Проектная деятельность на уроках физики

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обл...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность учащихся на уроках физики.

Выполнила учитель физики и математики Щербакова Т.А. МБОУ г. Астрахани «СОШ №52»

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» (Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 5-12.)

Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:
• общенаучную;
• информационную;
• познавательную;
• коммуникативную;
• ценностно-смысловую;
• социальную;
• стремления личностного самосовершенствования.
Проект - это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации».

Метод проектов - набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Метод проектов - организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. Это метод, комплексно реализующий ряд педагогических принципов - самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъектной позиции ребёнка в педагогическом процессе и др . Проектное обучение предусматривает три вида урочных занятий для формирования навыков проектной деятельности.

1.Проектный урок - включает или целиком состоит из работы над проектом. Он предусматривает осуществление учебного проекта в урочной, урочно - внеурочной формах. Выбор формы проведения зависит от вида проекта.

2.Урок, на котором ставится триединая дидактическая цель, не только относительно освоения предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Например, отработав навык постановки цели, можно приступить к отработке навыка составления плана действий, разбивки цели на задачи. Отработку этого навыка можно проводить на обычных уроках, например, составляя план решения задачи, план выполнения практической работы.

3.Урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно.

Технология проектной деятельности включает в себя этапы:

  1. Мотивация и постановка целей.

На этом этапе определяется тема проекта, выявляются проблемы, уточняются цели конечного результата, происходит выбор рабочих групп.

  1. Планирование.

Это - этап анализа проблемы, выдвижения и обоснования гипотез, определения источников информации, постановки задач и выбора критериев оценки, распределения ролей в рабочих группах.

  1. Принятие решений.

Здесь обсуждаются методы проверки принятых гипотез, выбираются оптимальные варианты решения проблемы, определяются способы предоставления результатов.

  1. Выполнение проекта.

Учащиеся работают с информацией, проводят исследование, синтезируют и анализируют гипотезу.

  1. Защита проекта.

Осуществляется коллективная защита проекта. Ученики готовят доклады, презентации, обосновывают процесс проектирования, объясняют полученные результаты.

  1. Проверка и оценка результатов.

На этом этапе происходит анализ и самоанализ поставленных целей, достигнутых результатов. Оценивается работа рабочих групп.

Возможности для проектно-исследовательской деятельности есть в каждом учебном предмете. И, разумеется, в физике она имеет широкое поле применения, начиная с 7 класса. Конечно, проекты, которые могут подготовить семиклассники, нельзя сравнить с продуктом труда старших ребят. Однако пути подготовки и защиты проекта те же

Вот как можно применить метод проектно-исследовательской деятельности в 7 классе на уроке физики. Изучение этого предмета начинается с тем «Что изучает физика», «Некоторые физические термины», «Наблюдения и опыты». На уроке, посвящённом изучению этих тем, можно реализовать информационно-прикладной проект, в процессе подготовки которого помочь детям усвоить понятия «физическое явление», «вещество», «тело», «наблюдения», «опыты», некоторые физические термины.
Цель урока: познакомить детей с формулировками понятий, научить отличать физические явления от прочих, тело от вещества, опыт от наблюдения, начать составление физического справочника, показать огромную важность физики как науки для развития общества, его технического оснащения.
Фрагмент урока с элементами проектной деятельности строю таким образом. Класс делится на 3 группы, каждая из которых выполняет свою часть проекта. Первая группа работает над темой «Физические явления», вторая-над темой «Вещество и тело», третья-«Наблюдения и опыты». Задания каждая группа получает на листах, на которых написаны формулировки понятий и примеры, которые надо распределить по их принадлежности к тому или иному понятию.
Работу проводим в течение 5-7 минут, после чего выборные или назначенные лидеры каждой группы обмениваются письменными вариантами исследований для оценивания результатов своих товарищей. В это время правильные ответы проецируются на экран м/м проектором. Лидеры оценивают работу другой группы по указанным на экране нормативам: за 9-10 правильных ответов из десяти-оценка «5», за 7-8 правильных ответов - «4», за 5-6 правильных ответов - «3». Лидеры оценивают также активность и правильность ответов членов группы соответствующим количеством баллов. Фамилии, имена активных с баллами записываются в отчётный лист и сдаются учителю. Результатом выполнения этого проекта будет составление справочника по физике в отдельной тетради, куда вносим изученные на уроке понятия. В домашнюю работу включаю задание дополнить справочник своими примерами (3-5примеров в каждый раздел).
Обобщение результатов выполнения проекта провожу сама с привлечением наиболее сильных учащихся и повторением основных формулировок, обращая внимание на некоторые недостатки в ответах.
Главный результат проекта в том, что дети теперь знают различия между физическими и другими явлениями, между телом и веществом, между наблюдением и опытом, что поможет им в дальнейшем при изучении физики.
Проект «Сила трения» для учащихся 7 класса разрабатывается при изучении темы «Силы в механике». Задача учащихся - ответить на вопрос «Как силы препятствуют движению? » Данный проект направлен на то, чтобы его участники получили дополнительные знания по силе трения. Цель проекта научить детей использовать эти знания не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни. Внимание учеников концентрируется на конкретной жизненной ситуации - действиям силы трения в природе, быту и технике. Проект имеет образовательное и воспитательное значение. Работа построена по принципу - от простейших понятий и задач к заданиям повышенной сложности.

Вопросы, направляющих проект

Основополагающий вопрос: Как силы препятствуют движению?

Проблемные вопросы:

  • Трение наш друг или враг?

  • Если не будет Силы трения?

  • Как рассчитать силу трения?

Вопрос учебной темы:

  1. Что необходимо знать, чтобы рассчитать силу трения?

  2. Для чего нужен коэффициент трения?

  3. Как возникает трение?

  4. Какой вид трения в жизни встречается чаще?

  5. Как применить полученные знания по теме «Силы трения» в конкретной ситуации?

После завершения проекта учащиеся смогут:

  • объяснять причины возникновения силы трения;

  • находить зависимость силы трения покоя, скольжения, качения;

  • находить коэффициент трения скольжения;

  • решать задачи;

  • создавать компьютерную презентацию;

  • использовать электронные таблицы для построения диаграмм;

  • работать в команде;

  • уважать различные мнения;

  • эффективно общаться.

Метод проектов помогает превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, направленную на интегрировать свои знания и умения, способствует формированию положительных мотивов учебной деятельности.

Литература:

1.Круглова О.С. Технология проектного обучения. «Завуч» №6, 1999

2.Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. Мн.: Технопринт, 2002

3.Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. «Школьные технологии» №2 2002.

4.Данильченко Г.Д.. Опыт активизации учебной деятельности. - Физика в школе, 2005, № 6.

5.Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. - М.: Народное. образование, 1998.

6. Шиян Н.В., Шиян А.А. Метод проектов в физическом образовании. - Физика в школе, 2005, № 5.





© 2010-2022