- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа элективного курса Физика в профессии Мастер сухого строительства
Рабочая программа элективного курса Физика в профессии Мастер сухого строительства
Раздел | Физика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ярусова Т.В. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краевой многопрофильный техникум
|
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА В ПРОФЕССИИ «Мастер сухого строительства» (прикладной курс) |
|
|
Пермь,2014
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по УТР директор КМТ
___________________ ___________________
О.В. Шибалкина А.М. Бураков
Рабочая программа прикладного курса «Физика в профессии» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта (в рамках регионального компонента)
Программа данного курса дает возможность решения проблемы интеграции естественно-математических и специальных дисциплин для профессий строительного профиля и определяет качество профессионального образования. С помощью данного курса можно формировать надпредметные знания и умения. В курсе «Физика в профессии» используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, сделать их более практико-ориентированными. В конечном счете, именно эти цели и преследует программа модернизации образования.
Организация-разработчик: ГБПОУ Краевой многопрофильный техникум, г. Пермь
Разработчики: Ярусова Т.В. преподаватель физики высшей квалификационной категории.
Рассмотрена и рекомендована методическим советом лицея
Заключение методического совета №_______ от «____»_______ 2014 г
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание рабочей УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
-
условия реализации учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика в профессии (прикладной курс)
-
Область применения примерной программы
Примерная программа по предмету «Физика в профессии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «Мастер сухого строительства»
Программа по предмету «Физика в профессии» может быть использована при профессиональной подготовке мастеров сухого строительства и при повышении квалификации и переподготовки рабочих.
Прикладной курс изучается в объеме 48 часов.
-
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Предмет «Физика в профессии» является федеральным компонентом при обучении учащихся по профессиям строительного профиля: мастер отделочных строительных работ, мастер сухого строительства, мастера широкого профиля.
Глубина раскрытия материала программы соответствует познавательным возможностям учащихся, уровню их общеобразовательной и общетехнической подготовки, производственному опыту.
Учитывая, что учащиеся НПО и СПО имеют базовые знания по общеобразовательным предметам в объеме основного общего образования школы, в программе много внимания уделено лабораторно-практическим работам, формирующим навыки профессиональной деятельности, раскрывая прикладной характер физики, имеющим существенное значение для подготовки квалифицированных рабочих.
Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями (ОК), включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Основные цели курса:
создание условий для формирования и развития
- интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы;
- интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;
- умения более осознанно применять на практике физические законы, правильно (оптимально и безопасно для жизни) действовать в реальном мире;
- умение самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- способности ориентироваться в мире профессий: физика, строителя, инженера по охране труда, медицинского работника.
В задачи курса входят:
- усиление практической, политехнической направленности физики;
- развитие мышления учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания;
-развитие познавательного интереса к изучению физики;
- развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;
- систематизация, обобщение и углубление полученных знаний и умения применять полученные знания на практике;
- формирование у учащихся знаний о характере труда, перспективах профессионального роста, необходимых профессиональных качествах работников строительной отрасли;
- формирование художественного вкуса и конструкторских способностей учащихся;
- воспитание уважения к труду строителя.
В процессе изучения курса предусматривается следующие виды работы:
- самостоятельная работа учащихся над теоретическим материалом темы курса;
- защита творческих работ, публичное представление полученных в ходе самостоятельной работы результатов, их аргументированное обоснование;
- работа в малых группах.
Программа предполагает практико-ориентированное обучение с применением технологии сотрудничества.
По итогам изучения курса учащиеся представляют: доклад, исследование, компьютерные презентации, итоговое тестирование.
Таким образом, в процессе изучения курса учащиеся:
- смогут успешно реализоваться в учебной деятельности;
- приобретут основы технических знаний по различным аспектам наук, что повысит их интерес к получаемой ими профессии и сориентирует их на продолжение образования на следующей ступени обучения;
- научатся ставить простейшие исследовательские задачи и решать их доступными средствами, а также представлять полученные результаты;
- приобретут опыт дискуссии, проектирования и реализации учебно-исследовательской работы в коллективе;
- приобретут навыки в решении задач, связанных с МДК по профессии.
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка
62
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
практические занятия
8
лабораторные работы
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
14
в том числе:
индивидуальные задания, рефераты, проекты
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2
2.2. Примерный тематический план и содержание предмета
«Физика в профессии мастера сухого строительства»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Тема 1
Свойства паров
6
1,2
Характеристика газообразного состояния вещества. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его давление. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическая температура. Водяной пар в атмосфере. Парциальное давление водяного пара. Влажность воздуха, точка росы. Приборы для определения влажности воздуха. Перегретый пар и его использование в технике.
Решение задач по разделу «Свойства паров».
2
2
3,4
Легковоспламеняющиеся и взрывоопасные синтетические материалы. Диффузия газов. Меры безопасности при хранении и использовании легковоспламеняющихся и взрывоопасных синтетических материалов.
Броуновское движение. Различные виды пыли в воздухе. Строение, повреждения и заболевания глаза. Профилактика заболеваний.
2
2
5,6
Механизм вдоха и выдоха, процесс газообмена в легких и тканях. Физические и химические факторы воздушной среды на строительной площадке: состав воздуха, влажность воздуха, температура, скорость движения воздуха, барометрическое давление, наличие пыли. Их воздействие на организм человека и меры безопасности. Индивидуальные средства защиты.
Практическая работа «Изготовление психрометра и измерение влажности воздуха»
2
2
3
Тема 2
Свойства жидкостей.
6
7
Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления
1
2
8
Воздействие различных видов жидкостей на кожу. Меры безопасности при работе с лакокрасочными материалами, с клеем, мастикой и т.д.
1
2
9,10
Движение жидкостей (газов) по трубам переменного сечения. Закон Бернулли. Ламинарный и турбулентный поток жидкости (газа). Движение крови по сосудам. Первая медицинская помощь при порезах.
Решение задач по разделу «Свойства жидкостей».
2
2
11,12
Лабораторная работа № 1 «Определение коэффициента поверхностного натяжения воды» или «Изучение капиллярных явлений. Определение водопоглощения строительных материалов».
2
2
Тема 3
Свойства твердых тел
10
13,14
Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллы и анизотропия кристаллов. Монокристаллы и поликристаллы. Кристаллическое и аморфное состояния вещества.
Плавление, кристаллизация или отвердевание.
2
2
15
Типы кристаллических решеток, дефекты и примеси в кристаллах. Полимеры и их применение.
1
2
16,17
Деформация твердых тел. Виды деформации. Механическое напряжение. Закон Гука.
Практическая работа «Исследование удлинения резинового шнура с увеличением нагрузки».
2
2
18
Лабораторная работа № 2 «Измерение модуля упругости (модуля Юнга) резины»
1
2
19
Лабораторная работа № 3 « Определение плотности строительных материалов».
1
2
20
Решение задач по разделу «Свойства твердых тел».
1
2
21,22
Диаграмма растяжения. Предел прочности. Упругость, пластичность и хрупкость.
2
2
Домашняя лабораторная работа «Наращивание кристаллов соли или медного купороса».
3
Тема 4
Деревянные конструкции
6
23,24
Древесина. Расчетные сопротивления древесины. Расчет деревянных центрально-растянутых элементов. Расчет центрально-сжатых элементов постоянного цельного сечения.
2
2
25,26
Расчет изгибаемых элементов. Расчет настилов и обрешетки под кровлю.
2
2
27,28
Расчет стропильных ног. Соединения элементов деревянных конструкций
2
2
Тема 5
Элементы механики твердого тела. Статика.
8
29,30
Задачи статики. Абсолютно твердое тело. Перенос точки приложения силы, действующей на твердое тело. Равновесие тела под действием трех сил. Общие условия равновесия.
2
2
31,32
Связи. Силы реакции связей. Тело, закрепленное на оси. Равновесие тела, закрепленного на оси.
Момент силы. Измерение момента силы. Пара сил. Сложение параллельных сил.
Центр тяжести. Определение центра тяжести.
2
2
33
Лабораторная работа №4 «Экспериментальное определение центра тяжести плоской фигуры».
1
2
34
Различные случаи равновесия тела под действием силы тяжести. Условия устойчивого равновесия под действием силы тяжести.
1
2
35
Лабораторная работа №5 «Условие равновесия тела, имеющего ось вращения»
1
2
36
Простые машины. Коэффициент полезного действия. Клин и винт.
1
2
Тема 6
Физика цвета и света
10
37
Физическая природа света Развитие представлений о природе света. Шкала электромагнитных волн.
1
2
38,39
Получение цветов. Дисперсия света. Дисперсия показателя преломления различных материалов. Дополнительные цвета.
2
2
40
Лабораторная работа № 6. «Цвета спектра, смешивание цветов и красок».
1
2
41
Источники света. Спектральный состав излучения и его связь с цветом.
1
2
42
Свет и цвета тел. Коэффициенты поглощения, отражения и пропускания
1
2
43
Цветовое зрение. Строение и работа глаза. Зависимость цвета от интенсивности света.
1
2
44
Методы образования цвета. Цветные тела, освещенные белым и цветным светом.
1
2
45
Маскировка и демаскировка. Насыщенность цветов
1
2
46
Смешение красок в отделочной технике
1
2
47,48
Итоговая зачетная работа
2
2
-
условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места учащихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
рабочая меловая доска;
-
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
-
ПК,
-
видеопроектор,
-
проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: Академия, 2008.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н. Физика 10. - М.: Просвещение, 2008.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика 11. - М.: Просвещение, 2008.
Кабардин О.Ф. Физика: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 2007.
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 9-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2008.
Сборник задач по физике: Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. Г.Н. Степанова. - М.: Просвещение, 2005.
С. А. Тихомирова «Дидактический материал по физике 7-11». Москва. Просвещение. 2006.
М. Е. Тульчинский «Сборник качественных задач по физике» Учпедгиз. Москва. 2006.
О.С Ефремова «Охрана труда от А до Я» - М.: Издательство «Альфа-пресс». 2007.
Хван Т.А., Хван П.А. «Безопасность жизнедеятельности» Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: 2007
Стаценко А.С. «Технология строительного производства» - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Сафарова Х.Ш. Рабочая программа «Практика для получения первичных профессиональных навыков для специальности 270103 (Строительство и эксплуатация зданий и сооружений)», ГОУ СПО БСК, 2006
Сафронова А.В. Рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда», ГОУ СПО БСК, 2008
Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2008
Физика: Учеб. пособие для 10 кл. шк. и классов с углубл. изуч. физики/ Ю. И. Дик, О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов и др.; Под ред. А. А. Пинского. - М.: Просвещение, 2006.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
-
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
-
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
-
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
-
отличать гипотезы от научных теорий;
-
делать выводы на основе экспериментальных данных;
-
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
-
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
-
применять полученные знания для решения физических задач при изучении физики как профильного учебного предмета;
-
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
-
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
-
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Контрольные работы, программированные опросы, тесты, семестровый зачет, итоговый экзамен.
Учебно-тематический план
-
Тема
Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Свойства паров.
6
5
1
2
Свойства жидкостей.
6
4
2
3
Свойства твердых тел.
10
6
4
4
Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Фазовые переходы.
6
6
5
Элементы механики твердого тела. Статика.
8
6
2
6
Физика цвета и света
10
6
4
Заключительное занятие
2
1
1
Итого
48
34
14