Рабочая программа элективного курса Школьное физическое общество

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт работы в школе показывает, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, и однажды вспыхнувшая искорка в глазах твоего ученика может погаснуть, если её не поддерживать, вовремя не развить интерес. Один неверный шаг - и мы не сможем помочь ребёнку самоопределиться и, конечно же, самореализоваться. А отсюда и низкие показатели успешности на уроках, олимпиадах, экзаменах, невысокий конкурс в вузы по специальности «Физика».

При формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеклассные занятия по предмету, в частности, в рамках, школьного физического общества (ШВО).

Задачи ШВО:

- пропаганда научных знаний среди учащихся школы;

- воспитание интереса к познанию мира, к углубленному изучению физики через знакомство с историей возникновения и развитие научных и технических идей, с жизнью и деятельностью великих учёных и новаторов техники; конструирование, изготовление, ремонт приборов и установок для школьного кабинета; организация вечеров и утренников с демонстрацией занимательных опытов;

- развитие навыков научно - исследовательской и самостоятельной работы с научной литературой, умение самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; обучение методике обработки полученных данных.

Для повышения мотивационного уровня учащихся к занятиям по физике необходимо: 1) учитывать возрастные особенности детей, уровень их подготовки и индивидуально - психологические особенности; 2) создать среду, пробуждающую ребёнка к занятиям физикой во внеурочное время.

Положения ШВО

  1. Работу общества возглавляет учитель - предметник.

  2. ШВО может иметь своё название, эмблему, девиз, значок, гимн и устав.

  3. Членами общества могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в ШВО и рекомендованные учителем физики.

  4. Для приёма в ШВО устанавливается определённый порядок.

  5. Высшим органом ШВО является общее собрание, проводимое в начале учебного года, на котором планируются приоритетные направления работы, утверждается план работы на год, избирается Совет для руководства работой.

- участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;

- повышение учебной успеваемости;

- выбор специальности, связанной с физикой;

  • Психологических

- повышение мотивации;

- умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность её достижению;

- умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;

- высокая работоспособность;

- умение защищать свои убеждения.

В заключении хотелось бы отметить, что данная форма работы с учащимися помогает лучше узнать индивидуальные способности учеников, позволяет выявить одарённых учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески развивать этот интерес. Пройдя данный этап, заинтересовав ребят, можно переходить к следующему, качественно новому: готовить учащихся через работу в ШФО к профессиональному самоопределению, ориентировать членов общества на выбор профессии, связанной с физикой, развивать интерес к избранной специальности, помогать приобрести знания и умения в интересующей области.

Для развития творческих способностей недостаточно дать учащимся сумму знаний. Главное условие развития творчества - организация деятельности учащихся, особенно в области физического эксперимента. Повысить уровень экспериментальной подготовки можно, используя цифровую лабораторию (ЦЛ) «Архимед». ЦЛ «Архимед» - новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ с использованием инструмента для обработки результатов эксперимента - программы MultiLab.

Образовательная программа творческого общества рассчитана на работу группы учащихся 12 - 14 лет (до 10 человек) при наличии у каждого карманного персонального компьютера (КПК) Palm, измерительного интерфейса и комплекта датчиков. Занятия продолжительностью 45 мин проводятся один раз в неделю.

Срок реализации предлагаемой образовательной программы 1 год.

Цели программы: воспитание творческой личности, способной овладеть профессиональными навыками в постановке физических экспериментов; развитие стремления к познанию окружающего мира через постановку физического эксперимента; вовлечение учеников в раздумья через интерес к происходящим явлениям и реализацию своих замыслов по изучению явлений; проведение физического эксперимента с использованием не только традиционного школьного оборудования кабинета физики, но и самодельных установок, конструкций, приспособлений, а также сбора и первичной обработки опытных данных с помощью измерительного интерфейса и КПК Palm с дальнейшей обработкой на настольном компьютере в программе MultiLab.

Задачи программы:

  • Научить детей анализировать возможные варианты экспериментального решения задачи и выбирать оптимальный вариант; планировать эксперимент; производить рациональный отбор приборов и материалов; оценивать погрешности эксперимента; делать выводы;

  • Изучить описание ImagiProbe - программного обеспечения для сбора и первичной обработки экспериментальных данных на КПК Palm;

  • Получить представление о программе MultiLab для обработки опытных данных;

  • Изучить область применения и технические характеристики датчиков, входящих в комплект ЦЛ «Архимед»;

  • Для поддержания интереса учащихся к физике и приобретения навыков в постановке экспериментов использовать разнообразные виды работ: занимательные опыты, демонстрационные опыты, лабораторные работы, экспериментальные задачи.

Учебно - тематический план

34ч (1ч/ нед)

Раздел, тема

Количество часов


всего

теория

практика

  1. Знакомство с ЦЛ «Архимед»

10

5

5

1/1

Общая информация об ImagiProbe 2. 0

1

1

-

2/2

Знакомство с процедурой подготовки карманного компьютера Palm и измерительного интерфейса к проведению экспериментов

1

0,5

0,5

3/3

Регистрация нового Исследователя и регистрация Опыта этого Исследователя

1

0,5

0,5

4/4

Предварительный просмотр данных. Просмотр записанных данных

1

0,5

0,5

5/5

Добавление и редактирование примечаний

1

0,5

0,5

6/6

Добавление и редактирование рисунков

1

0,5

0,5

7/7

Знакомство с датчиками(область применения, технические характеристики)

1

1

-

8/8,9/9

Работа с датчиками

2

-

2

10/10

Знакомство с программой MultiLab

1

0.5

0.5

II.Выполнение экспериментов с использованием ЦЛ «Архимед»

20

10

10

11/1,12/2

Обнаружение действия выталкивающей силы

2

1

1

13/3,14/4

Исследование зависимости давления жидкости от глубины

2

1

1

15/5,16/6

Экспериментальная задача: найти ёмкость ведёрка, используя датчик силы

2

1

1

17/7, 18/8

Занимательный опыт по исследованию гальванического элемента, роль которого выполняет сырая картофелина

2

1

1

19/9, 20/10


ЛР «Изучение процессов нагревания и кипения воды»

2

1

1

21/11- 22/12

Обнаружение изменения температуры снега при добавлении соли и объяснение явления

2

1

1




23/13-26/16

Экспериментальная задача: одинаково ли изменение температуры воды и растительного масла при их нагревании одинаковыми нагревательными элементами в течение одного и того же промежутка времени? Объяснение результата эксперимента

4

2

2


27/17-30/20

Экспериментальная задача: две электрические лампочки, поставленные рядом, освещают экрана. Расстояние от лампочки до экрана 1 м. Одну лампочку погасили. На сколько нужно приблизить экран, чтобы освещённость его не изменилась? Результат эксперимента сравнить с результатами теории

4

2

2

III.Подведение итогов

4

1

3

31/1

Обсуждение результатов работы за год, высказывание мнений, пожеланий

1

1

-

32/2-34/4

Показ приобретённых знаний, умений и навыков учащимися своего класса, выступление на школьной конференции

3

-

3

Для реализации программы необходимо иметь:

  • Кабинет физики с необходимым традиционным оборудованием

  • ЦЛ «Архимед», включающую в себя: КПК Palm 130; датчики ( тока, напряжения, освещённости, давления, силы, магнитной индукции, расстояния, температуры, цвета); измерительный интерфейс; программное обеспечение для регистрации, сбора и обработки данных ( русские версии программ ImagiProbe 2. 0 для сбора и обработки данных на КПК и MultiLab для обработки данных на настольном компьютере; программу PalmDesktop для связи КПК с настольным компьютером; программу Piloc для русификации операционной системы Palm); сборник методических материалов; настольный компьютер; мультимедийный проектор;

  • Учителя физики, освоившего начальный и базовый курс обучения работе с ЦЛ «Архимед»;

  • Возможность обращения в ИНТ за консультациями и информационной поддержкой.

Прогнозируемые результаты

В конце обучения дети должны:

Знать:

  • Программное обеспечение сбора экспериментальных данных ImageProbe 2. 0;

  • Назначение датчиков, входящих в комплект ЦЛ «Архимед»;

  • Возможности программы Multelab для обработки экспериментальных данных на КПК;

Уметь:

  • Подготавливать КПК Palm для эксперимента;

  • Пользоваться КПК Palm, измерительным интерфейсом и датчиками сбора и первичной обработки экспериментальных данных;

  • Грамотно использовать датчики в экспериментальной установке;

  • Формулировать цель и составлять план эксперимента;

  • Проводить эксперимент;

  • Обрабатывать экспериментальные данные;

  • Делать выводы;

  • Видеть практическую направленность своей деятельности;

  • Разнообразно представлять своей деятельности.



© 2010-2022