РАбочая программа ФКГОС ПО физике 7-9 класс Перышкин

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе программы для ощеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы.Физика. 7-9 классы авторы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин, М.: Дрофа/ сост.В.А.Коровин, В.А. Орлов,М. : 2009., составленной на основе ФКГОСООО.

Предлагаемая рабочая программа реализуется с помощью учебника А.В.Перышкина «Физика» для 7,8 классов и А.В. Перышкина, Е.М.Гутник «Физика» для 9 класса системы «Вертикаль».

Физика. 7 кл. / А.В. Перышкин. - М. : Дрофа, 2011.

Физика. 8 кл. / А.В. Перышкин. - М. : Дрофа, 2011.

Физика. 9 кл. / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. - М. : Дрофа, 2009.

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа может использоваться в общеобразовательных учреждениях разного профиля.

Цели обучения физике.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Общая характеристика учебного предмета.


Школьный курс физики - системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические за-коны, лежащие в основе мироздания, являются основой со-держания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно-научных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса - объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы, как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов.

Изучение строения вещества в 7 классе создает представления о познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний: молекула - атом; строение атома - электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления.

В 8 классе продолжается использование знаний о молекулах при изучении тепловых явлений. Сведения по электронной теории вводятся в разделе «Электрические явления». Далее изучаются электромагнитные и световые явления.

Курс физики 9 класса расширяет и систематизирует знания по физике, полученные учащимися в 7 и 8 классах, поднимая их на уровень законов.

Новым в содержании курса 9 класса является включение астрофизического материала в соответствии с требованиями ФГОС.


Место учебного предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в 7, 8 и 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. По учебному плану школы предмет изучается в 7-9 классах в количестве 204 часов (по 68 часов,2 часа в неделю)

Класс

7

8

9

Количество часов в неделю

2

2

2

Итого

68

68

68



Тематическое распределение часов

п/п


Содержание (разделы, темы)

Количество часов

авторская программа

рабочая

программа

7

8

9

7

8

9

1

Введение

4



4



2

Первоначальные сведения о строении вещества

5



5



3

Взаимодействие тел

21



21



4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

23



23



5

Работа мощность. энергия

13



13



6

Тепловые явления


12



12


7

Изменение агрегатных состояний вещества


11



11


8

Электрические явления


27



27


9

Электромагнитные явления


7



7


10

Световые явления


9



9


11

Законы взаимодействия и движения тел



26



26

12

Механические колебания и волны. Звук



10



10

13

Электромагнитное поле



17



17

14

Строение атома и атомного ядра



11



11

15

Резервное время.(Повторение)

4

4

6

2

2

4


Итого:

70

70

70

68

68

68

Содержание учебного предмета.

7 КЛАСС (68 ч, 2 ч в неделю)

ВВЕДЕНИЕ (4 ч.)

Физика - наука о природе. физические явления. физические свойства тел. наблюдение и описание физических явлений. физические величины. измерения физических величин: длины, времени, температуры. физические приборы. международная система единиц. точность и погрешность измерений. физика и техника.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

1. Определение цены деления измерительного прибора.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (5 ч.)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движениепритяжение и отталкивание молекул. Различное состояние вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

2. Определение размеров малых тел.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ (21 ч.)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение двух сил, действующих по одной прямой. Центр тяжести тела. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

4.Измерение массы тела на рычажных весах.

5. Измерение объема тела.

6. Определение плотности твердого тела.

7. Исследование зависимости силы уругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины..

8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

9. Определение центра тяжести плоской пластины

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (23 ч.)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Архимедова сила. Условия плавания тел водный транспорт. Воздухоплавание.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

10.Измерение давления твердого тела на опору 11. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (13 ч.)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. рычага. «золотое правило» механики. Виды равновесия. « Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия (КПД) механизма. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой.

Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

13. Выяснение условия равновесия рычага.

14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Резервное время (1 ч)

8 КЛАСС (70 ч, 2 ч в неделю)

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (12 ч)

.

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения я его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренне энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

1.Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА(11ч)

Плавление и отвердевание тел. Температура плпвления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник.. Экологические проблемы использования тепловых машин.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

4. Измерение относительной влажности воздуха.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (27 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атома.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрически ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворов электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Работа и мощность электрического тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемые бвтовыми приборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

5. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

6. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

7. Регулирование силы тока реостатом.

8. исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.

9. Измерение работы и мощности электрического тока.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (7 Ч)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. М. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Динамик и микрофон.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

10. Сборка электромагнита и испытание его действия.

11. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (9 ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света.

Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало.

Преломление света

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света

13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света

14. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Резервное время (4 ч)

9 КЛАСС (70 ч, 2 ч в неделю)

ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (26 ч)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Измерение ускорения свободного падения.

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (10 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания].

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. [Интерференция звука].

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины

4. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (17 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

[Интерференция света.] Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. [Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

5. Изучение явления электромагнитной индукции.

6. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА (11 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Резервное время (6 ч)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

- печатные пособия:

  1. Физика.7 кл. : учебник / А.В. Пёрышкин. - 15-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2011. - 192 c.

  2. Физика.8 кл. : учебник / А.В. Пёрышкин. - 14-е изд., стереотип М. : Дрофа, 2011. - 191 c.

  3. Физика.9 кл. : учебник / А.В. Пёрышкин, Е.Н. Гутник. - М. : Дрофа, 2009. - 319 c.

  4. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - 17 изд. - М.; Просвещение, 2004. - 224 с.

  5. изика. Сборник вопросов и задач.7-9 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ А.Е.Марон, Е.А. Марон ,С.В. Позойский. - М.: Дрофа,2013.- 270с.
    6. Сборник задач по физике для 7-8 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик,. - 17 изд. - М.; Просвещение, 1998. - 193 с.

- цифровые и электронные образовательные ресурсы:

Наименование

Издательство

Виртуальная физическая лаборатория

Лабораторные работы по физике 7-9 кл

Дрофа

Библиотека наглядных пособий

    1 С: школа. Физика, 7- 11 кл.

    дрофа

      Интерактивный курс физики для 7- 11 кл.

      физикон

        Наглядная физика 7-9

        Институт новых технологий

          Физика 7-11 кл.

          Кирилл и Мефодий

            Открытая физика 1.1

            физикон

            - учебно-лабораторное оборудование:

            комплект демонстрационного и лабораторного оборудования («Механика», «Тепловые явления», «Электричество», «Магнетизм», «Оптика», «Волновая оптика») в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

            СОГЛАСОВАНО

            Протокол заседания

            методического объединения

            естественно- математического цикла, искусства и технологии МБОУ ООШ № 32

            от________20__ года № 1

            _____________ _________

            подпись руководителя МО Ф.И.О.

            СОГЛАСОВАНО

            Заместитель директора по УВР

            _____________ _________

            подпись Ф.И.О.

            ____________ 20__ года


            © 2010-2022