• Преподавателю
  • Физика
  • Опыт работы «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики как средство повышения познавательной активности учащихся»

Опыт работы «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики как средство повышения познавательной активности учащихся»

Тема опыта является «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики как средство повышения познавательной активности учащихся». Длительность работы над опытом: исследуемая проблема изучается мной в преподаваемых классах в урочное и внеурочное время с 2011 года по настоящее время и стала процессом целенаправленного, планомерного, педагогически организованного развития познавательной активности учащихся на уроках физики, осуществляемого на основе включения в практику ИКТ. Ди...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт работы «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики как средство повышения познавательной активности учащихся»






Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики как средство повышения познавательной активности учащихся

(описание опыта работы)





Пономарь Н.А.

Заместитель директор по ВР, учитель физики





с. Бехтеевка 2013

Содержание



I.

Информация об опыте


3

II. 2.1. 2.2.

2.3.

Технология опыта

Понятие ИКТ и их значение в образовательном процессе

Виды аудиовизуализации и технических средств, используемых в образовании школьников

Технологии передачи информации


6

6


8

9

III. 3.1.


3.2.

Результативность опыта

Применение ИКТ на различных этапах урока и внеурочной деятельности

Формы использования ИКТ как средство повышения познавательной активности учащихся


12


12

16


Библиографический список


20


Приложение к опыту


21







  1. Информация об опыте


Пономарь Наталья Александровна

Заместитель директора по ВР МБОУ «Бехтеевская СОШ», учитель физики

Образование: высшее

Стаж работы: 13 лет

Квалификационная категория: вторая

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Необходимость внедрения новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности становится все более осознаваемой. Трудно представить современную школу без компьютерного класса. Компьютер стал такой же необходимостью, как калькулятор, записная книжка, печатная машинка, музыкальный центр, устройство для доступа и хранения информации.

Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения. Данные технологии позволяют ребенку работать в своем собственном режиме, не создавая дискомфорта другим. Ученикам, обладающим высокими учебными возможностями, они создают условия за то же самое время получить углубленные или расширенные знания, что значительно экономит время обучаемого и обучающего. Причем ребенок сам выбирает и уровень учебного материала, который может (а главное хочет) усвоить. Полностью решается проблема «пропущенного» материала.

Необходимо также отметить интерес детей к использованию компьютера.

На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении физике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность исследуемой проблемы.

Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится обучающийся, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Исходя из всего вышеизложенного, темой исследования является «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики как средство повышения познавательной активности учащихся».

Длительность работы над опытом: исследуемая проблема изучается мной в преподаваемых классах в урочное и внеурочное время с 2011 года по настоящее время и стала процессом целенаправленного, планомерного, педагогически организованного развития познавательной активности учащихся на уроках физики, осуществляемого на основе включения в практику ИКТ.

Диапазон опыта: представляемый опыт является единой системой «урок физики - внеклассная работа».

Ведущая педагогическая идея опыта: повысить инициативность учащихся, чтобы они использовали свои навыки и умения при выполнении различных физических тестов и итоговых заданий.

Цель исследования: рассмотреть влияние использования ИКТ на уроках физики на повышение познавательной активности школьника.

Задачи исследования:

  • рассмотреть понятие информационно - коммуникационных технологий и их значение в образовательном процессе;

  • разобрать виды аудиовизуальных и технических средств, используемых в обучении школьников;

  • проанализировать технологии передачи информации;

  • исследовать формы использования ИКТ на уроках физики;

  • обобщить применение ИКТ на различных этапах урока и внеурочной деятельности по предмету.

Предмет исследования: влияние ИКТ на познавательную активность школьников.

Объект исследования: познавательная активность школьников, ИКТ.

Гипотеза исследования: использование информационно - коммуникационных технологий на уроках физики будет способствовать повышению познавательной активности школьников при соблюдении следующих условий:

  • употребление разнообразных форм ИКТ;

  • использование ИКТ на разных этапах урока физики;

  • применение ИКТ во внеучебной деятельности по предмету.

Методы исследования:

  • изучение методической литературы по изучаемой теме;

  • наблюдение;

  • анализ;

  • сравнение;

  • анкетирование;

  • работа со школьной документацией.

Степень изученности проблемы и новизна опыта:

Теоретические положения по проблеме применения ИКТ на уроках физики основывались на концепции контекстного обучения А.А.Вербицкого и идеях компьютерного обучения Е.И.Машбица.

Новизна опыта заключается в комбинировании элементов известных методик и технологий: технология модульного обучения, концепция и технология укрупнения дидактических единиц П.М.Эрдниева, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова, технология программированного обучения, компьютерные технологии обучения, дистанционное образование, «кейс»-технологии, метод проектов.





II. Технология опыта

2.1. Понятие ИКТ и их значение в образовательном процессе


Информационные и коммуникационные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.

Информационно - коммуникационные технологии - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Так, например, к технологиям информатизации образования в полной мере могут быть отнесены приемы создания и оценки качества информационных ресурсов образовательного назначения, методы обучения педагогов эффективному использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

В основе средств ИКТ, используемых в сфере общего среднего образования, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств.

Возможности компьютера определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы. В системе общего среднего образования широкое распространение получают универсальные офисные прикладные программы и средства информационных и телекоммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени. К числу значимых информационных и телекоммуникационных технологий относится видеозапись и телевидение.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на специальных носителях информации: CD-ROM, DVD и т.д. Индивидуальная и коллективная работа школьников с ними может способствовать более глубокому усвоению и пониманию материала. Эта технология позволяет, при соответствующей доработке, приспособить существующие учебные материалы и средства обучения к индивидуальному пользованию, предоставляет возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний, в том числе и по физике.

Благодаря современным информационным и телекоммуникационным технологиям, таким как электронная почта, телеконференции или ICQ общение между участниками образовательного процесса может быть распределено в пространстве и во времени. Так, например, педагоги и обучаемые могут общаться между собой, находясь в разных странах, в удобное для них время. Такой диалог может быть растянут во времени - вопрос может быть задан сегодня, а ответ на него получен через несколько дней. С помощью таких подходов становится возможным обмен информацией (вопросы, советы, дополнительный материал, контрольные задания), что позволяет обучаемым и преподавателям анализировать полученные сообщения и отвечать на них в любое удобное время.

Информационные и телекоммуникационные технологии, используемые в сфере общего среднего образования, можно классифицировать согласно разным критериям. Так, например, при изучении информатизации образования, в качестве критерия удобно рассматривать цель использования метода, способа или алгоритма воздействия на информацию. В этом случае можно выделить технологии хранения, представления, ввода, вывода, обработки и передачи информации.

С каждым годом появляются новые средства и технологии, важные с точки зрения информатизации образования. Важно понимать, что при определенных условиях многие из этих технологий способны существенно повлиять на повышение качества обучения и воспитания школьников.

В то же время любой опытный учитель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование средств информатизации никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно. Обучение корректному, оправданному и уместному использованию средств информационных и коммуникационных технологий должно войти в содержание подготовки педагогов в области информатизации образования.

2.2. Виды аудиовизуальных и технических средств,

используемых в обучении школьников


Изучение особенностей использования ИКТ при обучении школьников на уроках физики должно включать знакомство с разными аспектами проникновения информационных технологий в сферу общего среднего образования. В частности, необходимо детальное рассмотрение используемых в школьном образовании технических средств информатизации, программных средств, их содержательного наполнения.

Первые из них - технические средства информатизации образования не возникли в одночасье. Появлению средств информатизации, основанных на использовании компьютерной техники, предшествовало бурное развитие различных некомпьютерных устройств, которые принято называть техническими и аудиовизуальными средствами обучения.

Технические средства, используемые в общем среднем образовании, можно классифицировать. В основе этой классификации могут лежать различные критерии. В частности все технические средства могут быть разделены на группы в зависимости от вида информации и принципов, лежащих в основе их функционирования.

Традиционные аналоговые технические средства:

  • Аудиосредства (электрофоны, магнитофоны, микрофоны, усилители, акустические системы, диктофоны, радиоприемники, лингафонное оборудование, кассеты, пластинки).

  • Графические и фотографические средства (фотоаппараты, фильмоскопы, диапроекторы, эпидиаскопы, диафильмы, слайды, изображения на пленках).

  • Кинопроекционная техника (кинокамеры, кинопроекторы, кинопленки).

  • Видео и телевизионные средства (телевизоры, мониторы, телекамеры, видеокамеры, видеомагнитофоны, видеоплееры, видеопроекторы, видеокассеты).

Цифровые технические средства:

  • Аудиосредства (цифровые диктофоны и плееры, цифровые компакт-диски).

  • Графические и фотографические средства (цифровые фотоаппараты, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти).

  • Проекционная техника (мультимедийные проекторы, интерактивная доска).

  • Видео и телевизионные средства (цифровые видеокамеры, DVD-проигрыватели и DVD-плееры, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти).

Компьютерные средства информатизации:

  • Компьютерные мультимедиа-средства записи, обработки и воспроизведения звука.

  • Записи обработки и визуализации текста, графических и фотографических объектов.

  • Записи, обработки и воспроизведения видео.

Технические средства позволяют привнести в образовательную деятельность возможность оперирования с информацией разных типов, таких, как звук, текст, фото и видео изображение. Эти средства, в ряде случаев, оказываются очень сложными в техническом и технологическом отношении. Компьютер, применяемый в сфере образования, является универсальным средством обработки информации. Его универсальность состоит в том, что, с одной стороны, он один в состоянии обрабатывать информацию разных типов, с другой стороны, один и тот же компьютер в состоянии выполнять целый спектр операций с информацией одного типа. Благодаря этому компьютер в совокупности с соответствующим набором периферийных устройств в состоянии обеспечить выполнение всех функций технических средств обучения.

2.3. Технологии передачи информации


Современная система общего среднего образования, все входящие в нее учебные направления, так или иначе, нацелены на формирование у школьников умений работать с информацией. Неслучайно в большинстве государственных программ, определяющих приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, особое внимание уделяется формированию общеучебных и общекультурных навыков работы учащихся с информацией и средствами ее обработки, что становится основным стержнем профессиональной деятельности выпускников учебных заведений в условиях информационного общества, необходимым компонентом информационной культуры.

В свою очередь, стремление к формированию информационной культуры у будущих выпускников приводит к ориентации общего образования на приобретение учащимися знаний о телекоммуникациях и средствах массовой информации, использование средств телекоммуникаций для приобретения различных знаний и творческого самовыражения, оценку достоверности информации, развитие критического мышления, соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность.

Телекоммуникационные системы имеют первостепенное значение не только в системе общего среднего образования, а играют основополагающую роль практически во всех сферах жизни общества. На уровне развития телекоммуникационного информационного пространства наиболее существенный отпечаток накладывают уровень развития первичных сетей связи и уровень развития сетевых информационных технологий, которые по праву можно рассматривать в качестве технологий передачи информации.

При всем многообразии информационных и телекоммуникационных технологий, а также способов организации данных при их пересылке по каналам связи всемирная информационная компьютерная сеть Интернет занимает центральное место. Более того, на сегодняшний день, это практически единственная глобальная телекоммуникационная сеть, повсеместно используемая в системе общего среднего образования.

Наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта (E-mail) - система для хранения и пересылки сообщений между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети. Электронная почта может быть использована для общения участников учебного процесса и пересылки учебно-методических материалов.

На уроках физики одной из важнейших телекоммуникационных технологий является распределенная обработка данных. В этом случае персональные компьютеры используются на местах возникновения и применения информации. Если они соединены каналами связи, то это дает возможность распределить их ресурсы по отдельным функциональным сферам деятельности и изменить технологию обработки данных в направлении децентрализации.

В наиболее сложных системах распределенной обработки данных осуществляется подключение к различным информационным службам и системам общего назначения (службам новостей, национальным и глобальным информационно-поисковым системам, базам данных и банкам знаний и т.д.).

Чрезвычайно важным для общего среднего образования сервисом, реализованным в компьютерных сетях, является автоматизированный поиск информации. Используя специализированные средства - информационно-поисковые системы, можно в кратчайшие сроки найти интересующие сведения в мировых информационных источниках.

Основными дидактическими целями использования подобных ресурсов, получаемых по телекоммуникационным каналам, в обучении школьников физике являются сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, контроль усвоения и обобщение.

Использование имеющихся на сегодняшний день образовательных информационных ресурсов по физике, большинство из которых опубликовано в сети Интернет, позволяет:

  • организовать разнообразные формы деятельности школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

  • применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких, как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

  • использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем;

  • диагностировать интеллектуальные возможности школьников, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;

  • управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;

  • создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности школьников, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

  • работать в современных телекоммуникационных средах, обеспечить управление информационными потоками.

Таким образом, компьютерные телекоммуникации - это не только мощное средство обучения, но и особая среда общения людей друг с другом, среда интерактивного взаимодействия представителей различных национальных, возрастных, профессиональных и других групп пользователей независимо от их места нахождения.

К сожалению, многие существующие методики эффективного использования телекоммуникационных технологий в процессе обучения школьников физике до сих пор не в полной мере используются учителями. Современный учитель должен, помимо умения работать с новейшими компьютерными технологиями, иметь представление о возможных способах их использования в учебном процессе. Опыт теоретического и практического освоения учителями различных методик использования телекоммуникационных технологий в процессе обучения физике мог бы стать основой для повышения эффективности и качества обучения, формирования и дальнейшего совершенствования своего профессионального мастерства.














III. Результативность опыта

3.1. Применение ИКТ на различных этапах урока

и внеурочной деятельности


В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только обеспечивать обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках физики позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны физических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.

Компьютеризация обучения физике имеет свою специфику. С одной стороны, учителю физики легче достичь ИК-компетентности в силу того, что он технически развит, постоянно имеет дело с приборами, понимает физические основы работы ЭВМ. Учащиеся на уроках физики приучены к самостоятельной познавательной деятельности: выполняют много лабораторных работ, фронтальных опытов, наблюдают демонстрационные эксперименты, решают разного вида задачи, выполняют творческие, исследовательские задания. Обучение физике всегда было у профессионала-учителя проблемным, эвристическим. Иными словами, специальный «познавательный фон» для работы с компьютером потенциально имеется. Но при «механистической» компьютеризации урока физики следует опасаться подмены физической реальности в разных учебных её проявлениях псевдореальностью компьютерных моделей и аналогий, разрушения коллективного характера деятельности класса.

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • полная или частичная замена деятельности учителя;

  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

  • использование диагностических и контролирующих материалов;

  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

  • использование игровых и занимательных материалов;

  • использование Интернет-сети.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам программы. Остановлюсь на некоторых из них.

Объяснение нового материала.

На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций. Объяснение темы урока сопровождается демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения. Затем идёт объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения материала ученики выполняют устные задания, затем - в тетрадях задания более сложные (уроки с презентациями).

Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-шоу, сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-шоу позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.

Решение задач.

На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как они являются неотъемлемой частью изучения физики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы могут вводиться как в числовом, так и в общем видах, причём, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознаёт ответы независимо от способа их написания.

В работе использую CD-диски «Уроки физики» Кирилла и Мефодия для 7-11 классов, «Виртуальная школа» 7-11 классы, «Живая физика» для 7-11 классов, лаборатория «L-микро» и другие.

Контроль знаний.

При контроле применяю тесты. Для их создания использую специализированную программу «ДО. Тестирование». Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».

Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.

Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе «переключения на английский язык» и умения набирать формулы с помощью специальных программ, таким образом, осуществляются межпредметные связи.

На данном этапе компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени. Компьютер позволяет учащимся проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий (Тесты Microsoft Excel).

Процессы рефлексии и самооценивания включаются в урок с помощью оценочных таблиц и точных критериев оценки и самооценки выполненной работы. В конце занятия обязательно проводится итоговая рефлексия.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти информацию об ученых-физиках, физических величинах, изучить какие-то факты, разделы, темы и составить мультимедийную презентацию. Созданная учащимися презентация - творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок. Учащимися при этом используется программа Power Point из пакета программ Microsoft Office (Творческие работы учащихся).

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. В моей практике обучения учащихся применяются такие специализированные программы по физике, как:

  • CD-энциклопедия Дэвида Маколи «От плуга до лазера. 2.0» (М.: Дрофа - ООО «Новый диск», 2004). Интерактивная мультимедийная детская энциклопедия науки и техники. Знакомит с важнейшими изобретениями человечества, начиная с 7-го тысячелетия до н.э. Около 1000 иллюстраций, 300 анимаций, 27 видеофрагментов, 22 мультфильма, подробное описание более 150 механизмов с демонстрацией их работы (анимация), 400 страниц текста.

  • Физика в картинках, последняя версия 6.2 (Долгопрудный: Компания «Физикон», 1996). Очень простое в применении средство иллюстрации классических опытов и описанных в учебнике экспериментов, демонстрация действия изучаемых технических устройств на основе анимации и мультипликации.

  • 1С: Образование. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы, 4 CD, включая установочный диск «1С: Образование 3.0». (М.: Дрофа - ЗАО ИПКЦ «Формоза-Альтаир», при участии РЦИ Пермского ГТУ, 2005). Библиотека мультимедиа объектов с системой поиска. Более разработанная система управления и слежения за учебной деятельностью учащихся и её результатами, чем в названных выше ресурсах. Имеются специальные прикладные модули «Навигатор» и «Администратор», компоненты и утилиты.

  • и другие.

Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.

При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на своих уроках стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения. В течение урока обязательно провожу физкультурную минутку с комплексом упражнений для снятия усталости глаз и улучшения зрения (комплекс упражнений для глаз).

ИКТ успешно применяется и во внеурочной деятельности школьников (внеклассные мероприятия). Применение ИКТ во внеурочной деятельности обеспечивает следующий результат:

  • повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

  • активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;

  • углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников);

  • усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;

  • закрепление знаний, умений и навыков в области физики и информационных технологий;

  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;

  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

  • развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.

Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:

  • вовлечение школы в построение единого информационного пространства, формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества, отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;

  • развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

  • организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;

  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками, развитие способности свободного культурного общения, обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;

  • всестороннее развитие личности ребенка, организации содержательного досуга детей и молодежи.

Для проведения конкурсов, турниров, олимпиад по предмету используется ИКТ. Это могут быть и презентации, поиск материалов в сети Интернет. Ученики среднего звена принимают участие в «Источник знаний» - Всероссийский конкурс «Учительской газеты», где задания присылаются и отправляются по глобальной сети Интернет.

3.2. Формы использования ИКТ как средство повышения познавательной активности учащихся

На уроках физике можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ как средство повышения познавательной активности учащихся. Это может быть использование готовых программ по физике, имеющихся в медиатеке; создание собственных образовательных ресурсов; работа в сети Интернет.

Преимущества разработанных в соответствии с Государственными стандартами образования программ очевидны. Можно просто взять имеющийся электронный ресурс и непосредственно использовать его на уроке или на каком-то из его этапов. Таким образом, можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу урока.

Построение урока с применением обучающих программ и электронных учебников, кроме этого, позволяет:

  • Осуществлять автоматический контроль при использовании готовых тестов и контрольных работ.

  • Организовать проведение практикумов с виртуальными моделями. (Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности во времени, либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте).

  • Обрабатывать результаты эксперимента.

Результативность. Из-за высокой степени наглядности и заинтересованности учащихся в таком виде работы на уроке повышается интерес, происходит более осмысленное понимание многочисленных физических процессов, схем, моделей. Здесь крайне необходимы развитое абстрактное мышление и пространственное представление.

Создание собственных электронных образовательных ресурсов.

Чтобы создать собственный образовательный ресурс, необходимо провести анализ дидактического материала учебных программных средств, оценить их эффективность и скомплектовать материал в доступной и наглядной для учащихся форме. Речь, в первую очередь, идёт о разработке презентаций, применением которых я активно занимаюсь. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint.

Применение любой визуальной информации на занятии производит положительный эффект: есть уроки, на которых достаточно показа нескольких плакатов с таблицами или портретами учёных. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно. Ведь любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, помогающие усвоить содержание. Это значит, что урок с использованием презентаций, должен быть привычным и удобным и для учащихся и для учителя.

Если необходимо на уроке использовать несколько средств наглядности в комплексе, если имеющиеся таблицы, схемы, рисунки устарели или не отвечают замыслу учителя, то презентация - современное решение вопроса. Это уместно, в частности, потому, что не переключает внимание на технические паузы: вывешивание плаката, включение кодоскопа, видеомагнитофона и т.д., а позволяет сосредоточиться на содержании.

Презентации могут составлять и сами учащиеся. Правила можно предложить примерно такие: 2-3 фотографии на слайде, минимальный текст, основной текст (также небольшого объёма) можно разместить в комментарии. Оформление на усмотрение ученика, но стиль можно обговорить с учителем, если он предполагает включить приготовленную презентацию в основную канву урока. Эти требования не должны быть жёсткими, а звучать только в виде рекомендаций, чтобы не ограничивать фантазию ученика.

Ребята при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, контролировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок, или представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, опираясь на личный опыт, могу сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что их работа востребована, они добросовестно относятся к такому домашнему заданию.

Ещё одна явная польза от такого рода домашних заданий. Это создание банка изображений, анимаций по предмету. Сбор такого банка - процесс довольно трудоёмкий, и учащиеся здесь - первые помощники.

Результативность. Повышение мотивации в обучении; развитие научного стиля мышления - формирование наглядно-эвристического компонента мышления; перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную активность учеников; организация самостоятельных и практических работ на уроке; обеспечение разнообразия форм представления учебной информации, что способствует повышению качества образования; развитие новых отношений «ученик-учитель»; повышение информационной компетентности школьников; формирование новых путей познания мира; расширение кругозора учащихся; формирование исследовательских навыков; полное отсутствие неуспевающих. Все выше обозначенные основные изменения видны и повышаются от урока к уроку у большинства школьников.

Использование Интернет-ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности.

Количество информации интенсивно увеличивается с каждым днём, важное значение для человека приобретает умение быстро её находить. Задача учителей сегодня - это не столько передача знаний, сколько обучение учащихся добывать их. Сейчас многие школы имеют доступ к сети Интернет и должны в полной мере использовать его в образовательном процессе. Это и поиск практически любой информации, передача и получение её по электронной почте; общение в реальном времени; участие в телеконференциях, форумах, общение в чатах; дистанционные курсы, олимпиады, конкурсы, проекты; использование виртуальных библиотек, фондов музеев и др.

Учащиеся, владеющие приёмами работы в сети, имеют ряд преимуществ: поиск нужного материала идёт быстрее, чем, например, в библиотеке; можно сказать, что результаты поиска гарантированы; повышается актуальность получаемой информации; учащиеся приучаются систематизировать данные, выделять главное, ориентироваться в больших объёмах информации.

Сегодня можно и нужно активно использовать возрастающий интерес школьников к компьютеру и Интернету, направить этот интерес в нужное русло.

В последние годы в российской системе формирования профессиональной компетентности специалистов наметился новый подход к процессу педагогической деятельности на основе ИКТ, которые позволяют повысить эффективность обучения с широким внедрением компьютерных средств и Интернет-сети.

Выше не раз говорилось, что применение ИКТ влияет на повышение познавательной активности школьников. Это действительно так. Повышение познавательной активности отражается на успеваемости и качестве знаний учащихся по предмету.

2011/2012 учебный год

1 полугодие

2011/2012 учебный год

2 полугодие

2012/2013 учебный год

1 полугодие

56%

62%

64,5%


Интерес к урокам физики вырос. Учащимся интересно наблюдать за продуктами деятельности учителя и учащихся. Они с удовольствием берутся за изготовление презентаций как индивидуально, так и группой.

Библиографический список

  1. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. - М.: 2008.

  2. Беляев М.И., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В., Щенников С.А. и др. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. // М.: Изд-во РУДН, - 2009, 241 с. Часть 1. 72 с.

  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. //М., - 2005. 336 с.

  4. Беспалько В.П. Персонифицированное образование. // Педагогика. / М., - 2008, №2. С. 12-17.

  5. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, - 1995. 220 с.

  6. Горелов И.Н. Разговор с компьютером. Психолингвистический аспект проблемы. // М.: Наука, - 2007, 255 с.

  7. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ - 2006, 98 с.

  8. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. // М.: Изд-во МГУ, - 2009.

  9. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. // М.: Изд-во УРАО, - 2008. 204 с.

  10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. / М.: "Академия", - 2009.

  11. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. // М.: ИОСО РАО - 2008, 225 с.

  12. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. // М.: Школа-Пресс, - 2004. 205 с.

  13. Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование. М., - 2008. №1. С. 3-10.



Приложение к опыту


  1. Приложение №1- урок физики 10 класс

  2. Приложение №2

  3. Приложение №3

  4. Приложение №4

  5. Приложение №5




© 2010-2022