- Преподавателю
- Физика
- Лабораторная работа. Измерение удельной теплоемкости вещества
Лабораторная работа. Измерение удельной теплоемкости вещества
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Довготько О.Н. |
Дата | 13.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» Лабораторная работа
Цели урока: Помочь учащимся в работе по овладению методами измерения физических величин, развитие умений использования измерительных приборов. Продолжить работу по активизации мыслительной деятельности учеников, способствовать самостоятельному поиску ответа на поставленную задачу. Развивать способность учащихся к оценке результатов своей деятельности.
Оборудование: на рабочих столах учащихся: стакан с водой; масса которой 0,1 кг; калориметр; термометр; весы с разновесами; металлический цилиндр на нити.
Тип урока: урок применения новых ЗУНов.
Методы преподавания: информационный.
Методы учения: репродуктивный.
Должны знать\уметь: знать понятия количества теплоты и от чего зависит данная величина, физический смысл понятия удельной теплоемкости вещества, научится определять удельную теплоемкость твердого тела
Ход урока.
-
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний. Повторение ранее изученного материала.
-
Что такое температура?
-
Еденицы измерения?
-
Чтотакое внутрення энергия?
-
От чего зависит внутрення энергия?
-
Одинаковы ли понятия мехпническая и внутреняя энергия?
-
Как можно изменить внутреннюю энергию? - совершением работы и теплопередачей.
-
Что такое теплопередача? Теплопередача - это процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом.
-
Указанные процессы делятся на три вида, на какие?
-
Что такое теплопроводность? Теплопроводность - это явление, при котором энергия передаётся от одной части тела к другой посредством движения частиц или при непосредственном контакте двух тел.
-
Обыкновенный или пористый кирпич обеспечивает лучшую теплоизоляцию здания? - В пористых кирпичах есть поры, заполненные воздухом.
-
Что такое количество теплоты? Количество теплоты - это физическая велична, значение которой рано энергии получаемой или отдаваемой телом в процессе теплопередачи.
-
Обозначается Q, [Q]=[Дж]. Кроме Джоуля, который является единицей СИ, используется ещё одна единица измерения количества теплоты - калория (переводится как «жар», «тепло»).
-
Формула Q= cm△t
-
Что такое с? Удельная теплоемкость показывает сколько количества тепла необходимо передать веществу массой 1 кг, чтобы нагреть его на 1°С.
-
Уравнение теплового баланса? Если мы говорим о системе тел, одно из которых отдает тепло, а другое получает, то вводится уравнение теплового баланса.
Суммарное количество теплоты, отданное более нагретыми теломи системе равно суммарному количеству теплоты, полученное менее нагретыми телами этой системы + + … + = + + … + или Q1 = Q2
-
Изучение новых ЗУНов
1. Цель лабораторной работы, объект исследования, приборы и материалы
Тема сегодняшнего занятия посвящена тому, каким образом можно определить удельную теплоемкость вещества опытным путем, т. е. на практике. Конкретно, мы рассмотрим определение теплоемкости на примере твердого тела - металлического цилиндра.
Цель работы: определить удельную теплоемкость металлического цилиндра.
Приборы и материалы:металлический цилиндр на нити, стакан с горячей и стакан с холодной водой, термометр, весы, калориметр.
Рис. 1. Металлический цилиндр Рис. 2. Стакан с водой Рис. 3. Термометр
Рис. 4. Весы Рис. 5. Калориметр
Во многих опытах по изучению тепловых явлений применяют калориметр - устройство, состоящее из двух сосудов (стаканов), размещенных один в другом и разделенных воздушной прослойкой.
Из-за слабой теплопроводности воздуха и благодаря небольшому расстоянию между внутренним и внешним сосудами, что обеспечивает отсутствие конвекционных потоков, в калориметре теплообмен с окружающей средой значительно уменьшается.
2. Ход работы
Ход работы:
1. Поместим металлический цилиндр в стакан с горячей водой и измерим термометром ее температуру, она будет равняться температуре цилиндра, т. к. через определенное время температура воды и цилиндра сравняются.
2. Затем наливаем в калориметр холодную воду и измеряем ее температуру.
3. После этого помещаем привязанный на нитке цилиндр в калориметр с холодной водой и, помешивая в нем воду термометром, измеряем установившуюся в результате теплообмена температуру.
3. Обработка данных и вычисление результата
Обработка данных и вычисление результата:
Измеренная установившаяся конечная температура в калориметре и остальные данные позволят нам рассчитать удельную теплоемкость металла, из которого изготовлен цилиндр. Вычислять искомую величину мы будем исходя из того, что, остывая, цилиндр отдает ровно такое же количество теплоты, что и получает вода при нагревании, происходит так называемый теплообмен.
Соответственно получаем следующие уравнения. Для нагрева воды количество теплоты:
, где:
удельная теплоемкость воды (табличная величина), ;
масса воды, которую можно определить с помощью весов, кг;
конечная температура воды и цилиндра, измеренная с помощью термометра, o;
начальная температура холодной воды, измеренная с помощью термометра, o.
Для остывания металлического цилиндра количество теплоты:
, где:
удельная теплоемкость металла, из которого изготовлен цилиндр (искомая величина), ;
масса цилиндра, которую можно определить с помощью весов, кг;
температура горячей воды и, соответственно, начальная температура цилиндра, измеренная с помощью термометра, o;
конечная температура воды и цилиндра, измеренная с помощью термометра, o.
Замечание. В обеих формулах мы вычитаем из большей температуры меньшую для определения положительного значения количества теплоты.
Как было указано ранее, из-за процесса теплообмена между холодной водой и металлическим цилиндром их количества теплоты равны:
.
Следовательно, удельная теплоемкость материала цилиндра:
Полученные результаты в любой лабораторной работе удобно записывать в таблицу, причем, проводить для получения усредненного максимально точно приближенного результата несколько измерений и вычислений. В нашем случае таблица может выглядеть примерно следующим образом:
mводы, кг
tводы оС
mтела, кг
t, оС
tтела, оС
с, ,
Вещество
Вывод:вычисленное значение удельной теплоемкости материала цилиндра .
Сегодня мы рассмотрели методику проведения лабораторной работы по измерению удельной теплоемкости твердого тела. На следующем уроке мы поговорим о выделении энергии при сгорании топлива.
III. Закрепление изученных ЗУНОв
1. На каком из этапов проведения лабораторной работы есть вероятность получить наибольшую погрешность измерений?
2. Какими должны быть материалы и устройство калориметра для получения наиболее точных результатов измерений?
3. Предложите свою методику измерения удельной теплоемкости жидкости.
Дом.зад.:§31
Для раздачи ученикам листочки:
Лабораторная работа №
Тема: «Измерение удельной теплоёмкости вещества».
Цель: научиться определить удельную теплоемкость твердого тела.
Оборудование: измерительный цилиндр, вода, термометр, калориметр, стакан с
горячей и холодной водой, салфетка.
Ход работы.
-
Вспомни правила безопасности при работе с термометром, горячей водой, мерным цилиндром
-
Подойдите к столу учителя и с помощью мерного цилиндра налейте в калориметр 100-150 мл воды.
-
Определите массу воды в калориметре и запишите в таблицу.(массы воды = объему воды).
-
Определите цену деления шкалы термометра и измерьте температуру воды в калориметре tводы,оС и запишите в таблицу.
-
Выньте термометр из воды, положите его на салфетку.
-
Подойдите с калориметром к учителю и опустите в калориметр за нить тело, которое находилось в горячей воде.
-
Снова поместите термометр в калориметр и следите за повышением температуры. Как только изменение температуры станет незаметным, т.е установится тепловое равновесие, запишите показания термометра t, оС
-
Выньте термометр из воды, осушите его бумажной салфеткой, положите в футляр и отдайте учителю.
-
Выньте опущенное тело из воды, осушите его бумажной салфеткой, и запишите в таблицу его массу.
-
Определите удельную теплоемкость исследуемого тела, используя уравнение теплового баланса Q1 = Q2
Q1 = cводы·mводы ·(t- tводы)Q2 =cтела.·mтела.·(tтела - t),
с = ________________
Из формул найдите удельную теплоемкость вещества. Полученный результат запишите в таблицу и определите, воспользовавшись таблицей удельных теплоемкостей веществ из чего сделано исследуемое тело.
mводы, кг
tводы оС
mтела, кг
t, оС
tтела, оС
с, ,
Вещество
-
Сделайте вывод, в котором укажите, какую физическую величину вы сегодня определяли, какой результат получили, какие факторы могли повлиять на точность полученного результата. Запишите физический смысл определяемой величины.