- Преподавателю
- Физика
- Организация фронтальных экспериментальных исследований по физике
Организация фронтальных экспериментальных исследований по физике
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гооль Л.Н. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Организация фронтальных экспериментальных исследований по физике.
Если приоритетом общества и системы образования сегодня является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно - в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.
Организация экспериментальной работы на уроках физики позволяет решить многие задачи обучения предмету: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала; подготовить учащихся к активному участию в производственной деятельности, умению самостоятельно пополнять знания; воплощать в жизнь научно-технические решения; осваивать новые специальности.
Экспериментальный метод исследования и изучения рассматриваемых физических явлений позволяет наиболее эффективно, на конкретных примерах познакомить учащихся с разными способами получения и представления информации: вербальным, графическим, аналитическим - и научить детей транслировать информацию из одного вида в другой.
При таком подходе изучение явлений начинается на конкретном уровне, основанном на непосредственном наблюдении. Практические работы выступают перед учащимися в качестве условия занимательной или практически значимой задачи.
Урок с применением системно-деятельностного подхода при проведении фронтального экспериментального исследования предполагает учебную активность пробно-поискового исследовательского типа, которая по своим целям и способам осуществления значительно сложнее активности репродуктивного типа, на которую рассчитано традиционное обучение.
В организации учебной пробно-поисковой исследовательской деятельности выделяют следующие этапы и возможные направления работы с учащимися на каждом из них:
1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы, предполагает формирование умений учащихся:
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- структурировать тексты;
- давать определение понятиям.
2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования. Направлено на развитие умения учащихся проводить предварительный анализ имеющейся информации для формулировки гипотезы.
3. Планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария предполагает овладение учащимися умениями:
- выделения материала, который будет использован в исследовании;
- выбор параметра (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);
- определение круга вопросов, предлагаемых для обсуждения.
4. Поиск решения проблемы, проведение исследований с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают:
- умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов;
- умение делать выводы и умозаключения;
- организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;
- использование разных источников информации;
- обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям;
- умение делать выводы и заключения; умение классифицировать.
5. Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают:
- умение структурировать материал;
- обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите;
- оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.