Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

Тема урока: Импульс. Закон сохранения импульса. Цель урока: сформировать понятия: импульс силы, импульс тела, реактивное движение; вывести закон сохранения импульса. Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, слайды с логическими и структурными схемами, стеклянная пластина, шарик, магнит, стакан с водой, лист бумаги, металлические шарики. План урока: 1.      Организация начала урока. 2.      Активизация внимания. 3.      Изучение нового материала. 4.      Закрепление новых знаний. 5.  ...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



План урока

Тема урока: Импульс. Закон сохранения импульса.

Цель урока:

сформировать понятия: импульс силы, импульс тела, реактивное движение; вывести закон сохранения импульса.

Оборудование:

компьютер с мультимедийным проектором, слайды с логическими и структурными схемами, стеклянная пластина, шарик, магнит, стакан с водой, лист бумаги, металлические шарики.

План урока:

  1. Организация начала урока.

  2. Активизация внимания.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление новых знаний.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организация начала урока.

    Учитель приветствует учеников, вместе формулируют тему урока.

  2. Активизация внимания.

    Учитель задает вопросы, ученики отвечают.

    1. Формулировка второго закона Ньютона.
    2. Формула второго закона Ньютона.
    3. Значение и применение второго закона Ньютона.
    4. Формулировка третьего закона Ньютона.
    5. Формула третьего закона Ньютона.
    6. Значение и применение третьего закона Ньютона.

  3. Изучение нового материала.
    На экране с помощью мультимедийного проектора с компьютера демонстрируется структурная схема «Импульс. Закон сохранения импульса». Учитель демонстрирует учащимся опыты, описанные в разделе «Научные факты» и рассказывает новый материал, используя схему.

    При быстром движении магнита над шариком шарик едва сдвигается с места, при
    медленном движении магнита над шариком шарик начинает двигаться вслед за магнитом.

    Если медленно тянуть лист бумаги, стакан перемещается вместе с бумагой. Если лист бумаги быстро выдернуть из-под стакана, стакан останется на прежнем месте.

    Проведенные эксперименты свидетельствуют о том, что результат взаимодействия тел зависит не только от значения силы, но и от времени ее действия. Законов Ньютона недостаточно для описания взаимодействия тел. Поэтому в физике для характеристики действия силы в зависимости от времени ввели специальную величину - импульс силы I.

    Импульс силы - векторная физическая величина, равная произведению силы на время ее действия.

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

Хотя приведенная формулировка определения импульса силы характеризует его как физическую величину, формула имеет функцию закона, так как изменение значения величины в правой части приводит к изменению значения величины в левой части.

За единицу импульса принят такой импульс, при котором сила в 1 ньютон действует в течение 1 секунды.

[I]=[F]⋅[t]=ньютон⋅секунда=Н⋅с.

Направление вектора импульса совпадает с направлением вектора силы.
Пуля массой 10 г, движущаяся со скоростью 5 м/с, может быть остановлена листом картона. Пулю массой 10 г, движущуюся со скоростью 900 м/с, нельзя остановить даже с помощью трех толстых досок.

Структурная схема «Импульс. Закон сохранения импульса»

Научные факты

Гипотеза

Величина

Законы

Применение, проявление

1.При быстром движении магнита над шариком шарик едва сдвигается с места, при медленном движении магнита над шариком шарик начинает двигаться вслед за магнитом.
Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

2.Если медленно тянуть лист бумаги, стакан перемещается вместе с бумагой. Если лист бумаги быстро выдернуть из-под стакана, стакан останется на прежнем месте.
Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

3.Пуля массой 10 г, движущаяся со скоростью 5 м/с, может быть остановлена листом картона. Пулю массой 10 г, движущуюся со скоростью 900 м/с, нельзя остановить даже с помощью трех толстых досок.

4.Отдача при выстреле из ружья.
Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

5.При упругом взаимодействии шаров они разлетаются с определенными скоростями.
Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

Результат взаимодействия тел зависит не только от значения силы, но и от времени ее действия.

Для характеристики движения тела важны значения массы и скорости движения.

В замкнутой системе тел импульс системы сохраняется.

I - импульс силы.
F - сила.
t - время.

p - импульс тела (Рене Декарт, 1596-1650)

m - масса тела.

υ0, υ - начальная и конечная скорости тела.

[I] = [F]⋅[t] = нью-тон⋅секунда = Н⋅с

[p] = [m]⋅[υ] = килограмм⋅метр в секунду = (кг⋅м)/с

НОВЫЕ ПОНЯТИЯ:

  1. импульс силы,

  2. импульс тела,

  3. закон сохранения импульса, реактивное движение.



Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

Направление импульса силы совпадает с направлением силы.

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

Направление импульса тела совпадает с направлением скорости тела.

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

Импульс силы равен изменению импульса тела.

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

Векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, остается постоянной при любых взаимодействиях тел между собой.

Для ракеты:

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

где М и m - массы ракеты и газа соответственно, u и υ - скорости ракеты и газа соответственно
К.Э.Циолковский

Для расчета F, t, m, υ.

Ракеты, реактивные двигатели в авиации, космонавтике.
Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс
Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

Водометные катера.

Движение живых существ: кальмаров, каракатиц, осьминогов.

Придумайте и нарисуйте свой пример.

Следовательно, для характеристики движения тела важно знать его массу и скорость. Поэтому была введена еще одна специальная величина - импульс тела p (количество движения).

Импульс тела - векторная физическая величина, равная произведению массы тела на скорость его движения.

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

Хотя приведенная формулировка определения импульса тела характеризует его как физическую величину, формула также имеет функцию закона, так как изменение значения величины в правой части приводит к изменению значения величины в левой части.

За единицу импульса принят такой импульс, при котором тело массой 1 килограмм движется со скоростью 1 метр в секунду.

[p]=[m]⋅[υ]=килограмм⋅метр в секунду=(кг⋅м)/с

Направление импульса тела совпадает с направлением скорости тела.

Понятие импульса было введено в физику французским ученым Рене Декартом, который назвал эту величину «количеством движения».

Какова же связь между импульсом силы и импульсом тела?

Из второго закона Ньютона следует, что импульс силы равен изменению импульса тела.

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

Вывод соотношения рассмотрим с помощью логической схемы. (На экран с компьютера проецируется логическая схема «Вывод соотношения между импульсом силы и импульсом тела»).

Логическая схема «Вывод соотношения между импульсом силы и импульсом тела»

1. Из второго закона Ньютона

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс (1)

2. Используем формулу ускорения

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс (2)

3. Подставляем формулу (1) в формулу (2)

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

4. Раскрываем скобки и переносим время t в левую часть уравнения

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

5. Получаем соотношение между импул ьсом силы и импульсом тела

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс (3)

Импульс силы равен изменению импульса тела.

Уравнение (3) является уравнением второго закона Ньютона в импульсной форме.

В жизни мы встречаемся с такими явлениями как отскакивание мяча при ударе о стенку, землю, при разлете мячей при ударе друг о друга. На даче при поливе с использованием шланга можно наблюдать, как шланг извивается, когда вода выливается из него. В ванной комнате многие наблюдали, что при сильном напоре воды кран начинает крутиться в разные стороны. Охотники и стрелки рассказывают, что при выстреле из ружья ощущается отдача оружия при вылете пули. На уроках биологии вы знакомились с принципами движения морских обитателей: кальмаров, каракатиц, осьминогов. При упругом взаимодействии шариков они разлетаются с определенными скоростями. Все наши наблюдения связаны с проявлением закона сохранения импульса тела.

Пусть m1 - масса первого тела, m2 - масса второго тела; υ01, υ02 - начальные скорости тел, υ1, υ2 - конечные скорости тел.

Тогда в замкнутой системе тел векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, остается постоянной при любых взаимодействиях тел между собой.

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

Вывод закона сохранения импульса также рассмотрим с помощью логической схемы «Вывод закона сохранения импульса». (На экран с компьютера проецируется названная схема)

Логическая схема «Вывод закона сохранения импульса»

1. По третьему закону Ньютона два тела взаимодействуют друг с другом с силами, равными по модулю и противоположными по направлению.

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

2. По второму закону Ньютона

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

3. Используем формулу ускорения

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

4. Подставляем формулу ускорения в формулу (1)

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

5. После сокращения на время t и раскрытия скобок получаем

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

6. Перенесем в левую часть уравнения векторы импульсов тел до взаимодействия, а в правую часть - векторы импульсов тел после взаимодействия.

Конспект урока Закон сохранения импульса 9 класс

Это уравнение называется законом сохранения импульса тел.

Замкнутой называется система тел, взаимодействующих только между собой и не взаимодействующих с телами, не входящими в эту систему.

Закон сохранения импульса проявляется в реактивном движении. Реактивное движение - движение тела за счет отделения от него части тела, в результате чего само тело приобретает противоположно направленный импульс. Принцип реактивного движения широко применяется в авиации и космонавтике.

Идея использования ракет для космических полетов была выдвинута в начале 20 века русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским, который разработал теорию движения ракет, вывел формулу для расчета их скорости.

  1. Закрепление новых знаний.

    Учитель решает задачу из упр. 22, №2. Ученики самостоятельно решают задачу из упр. 20, №2.

  2. Подведение итогов.

    Учитель подводит итоги урока, проверяет решение задачи из упр. 20, №2, выставляет оценки.

  3. Домашнее задание.

    Учитель задает домашнее задание: §21-23, упр. 21.



© 2010-2022