Активизация познавательных умений старшеклассников во внеклассной работе

Активизация познавательных умений старшеклассников обусловливает достижение прогрессивного развития по всем направлениям учебно-воспитательного процесса и решения проблем, стоящих перед современным образованием. Сегодня этот вопрос рассматривают ученые как усвоение знаний, совершенствование методов и организационных форм учебно-познавательной деятельности старшеклассников, которое обеспечивает им активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность. Активность школьника проявляет...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация познавательных умений старшеклассников во внеклассной работе

Дядик Юлия Васильевна

Активизация познавательных умений старшеклассников обусловливает достижение прогрессивного развития по всем направлениям учебно-воспитательного процесса и решения проблем, стоящих перед современным образованием. Сегодня этот вопрос рассматривают ученые как усвоение знаний, совершенствование методов и организационных форм учебно-познавательной деятельности старшеклассников, которое обеспечивает им активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность. Активность школьника проявляется в его творческом подходе к решению проектных вопросов и общении на профессиональном уровне. Между этим, активизировать процесс в формировании умений можно в классной и внеклассной работе, где учебный материал изучается в процессе активной познавательной деятельности старшеклассников. Данная проблема остается актуальной из-за того, что существуют различные условия получения познавательных умений и развития познавательной активности старшеклассников, которые требуют дальнейшего исследования. Вопросу активизации учебной деятельности учеников посвящено немало исследований, особое внимание привлекают работы, таких ученых, как: Слепкань З.И., Вергасова В.М., Драч И.И. , Казаков В.А. и проч. [1-5]. Анализ научной литературы показывает, что у исследователей нет единого мнения относительно классификации активизации познавательных умений старшеклассников в классной и внеклассной работе. Мы склоняемся к мнению, что мотивацию для развития творческих задатков и активизации познавательных умений можно распределить по следующей структуре:

а) основные конструкторские задачи;

б) определяющие средства и программа действий.

При стимулировании творческой активности старшеклассников нужно обратить внимание на изучение основных дисциплин:

  • постановление мотивов, цели применения проблемного подхода, к учебе;

  • разрабатывание плана, детализация системы самостоятельных работ;

  • учеба школьников разным приемам учебной работы;

  • решение познавательных заданий и задач.

Самым эффективным способом организации познавательных умений в контексте современного внедрения в подходе активизации является проблемная учеба. Суть его заключается в том, что через развитие личностных процессов и состояний, которые обусловливают качество учебной деятельности старшеклассника во время изучения нового материала учитель создает такую особенную ситуацию, которая заключается в том, чтобы они по большей части имели несколько вариантов решения, где верный ответ не всегда очевиден. При этом формируются важные психические установки, которые создают необходимость для получения новых знаний, овладения новыми приемами учебной работы, которая в свою очередь требует от них обдумывание, рассуждение. Результат проблемной учебы заключается не только в глубинных и более крепких знаниях, которое способствует формированию у будущего специалиста целостных научных представлений и познания новых приемов учебной работы, приобретает обобщение отображения качеств мышления старшеклассников, в частности становится:

а) более глубоким и более объективным;

б) более абстрагированным, оживленнее;

в) более гибким отображением явлений объективных умений.

Это способствует формированию у будущего специалиста целостных научных представлений, понятий, суждений, теорий, о важнейших направлениях развития производства и общества. Старшеклассники относятся более критически к результатам познания нового материала. Это способ воссоздания проблемной учебы, где следует подбирать учебный материал, который нуждается в знании процессов образования и развития научных представлений современной техники и технологий, явлений, процессов, зависимости и рационального осмысления проектных работ.

Профессиональная деятельность будущего специалиста требует качественных знаний и умений, которые нужно применять на практике. Поэтому, важнейший признак активизации познавательных умений старшеклассников в классной и внеклассной работе - это наличие в нем проблемной ситуации. Для этого учителю нужно подбирать учебный материал, создавать проблемные ситуации. Модель формирования проблемной ситуаций создается во время экспериментальных и научно-исследовательских заданий, выполнения практических работ, самостоятельных работ. При таких условиях усложняется процесс изучения материала, который побуждает для последующего поисках путей решения, поэтапного оценивания проблемной ситуации. Данные наблюдения отображенные в Рис.1 «Наблюдения в период проектирования и научно-исследовательского отчета в конференции старшеклассников»:

Уровни активизаций познавательных умений

Наблюдения

Личный опыт

Стимул творческой инициативы

Рекомендации руководителя проекта

другие стимулы

1

2

3

4

5

6

Високий

73

78

52

96

13

Средний

66

44

38

63

10

Низкий

65

33

27

58

12

Рис.1 Наблюдения в период проектирования и научно-исследовательской конференции старшеклассников.

Полученные результаты отображают данные о стимулах творческой активности будущих студентов. Важное место в овладении навыками моделирования проблемных ситуаций и их решения старшеклассниками, созданных во время изучения нового материала, принадлежат учителю, поскольку он является руководителем. От него зависит оптимизационный уровень проведенных классных и внеклассных занятий. Кроме этого, анализ учебно-воспитательного процесса свидетельствует, что заинтересованность старшеклассников возможно сформировать при условии активной учебной деятельности. Это возможно тогда, когда студенты рассматривают аналогичный материал или пользуются анализом наглядных пособий, владеют приемами нахождения причинно-следственных связей, обобщения, и формами реализации собственных познавательных потребностей и возможностей к учебно-исследовательских заданий, какие они могут решать на факультативах. На Рис.2 «Схема организации формирования познавательных умений старшеклассников» возведены данные об организации формирования познавательных умений старшеклассников:

Рис.2 Схема организации формирования познавательных умений старшеклассников

Примечание.

Кв.1 - отбор материала, который обеспечивает методическое оформление проекта;

Кв.2- Разработка объяснения и рабочих чертежей проекта;

Кв.3 - Составление планов исследовательских проектных работ;

Кв.4 - Использование общих структурно - логических схем проектирования.

Полученные данные дали возможность задуматься над рядом вопросов методики учебы, где также нужно сформулировать критерии оценивания этих уровней. Исследования доказывают, что на основе модели уровней предложены принципы реализации активизации познавательных умений старшеклассников, дают возможность построить структуру деятельности учителя во время проектирования предметного содержания учебы. То есть, применяемая учителем проблемная учеба в течение всего учебно-воспитательного процесса должна научить старшеклассников разнообразным видам самостоятельной работы, прививать навыки самообразования, поскольку разнообразие приемов работы активизирует познавательную деятельность.

Старшеклассники решают долгосрочные задания, оценивают их эффективность в зависимости от того, какой характер познавательной деятельности необходим для его выполнения, которое предусматривает профессиональное содержание с элементами проектного моделирования. Это обеспечивает возможность осмыслить, продумать поставленную проблемную ситуацию, поскольку оно не только активизирует умственную деятельность, но и способствует быстрому формированию приемов учебной работы.

Целью таких видов работ является наиболее эффективным усвоениям знаний, умений и овладения разными способами самостоятельной работы. Поэтому необходимая система формирования, которая обеспечивает:

а) ролевую перспективу;

б) проектное моделирование;

в) постепенное осложнение с решением ситуационных заданий;

г) обработка полученных экспериментальных данных.

Такая система работ имеет решающее значение в активизации познавательных умений старшеклассников.

Таким образом, процесс активизации познавательных умений старшеклассников требует определенной совместной деятельности учителя и школьника, где возможна мотивационная деятельность и создание соответствующей ценностно-мотивационной сферы. Из данного постановления проблемы выплывает следующее:

1.Проанализировать научно-теоретические принципы организации учебно-познавательной деятельности старшеклассников и психолого-педагогические аспекты активизации этой деятельности.

2. Построить модель активизаций познавательных умений старшеклассников в классной и внеклассной работе.

3. Определить уровни активности познавательных умений, через которые можно в комплексе на них влиять.

4. В ходе экспериментальной учебы проверить педагогическую эффективность предложенной дидактичной системы.

Литература

1. Слєпкань З.І. Наукові засади педагогічного процесу у школі / З.І. Слєпкань. - К.: НПУ, 2000. - 210 с.: іл. - Бібліогр.: с. 205-207.

2. Наукові дослідження - теорія та експеримент - 2007: Матеріали міжнародної науково-практичної конференції, 14-16 травня 2007р. - Полтава: ІнтерГрафіка, 2007. - Т. 4. - 146с.

3. Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности старшеклассников в школе. - К.:, 1985. - 176 с.

4. Драч І.І. Деякі аспекти активізації навчально-творчої діяльності студентів ВНЗ // Нові технології навчання: Науково-методичний збірник . - К., 2006. - N 44. - С. 27-31.

5. Козаков В.А. Самостоятельная работа и еë информационно-методическое обеспечение: Учеб. пособие. - К.: Вища шк., 1990. - 248 с.

© 2010-2022