Статья Самоконтроль и взаимоконтроль на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Переход на новые образовательные стандарта является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей к успешной реализации ФГОС нового поколения в основной школе. Объем и сложность изменений, которые должны произойти в профессиональной деятельности педагога таковы, что необходимо готовиться к ним заранее, не ожидая начала непосредственной работы по новым ФГОС.

Перспектива перехода на новые стандарты делает актуальной проблему готовности к их реализации: а) учителя; б) образовательного учреждения в целом, его педагогического коллектива.

Необходимым условием успешного введения ФГОС является проблемно-ориентированный анализ учителем собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС.

Общая схема такого анализа предполагает вдумчивый поиск ответа на следующие вопросы:

1) Что именно должно измениться в содержании и организации образования в связи с переходом на ФГОС?

2) Как эти общие изменения должны отразиться на характере личной профессиональной деятельности педагога? Каких конкретных изменений в ней они могут потребовать?

3) В чем, в связи с этим, состоят критерии практической готовности учителя к эффективной реализации требований ФГОС? (что он должен знать/понимать, уметь, чем должен владеть)

4) Какие проблемные моменты (профессиональные дефициты) в своей профессиональной подготовке видит педагог в связи с изменением решаемых задач и условий образовательной деятельности? Какие из них являются наиболее насущными и требуют восполнения в первую очередь?

5) На какие уже имеющиеся элементы собственного практического опыта и опыта коллег, на какие методические наработки можно опереться в процессе подготовки к решению задач ФГОС?

Главная задача стандартов 2 поколения - это преодолеть разрыв между школьной подготовкой и реальной жизнью, что позволит обучающимся на основе включения в учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность в качестве активных субъектов, сформировать способы деятельности в различных жизненных ситуациях.

Главным субъектом, на который ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель.

И прежде, чем перестраивать всю систему образования, необходимо перестроить, или перенастроить сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций - учителя.

Изменения ФГОС не могут не отразиться на личной профессиональной деятельности педагога. Это связано и с изменением образовательных программ, нормативной базы образовательных учреждений, с новой логикой построения учебников и новым построением содержания учебных предметов.

Осложняется работа и огромным лексическим материалом, который учитель должен освоить, осознать, использовать в своей работе.

Меняется концепция обучения, переход на ФГОСы заставит измениться мировоззрение педагога.

Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть учителей будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности.

Мало быть готовым к реализации ФГОС, необходимо понять, что изменений в образовательной системе требует наша реальная действительность.

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;

  • обобщению способов действия;

  • постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

-

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка - оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Главное в содержании обучения - знания. Обучение каждому знанию всегда начинается с того, что учитель так или иначе впервые знакомит учеников с данным новым знанием, а ученики первично воспринимают его. Это ознакомление учащихся с новым знанием и первичное восприятие его учениками есть первая ближайшая дидактическая цель, которую постоянно ставит перед собой и, так или иначе, достигает всякий учитель.

Но воспринятое должно быть достаточно прочным, чтобы его можно было успешно применять в будущей деятельности.

Поэтому вслед за ознакомлением учеников с новым знанием и первичным восприятием его учащимися учитель ставит перед собой вторую дидактическую цель - цель совершенствования этого знания у учащихся (закрепление, систематизация и т.д.).

Известно, что освоение знаний есть, процесс для учащегося - субъективный. Уровень усвоения учеником того или иного знания только тогда может быть правильно установлен, когда это знание будет внешне выражено и измерено объективным критерием. Это и делает проверка знаний. Так с закономерной необходимостью встает перед учителем третья ближайшая дидактическая цель - цель проверки знаний учащихся. Проверка знаний не дополнение к процессу обучения - это необходимая часть пути познания, которым учитель ведёт, а ученик идёт в процессе обучения.

Таким образом, контроль знаний (а также умений и навыков) учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников.

В процессе проверки знаний учащихся перед учителем открываются большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания учащихся позволяет лучше узнать учеников, их индивидуальные особенности. Она способствует развитию речи и мышления школьников, их интереса к учению.

Учащиеся заинтересованы в проверке своих знаний. Ученик желает видеть свой собственный рост и результаты своего труда, поэтому проверка оказывает воспитывающее действие, которое трудно переоценить.

Учитывая вышесказанное считаю, что очень важно подробно рассмотреть, какое место занимают проверка, учёт и оценка знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения, какие потенциальные возможности для обучения, развития и воспитания заложены в ней, как эти возможности можно развить и использовать для повышения успешности обучения.

Каждый из перечисленных видов контроля и оценки имеет свои цели и выполняет определенные функции.

п/п

Виды контроля и оценки

Традиционное обучение

Технология развивающего обучения (ФГОС)

1

Контроль и оценка деятельности учащихся педагогом

1

3

Сочетание контроля и самоконтроля в процессе обучения

2

Сочетание контроля и самоконтроля в процессе обучения

2

1

Самоконтроль и самооценка деятельности учащимся

3

Самоконтроль и самооценка деятельности учащимся

3

2

Контроль и оценка деятельности учащихся педагогом

4

Контроль и оценка деятельности учащегося экспертами-учащимися

4

4

Контроль и оценка деятельности учащегося экспертами-учащимися

5

Контроль и оценка деятельности учащегося коллективом учащихся

5

5

Контроль и оценка деятельности учащегося коллективом учащихся

Таким образом, проведенный анализ полученных результатов позволяет сделать следующее заключение. При традиционном обучении наиболее значимыми по стимулирующему воздействию являются виды контроля, связанные с внешним контролем: контроль и оценка учебной деятельности педагогом (1 место), сочетание контроля и самоконтроля в процессе обучения (2 место).Самоконтроль и самооценка находится на третьем месте.

При обучении по новой технологии наиболее значимыми по стимулирующему воздействию оказываются виды контроля, связанные с самоконтролем: сочетание контроля и самоконтроля в процессе обучения (1 место), самоконтроль и самооценка деятельности учащимся (2 место). Третье и четвертое место разделили контроль со стороны педагога и контроль со стороны коллектива учащихся.

Подводя итог можно выделить два важных, с моей точки зрения, момента. Во-первых, значимость стимулирующего воздействия видов контроля зависит от того, в какой системе обучения они применяются. Во-вторых, при новой технологии обучения возрастает значимость самоконтроля и взаимоконтроля. Отсутствие достаточного внимания к ним можно отметить как недостаток традиционного обучения.

Самоконтроль, самоанализ и самооценка предполагают выявление самим учащимся своих достижений, ошибок, неудач; соотнесение задач и результатов своей деятельности с педагогическим образцом; учет оценки окружающих (учителей, учащихся); определение причин недостатков своей работы; поиск возможных вариантов улучшения собственной деятельности.

Самоконтроль - это способность управлять своим поведением. Формирование способности к самоконтролю требует постоянного волевого начала в поведении человека. Установлено, что существует прямая зависимость между уровнем самостоятельности и степенью владения самоконтролем при выполнении работы. Самоанализ - стремление понять себя, свои возможности и особенности, свои поступки и поведение.

Для формирования навыков самоконтроля я практикую взаимопроверку самостоятельных упражнений и домашних работ: сверить ответы, найти возможные ошибки и объяснить их друг другу. При этом учащиеся должны знать, что цель взаимопроверки состоит не в получении оценки, а в том, чтобы научиться проверять, насколько глубоко и правильно понята тема. Обнаружить ошибки в работе товарища легче, чем в собственной. А полученные навыки контроля ученик сможет использовать в дальнейшем при самостоятельном решении задач.

При выполнении домашних работ, когда отсутствует контроль учителя, самоконтроль приобретает особую роль. Творческие домашние работы формирует навыки самоанализа. При этом они не должны быть трудными, поскольку в условиях перегрузки трудно ожидать творчества и активности учащихся.

Самоанализ и самооценку своей познавательной деятельности по физике я предлагаю учащимся осуществлять с помощью таблиц, составленных на основе обобщенных планов изучения структурных элементов системы физических знаний. Оценить общий результат своей теоретической подготовки при выполнении подобных заданий учащиеся могут не только по сумме «+» в столбцах, но и посчитать, в каком столбце меньше всего «+». Последнее открывает возможность лично выработать обоснованные рекомендации по устранению недочетов. Например, еще раз выписать все формулы законов, нужно научиться устно давать определения, требуется уделить внимание выяснению сущности физических законов.

На первых уроках изучения темы, по которой предстоит зачет, я даю учащимся по 3 «зачетных листа», чтобы они могли самостоятельно готовиться, получать консультации у учителя, обмениваться мнением с другими учащимися. Каждый зачет состоит из трех частей, каждая из которых оценивается отдельной оценкой. Первая часть «Теория», вторая - «Вопросы», третья - «Задачи». В «Теории» учащимся я предлагаю наиболее важные теоретические задания: дать определения, привести формулы, объяснить понятия. При ответах на «Вопросы» учащиеся должны показать свое умение объяснять различные явления и процессы, происходящие в природе, на основе полученных теоретических знаний, а также умение применять свои знания в конкретной ситуации. Третья часть зачета содержит определенное количество задач, которые должен уметь решать к зачету каждый ученик .

Формирование навыков самоконтроля - процесс непрерывный и осуществляется на всех стадиях процесса обучения.

Самоконтроль - один из важных факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся.

Проверка знаний обучающихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, ею определяется не только результативность обучения, но и мотивация обучающихся. Как показывает практика, если обучающиеся знают о предстоящем опросе, то подготовленность их к уроку будет выше. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках. Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности школьников трудно переоценить. Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. В школе сравнительно часто используется взаимная проверка организационной готовности к уроку (констатирующей взаимоконтроль выполнения домашнего задания). Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. В результате систематической проверки заданий учащиеся своевременно получают необходимые советы и оценку выполненных заданий, что в воспитательном значении является весьма важным. Вот некоторые формы проверки домашнего задания.

«Физическая перестрелка» или «Микрофон». Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй- третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ- несколько секунд. Учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик имеет право отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии. Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать жюри, которые будут контролировать правильность ответов и время, за которое ученики справляются с задачей.

«Верю- не верю» - этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается словами : «Веришь ли ты, что…» Один задает вопросы, другой должен согласиться с этим утверждением или нет.

«Да-нет» - это универсальная игра, которая очень нравится детям. Один ученик загадывает что-либо. Остальные пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы ученик отвечает словами «да»-«нет. Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Преимуществами приема является то, что он учит систематизировать известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы. Главное в этом приеме- научить вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать товарища бесчисленным количеством вопросов.

«Найди ошибку». Каждый готовит дома (или на уроке) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его соседу. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены заранее. Польза двойная и обоюдная- кто лучше спрячет свои ошибки и кто больше и быстрее найдет.

«Лови удачу». Вариант 1. К доске выходят 2 ученика и поочередно ставят друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Класс оценивает их ответы.

Вариант 2. Один из учеников подготовил вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ и мяч возвращается к первому ученику, т.е. ведет опрос не учитель, а каждый ученик может побывать в роли учителя и проверить знания своих товарищей. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильность ответов.

Вот уже много лет для контроля за знаниями учащихся я провожу так называемый вертикальный зачёт: при параллельном изучении тем старшие учащиеся принимают зачёт у младших, например, десятиклассники - у восьмиклассников, по темам «Кинематика», «Динамика», «Тепловые явления», «Законы сохранения», у девятиклассников - «Электрический ток», «Электромагнитные явления», одиннадцатиклассники у девятиклассников - «Оптические явления». Такая форма урока развивает навыки общения, монологическую речь, чувство ответственности, стремление к самосовершенствованию. Необходимые условия: школа с небольшой наполняемостью классов; параллельное изучение тем в классах 2-й и 3-й ступеней; наличие оборудования и пособий, необходимых для проверки практических имений и навыков; наличие листов контроля у каждого проверяемого учащегося, таблица для фиксирования хода сдачи зачёта (на доске) и список учащихся у каждого экзаменатора.

Порядок работы

• Проверяемые по очереди проходят все этапы контроля, переходя от одного экзаменатора к другому, отвечая на вопросы и выполняя задания.

• Контролёры вносят в листы контроля отметки за ответы.

• Ученик, сдавший вопрос, подходит к классной доске и отмечает на экране прохождение КП.

• Учитель наблюдает за ходом зачёта, по экрану контролирует прохождение КП учащимися, приходит на помощь, даст дополнительные задания учащимся, сдавшим зачёт,

3. Итоговый этап. Проверяемые ученики сдают листы контроля учителю. Экзаменаторы анализируют ответы учащихся по принимаемому вопросу, выделяя наиболее характерные ошибки и неточности, отмечая наиболее полные и обоснованные ответы. Учитель характеризует выполнение дополнительных заданий, климат общения на уроке, выставляет итоговые отметки, благодарит старшеклассников за помощь, подводит итоги урока.

Таких уроков ребята ждут, относятся к ним серьезно. Думаю, что это ещё один из методов повышения познавательной активности учащихся, воспитывающий интерес к предмету через работу в разновозрастных парах сменного состава.

Тест
Наиболее распространенная сегодня форма проверки - тестирование. Ее распространенность объясняется не только итоговой формой проверки - КИМ ЕГЭ и ГИА, она действительно дает возможность оперативной проверки знаний большого количества обучающихся по любой теме на любом уровне, к тому же кодирование ответов позволяет проверить работы с минимальной затратой времени. Но есть несколько существенных недостатков тестирования:

  • дает большой процент списывания или угадывания ответов;

  • не развивает монологическую речь обучающихся;

  • не развивает у обучающихся навыки экспериментальной деятельности и работы с оборудованием;

  • не дает возможность проверить ход мышления, увидеть хорошие идеи или искажения формулировок.

Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого. Различают следующие виды тестов. Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях. Избирательные тесты могут быть различными:

1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.
2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.
3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).


Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.
Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д. Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.
Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.
Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.
2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.
3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.
4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.
5.Активизирует мышление школьников.
6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля. Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Современный учитель должен понимать, что лучшее усвоение знаний обучающимися происходит только в процессе их собственной мыслительной деятельности и самостоятельности. Из пассивного потребителя знаний обучающийся должен стать активным субъектом образовательной деятельности. Школьник должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, то есть должен стать живым участником образовательного процесса. Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.

Знания - это наш труд, наши сомнения. И только добытые самостоятельно, они могут быть приняты за таковые. Истинные знания заключены в самом человеке. «Школа должна дать учащимся не только определенную сумму знаний, но и привить умение самостоятельно пополнять свой запас знаний, чтобы ориентироваться в стремительном потоке современной научно-технической информации» (Академик А. Александров).



15


© 2010-2022