- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа элективного курса Школьное физическое общество
Рабочая программа элективного курса Школьное физическое общество
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рыбкина Е.В. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Опыт работы в школе показывает, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, и однажды вспыхнувшая искорка в глазах твоего ученика может погаснуть, если её не поддерживать, вовремя не развить интерес. Один неверный шаг - и мы не сможем помочь ребёнку самоопределиться и, конечно же, самореализоваться. А отсюда и низкие показатели успешности на уроках, олимпиадах, экзаменах, невысокий конкурс в вузы по специальности «Физика».
При формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеклассные занятия по предмету, в частности, в рамках, школьного физического общества (ШВО).
Задачи ШВО:
- пропаганда научных знаний среди учащихся школы;
- воспитание интереса к познанию мира, к углубленному изучению физики через знакомство с историей возникновения и развитие научных и технических идей, с жизнью и деятельностью великих учёных и новаторов техники; конструирование, изготовление, ремонт приборов и установок для школьного кабинета; организация вечеров и утренников с демонстрацией занимательных опытов;
- развитие навыков научно - исследовательской и самостоятельной работы с научной литературой, умение самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; обучение методике обработки полученных данных.
Для повышения мотивационного уровня учащихся к занятиям по физике необходимо: 1) учитывать возрастные особенности детей, уровень их подготовки и индивидуально - психологические особенности; 2) создать среду, пробуждающую ребёнка к занятиям физикой во внеурочное время.
Положения ШВО
-
Работу общества возглавляет учитель - предметник.
-
ШВО может иметь своё название, эмблему, девиз, значок, гимн и устав.
-
Членами общества могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в ШВО и рекомендованные учителем физики.
-
Для приёма в ШВО устанавливается определённый порядок.
-
Высшим органом ШВО является общее собрание, проводимое в начале учебного года, на котором планируются приоритетные направления работы, утверждается план работы на год, избирается Совет для руководства работой.
- участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;
- повышение учебной успеваемости;
- выбор специальности, связанной с физикой;
-
Психологических
- повышение мотивации;
- умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность её достижению;
- умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;
- высокая работоспособность;
- умение защищать свои убеждения.
В заключении хотелось бы отметить, что данная форма работы с учащимися помогает лучше узнать индивидуальные способности учеников, позволяет выявить одарённых учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески развивать этот интерес. Пройдя данный этап, заинтересовав ребят, можно переходить к следующему, качественно новому: готовить учащихся через работу в ШФО к профессиональному самоопределению, ориентировать членов общества на выбор профессии, связанной с физикой, развивать интерес к избранной специальности, помогать приобрести знания и умения в интересующей области.
Для развития творческих способностей недостаточно дать учащимся сумму знаний. Главное условие развития творчества - организация деятельности учащихся, особенно в области физического эксперимента. Повысить уровень экспериментальной подготовки можно, используя цифровую лабораторию (ЦЛ) «Архимед». ЦЛ «Архимед» - новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ с использованием инструмента для обработки результатов эксперимента - программы MultiLab.
Образовательная программа творческого общества рассчитана на работу группы учащихся 12 - 14 лет (до 10 человек) при наличии у каждого карманного персонального компьютера (КПК) Palm, измерительного интерфейса и комплекта датчиков. Занятия продолжительностью 45 мин проводятся один раз в неделю.
Срок реализации предлагаемой образовательной программы 1 год.
Цели программы: воспитание творческой личности, способной овладеть профессиональными навыками в постановке физических экспериментов; развитие стремления к познанию окружающего мира через постановку физического эксперимента; вовлечение учеников в раздумья через интерес к происходящим явлениям и реализацию своих замыслов по изучению явлений; проведение физического эксперимента с использованием не только традиционного школьного оборудования кабинета физики, но и самодельных установок, конструкций, приспособлений, а также сбора и первичной обработки опытных данных с помощью измерительного интерфейса и КПК Palm с дальнейшей обработкой на настольном компьютере в программе MultiLab.
Задачи программы:
-
Научить детей анализировать возможные варианты экспериментального решения задачи и выбирать оптимальный вариант; планировать эксперимент; производить рациональный отбор приборов и материалов; оценивать погрешности эксперимента; делать выводы;
-
Изучить описание ImagiProbe - программного обеспечения для сбора и первичной обработки экспериментальных данных на КПК Palm;
-
Получить представление о программе MultiLab для обработки опытных данных;
-
Изучить область применения и технические характеристики датчиков, входящих в комплект ЦЛ «Архимед»;
-
Для поддержания интереса учащихся к физике и приобретения навыков в постановке экспериментов использовать разнообразные виды работ: занимательные опыты, демонстрационные опыты, лабораторные работы, экспериментальные задачи.
Учебно - тематический план
34ч (1ч/ нед)
№
Раздел, тема
Количество часов
всего
теория
практика
-
Знакомство с ЦЛ «Архимед»
10
5
5
1/1
Общая информация об ImagiProbe 2. 0
1
1
-
2/2
Знакомство с процедурой подготовки карманного компьютера Palm и измерительного интерфейса к проведению экспериментов
1
0,5
0,5
3/3
Регистрация нового Исследователя и регистрация Опыта этого Исследователя
1
0,5
0,5
4/4
Предварительный просмотр данных. Просмотр записанных данных
1
0,5
0,5
5/5
Добавление и редактирование примечаний
1
0,5
0,5
6/6
Добавление и редактирование рисунков
1
0,5
0,5
7/7
Знакомство с датчиками(область применения, технические характеристики)
1
1
-
8/8,9/9
Работа с датчиками
2
-
2
10/10
Знакомство с программой MultiLab
1
0.5
0.5
II.Выполнение экспериментов с использованием ЦЛ «Архимед»
20
10
10
11/1,12/2
Обнаружение действия выталкивающей силы
2
1
1
13/3,14/4
Исследование зависимости давления жидкости от глубины
2
1
1
15/5,16/6
Экспериментальная задача: найти ёмкость ведёрка, используя датчик силы
2
1
1
17/7, 18/8
Занимательный опыт по исследованию гальванического элемента, роль которого выполняет сырая картофелина
2
1
1
19/9, 20/10
ЛР «Изучение процессов нагревания и кипения воды»
2
1
1
21/11- 22/12
Обнаружение изменения температуры снега при добавлении соли и объяснение явления
2
1
1
23/13-26/16
Экспериментальная задача: одинаково ли изменение температуры воды и растительного масла при их нагревании одинаковыми нагревательными элементами в течение одного и того же промежутка времени? Объяснение результата эксперимента
4
2
2
27/17-30/20
Экспериментальная задача: две электрические лампочки, поставленные рядом, освещают экрана. Расстояние от лампочки до экрана 1 м. Одну лампочку погасили. На сколько нужно приблизить экран, чтобы освещённость его не изменилась? Результат эксперимента сравнить с результатами теории
4
2
2
III.Подведение итогов
4
1
3
31/1
Обсуждение результатов работы за год, высказывание мнений, пожеланий
1
1
-
32/2-34/4
Показ приобретённых знаний, умений и навыков учащимися своего класса, выступление на школьной конференции
3
-
3
Для реализации программы необходимо иметь:
-
Кабинет физики с необходимым традиционным оборудованием
-
ЦЛ «Архимед», включающую в себя: КПК Palm 130; датчики ( тока, напряжения, освещённости, давления, силы, магнитной индукции, расстояния, температуры, цвета); измерительный интерфейс; программное обеспечение для регистрации, сбора и обработки данных ( русские версии программ ImagiProbe 2. 0 для сбора и обработки данных на КПК и MultiLab для обработки данных на настольном компьютере; программу PalmDesktop для связи КПК с настольным компьютером; программу Piloc для русификации операционной системы Palm); сборник методических материалов; настольный компьютер; мультимедийный проектор;
-
Учителя физики, освоившего начальный и базовый курс обучения работе с ЦЛ «Архимед»;
-
Возможность обращения в ИНТ за консультациями и информационной поддержкой.
Прогнозируемые результаты
В конце обучения дети должны:
Знать:
-
Программное обеспечение сбора экспериментальных данных ImageProbe 2. 0;
-
Назначение датчиков, входящих в комплект ЦЛ «Архимед»;
-
Возможности программы Multelab для обработки экспериментальных данных на КПК;
Уметь:
-
Подготавливать КПК Palm для эксперимента;
-
Пользоваться КПК Palm, измерительным интерфейсом и датчиками сбора и первичной обработки экспериментальных данных;
-
Грамотно использовать датчики в экспериментальной установке;
-
Формулировать цель и составлять план эксперимента;
-
Проводить эксперимент;
-
Обрабатывать экспериментальные данные;
-
Делать выводы;
-
Видеть практическую направленность своей деятельности;
-
Разнообразно представлять своей деятельности.