Рабочая программа по физике 8 класс

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»

Прокопьевский муниципальный район


Рассмотрено на заседании МО

протокол №_____ от _______ г.

Согласованно МС

протокол №____от ________г.

Программа рекомендована

к работе педагогическим советом

протокол №______от___________

Утверждено приказом директора

№_________от_____г.


Рабочая программа по физике

для 8-х классов

2015-2016 учебный год




Составитель - учитель физики и информатики

Павленко Ю.П.





П. Трудармейский, 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования;

  • Примерной программы основного общего образования по физики;

  • Инструктивно-методического письма КРИПиПРО «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области»

  • Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Трудармейская средняя общеобразовательная школа»

При реализации рабочей программы используется УМК для 7-9 классов общеобразовательных учреждений Перышкин А.В и др. «Физика». Комплект включает в себя:

  1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2012-20114гг.

При изучении курса применяется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Федеральный компонент базисного учебного плана предусматривает изучение физики в 8 классе основной школы 2 часа в неделю (70 часов). Рабочая программа предусматривает выполнение лабораторных работ и опытов в размере 28. Так как учебных недель в году 34, рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Количество и перечень лабораторных работ и опытов в рабочей программе полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по физике.

Курс физики структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления квантовые явления. Физика изучает на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики направленно на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений: представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действий важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • Воспитание убежденности в возможности познаний природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношение к физики как к элементу общечеловеческой культуры;

  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • Использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов; наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • Формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • Приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментально проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • Владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • Организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физики являются устный опрос, письменный и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний-текущее и итоговое. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая-по завершении темы (раздела), школьного курса.











8 класс

Тепловые явления (23ч)

Тепловые явления (12ч)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерения. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы измерения внутренне энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередач.

Демонстрации

  1. Принцип действия термометра.

  2. Измерения внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередачи.

  3. Теплопроводность различных материалов.

  4. Конвекция в жидкостях и газах.

  5. Теплопередача путем излучения.

  6. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты

  1. Исследование измерения со времен температуры остывающей воды.

  2. Изучение явления теплообмена.

  3. Измерение удельной теплоемкости вещества.

Измерение агрегатных состояний вещества (11ч)

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивные двигатели. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации

  1. Явления испарения.

  2. Кипение воды.

  3. Постоянство температуры кипения жидкости.

  4. Явление плавления и кристаллизации

  5. Измерение влажности воздуха психометром или гигрометром.

  6. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

  7. Устройство паровой турбины.

Лабораторные работы и опыты

  1. Измерение влажности воздуха.

  2. Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.

Электрические и магнитные явления (34ч)

Электрические явления (27ч)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Демонстрации

  1. Электризация тел.

  2. Два рода электрических зарядов.

  3. Устройство и действие электроскопа.

  4. Проводники и изоляторы.

  5. Электризация через влияние.

  6. Перенос электрического заряда с одного тела на другое.

  7. Закон сохранения электрического заряда.

  8. Устройство конденсатора.

  9. Энергия заряженного конденсатора

  10. Источники постоянного тока.

  11. Составление электрической цепи.

  12. Электрический ток в электролитах.

  13. Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.

  14. Электрический разряд в газах.

  15. Изменение силы тока амперметром.

  16. Наблюдение постоянства силы тока на различных участках неразветвленной электрической цепи

  17. Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

  18. Измерение напряженности вольтметром.

  19. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

  20. Реостат и магазин сопротивлений.

  21. Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

  22. Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Лабораторные работы и опыты

  1. Наблюдение электрического взаимодействия тел.

  2. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

  3. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

  4. Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.

  5. Изучение последовательного соединения проводников.

  6. Изучение параллельного соединения проводников.

  7. Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра.

  8. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

  9. Измерение работы и мощности электрического тока.

  10. Изучение электрических свойств жидкостей.

  11. Изготовление гальванического элемента.

Электромагнитные явления (8ч)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Демонстрации

  1. Опыт Эрстеда.

  2. Магнитное поле тока.

  3. Действие магнитного поля на проводник с током.

  4. Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы и опыты

  1. Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

  2. Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

  3. Исследование явления намагничивания железа.

  4. Изучение принципа действия электромагнитного реле.

  5. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

  6. Изучение принципа действия электродвигателя.

Электромагнитные колебания и волны (11ч)

Световые явления (11ч)

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Демонстрации

  1. Источники света.

  2. Прямолинейное распространение света.

  3. Закон отражения света.

  4. Изображение в плоском зеркале.

  5. Преломление света.

  6. Ход лучей в собирающей линзе.

  7. Ход лучей в рассеивающей линзе.

  8. Получение изображений с помощью линз.

  9. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

  10. Модель глаза.

Лабораторные работы и опыты

  1. Изучение явлений распространения света.

  2. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

  3. Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

  4. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

  5. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

  6. Получение изображений с помощью собирающей линзы.











Календарно-тематический план

Уроков физики в 8 классе

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

План

Факт


Тепловое явление (12ч)



1.1

Инструктаж по ТБ. Тепловое движение. Температура



2.2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.



3.3

Теплопроводность. Конвекция. Теплообмен.



4.4

Примеры теплопередачи в природе и технике.



5.5

ИТБ 8-1. Л/Р. №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»



6.6

Удельная теплоемкость.



7.7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагрева тела или выделяемого им при охлаждении.



8.8

ИТБ 8-2. Л/Р №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»



9.9

ИТБ 8-3. Л/Р №3 « Определение удельной теплоемкости твердого тела»



10.10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.



11.11

Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах.



12.12

Контрольная работа №1 по теме: «Тепловые явления».




Изменение агрегатных состояний вещества (11ч)



13.1

Плавление и отвердение кристаллических тел.



14.2

Удельная теплота плавления. Решение задач.



15.3

Испарение и конденсация.



16.4

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.



17.5

Расчет количества теплоты при теплообмене.



18.6

Насыщенный пар. Влажность воздуха.



19.7

ИТБ 8-4. Л/Р №4 « Измерение влажности воздуха».



20.8

Работа газа и пара при расширении. Принципы работы тепловых двигателей.



21.9

КПД теплового двигателя. Преобразования энергии в тепловых машинах.



22.10

Экологические проблемы использования тепловых машин.



23.11

Контрольная работа № 2 по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества».




Электрические явления (27ч)



24.1

Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел.



25.2

Электроскоп. Закон сохранения электрического заряда.



26.3

Проводники диэлектрики и полупроводники.



27.4

Электрическое поле.



28.5

Дискретность электрического заряда. Строение атомов.



29.6

Объяснение электрических явлений.



30.7

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока.



31.8

Электрическая цепь и ее составные части.



32.9

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.



33.10

Сила тока. ИТБ 8-5 Л/Р №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»



34.11

Электрическое напряжение. ИТБ 8-6. Л/Р №6 « Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».



35.12

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление.



36.13

ИТБ 8-7. Л/Р №7 « Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника».



37.14

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.



38.15

Реостаты. ИТБ 8-8. Л/Р №8 « Регулирование силы тока реостатом».



39.16

Последовательное соединение проводников.



40.17

Параллельное сопротивление проводников.



41.18

Самостоятельная работа по теме: «Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Соединения проводников».



42.19

Работа и мощность электрического тока.



43.20

ИТБ 8-9. Л/Р №9 « Измерение работы и мощности электрического тока».



44.21

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.



45.22

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.



46.23

Короткое замыкание. Предохранители.



47.24

Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках. Электролитах и газах.



48.25

Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.



49.26

Повторительно-обобщающий урок по теме « Электрические явления».



50.27

Контрольная работа №3 по теме « Электрические явления»




Электромагнитные явления (7ч)



51.1

Коррекция знаний. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током.



52.2

Электромагниты. ИТБ 8-10. Л/Р №10 « Сборка электромагнита и испытание его действия».



53.3

Решение задач по теме « Магнитное поле прямого тока и катушки с током».



54.4

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.



55.5

Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство электроизмерительных приборов.



56.6

Электрический двигатель. ИТБ 8-11. Л/Р №11 « Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).»



57.7

Контрольная работа №4 по теме « Электромагнитные явления».




Световые явления (11ч)



58.1

Отражение света. Плоское зеркало.



59.2

ИТБ 8-12. Л/Р №12 «Исследование зависимости угла отражения»



60.3

Преломление света.



61.4

ИТБ 8-13. Л/Р №13 « Исследование зависимости угла преломления от угла падения».



62.5

Линзы. Оптическая сила линзы.



63.6

Изображение, даваемые линзой.



64.7

Решение задач на построение изображений, даваемых линзой.



65.8

ИТБ 8-14. Л/Р №14 « Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений».



66.9

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.



67.10

Контрольная работа №5 по теме « Световые явления».



68.11

Заключительный урок.





8


© 2010-2022