.

Перебей гром -

Не попал бы в дом.

4. Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А - когда облака.
(Барометр)

5. На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.
(Барометр)

6. Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились.
(Весы)

7. Никто не видывал,
А слышать - всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка - кричит.
(Эхо)

8.Что с земли не поднимешь?
(Тень)

9. Сначала - блеск,
За блеском - треск.
За треском - плеск.
(Молния, гром, дождь)


Художник рисует:

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»


История. Современная физика тоже изучает простейшие явления (механические, тепловые, звуковые, электрические, световые)

(Русский Язык пишет)

Природу и физические свойства тел, которые нас окружают.



Слайд 8.


Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»

Какие из названных ранее явлений являются:

  • тепловыми (образование льда, смена пор года);

  • звуковыми (гром);

  • электрическими (молния);

  • световыми (радуга);

  • механическими (дождь, ветер).

История. Человек, изучая природу, определил, что изменения, которые происходят в природе неслучайные, существуют причины. Назовите изменения в природе и причины, их вызывающие.

Предполагаемые ответы:

Во время охлаждения до предельной температуры, вода превращается в лёд, и наоборот. Изменение поры года обусловлено вращением Земли вокруг Солнца. Горы разрушаются под действием ветра, солнца, дождя.

История. Перечисленные явления естественные (природные), так как они обусловлены природными причинами. Но существуют изменения в природе, которые совершаются в результате деятельности человека (искусственные).

История. Человек не только открывает законы природы, но и использует их для своих нужд.

Изучив электрические явления, он стал использовать электрическую энергию (освещение, транспорт, телевидение и т. д.).

Изучая световые явления, человек научился исправлять дефекты зрения, изготовил приборы, без которых тяжело представить нашу жизнь (очки, бинокль, фотоаппарат).

Художник рисует:

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»


Фольклор.

1. Книги читают, 2. Была телега у меня,

А грамоты не знают. Да только не было коня,

Своих глаз нет, И, вдруг, она заржала,

А видеть помогают свет. Заржала - побежала.

(Очки) Глядите, побежала телега без коня.

(Грузовик)

3. Держусь я только на ходу, 4. Стоит в саду среди пруда

И если стану, упаду. Столбом серебреным вода.

(Велосипед) (Фонтан)

5. За стеклянной дверцей

Бьётся чье-то сердце -

Тихо так,

Тихо так.

(Часы.)

История. Так мы подошли к изучению физики.

(Входит физика)


Физика. Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада, что вы пришли в страну физики. В начале нашего путешествия по этой удивительной стране познакомимся с нашим верным помощником - учебником. Здесь важно всё. Текст написан разным шрифтом в зависимости от значимости написанного. Правила и формулы выделены. В конце параграфа стоят вопросы, на которые надо ответить после ознакомления с текстом. Можно начать с ответов на вопросы. Но и в этом случае надо прочитать параграф, чтобы узнать, правильный ли был ваш ответ. Кроме того, после параграфов находятся упражнения (решить, дать ответ) и задания (практические или прикладные). Но самое главное - это то, что написано между строк. Вот учитель и будет вас учить этому.

Слайд 9.

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!» Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»

Русский Язык. Каждая страна имеет свой язык. Физика тоже имеет специальный язык, без знания которого путешествие будет невозможным.

Физика. Вот простой пример. Из перечисленных ранее явлений приведите примеры конвекции. Конвекция - это вид теплопередачи, при которой энергия передается с переносом вещества. Вы догадались, что это ветер?

Предлагаю вам сейчас ознакомиться со специальными терминами, которые нам потребуются.

В тетрадь записать несколько главных предложения. (§2, ответы на вопросы - 5 мин).

Физика. Наш словарик ещё невелик, но для начала путешествия его достаточно. Приглашаю вас в район «механических явлений».

Механика. Встречались вы со мной на уроках математики, а вот познакомились только что. Именно с моей помощью можно узнать, где и когда встретятся два велосипеда, выехавшие на встречу друг другу из пунктов А и В. Как быстро движется заяц и сможет ли он убежать от волка? Я поясняю, что помогает каплям дождя падать? Может ли двигаться то, что покоится?

Механика показывает опыт


Список возможных опытов для показа на мероприятии:
1. Ведёрко с водой вращать так, чтобы вода из него не вылилась.
2. «Мёртвая» петля и шарик.
3. Маятник Максвелла.
4. Выбить линейкой шашки из столбика шашек.
5. Графин с водой - выдернуть лист.
6. Жестяной стержень на острие, согнуть - равновесие нарушается
7. Двойной конус движется вверх.
8. Воздушный шарик летит по проволоке - реактивное движение
9. Швабра, весы, ножовка. Уравновесить на верёвочке швабру, распилить в месте подвеса и наблюдать, что весы не в равновесии!
10. Стакан с водой на весах уравновесить гирями. Опустить в него, не касаясь стенок и дна палочку, наблюдать нарушение равновесия.


Слайд 10. Ведёрко с водой вращать так, чтобы вода из него не вылилась

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»

Слайд 11. «Мёртвая» петля и шарик

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»


Слайд 12. Разбейте стакан сильными ударами слесарного молотка по гире

На граненый стакан положите фанерную доску с достаточно тяжелым телом, например, гирей массой 10 кг. Попробуйте разбить стакан сильными ударами слесарного молотка по гире.

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»


Почему стакан не бьется? Где наблюдается аналогичное явление в практике?

Удар молотка приходится по телу, обладающему достаточно большой массой. Изменение количества движения этого тела незначительно. Отсюда передача действия молотка на стакан также незначительна.
Подобное явление можно наблюдать, например, в кузнице - это удары молота по наковальне, пневматические и паровые молоты.

Физика. Спасибо, нам очень понравилось у вас, Механика. Но нам пора идти, ждут другие явления.

Механика. Простите, я не могу отпустить вас без небольшого испытания. Надо определить среднюю скорость шарика. Как это сделать?

(скорость = расстояние / время)


Слайд 13.

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»

Физика. Вижу, что матушка Математика хорошо подготовила вас к встрече с Физикой. Спасибо ещё раз. А нам пора в другую область.

Механика. Мы встретимся очень скоро. Вы не успеете соскучиться. Я хотела бы вам понравиться и запомниться.

Фольклор. Отгадайте загадку, чтобы мы попали в другую область проживания Физики:

Четыре синих солнца у бабушки на кухне,

Четыре синих солнца горели и потухли.

Готовы щи, компот, блины.

До завтра солнца не нужны.

(Газовая плита)


Физика. Да, мы попали в область «Тепловые явления», знать которые нужно не меньше, чем механические. С ними мы тоже встречались на уроках природоведения.

Слайд 14. Опыт: расширение металлического шарика при нагревании

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»

(Демонстрация расширения шарика)

Фольклор. Воробьи по проводам

Скачут и хохочут;

Верно строчки телеграмм

Ножки им щекочут.

(С.Маршак)

Сейчас речь пойдет об электрических явлениях…

Физика. Электрические явления мы можем наблюдать каждый день. Снимая в темноте шёлковые или шерстяные вещи, каждый видел, как проскакивают, потрескивая, небольшие искорки на поверхности ткани.

Погладим кошку и почувствуем лёгкое покалывание, потрескивание. Электрические явления должны знать не только физики и электрики, но и парикмахеры.

Слайд 15. Демонстрация наэлектризованного султанчика

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»


(Демонстрация наэлектризованного султанчика)


География. Вряд ли клиенту понравится такая прическа. При изучении электричества можно и компас заставить показывать не на север, а так как нам надо.

Физика. Наши предки очень боялись молнии. А теперь в кабинете физики её можно сделать, как в природе.


Слайд 16. Демонстрация электрофорной машины

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»




(Демонстрация электрофорной машины.)


Русский Язык. Хорошо, вы меня убедили. Физику необходимо знать человеку любой профессии. Но многие женщины просто домохозяйки. Как физика может им помочь?

(Ответ учеников)


История. Я предлагаю заглянуть к домохозяйкам разных времен и посмотреть, какие физические явления они использовали во время обыкновенной работы (например, глажка).

Фольклор.

В полотняной стране

По реке простыне

Плывет пароход,

то назад, то вперед

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать.

(Утюг)

(Демонстрация: рубель, утюг с углями, электрический утюг)

История. Какие явление происходят во время работы:

  • рубель - механические;

  • с углями - механические и тепловые;

  • электрический утюг - механические, тепловые, электрические.

Русский Язык. Я понял свою ошибку. Я тоже хочу учить физику.

Физика. А ты ее уже изучаешь вместе с нами. За короткое время мы узнали много нового и интересного, но надо заканчивать урок. Пройдем быстро по всем этапам путешествия и посмотрим: не забыли ли мы что-то важное. Что вы увидели и услышали?

Русский Язык. Мы наблюдали за грозой, которая сопровождалась:

  1. электрическими и световыми явлениями - молния;

  2. звуковыми - гром;

  3. механическими - ветер, падение капель;

  4. тепловыми - похолодания.

Фольклор. Во время нашей грозы был такой сильный ветер, что выдул некоторые слова из текста. Я предлагаю вам его восстановить. Потерянные слова можно найти в словарике в тетради и на доске, куда их занесло ветром.

(2 команды наперегонки)

Текст. В нашей школе все ученики изучают предметы - математика и физика.

_________ - наука о природе.

Цель её - изучить ________________, которые связывают между собой разные физические ______ , проявляющиеся в ______; находить связи и ______явлений.

Впервые слово «физика» появилось в работах ______философа ______. Чтобы изучать физику, используют специальные слова - ______. Например: физическое ______. Каждое тело имеет форму и ______. Кроме того, ______ тела могут отличаться ______, из которого их изготовили.

(Некоторые слова: физика, явления, законы, объем, греческий, природа, термин, тело, вещество, физические, Аристотель.)

Слайд 17.

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»

Физика. Да, вы действительно сегодня молодцы. Все хорошо поработали. А теперь я попрошу мою семью оценить вашу работу.

Рефлексия. Учителем проводится прием, позволяющий провести интеллектуальную рефлексию усвоения понятий «Таблица», где каждый учащийся фиксирует знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).


Понятие

Знал

Узнал

Хочу знать

физика

+

явления

+


***

О, Физика! Царица - мать!

Её для жизни надо знать.

Чтоб свет, тепло в домах иметь,

И в космос к звёздам полететь!

***

Двести двадцать знаем мы

Не влезай - шарахнет!

В физику мы влюблены

Хоть смоленным пахнет!


Архимедовы законы

Жидкость изучают

Нам хоть в этом повезло -

Воду отключают!


В голове играют марш

Цифры, аксиомы.

Иногда войдем так в ритм

Хоть пиши законы!



Мероприятие окончено. Всем спасибо за участие!

Урок-представление для учащихся 7-х классов (вводный урок или внеклассное мероприятие) «ЗНАКОМЬТЕСЬ: Я – ФИЗИКА!»

19

© 2010-2022