- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике 8 класс
Рабочая программа по физике 8 класс
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Атурокова Ю.П. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»
Прокопьевский муниципальный район
Рассмотрено на заседании МО
протокол №_____ от _______ г.
Согласованно МС
протокол №____от ________г.
Программа рекомендована
к работе педагогическим советом
протокол №______от___________
Утверждено приказом директора
№_________от_____г.
Рабочая программа по физике
для 8-х классов
2015-2016 учебный год
Составитель - учитель физики и информатики
Павленко Ю.П.
П. Трудармейский, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
-
Примерной программы основного общего образования по физики;
-
Инструктивно-методического письма КРИПиПРО «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области»
-
Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Трудармейская средняя общеобразовательная школа»
При реализации рабочей программы используется УМК для 7-9 классов общеобразовательных учреждений Перышкин А.В и др. «Физика». Комплект включает в себя:
-
Перышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2012-20114гг.
При изучении курса применяется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Федеральный компонент базисного учебного плана предусматривает изучение физики в 8 классе основной школы 2 часа в неделю (70 часов). Рабочая программа предусматривает выполнение лабораторных работ и опытов в размере 28. Так как учебных недель в году 34, рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Количество и перечень лабораторных работ и опытов в рабочей программе полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по физике.
Курс физики структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления квантовые явления. Физика изучает на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики направленно на достижение следующих целей:
-
Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений: представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действий важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-
Воспитание убежденности в возможности познаний природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношение к физики как к элементу общечеловеческой культуры;
-
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
-
Использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов; наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-
Формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-
Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-
Приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментально проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-
Владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
-
Организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физики являются устный опрос, письменный и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний-текущее и итоговое. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая-по завершении темы (раздела), школьного курса.
8 класс
Тепловые явления (23ч)
Тепловые явления (12ч)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерения. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы измерения внутренне энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередач.
Демонстрации
-
Принцип действия термометра.
-
Измерения внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередачи.
-
Теплопроводность различных материалов.
-
Конвекция в жидкостях и газах.
-
Теплопередача путем излучения.
-
Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Лабораторные работы и опыты
-
Исследование измерения со времен температуры остывающей воды.
-
Изучение явления теплообмена.
-
Измерение удельной теплоемкости вещества.
Измерение агрегатных состояний вещества (11ч)
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивные двигатели. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации
-
Явления испарения.
-
Кипение воды.
-
Постоянство температуры кипения жидкости.
-
Явление плавления и кристаллизации
-
Измерение влажности воздуха психометром или гигрометром.
-
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
-
Устройство паровой турбины.
Лабораторные работы и опыты
-
Измерение влажности воздуха.
-
Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.
Электрические и магнитные явления (34ч)
Электрические явления (27ч)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.
Демонстрации
-
Электризация тел.
-
Два рода электрических зарядов.
-
Устройство и действие электроскопа.
-
Проводники и изоляторы.
-
Электризация через влияние.
-
Перенос электрического заряда с одного тела на другое.
-
Закон сохранения электрического заряда.
-
Устройство конденсатора.
-
Энергия заряженного конденсатора
-
Источники постоянного тока.
-
Составление электрической цепи.
-
Электрический ток в электролитах.
-
Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.
-
Электрический разряд в газах.
-
Изменение силы тока амперметром.
-
Наблюдение постоянства силы тока на различных участках неразветвленной электрической цепи
-
Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.
-
Измерение напряженности вольтметром.
-
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
-
Реостат и магазин сопротивлений.
-
Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.
-
Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
Лабораторные работы и опыты
-
Наблюдение электрического взаимодействия тел.
-
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.
-
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.
-
Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.
-
Изучение последовательного соединения проводников.
-
Изучение параллельного соединения проводников.
-
Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра.
-
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
-
Измерение работы и мощности электрического тока.
-
Изучение электрических свойств жидкостей.
-
Изготовление гальванического элемента.
Электромагнитные явления (8ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Демонстрации
-
Опыт Эрстеда.
-
Магнитное поле тока.
-
Действие магнитного поля на проводник с током.
-
Устройство электродвигателя.
Лабораторные работы и опыты
-
Изучение взаимодействия постоянных магнитов.
-
Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.
-
Исследование явления намагничивания железа.
-
Изучение принципа действия электромагнитного реле.
-
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
-
Изучение принципа действия электродвигателя.
Электромагнитные колебания и волны (11ч)
Световые явления (11ч)
Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Демонстрации
-
Источники света.
-
Прямолинейное распространение света.
-
Закон отражения света.
-
Изображение в плоском зеркале.
-
Преломление света.
-
Ход лучей в собирающей линзе.
-
Ход лучей в рассеивающей линзе.
-
Получение изображений с помощью линз.
-
Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
-
Модель глаза.
Лабораторные работы и опыты
-
Изучение явлений распространения света.
-
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
-
Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
-
Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
-
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
-
Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Календарно-тематический план
Уроков физики в 8 классе
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
План
Факт
Тепловое явление (12ч)
1.1
Инструктаж по ТБ. Тепловое движение. Температура
2.2
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.
3.3
Теплопроводность. Конвекция. Теплообмен.
4.4
Примеры теплопередачи в природе и технике.
5.5
ИТБ 8-1. Л/Р. №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»
6.6
Удельная теплоемкость.
7.7
Расчет количества теплоты, необходимого для нагрева тела или выделяемого им при охлаждении.
8.8
ИТБ 8-2. Л/Р №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
9.9
ИТБ 8-3. Л/Р №3 « Определение удельной теплоемкости твердого тела»
10.10
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.
11.11
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах.
12.12
Контрольная работа №1 по теме: «Тепловые явления».
Изменение агрегатных состояний вещества (11ч)
13.1
Плавление и отвердение кристаллических тел.
14.2
Удельная теплота плавления. Решение задач.
15.3
Испарение и конденсация.
16.4
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.
17.5
Расчет количества теплоты при теплообмене.
18.6
Насыщенный пар. Влажность воздуха.
19.7
ИТБ 8-4. Л/Р №4 « Измерение влажности воздуха».
20.8
Работа газа и пара при расширении. Принципы работы тепловых двигателей.
21.9
КПД теплового двигателя. Преобразования энергии в тепловых машинах.
22.10
Экологические проблемы использования тепловых машин.
23.11
Контрольная работа № 2 по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества».
Электрические явления (27ч)
24.1
Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел.
25.2
Электроскоп. Закон сохранения электрического заряда.
26.3
Проводники диэлектрики и полупроводники.
27.4
Электрическое поле.
28.5
Дискретность электрического заряда. Строение атомов.
29.6
Объяснение электрических явлений.
30.7
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока.
31.8
Электрическая цепь и ее составные части.
32.9
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.
33.10
Сила тока. ИТБ 8-5 Л/Р №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»
34.11
Электрическое напряжение. ИТБ 8-6. Л/Р №6 « Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».
35.12
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление.
36.13
ИТБ 8-7. Л/Р №7 « Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника».
37.14
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.
38.15
Реостаты. ИТБ 8-8. Л/Р №8 « Регулирование силы тока реостатом».
39.16
Последовательное соединение проводников.
40.17
Параллельное сопротивление проводников.
41.18
Самостоятельная работа по теме: «Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Соединения проводников».
42.19
Работа и мощность электрического тока.
43.20
ИТБ 8-9. Л/Р №9 « Измерение работы и мощности электрического тока».
44.21
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.
45.22
Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.
46.23
Короткое замыкание. Предохранители.
47.24
Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках. Электролитах и газах.
48.25
Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
49.26
Повторительно-обобщающий урок по теме « Электрические явления».
50.27
Контрольная работа №3 по теме « Электрические явления»
Электромагнитные явления (7ч)
51.1
Коррекция знаний. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током.
52.2
Электромагниты. ИТБ 8-10. Л/Р №10 « Сборка электромагнита и испытание его действия».
53.3
Решение задач по теме « Магнитное поле прямого тока и катушки с током».
54.4
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
55.5
Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство электроизмерительных приборов.
56.6
Электрический двигатель. ИТБ 8-11. Л/Р №11 « Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).»
57.7
Контрольная работа №4 по теме « Электромагнитные явления».
Световые явления (11ч)
58.1
Отражение света. Плоское зеркало.
59.2
ИТБ 8-12. Л/Р №12 «Исследование зависимости угла отражения»
60.3
Преломление света.
61.4
ИТБ 8-13. Л/Р №13 « Исследование зависимости угла преломления от угла падения».
62.5
Линзы. Оптическая сила линзы.
63.6
Изображение, даваемые линзой.
64.7
Решение задач на построение изображений, даваемых линзой.
65.8
ИТБ 8-14. Л/Р №14 « Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений».
66.9
Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
67.10
Контрольная работа №5 по теме « Световые явления».
68.11
Заключительный урок.
8