- Преподавателю
- Физика
- Урок Волновая природа света
Урок Волновая природа света
Раздел | Физика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бойцова Н.Ю. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План - конспект урока «Волновая природа света».
Тип урока: комбинированный урок.
Цели:
Образовательные: обобщить знания по теме «Геометрическая и волновая оптика»; способствовать осознанию учащимися волновой природы света; продолжить формирование умения применять теоретические знания для объяснения явлений природы; способствовать формированию интереса к физике.
Воспитательные: Воспитывать нравственные и эстетические представления, формировать систему взглядов на мир.
Развивающие: развивать чувство ответственности, взаимоответственности, уверенности в себе; способствовать развитию самостоятельной познавательной активности учеников, обогащению словарного запаса научной терминологией.
Оборудование к уроку: самодельные приборы для наблюдения дифракции света, мыльная жидкость, компакт-диск с записью, прибор для определения длины волны с помощью дифракционной решётки, компьютеры (компьютерные программы «Физика в картинках»), таблицы по интерференции и дифракции света, магнитофон.
План урока:
№
Этап урока
Время, мин
1
Вступительное слово учителя
2
2
Тест
5
3
Практическая работа
10
4
Проведение компьютерного эксперимента
15
5
Решение задач
10
6
Заключительное слово
2
7
Домашнее задание
1
Ход занятия
Учитель.
Свет... Такое короткое и в то же время такое ёмкое слово. «В слове «свет» заключена вся физика», - говорил С. И. Вавилов. Выдающиеся мыслители и учёные осознавали фундаментальную роль света в окружающем нас мире задолго до выявления истинной природы света. Вот только некоторые из них: Пифагор, Евклид, Птолемей, Р. Декарт, И. Ньютон, X. Гюйгенс, Т. Юнг. Все они придерживались разных точек зрения, но вместе с тем понимали, что свет - чудный дар природы вечной... Итак, тема нашего занятия «Волновая природа света».
Мы с вами уже выяснили, что свет является электромагнитной волной. Электромагнитные волны существуют в колоссальном интервале длин волн и частот.
А теперь - небольшая разминка. У каждого на столе лежит карточка, куда вы будете записывать заработанные баллы.
Фамилия ученика
№ группы. Полученная отметка.
1
2
3
4
5
6
7
8
Тест
Вопросы
Интерференция
Дифракция
Длина волны
Задачи
Творч. задачи
Тест: Поставьте в тетради только номера утверждений или вопросов и соответственно ответ - «да» или «нет».
Для точного определения показателя преломления вещества
необходим монохроматический свет. - Да.
Если на пуговицу нанести штриховку, то её можно сделать
«перламутровой». - Да.
Угол преломления света всегда меньше угла падения. - Нет.
Расцветку крыльев стрекозы можно объяснить только дисперсией. -
Нет.
Дисперсию можно наблюдать при прохождении белого света через
линзу. - Да.
Угол падения всегда равен углу отражения. - Да.
Различие в свете связано с длиной волны. - Да.
Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух
электрических ламп? - Нет.
Воздушные пузыри блестят вследствие полного отражения света от
границы вода - воздух. - Да.
-
Скорость света в вакууме - самая большая в природе. - Да.
Учитель.
На доске показаны правильные ответы. Подсчитайте количество набранных баллов (за каждый правильный ответ - 1 балл) и поставьте их в свою карточку.
Сейчас садитесь парами так, как вы хотите. Следующее задание. Каждая пара выбирает вопрос из представленных на карточках, которые находятся у вас на партах.
Примеры вопросов.
Почему фонари, рассматриваемые через иней на стекле, кажутся окружёнными кольцами, цвета которых чередуются в таком порядке: голубой, зеленый, оранжевый, красный?
Почему вокруг прищуренных ресниц видны радужные полоски?
Какое явление создаёт на небе радугу?
Капля бензина в лужах без красок рисует цветную картину. Как называется такое явление и где оно применятся?
Тонкий луч света скользнул через щель в ставне в тёмную комнату и, пролетев через графин с водой, рассыпался сотнями разноцветных искорок по стенам. Как называется это явление и где оно применятся?
Можно ли для определения длины световой волны использовать явление отражения и преломления света?
При освещении тонкой пленки параллельными белыми лучами наблюдается радужная окраска пленки. Чем это можно объяснить?
Почему красный свет рассеивается туманом меньше, чем свет другого цвета?
За правильный ответ - 1 балл.
Практическая работа
Задание 1: интерференция в тонких плёнках.
«Мыльный пузырь, витая в воздухе, зажигается всеми оттенками цветов, присущими окружающим предметам. Мыльный пузырь, пожалуй, самое изысканное «чудо природы», - писал Марк Твен.
Рассмотрите мыльный пузырь и ответьте:
Какое явление делает мыльный пузырь достойным восхищения?
При каком условии возможно это явление?
В каком порядке располагаются цвета на мыльной плёнке?
Почему?
Ребята работают под музыку.
За 3 правильных ответа - 2 балла, за 1-2 -1 балл.
Задание 2: наблюдение дифракции.
Посмотрите сквозь лоскуток капрона, перо, узкую и широкую щели на горящую свечу и ответьте:
Что вы наблюдаете по контуру пламени?
Как называется наблюдаемое явление?
В каком порядке располагаются цвета?
- Почему вы не видели дифракцию от широкой щели?
Ребята работают под музыку.
Критерии выставления оценок такие же, как в предыдущем случае.
Задание 3. Мы выяснили: белый свет - сложный, условно состоит из семи цветов; для лучей разного цвета показатель преломления вещества разный, т.е. он зависит от длины световой волны. Определим на опыте длину световой волны с помощью дифракционной решётки с известным периодом d= 0,00005 м.
Ребята по группам под музыку рассчитывают длины волн: по красному максимуму 1-го порядка, красному 2-го порядка; жёлтому 1-го порядка; жёлтому 2-го порядка.
Теперь проверим в компьютерном эксперименте правильность ваших расчётов. За правильные результаты поставьте себе в карточку 2 балла. Используя компьютерную программу «Физика в картинках» или «Открытая физика 2,5» раздел «Дифракционная решётка как спектральный прибор», проведите компьютерный эксперимент и ответьте на вопросы:
- От чего зависит положение дифракционных максимумов?
Может ли использоваться максимум нулевого порядка для разрешения
спектральных линий?
Когда дифракционные максимумы становятся более узкими?
Проверьте ваши ответы и поставьте оценку: 1 балл, если все правильные. Решите задачу (1 балл). Примеры задач:
Спектр получен с помощью дифракционной решётки с периодом 6 мкм. Дифракционный максимум 2-го порядка получен на расстоянии 1,3 см от центрального и на расстоянии 10 см от линзы до экрана. Определите длину световой волны?
Определите постоянную дифракционной решетки, если при ее освещении светом с длиной волны 656 нм второй спектр виден под углом 150.
При помощи дифракционной решетки с периодом 0,02 мм получено первое дифракционное изображение на расстоянии з,6 см от центрального и на расстоянии 1,8 м от решетки. Найдите длину световой волны.
Какое число штрихов на единицу длины имеет дифракционная решетка, если зеленая линия ртути (нм) в спектре первого порядка наблюдается под углом 200?
Задание 4. В рамках данной темы придумайте, сформулируйте и решите задачу. Проведите компьютерный эксперимент и проверьте ваш ответ.
Пример задачи, придуманной ребятами.
Длина волны жёлтого цвета равна 589 нм. Дифракционное изображение щели 3-го порядка оказалось расположенным на расстоянии 1,5 см от центрального изображения, а расстояние от линзы до экрана - 12 см. Каков период решётки?
Заключительное слово.
Учитель.
Итак, сегодня мы убедились на практике, что свет - это электромагнитные волны, поэтому, как и в случае любых других волн, наблюдается интерференция и дифракция света. Мы измерили длину волны с помощью спектрального прибора - дифракционной решётки - и ещё раз убедились, что свет - чудный дар природы вечной...
Свет ежедневно, ежечасно дарит нам волшебные мгновения «наслажденья красотой»
Учащиеся подсчитывают свои баллы и выставляют себе отметки: «5» за 20-22 балла; «4» - 17-19 баллов; «3» - 13-16 баллов).
ДЗ: Заполните таблицу. (Таблицы выдаются ученикам)
Таблица
Явление, связанное со светом
Определение
Теория, объясняющая явление
Проявления в природе, использование в технике
Интерференция
Дифракция
Дисперсия
Поляризация
Литература:
В.А. Касьянов. Физика 11 класс.
Г.Н. Степанова. Сборник задач по физике 9-11 класс.
А. П. Рымкевич. Сборник задач по физике 9-11 класс.
В.Г. Пайкес. Дидактические материалы по физике 11 класс.