Урок. Решение задач по темедвижение тела по окружности

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Решение задач «Движение тела по окружности» (обобщение и систематизация знаний)

Цель: учащиеся будут

  1. Знать: основные понятия и физические величины, которые характеризуют равномерное движение по окружности;

  2. Уметь: находить основные характеристики движения по окружности, решать задачи на данное движение.

I. Актуализация знаний

Науку все глубже постигнуть стремись.

Познанием вечного жаждой томись.

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь: предела для знаний нет.

Фирдауси (персидский поэт, 940-1030гг)

Учитель объявляет тему урока. Вопрос ученикам: Какие цели вы могли бы поставить перед собой на этом уроке?

Варианты: повторить физические величины и понятия, характеризующие движение по окружности; применять имеющие знания при решении задач

Игра «Физический пейнтбол»

На экране появляется обойма с вопросами. Обойма содержит 6 «патронов». Для того, чтобы сделать выстрел, желающий ученик выбирает номер «патрона», заряжает его (отвечая на вопрос), затем выбирает одноклассника, в которого будет стрелять. Ученику, в которого выстрелили, предоставляется право отвечать на вопрос (решить задачу), если он не сможет ответить, то отвечает сосед по парте. После ответа на вопрос ученик выбирает следующего одноклассника, который будет стрелять. Если ученик-стрелок не может ответить на вопрос (зарядить патрон), то стреляет сосед по парте. После шести выстрелов учитель делает»контрольный выстрел» -предлагает задачу. Ученики решают самостоятельно. Первый ученик, который решил, показывает решение на доске.

Вопросы для того кто стреляет:

  1. Период - … (определение, формула, единицы измерения)

  2. Угловая скорость -… (определение, формула, единицы измерения)

  3. Криволинейное движение - …(определение)

  4. 1 радиан -…(определение)

  5. Частота -… (определение, формула, единицы измерения)

  6. Линейная скорость -…(определение, формула, единицы измерения)

Выстрелы:

  1. Определите период вращения часовой и минутной стрелок.

  2. Определите угловую скорость вращения Земли вокруг своей оси.

  3. Приведите три примера криволинейного движения

  4. Переведите в радианную меру (выразить через число π)

30 -…, 60 -…, 180 -…, 270 =…

  1. Во сколько раз отличаются частоты обращения минутной и часовой стрелок?

  2. Какую скорость имеют верхние точки обода велосипедного колеса, если велосипедист едет со скоростью 20 км/ч?

«Контрольный выстрел»

Тонкостенный шар радиусом R=1м равномерно вращается вокруг оси, проходящей через его центр, с частотой 100 Гц. Определите модуль минимальной скорости, с которой должна лететь пуля вдоль диаметра, перпендикулярного оси вращения, чтобы в оболочке шара вылетевшей из него пули было сделано одно отверстие.

II. Решение задач

Творческая работа в парах

Самостоятельно составить и решить задачи. Затем мы обсудим ваши результаты (необходимые данные введите самостоятельно).

Задача 1. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том;

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

Задача 2. На экране фрагмент мультфильма «Ну, погоди!». Составьте задачу, а при повторном показе снимите необходимые данные (время вращения ручки ворота, количество оборотов) и решите задачу.

Вариант задачи учителя:

Ведро равномерно поднимают из колодца колодезным воротом, рукоятка которого вращается по окружности диаметром 40 см, Диаметр вала, на который наматывают цепь с закрепленным на ее конце ведром, в 2 раза меньше диаметра рукоятки. Во сколько раз отличаются скорости вращения рукоятки и вала?

Задача 3. Вращающийся волчок падает с высоты 20 м, двигаясь с ускорением, модуль которого а=10 м/с2 . Найдите число оборотов, которое он совершит за время падения, если период вращения волчка Т=0,2 с?

III. Рефлексия и подведение итогов

  1. В чем состояла цель вашей работы?

  2. Были ли трудности при решении задач? Если да, то в чем они состояли?

  3. В какой степени избранные и использованные методы «работали» на цель?

  4. Чем отличался урок от предыдущих?

  5. Что было сделано удачно и неудачно?

© 2010-2022