- Преподавателю
- Физика
- ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ С УЧЕТОМ СТИЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ С УЧЕТОМ СТИЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бушуева Н.Л. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ С УЧЕТОМ СТИЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Бушуева Наталья Леонидовна
Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Но при традиционной системе обучения не каждый школьник способен освоить программу. По своим природным способностям, темпу работы учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать учащихся как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития. Учитель обычно выбирает те методы и приемы обучения, которые ориентированы на среднего ученика.
Как показали многочисленные психолого-педагогические исследования, если уровнять многие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно: обеспечить одинаковый исходный минимум знаний у всех учащихся, положительное отношение их к уроку, тщательно разработать методику введения нового материала, то, несмотря на равенство этих условий, новые знания будут усвоены по-разному. Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех учащихся. Одним из наиболее перспективных подходов в этом плане является учет стиля индивидуальности.
Рассмотрение в учебном процессе различных типов восприятия информации явилось основанием для разработки организационной модели методики обучения с учетом когнитивных стилей учащихся, которая включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический и диагностический (ДК).
Модель разработанной методики представлена на схеме.
Рассмотрим более подробно технологический компонент.
Технологический компонент определяет методы и приемы, учитывающие индивидуальные стили учащихся на уроках.
Методы обучения и формы организации учебного процесса являются важнейшими элементами методической системы учителя. Вообще, формы организации учебно-познавательной деятельности школьников при освоении предмета уже определяются ведущими методами обучения.
Схема
Организационная модель методики обучения
с учетом стилей индивидуальности учащихся
Повышение уровня умений учащихся
Создание благоприятных условий, активизирующих учащихся в процессе обучения
Повышение уровня сформированности умения работать в не характерной для ученика модальности
Отбор и содержание материала с учётом когнитивных стилей учащихся
Основание отбора
Принципы отбора
Критерии отбора
Дифференциация процесса обучения на основе учёта познавательных стилей
1. Индивидуальный подход к учащимся
2. Ориентация на достижение всеми учащимися уровня обязательных результатов
3. Стимулирование активности учащихся в процессе обучения
4. Использование наглядности в процессе обучения
1. Индивидуальные особенности учащихся
2. Способы работы с информацией
3. Уровень познавательной деятельности
4. Уровень активности учащихся в процессе познавательной деятельности
Разработка, использование в процессе обучения методов и приемов в соответствии с когнитивными стилями учащихся, направленных на:
Цель: реализация методики учета когнитивных стилей учащихся в процессе обучения
Целевой компонент
Определение цели и задач в процессе обучения с учётом когнитивных стилей учащихся
ДК
Начальная диагностика по выявлению: уровня усвоения учебного материала, ведущего типа восприятия информации, уровня сформированности способности работать в другой модальности
Содержательный компонент
Технологический компонент
адаптацию учебного материала к ведущей системе восприятия
развитие недостаточно сформированной системы восприятия
формирование знаний и умений
Овладение новыми способами деятельности не характерными для восприятия ученика
Закрепление в другой, наиболее сложной модальности
Устные задачи Диалог Рассказ
Дискуссия Иллюстративный метод Решение устных задач
ДК
Итоговая диагностика уровня освоения учебного материала и сформированности умения работать в не характерной для ученика модальности
Уровни: низкий; средний; высокий
Визуалы
Кинестетики
Аудиалы
Материал адаптирован к развитым системам восприятия
Актуализация знаний, изучение материала в предпочитаемой модальности
Графическая наглядность Исследовательский метод
Иллюстративный метод Зрительное представление
Устные инструкции Практические работы
Изготовление моделей Взаимодействие с другими учениками
Аудиалы
Визуалы
Кинестетики
Сформированность умений
Метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения. В педагогике кроме понятия метод существует понятие методический прием. Методический прием - это деталь метода, частное понимание по отношению к методу. Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога.
Выделим методы и приемы организации работы на уроке отдельно для каждого из типов восприятия информации, при этом будем учитывать условия, при которых формировались бы способности ученика работать в разных модальностях (таблица).
Таблица
Методы и приемы, учитывающие когнитивные стили учащихся
в процессе обучения
Основные типы восприятия
Методы и приемы обучения для разных типов модальностей
Адаптирующие учебный материал к ведущей системе восприятия
Развивающие не сформированные системы восприятия
Визуальный тип
Методы:
1) метод наглядной передачи информации;
2) демонстрационный метод;
3) иллюстративный метод.
Приемы:
1) наблюдение;
2) использование чертежей, таблиц, моделей, презентаций;
3) решение визуализированных задач.
Методы:
1) словесная передача информации;
2) дискуссионный метод;
3) передача информации с помощью практической деятельности;
4) исследовательский метод.
Приемы:
1) использование математических диктантов;
2) составление план-конспектов, работа с книгой;
3) беседа, рассказ, объяснение.
Аудиальный тип
Методы:
1) методы словесной передачи информации;
2) дискуссионный метод.
Приемы:
1) рассказ (о фактах из истории, о ученых);
2) беседа (с целью сообщения новых знаний, актуализации старых, для проверки и оценки знаний);
3) объяснение (сущности материала);
4) устное решение задач.
Методы:
1) метод наглядной передачи информации;
2) иллюстративный метод;
3) передача информации с помощью практической деятельности;
4) исследовательский метод.
Приемы:
1) наблюдение;
2) использование чертежей, таблиц, моделей;
3) составление конспектов, работа с книгой;
4) решение визуализированных задач.
Кинестетический тип
Методы:
1) метод передачи информации с помощью практической деятельности;
2) метод познавательной игры;
3) исследовательский метод.
Приемы:
1) решение вычислительных задач;
2) исследовательская деятельность;
3) работа с книгой (конспектирование текста, составление плана к тексту).
Методы:
1) иллюстративный метод;
2) метод наглядной передачи информации;
3) дискуссионный метод;
4) методы словесной передачи информации.
Приемы:
1) использование диктантов,
2) применение чертежей, таблиц, моделей;
3) беседа, рассказ;
4) решение устных, визуализированных задач.
Использование различных методов и приемов, учитывающих когнитивные стили учащихся, позволяет лучше раскрыть учебный материал, активизировать и заинтересовать учащихся в процессе обучения.
Е-mail: [email protected]