- Преподавателю
- Физика
- Статья: «Организация поисково - познавательной деятельности учащихся на проблемных уроках физики»
Статья: «Организация поисково - познавательной деятельности учащихся на проблемных уроках физики»
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Афлятунова Г.Ш. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Организация поисково - познавательной деятельности учащихся
на проблемных уроках физики
Афлятунова Г.Ш., учитель физики МБОУ «Гимназия №4» г. Казани
Познавательную деятельность школьников можно организовать в следующих логических вариантах:
-
Учащиеся на основе ранее усвоенных знаний решают намеченную проблему теоретически, т.е. теоретически предсказывают путь решения проблемы в форме гипотезы, а затем экспериментально проверяют истинность этих гипотез.
-
Учащиеся, опираясь на имеющиеся теоретические знания, объясняют новые явления и законы сначала предположительно, затем доказывают эти предположительные объяснения с помощью проверочных опытов
-
Учащиеся, наблюдая демонстрируемые опыты в аспекте поставленной проблемы, интуитивно высказывают догадки о путях решения проблемы, а потом их обосновываю теоретически, превращая гипотезы, и проверяют с помощью опытов.
-
Учащиеся, наблюдая опыты, делают индуктивные обобщения по ним на основе проблемы рока, т.е. проблема решается только индуктивным методом.
Практика показала, что наиболее трудными являются первый и второй логический варианты. Третий логический вариант был логически разнообразнее, он предполагает сначала интуитивное высказывание школьниками догадок в ходе наблюдения и дедуктивное обоснование их теоретическими знаниями, затем превращение гипотезы в экспериментально доказанный вывод.
В четвертом логическом варианте исключаются теоретическое предвидение и теоретическое объяснение, мышление носит логически последовательный (дискурсивный), а не интуитивный характер. Преобладающей формой является индукция с дедуктивным применением некоторых ранее усвоенных знаний.
С учетом изложенного рассмотрим описание урока по теме «Плавление тел». В одном седьмом классе учащиеся теоретически предсказали условие плавления тел. Изучение нового материала проходило методом эвристической беседы по следующим вопросам:
-
Какие силы действуют на погруженное в жидкость тело?
-
Что можно сказать о силе тяжести тела и архимедовой силе, когда тело всплывает?
-
Что можно сказать о силе тяжести и архимедовой силе, когда тело тонет?
-
Что можно сказать о силе тяжести тела и архимедовой силе, когда тело плавает внутри жидкости?
В другом классе проблема решалась индуктивно-дедуктивным путем. Учитель создает сначала проблемную ситуацию и формулирует проблемный вопрос: «Почему одни тела плавают на поверхности жидкости, а другие тонут?». После постановки проблемы демонстрируется опыт, описанный в пособии Перельмана «Занимательная физика». Два одинаковых ведерка наполнены водой и поставлены на чашку весов. В одном ведерке на поверхности воды плавает брусок, уровни воды в обоих ведерках одинаковы. Если отпустить чашки весов, то, как они расположатся по отношению друг к другу?
После ответов учащихся об архимедовой силе учитель обращается с вопросом к классу:
- на все ли тела, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила?
- если выталкивающая сила действует на все тела, то почему же тогда одни тела плавают на поверхности, о другие тонут?
- тогда почему же плавают тяжелые железные корабли?
Учитель демонстрирует опыты, опровергающие ответы учащихся. Например, два железных предмета, имеющие одинаковую массу - кусок железа и железная коробка ведут себя по - разному (кусок железа тонет, а коробочка плавает).
При проблемном обучении учащиеся самостоятельно добывают знания, экспериментируют, наблюдают, обобщают различные знания и факты. Проблемно-поисковая деятельность развивает мыслительную активность учащихся, формирует познавательный интерес. При организации проблемно-поискового обучения учителю необходимо правильно подобрать методические приёмы создания проблемных ситуаций.