• Преподавателю
  • Физика
  • Рабочая программа элективного курса Физика в профессии Мастер сухого строительства

Рабочая программа элективного курса Физика в профессии Мастер сухого строительства

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краевой многопрофильный техникум






рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ФИЗИКА В ПРОФЕССИИ

«Мастер сухого строительства»

(прикладной курс)



Пермь,2014

Согласовано: Утверждаю:

Заместитель директора по УТР директор КМТ

___________________ ___________________

О.В. Шибалкина А.М. Бураков

Рабочая программа прикладного курса «Физика в профессии» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта (в рамках регионального компонента)

Программа данного курса дает возможность решения проблемы интеграции естественно-математических и специальных дисциплин для профессий строительного профиля и определяет качество профессионального образования. С помощью данного курса можно формировать надпредметные знания и умения. В курсе «Физика в профессии» используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, сделать их более практико-ориентированными. В конечном счете, именно эти цели и преследует программа модернизации образования.

Организация-разработчик: ГБПОУ Краевой многопрофильный техникум, г. Пермь

Разработчики: Ярусова Т.В. преподаватель физики высшей квалификационной категории.

Рассмотрена и рекомендована методическим советом лицея

Заключение методического совета №_______ от «____»_______ 2014 г



СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание рабочей УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7

  1. условия реализации учебной дисциплины


11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


12





1. паспорт РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физика в профессии (прикладной курс)

  1. Область применения примерной программы

Примерная программа по предмету «Физика в профессии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «Мастер сухого строительства»

Программа по предмету «Физика в профессии» может быть использована при профессиональной подготовке мастеров сухого строительства и при повышении квалификации и переподготовки рабочих.

Прикладной курс изучается в объеме 48 часов.


  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Предмет «Физика в профессии» является федеральным компонентом при обучении учащихся по профессиям строительного профиля: мастер отделочных строительных работ, мастер сухого строительства, мастера широкого профиля.

Глубина раскрытия материала программы соответствует познавательным возможностям учащихся, уровню их общеобразовательной и общетехнической подготовки, производственному опыту.

Учитывая, что учащиеся НПО и СПО имеют базовые знания по общеобразовательным предметам в объеме основного общего образования школы, в программе много внимания уделено лабораторно-практическим работам, формирующим навыки профессиональной деятельности, раскрывая прикладной характер физики, имеющим существенное значение для подготовки квалифицированных рабочих.

Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями (ОК), включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Основные цели курса:

создание условий для формирования и развития

- интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы;

- интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;

- умения более осознанно применять на практике физические законы, правильно (оптимально и безопасно для жизни) действовать в реальном мире;

- умение самостоятельно приобретать и применять знания;

- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

- способности ориентироваться в мире профессий: физика, строителя, инженера по охране труда, медицинского работника.

В задачи курса входят:

- усиление практической, политехнической направленности физики;

- развитие мышления учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания;

-развитие познавательного интереса к изучению физики;

- развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;

- систематизация, обобщение и углубление полученных знаний и умения применять полученные знания на практике;

- формирование у учащихся знаний о характере труда, перспективах профессионального роста, необходимых профессиональных качествах работников строительной отрасли;

- формирование художественного вкуса и конструкторских способностей учащихся;

- воспитание уважения к труду строителя.

В процессе изучения курса предусматривается следующие виды работы:

- самостоятельная работа учащихся над теоретическим материалом темы курса;

- защита творческих работ, публичное представление полученных в ходе самостоятельной работы результатов, их аргументированное обоснование;

- работа в малых группах.

Программа предполагает практико-ориентированное обучение с применением технологии сотрудничества.

По итогам изучения курса учащиеся представляют: доклад, исследование, компьютерные презентации, итоговое тестирование.

Таким образом, в процессе изучения курса учащиеся:

- смогут успешно реализоваться в учебной деятельности;

- приобретут основы технических знаний по различным аспектам наук, что повысит их интерес к получаемой ими профессии и сориентирует их на продолжение образования на следующей ступени обучения;

- научатся ставить простейшие исследовательские задачи и решать их доступными средствами, а также представлять полученные результаты;

- приобретут опыт дискуссии, проектирования и реализации учебно-исследовательской работы в коллективе;

- приобретут навыки в решении задач, связанных с МДК по профессии.



II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

62

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


практические занятия

8

лабораторные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

14

в том числе:


индивидуальные задания, рефераты, проекты


тематика внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2









2.2. Примерный тематический план и содержание предмета

«Физика в профессии мастера сухого строительства»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Тема 1

Свойства паров

6

1,2

Характеристика газообразного состояния вещества. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его давление. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическая температура. Водяной пар в атмосфере. Парциальное давление водяного пара. Влажность воздуха, точка росы. Приборы для определения влажности воздуха. Перегретый пар и его использование в технике.

Решение задач по разделу «Свойства паров».

2

2

3,4

Легковоспламеняющиеся и взрывоопасные синтетические материалы. Диффузия газов. Меры безопасности при хранении и использовании легковоспламеняющихся и взрывоопасных синтетических материалов.

Броуновское движение. Различные виды пыли в воздухе. Строение, повреждения и заболевания глаза. Профилактика заболеваний.

2

2

5,6

Механизм вдоха и выдоха, процесс газообмена в легких и тканях. Физические и химические факторы воздушной среды на строительной площадке: состав воздуха, влажность воздуха, температура, скорость движения воздуха, барометрическое давление, наличие пыли. Их воздействие на организм человека и меры безопасности. Индивидуальные средства защиты.

Практическая работа «Изготовление психрометра и измерение влажности воздуха»

2

2



3

Тема 2

Свойства жидкостей.

6

7

Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления

1

2

8

Воздействие различных видов жидкостей на кожу. Меры безопасности при работе с лакокрасочными материалами, с клеем, мастикой и т.д.

1

2

9,10

Движение жидкостей (газов) по трубам переменного сечения. Закон Бернулли. Ламинарный и турбулентный поток жидкости (газа). Движение крови по сосудам. Первая медицинская помощь при порезах.

Решение задач по разделу «Свойства жидкостей».

2

2

11,12

Лабораторная работа № 1 «Определение коэффициента поверхностного натяжения воды» или «Изучение капиллярных явлений. Определение водопоглощения строительных материалов».

2

2

Тема 3

Свойства твердых тел

10

13,14

Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллы и анизотропия кристаллов. Монокристаллы и поликристаллы. Кристаллическое и аморфное состояния вещества.

Плавление, кристаллизация или отвердевание.

2

2

15

Типы кристаллических решеток, дефекты и примеси в кристаллах. Полимеры и их применение.

1

2

16,17

Деформация твердых тел. Виды деформации. Механическое напряжение. Закон Гука.

Практическая работа «Исследование удлинения резинового шнура с увеличением нагрузки».

2

2

18

Лабораторная работа № 2 «Измерение модуля упругости (модуля Юнга) резины»

1

2

19

Лабораторная работа № 3 « Определение плотности строительных материалов».

1

2

20

Решение задач по разделу «Свойства твердых тел».

1

2

21,22

Диаграмма растяжения. Предел прочности. Упругость, пластичность и хрупкость.

2

2

Домашняя лабораторная работа «Наращивание кристаллов соли или медного купороса».

3

Тема 4

Деревянные конструкции

6

23,24

Древесина. Расчетные сопротивления древесины. Расчет деревянных центрально-растянутых элементов. Расчет центрально-сжатых элементов постоянного цельного сечения.

2

2

25,26

Расчет изгибаемых элементов. Расчет настилов и обрешетки под кровлю.

2

2

27,28

Расчет стропильных ног. Соединения элементов деревянных конструкций

2

2

Тема 5

Элементы механики твердого тела. Статика.

8

29,30

Задачи статики. Абсолютно твердое тело. Перенос точки приложения силы, действующей на твердое тело. Равновесие тела под действием трех сил. Общие условия равновесия.

2

2

31,32

Связи. Силы реакции связей. Тело, закрепленное на оси. Равновесие тела, закрепленного на оси.

Момент силы. Измерение момента силы. Пара сил. Сложение параллельных сил.

Центр тяжести. Определение центра тяжести.

2

2

33

Лабораторная работа №4 «Экспериментальное определение центра тяжести плоской фигуры».

1

2

34

Различные случаи равновесия тела под действием силы тяжести. Условия устойчивого равновесия под действием силы тяжести.

1

2

35

Лабораторная работа №5 «Условие равновесия тела, имеющего ось вращения»

1

2

36

Простые машины. Коэффициент полезного действия. Клин и винт.

1

2

Тема 6

Физика цвета и света

10

37

Физическая природа света Развитие представлений о природе света. Шкала электромагнитных волн.

1

2

38,39

Получение цветов. Дисперсия света. Дисперсия показателя преломления различных материалов. Дополнительные цвета.

2

2

40

Лабораторная работа № 6. «Цвета спектра, смешивание цветов и красок».

1

2

41

Источники света. Спектральный состав излучения и его связь с цветом.

1

2

42

Свет и цвета тел. Коэффициенты поглощения, отражения и пропускания

1

2

43

Цветовое зрение. Строение и работа глаза. Зависимость цвета от интенсивности света.

1

2

44

Методы образования цвета. Цветные тела, освещенные белым и цветным светом.

1

2

45

Маскировка и демаскировка. Насыщенность цветов

1

2

46

Смешение красок в отделочной технике

1

2

47,48

Итоговая зачетная работа

2

2


  1. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места учащихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочая меловая доска;

  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

  • ПК,

  • видеопроектор,

  • проекционный экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: Академия, 2008.

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н. Физика 10. - М.: Просвещение, 2008.

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика 11. - М.: Просвещение, 2008.

Кабардин О.Ф. Физика: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 2007.

Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 9-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2008.

Сборник задач по физике: Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. Г.Н. Степанова. - М.: Просвещение, 2005.

С. А. Тихомирова «Дидактический материал по физике 7-11». Москва. Просвещение. 2006.

М. Е. Тульчинский «Сборник качественных задач по физике» Учпедгиз. Москва. 2006.

О.С Ефремова «Охрана труда от А до Я» - М.: Издательство «Альфа-пресс». 2007.

Хван Т.А., Хван П.А. «Безопасность жизнедеятельности» Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: 2007

Стаценко А.С. «Технология строительного производства» - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Сафарова Х.Ш. Рабочая программа «Практика для получения первичных профессиональных навыков для специальности 270103 (Строительство и эксплуатация зданий и сооружений)», ГОУ СПО БСК, 2006

Сафронова А.В. Рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда», ГОУ СПО БСК, 2008

Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2008

Физика: Учеб. пособие для 10 кл. шк. и классов с углубл. изуч. физики/ Ю. И. Дик, О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов и др.; Под ред. А. А. Пинского. - М.: Просвещение, 2006.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий;

  • делать выводы на основе экспериментальных данных;

  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

  • применять полученные знания для решения физических задач при изучении физики как профильного учебного предмета;

  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

  • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Контрольные работы, программированные опросы, тесты, семестровый зачет, итоговый экзамен.




Учебно-тематический план



Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Свойства паров.

6

5

1

2

Свойства жидкостей.

6

4

2

3

Свойства твердых тел.

10

6

4

4

Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Фазовые переходы.

6

6


5

Элементы механики твердого тела. Статика.

8

6

2

6

Физика цвета и света

10

6

4

Заключительное занятие

2

1

1

Итого

48

34

14



© 2010-2022